Будучи сильно обиженными, мы начинаем испытывать чувство потери — потери уверенности и безопасности во взаимоотношениях. Рискуем потерять дружбу, честь и верность по отношению к своим друзьям и близким. Можем утратить надежду и ощущение того, что мир справедлив. Мы рискуем вообще усомниться в людях, или придем к выводу, что все жестоки и бесчувственны. Это прямая дорога к цинизму. Подобные потери заставляют нас горевать. Переживание горя включает в себя несколько этапов. Вначале мы испытываем шок и что-то вроде оцепенения, становимся эмоционально нестабильными. Начинаем испытывать странные чувства в обычных обстоятельствах или привычные чувства, но в неподходящих ситуациях и местах.На втором этапе переживания стараемся разобраться в том, что с нами произошло. В этот период мы вновь и вновь прокручиваем в голове пережитое событие. Воображаем возможные концовки события или просто удивляемся тому, как все могло так случиться. «Что было бы, если?..» — неустанно повторяет наш внутренний голос. И мы начинаем выращивать один цветок памяти за другим, при этом видоизменяя событие.
И сказал Иисус: «Господи, прости их, они не ведают что творят».
Евангелие от Луки
Испытывая печаль, мы ищем новое понимание жизни сообразно с переживаемой нами потерей. Некоторые люди способны горевать годами.
Постоянное прокручивание в голове одних и тех же мыслей влияет на взаимодействие с социумом. Иногда мы рассказываем кому-то о том, что потеряли, о том, как были неправы. И готовы щедро делиться воспоминаниями со всеми, чье внимание нам удалось привлечь. Рассказывая историю несчастий, мы повествуем в первую очередь о своих потерях.
Второй этап переживания подобен завладевшему нами сну, в котором мы снова и снова пересматриваем один и тот же фильм. Мы изнуряем друзей, рассказывая им одну и ту же историю. Друзья хотят сказать нам, чтобы мы перестали, а некоторые не только хотят, но и говорят это напрямую. Но если бы перестать было так просто. Отвлечься от навязчивых идей, как правило, очень трудно.
Наконец, нам удается разобраться с нашими переживаниями, и мы принимаем решение продолжать двигаться дальше, несмотря на все потери. Наконец-то наша печаль проходит.
Прямо сейчас создайте в голове список тех, кто печалит вас. Помолитесь Господу, попросите его изменить этих людей (помните, что сами вы сделать это не в состоянии). Молитесь о том, чтобы Бог даровал вам возможность увидеть тот день, когда вражда сменится миром.
Чарльз Р. Свиндолл
То, что мы думаем о причиненном нам горе, играет решающую роль в воспоминаниях, которые у нас останутся, когда мы избавимся от печали. Природа горя такова, что, печалясь, мы постоянно пересказываем себе одну и ту же историю. Если после двух или более лет печали мы не прощаем обидчика или себя, то продолжаем в тысячный раз пересказывать себе и друзьям все ту же историю нашего непрощения. Мы снова и снова пробуждаем чувство горечи, обиды, злобы и страха. Если позволить этим чувствам завладеть нами, обернуться ненавистью и враждебностью, то и воспоминания соответствующим образом изменятся, и дальнейшее переживание проблемы будет проходить под знаком ненависти, враждебности и злобы. В этом случае даже спустя многие годы мы будем пожинать горькие плоды своего неумения прощать.
Напротив, если мы сможем в период печали побороть себя и простить, видоизменим свои воспоминания, а вместе с тем и характер нашей жизни, наши страдания прекратятся. Мы перестанем снова и снова прокручивать в голове одно и то же событие.
Прощение и преобразование
Слой грязи, под которым скрывается сокровище прощения, состоит из эмоций и мотиваций, связанных с непрощением. Если мы хотим научиться прощать, нам шаг за шагом придется избавляться от негативных эмоций и мотивов.
Мы должны будем видоизменить эмоции и мотивы путем их обновления и трансформации. Мы способны шаг за шагом избавиться от слоя грязи и в конечном итоге найти среди руин сокровище — сокровище прощения.
Один из инструментов, который поможет нам в этом, заключается в изменении взгляда на причину проступка. В когнитивной психологии такой подход называется сменой обвиняемого лица, сменой лица, осуществляющего контроль, и, наконец, сменой лица, ответственного за произошедшее. Если мы сможем понять, что ответственность лежит не только на нашем обидчике, но и на нас самих, нам будет легче простить.
Еще один способ открыть для себя сокровище прощения — научиться испытывать положительные эмоции.
Способны ли мы сопереживать тому, кто причинил нам боль?
Можно использовать терапевтическую технику разговора с пустым стулом, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Нужно сесть на стул и начать разговор так, как если бы перед нами сидел наш обидчик. Затем необходимо пересесть на стул обидчика и продолжить разговор от его (ее) лица. После нескольких таких перемещений нам станет проще понять человека, нанесшего нам обиду.
И сказал Иисус: «Господи, прости их, они не ведают что творят».
Евангелие от Луки
Испытывая печаль, мы ищем новое понимание жизни сообразно с переживаемой нами потерей. Некоторые люди способны горевать годами.
Постоянное прокручивание в голове одних и тех же мыслей влияет на взаимодействие с социумом. Иногда мы рассказываем кому-то о том, что потеряли, о том, как были неправы. И готовы щедро делиться воспоминаниями со всеми, чье внимание нам удалось привлечь. Рассказывая историю несчастий, мы повествуем в первую очередь о своих потерях.
Второй этап переживания подобен завладевшему нами сну, в котором мы снова и снова пересматриваем один и тот же фильм. Мы изнуряем друзей, рассказывая им одну и ту же историю. Друзья хотят сказать нам, чтобы мы перестали, а некоторые не только хотят, но и говорят это напрямую. Но если бы перестать было так просто. Отвлечься от навязчивых идей, как правило, очень трудно.
Наконец, нам удается разобраться с нашими переживаниями, и мы принимаем решение продолжать двигаться дальше, несмотря на все потери. Наконец-то наша печаль проходит.
Прямо сейчас создайте в голове список тех, кто печалит вас. Помолитесь Господу, попросите его изменить этих людей (помните, что сами вы сделать это не в состоянии). Молитесь о том, чтобы Бог даровал вам возможность увидеть тот день, когда вражда сменится миром.
Чарльз Р. Свиндолл
То, что мы думаем о причиненном нам горе, играет решающую роль в воспоминаниях, которые у нас останутся, когда мы избавимся от печали. Природа горя такова, что, печалясь, мы постоянно пересказываем себе одну и ту же историю. Если после двух или более лет печали мы не прощаем обидчика или себя, то продолжаем в тысячный раз пересказывать себе и друзьям все ту же историю нашего непрощения. Мы снова и снова пробуждаем чувство горечи, обиды, злобы и страха. Если позволить этим чувствам завладеть нами, обернуться ненавистью и враждебностью, то и воспоминания соответствующим образом изменятся, и дальнейшее переживание проблемы будет проходить под знаком ненависти, враждебности и злобы. В этом случае даже спустя многие годы мы будем пожинать горькие плоды своего неумения прощать.
Напротив, если мы сможем в период печали побороть себя и простить, видоизменим свои воспоминания, а вместе с тем и характер нашей жизни, наши страдания прекратятся. Мы перестанем снова и снова прокручивать в голове одно и то же событие.
Прощение и преобразование
Слой грязи, под которым скрывается сокровище прощения, состоит из эмоций и мотиваций, связанных с непрощением. Если мы хотим научиться прощать, нам шаг за шагом придется избавляться от негативных эмоций и мотивов.
Мы должны будем видоизменить эмоции и мотивы путем их обновления и трансформации. Мы способны шаг за шагом избавиться от слоя грязи и в конечном итоге найти среди руин сокровище — сокровище прощения.
Один из инструментов, который поможет нам в этом, заключается в изменении взгляда на причину проступка. В когнитивной психологии такой подход называется сменой обвиняемого лица, сменой лица, осуществляющего контроль, и, наконец, сменой лица, ответственного за произошедшее. Если мы сможем понять, что ответственность лежит не только на нашем обидчике, но и на нас самих, нам будет легче простить.
Еще один способ открыть для себя сокровище прощения — научиться испытывать положительные эмоции.
Способны ли мы сопереживать тому, кто причинил нам боль?
Можно использовать терапевтическую технику разговора с пустым стулом, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Нужно сесть на стул и начать разговор так, как если бы перед нами сидел наш обидчик. Затем необходимо пересесть на стул обидчика и продолжить разговор от его (ее) лица. После нескольких таких перемещений нам станет проще понять человека, нанесшего нам обиду.
Обсуждения Прощение и печаль