Одна из легенд повествует о раввине-чародее, жившем в ХVII столетии. Иегуда Лев бен Безалел был сведущ в различных науках. Он изучил не только талмуд и каббалу, но также математику и астрологию, и благодаря своим знаниям мог делать удивительные вещи.
Иегуда Лев бен Безалел (1520-1609) — тридцать шесть лет был главным раввином Праги. Ему принадлежат пятнадцать философско-религиозных трактатов. Предание приписывает ему создание первого искусственного существа — голема. Легенды о мудрости и магических способностях «великого рабби» дошли до нас через века и отразились в литературе.
Австрийский писатель и философ-мистик первой половины ХХ в. Густав Майринк возродил легенду о созданном бен Безалелом глиняном Големе, связав ее с обрядами инициации, магического посвящения. Рассказывают, будто «великий раввин» вылепил из глины фигуру человека, сотворил над ней магический обряд, призвав на помощь природные стихии, управляющие Вселенной, а затем вложил в рот глиняной статуи «шем» - листок с именем духа управляющим Големом и мистической тетраграммой. И его создание ожило!
Голем прислуживал Безалелу, выполнял работу по дому, помогал звонить в колокола в синагоге. Этот слуга не нуждался в пище и питье, в отдыхе и сне. Он всю неделю трудился не покладая рук. Но каждую пятницу, вечером, накануне «шабеса» (богослужения в честь праздника субботы) раввин вынимал «шем» изо рта Голема, и тот снова превращался в глиняного истукана, застывая в углу. Однако стоило миновать субботе, когда, по иудейской вере, нельзя было работать, - Безалел вновь «оживлял» куклу с помощью «шема».
Как-то раз раввин, отправляясь в синагогу на «шабес», забыл вытащить «шем» изо рта своего глиняного слуги. Но стоило ему начать читать молитву, как в молельню прибежали люди и сообщили, что Голем разбушевался.
Не закончив псалма, Безалел поспешил домой. Там он застал полный разгром: битую посуду, поломанную мебель, вещи и книги, валявшиеся на полу. Во дворе Голем уже убивал домашних животных и птицу, с корнем вырывал из земли деревья.
Раввин направился к своему созданию, глядя на него в упор и шепча заклинание. Голем замер на месте, и хозяин выдернул у него изо рта волшебный «шем». Тут же глиняный слуга упал на землю и остался лежать без движения. Безалел же вернулся в синагогу.
Больше раввин не оживлял этого монстра. Тот навечно остался в старой синагоге в виде бездушной статуи, которую иногда показывали посетителям.
Клубника от дьявола.
Еще не так давно, если верить автору «Старинных чешских сказаний» Алоису Ирасеку, в окрестностях старой Праги, на Вышеградской улице, на углу Карловой площади, стоял дом под номером 40, который называли «домом Фауста». Много лет он оставался необитаемым, его окружал запущенный сад. Рассказывали, что именно здесь некогда жил знаменитый доктор Иоганн Фауст.
Как известно, злосчастный персонаж Гете — фигура вполне подлинная. Этот человек жил в XVI в. и занимался исследованиями в области философии и магии. Изучение древних каббалистических манускриптов помогло ему овладеть магическим искусством.
В народе жили изустные предания о потрясающих возможностях чародея Фауста. Говорили, к примеру, о том, что, стоило ему похлопать рукой по деревянной столешнице, как та начинала источать потоки вина. Или о том, как с голодухи Фауст умял целый воз сена, закусив телегой и лошадью. Или о том, как среди зимы дьявол снабжал Фауста свежей клубникой. В одной такой сказке изнемогавший от жары Фауст велел чертям усыпать землю снегом, чтобы он мог покататься на санях. А чего стоит история о том, как на базаре ученый заставил цыплят мгновенно вылупиться из яиц, накрыв их своим плащом. В другой раз он упал в воду из лодки, но его одежда осталась сухой.
Современники Фауста не могли объяснить это иначе, как вмешательством дьявола.
Итак, вернемся к дому, где когда-то якобы жил чернокнижник. Рассказывают, что когда час пробил и Мефистофель явился к нему, чтобы утащить с собой в ад, Фауст принялся читать самые мощные заговоры и заклинания. Но они не помогли. Дьявол схватил его и устремился с ним наружу прямо сквозь потолок.
Легенда гласит, что в потолке одной из комнат второго этажа осталась огромная дыра, через которую якобы Мефистофель унес чернокнижника в ад. Ее пробовали заделывать, но за ночь штукатурка осыпалась и кирпичи выпадали. Дьявольская сила не желала, чтобы стерлось воспоминание о ней.
Вскоре пошли слухи, что по дому бродит дух Фауста. Охваченные ужасом жильцы покинули его. С тех пор здесь никто не жил.
Придворный гипнотизер.
Один из самых знаменитых пражских средневековых чародеев – «придворный» колдун короля Вацлава – Жито. Алоис Ирасек в книге «Старинные чешские сказания» пишет, что Жито «…умел привораживать кого угодно и по желанию изменять свою фигуру и лицо».
Например, отправлялся колдун в королевский дворец в темном суконном платье, и вдруг на нем оказывались шелковый кафтан, пестрые штаны и башмаки с блестящими пряжками.
Жито любил подшучивать над придворными. Однажды за обедом у короля он сделал так, что у королевского шута на глазах у всех руки одеревенели и превратились сначала в рога, а затем в конские копыта. Это всех очень насмешило, кроме, разумеется, самого бедняги шута. Наконец король попросил Жито вернуть верхним конечностям шута прежний облик. Колдун принялся совершать над своей жертвой пассы руками и читать заклинания. Копыта превратились в бычьи, и только потом в человеческие.
Автор книги «Мистическая Прага» Вадим Бурлак полагает, что речь в данном случае идет вовсе не о колдовстве, а о гипнозе! Жито был не магом, он всего лишь ловко умел морочить людям головы, внушать им то, чего на самом деле нет.
Может, и Бен Безалел с Фаустом были просто великими мистификаторами? Впрочем, нам, живущим в XXI в., судить об этом трудно…
Австрийский писатель и философ-мистик первой половины ХХ в. Густав Майринк возродил легенду о созданном бен Безалелом глиняном Големе, связав ее с обрядами инициации, магического посвящения. Рассказывают, будто «великий раввин» вылепил из глины фигуру человека, сотворил над ней магический обряд, призвав на помощь природные стихии, управляющие Вселенной, а затем вложил в рот глиняной статуи «шем» - листок с именем духа управляющим Големом и мистической тетраграммой. И его создание ожило!
Голем прислуживал Безалелу, выполнял работу по дому, помогал звонить в колокола в синагоге. Этот слуга не нуждался в пище и питье, в отдыхе и сне. Он всю неделю трудился не покладая рук. Но каждую пятницу, вечером, накануне «шабеса» (богослужения в честь праздника субботы) раввин вынимал «шем» изо рта Голема, и тот снова превращался в глиняного истукана, застывая в углу. Однако стоило миновать субботе, когда, по иудейской вере, нельзя было работать, - Безалел вновь «оживлял» куклу с помощью «шема».
Как-то раз раввин, отправляясь в синагогу на «шабес», забыл вытащить «шем» изо рта своего глиняного слуги. Но стоило ему начать читать молитву, как в молельню прибежали люди и сообщили, что Голем разбушевался.
Не закончив псалма, Безалел поспешил домой. Там он застал полный разгром: битую посуду, поломанную мебель, вещи и книги, валявшиеся на полу. Во дворе Голем уже убивал домашних животных и птицу, с корнем вырывал из земли деревья.
Раввин направился к своему созданию, глядя на него в упор и шепча заклинание. Голем замер на месте, и хозяин выдернул у него изо рта волшебный «шем». Тут же глиняный слуга упал на землю и остался лежать без движения. Безалел же вернулся в синагогу.
Больше раввин не оживлял этого монстра. Тот навечно остался в старой синагоге в виде бездушной статуи, которую иногда показывали посетителям.
Клубника от дьявола.
Еще не так давно, если верить автору «Старинных чешских сказаний» Алоису Ирасеку, в окрестностях старой Праги, на Вышеградской улице, на углу Карловой площади, стоял дом под номером 40, который называли «домом Фауста». Много лет он оставался необитаемым, его окружал запущенный сад. Рассказывали, что именно здесь некогда жил знаменитый доктор Иоганн Фауст.
Как известно, злосчастный персонаж Гете — фигура вполне подлинная. Этот человек жил в XVI в. и занимался исследованиями в области философии и магии. Изучение древних каббалистических манускриптов помогло ему овладеть магическим искусством.
В народе жили изустные предания о потрясающих возможностях чародея Фауста. Говорили, к примеру, о том, что, стоило ему похлопать рукой по деревянной столешнице, как та начинала источать потоки вина. Или о том, как с голодухи Фауст умял целый воз сена, закусив телегой и лошадью. Или о том, как среди зимы дьявол снабжал Фауста свежей клубникой. В одной такой сказке изнемогавший от жары Фауст велел чертям усыпать землю снегом, чтобы он мог покататься на санях. А чего стоит история о том, как на базаре ученый заставил цыплят мгновенно вылупиться из яиц, накрыв их своим плащом. В другой раз он упал в воду из лодки, но его одежда осталась сухой.
Современники Фауста не могли объяснить это иначе, как вмешательством дьявола.
Итак, вернемся к дому, где когда-то якобы жил чернокнижник. Рассказывают, что когда час пробил и Мефистофель явился к нему, чтобы утащить с собой в ад, Фауст принялся читать самые мощные заговоры и заклинания. Но они не помогли. Дьявол схватил его и устремился с ним наружу прямо сквозь потолок.
Легенда гласит, что в потолке одной из комнат второго этажа осталась огромная дыра, через которую якобы Мефистофель унес чернокнижника в ад. Ее пробовали заделывать, но за ночь штукатурка осыпалась и кирпичи выпадали. Дьявольская сила не желала, чтобы стерлось воспоминание о ней.
Вскоре пошли слухи, что по дому бродит дух Фауста. Охваченные ужасом жильцы покинули его. С тех пор здесь никто не жил.
Придворный гипнотизер.
Один из самых знаменитых пражских средневековых чародеев – «придворный» колдун короля Вацлава – Жито. Алоис Ирасек в книге «Старинные чешские сказания» пишет, что Жито «…умел привораживать кого угодно и по желанию изменять свою фигуру и лицо».
Например, отправлялся колдун в королевский дворец в темном суконном платье, и вдруг на нем оказывались шелковый кафтан, пестрые штаны и башмаки с блестящими пряжками.
Жито любил подшучивать над придворными. Однажды за обедом у короля он сделал так, что у королевского шута на глазах у всех руки одеревенели и превратились сначала в рога, а затем в конские копыта. Это всех очень насмешило, кроме, разумеется, самого бедняги шута. Наконец король попросил Жито вернуть верхним конечностям шута прежний облик. Колдун принялся совершать над своей жертвой пассы руками и читать заклинания. Копыта превратились в бычьи, и только потом в человеческие.
Автор книги «Мистическая Прага» Вадим Бурлак полагает, что речь в данном случае идет вовсе не о колдовстве, а о гипнозе! Жито был не магом, он всего лишь ловко умел морочить людям головы, внушать им то, чего на самом деле нет.
Может, и Бен Безалел с Фаустом были просто великими мистификаторами? Впрочем, нам, живущим в XXI в., судить об этом трудно…
Обсуждения Чародей Фауст