Если мы верим, что для медитации нужна тишина, нам неприятно, когда тишину нарушают. Почему? Из-за ожидания. Если вы можете слушать шум и тишину с верным отношением, вы не найдете между ними различия. В тишине, если внимательно прислушаться, можно услышать множество всего возникающего, разговаривающего с вами. Правильное слушание – это форма медитации. Не следует думать, что медитация – это только когда сидят или ходят, исполненные внимания, или едят со вниманием, или делают что-то медленно и спокойно. То, что мы делаем, на самом деле не важно, но то, как мы это делаем, будет определять наше медитативное или не-медитативное состояние.
Нередко люди привязаны к форме, к внешним способам действия как форме медитации или не-медитации. Но когда вам свойственна подверженность форме, вы стараетесь принять форму определенным образом, в действительности не обладая медитативным настроем. Но люди, привязанные к форме, сказали бы: «Нет, если вы не сидите правильно в позе лотоса с прямой спиной и полным соответствием в остальном форме сидения, вы не медитируете». Когда вы пытаетесь сесть или лечь, расслабиться с ясным осознанием, с полным вниманием к происходящему вокруг или внутри вас, вы несомненно медитируете. Необходимо понять суть простоты медитации. Медитация – здесь и сейчас. Благодаря простому ясному осознанию вы видите, вы слышите, вы знаете, что происходит. Вы знаете не только что является объектом медитации «там снаружи», но также и что происходит «здесь внутри» и как оно воздействует на объект, на то, что происходит вовне. Вы – во взаимодействии, вы – в контакте с происходящим.
Большую часть времени мы отрезаны от контактов или отношений с происходящим снаружи и внутри нас. «Отрезание» – это проявление исключения, фиксирования, замыкания в чем-то. Оно является противоположностью открытости. Но если внимательно посмотреть, можно увидеть, что большинство из нас боится быть открытым, боится увидеть то, что не ожидает увидеть, в особенности если это что-то пугающее или неприятное.
Беспокойство часто вызвано неспособностью освободиться от прошлого, ожиданием того, что что-то неприятное повторится вновь. Медитация – это способ отпустить прошлое или прожить прошлое, если с ним имеют дело. С ним имеют дело, как только оно возникает. Поэтому мы говорим о медитации как о «жизни в настоящем, жизни сейчас, каждое мгновение». Если каждое мгновение вы полностью пробуждены, у вас полностью живое осознание, что еще можно желать?
Можно спросить: «Как можно быть пробужденным все время?» Мы ощущаем постоянную пробужденность как бремя. Многие думают, что если постоянно быть пробужденным, то не будешь счастливым. Но это согласуется с идеей осознанности, которая совершенно отличается от состояния осознания. Без сомнения, если мы делаем усилие, чтобы быть осознанными, это становится бременем. Но это не означает, что осознание – бремя. Именно то, что мы делаем усилие, является бременем. Поэтому мы задаем вопрос: «Действительно ли надо делать усилие, чтобы быть осознанным, или можно быть осознанным просто так?» Нет, не требуется настоящего усилия, чтобы быть осознанным. Приложение усилия на самом деле приводит к рассеиванию энергии, отчасти потому, что энергия направляется на совершение действия, на действие приложения усилия; энергия также тратится на беспокойство и напряжение при концентрации на цели – осознании. Поэтому энергия течет в нескольких направлениях. Когда подобное случается, вы устаете и расстраиваетесь из-за отсутствия успеха. Если вам удается достичь осознания благодаря усилию, вы очень гордитесь собой, но как только вы себя поздравите, осознание исчезнет, опять оставив вас в расстройстве.
Но если вы относитесь ко всему процессу, как к игре, вы можете над ним посмеяться, вы никогда не станете жертвой из-за потери осознания. Вы никогда не испытаете чувство безнадежности, так как надежда есть всегда, надежда без направления вашей энергии на то, чтобы на что-то надеяться. Надежда существует также в том смысле, что ваше существо движется в потоке в своем собственном направлении, не останавливаясь, и что вам открыто множество возможностей, вы находитесь в постоянном состоянии текучести.
Можно найти опору как в негативном, так и в позитивном. Вы с легкостью можете понять негативное, вы не можете двигаться вперед, вы становитесь очень несчастны из-за того, с чем вы ничего не можете поделать: с вашими неудачами, препятствиями, преградами. Но, опираясь на позитивное, очень трудно прийти к пониманию из-за приятных ощущений. И это главное препятствие, мешающее дальнейшему продвижению.
Мудрость приходит благодаря страданию и разочарованию, но эти состояния не следует ни искать, ни создавать. Суть в том, что мы должны смотреть, движемся ли мы в потоке или привязались к чему-то, вместо того чтобы пытаться плыть. Если вы пытаетесь плыть, то опять следуете идее движения в потоке. Следование – это неудачное обстоятельство для нашего образа мышления. Можно видеть, что вы не следуете множеству вещей в обществе, но следуете множеству представлений и точек зрений внутри себя, из-за этого вы не свободны. Если бы вы могли ясно видеть, как вы следуете, вы могли бы возобновить движение в потоке.
Говорят, что медитируют ради обретения покоя и счастья. Это верно, но не совсем. Если вы «следуете» обретению покоя и счастья, вы просматриваете-пропускаете страдание и разочарование или подавляете их, так как не хотите иметь с ними дела. Медитировать – это обладать «покоем», и вы повторяете эту мантру опять и опять. Но медитировать становится тяжелее, поскольку вы задались целью. Когда мы задаемся целью, эго стремится к достижению, что для него совершенно естественно. Тогда мы виним себя или эго за то, что не достигаем поставленной цели. Если мы спорим с собой или исследуем причину отсутствия успеха, мы не смотрим на то, что происходит. Эти действия отдаляют нас от реальности, так как мы не смотрим на то, что происходит «сейчас». Мы смотрим на что-то «там» в прошлом или будущем, мы не смотрим на то, что происходит в данный момент.
Когда вы сидите и делаете какие-то движения, жесты, осознаете ли вы свои движения в отношении своих чувств или идей? Или когда вы совершаете движения из-за того, что нервничаете, сознаете ли вы, что нервничаете? Итак, очень часто мы теряем связь между своими движениями и чувствами. Постарайтесь понять различие между концентрацией и осознанием. Осознание открыто тому, что происходит, оно видит все, что связано с происходящим. Требуется только, чтобы вы смотрели. Если мы смотрим постоянно, мы увидим. Если мы не смотрим, мы не увидим. Однако, если мы смотрим, фиксируя свое внимание только на чем-то одном, мы пропустим много всего другого. Медитировать с таким представлением означает фиксировать свой ум на чем-то. Но мы противодействуем фиксированию. Нам нравится чувствовать, что мы что-то делаем. Это деятельность эго, эго необходимо чувствовать, что оно что-то делает. Но випассана предлагает: «Посмотри на эго, оно хочет делать что-нибудь». Тогда эго становится объектом медитации. И вы видите, в чем состоит желание эго.
Итак, что же такое на самом деле медитация? Мы говорили о чем-то некоторое время, но все же, возможно, у вас нет четкого представления о медитации. Ключ не в том, чтобы было представление, а скорее в том, чтобы в действии стать осознающим, будучи внимательным, живя в полноте тем, что происходит в данный момент, обладая контактом с происходящим. Не важно, называете ли вы это медитацией или нет. Некоторые могут проявить ум и найти четкое определение тому, что такое медитация, но это определение становится огромным барьером для медитации. Вы видите почему? Потому что мы следуем представлению – именно этому представлению. А путь медитации заключается в том, чтобы быть свободным, а не следовать. Определение становится узкой тропинкой для идущих по ней.
Дхиравамса-Медитация, которая действительно работает
Можно скачать в Библиотеке сайта Потенциал развития человека
Нередко люди привязаны к форме, к внешним способам действия как форме медитации или не-медитации. Но когда вам свойственна подверженность форме, вы стараетесь принять форму определенным образом, в действительности не обладая медитативным настроем. Но люди, привязанные к форме, сказали бы: «Нет, если вы не сидите правильно в позе лотоса с прямой спиной и полным соответствием в остальном форме сидения, вы не медитируете». Когда вы пытаетесь сесть или лечь, расслабиться с ясным осознанием, с полным вниманием к происходящему вокруг или внутри вас, вы несомненно медитируете. Необходимо понять суть простоты медитации. Медитация – здесь и сейчас. Благодаря простому ясному осознанию вы видите, вы слышите, вы знаете, что происходит. Вы знаете не только что является объектом медитации «там снаружи», но также и что происходит «здесь внутри» и как оно воздействует на объект, на то, что происходит вовне. Вы – во взаимодействии, вы – в контакте с происходящим.
Большую часть времени мы отрезаны от контактов или отношений с происходящим снаружи и внутри нас. «Отрезание» – это проявление исключения, фиксирования, замыкания в чем-то. Оно является противоположностью открытости. Но если внимательно посмотреть, можно увидеть, что большинство из нас боится быть открытым, боится увидеть то, что не ожидает увидеть, в особенности если это что-то пугающее или неприятное.
Беспокойство часто вызвано неспособностью освободиться от прошлого, ожиданием того, что что-то неприятное повторится вновь. Медитация – это способ отпустить прошлое или прожить прошлое, если с ним имеют дело. С ним имеют дело, как только оно возникает. Поэтому мы говорим о медитации как о «жизни в настоящем, жизни сейчас, каждое мгновение». Если каждое мгновение вы полностью пробуждены, у вас полностью живое осознание, что еще можно желать?
Можно спросить: «Как можно быть пробужденным все время?» Мы ощущаем постоянную пробужденность как бремя. Многие думают, что если постоянно быть пробужденным, то не будешь счастливым. Но это согласуется с идеей осознанности, которая совершенно отличается от состояния осознания. Без сомнения, если мы делаем усилие, чтобы быть осознанными, это становится бременем. Но это не означает, что осознание – бремя. Именно то, что мы делаем усилие, является бременем. Поэтому мы задаем вопрос: «Действительно ли надо делать усилие, чтобы быть осознанным, или можно быть осознанным просто так?» Нет, не требуется настоящего усилия, чтобы быть осознанным. Приложение усилия на самом деле приводит к рассеиванию энергии, отчасти потому, что энергия направляется на совершение действия, на действие приложения усилия; энергия также тратится на беспокойство и напряжение при концентрации на цели – осознании. Поэтому энергия течет в нескольких направлениях. Когда подобное случается, вы устаете и расстраиваетесь из-за отсутствия успеха. Если вам удается достичь осознания благодаря усилию, вы очень гордитесь собой, но как только вы себя поздравите, осознание исчезнет, опять оставив вас в расстройстве.
Но если вы относитесь ко всему процессу, как к игре, вы можете над ним посмеяться, вы никогда не станете жертвой из-за потери осознания. Вы никогда не испытаете чувство безнадежности, так как надежда есть всегда, надежда без направления вашей энергии на то, чтобы на что-то надеяться. Надежда существует также в том смысле, что ваше существо движется в потоке в своем собственном направлении, не останавливаясь, и что вам открыто множество возможностей, вы находитесь в постоянном состоянии текучести.
Можно найти опору как в негативном, так и в позитивном. Вы с легкостью можете понять негативное, вы не можете двигаться вперед, вы становитесь очень несчастны из-за того, с чем вы ничего не можете поделать: с вашими неудачами, препятствиями, преградами. Но, опираясь на позитивное, очень трудно прийти к пониманию из-за приятных ощущений. И это главное препятствие, мешающее дальнейшему продвижению.
Мудрость приходит благодаря страданию и разочарованию, но эти состояния не следует ни искать, ни создавать. Суть в том, что мы должны смотреть, движемся ли мы в потоке или привязались к чему-то, вместо того чтобы пытаться плыть. Если вы пытаетесь плыть, то опять следуете идее движения в потоке. Следование – это неудачное обстоятельство для нашего образа мышления. Можно видеть, что вы не следуете множеству вещей в обществе, но следуете множеству представлений и точек зрений внутри себя, из-за этого вы не свободны. Если бы вы могли ясно видеть, как вы следуете, вы могли бы возобновить движение в потоке.
Говорят, что медитируют ради обретения покоя и счастья. Это верно, но не совсем. Если вы «следуете» обретению покоя и счастья, вы просматриваете-пропускаете страдание и разочарование или подавляете их, так как не хотите иметь с ними дела. Медитировать – это обладать «покоем», и вы повторяете эту мантру опять и опять. Но медитировать становится тяжелее, поскольку вы задались целью. Когда мы задаемся целью, эго стремится к достижению, что для него совершенно естественно. Тогда мы виним себя или эго за то, что не достигаем поставленной цели. Если мы спорим с собой или исследуем причину отсутствия успеха, мы не смотрим на то, что происходит. Эти действия отдаляют нас от реальности, так как мы не смотрим на то, что происходит «сейчас». Мы смотрим на что-то «там» в прошлом или будущем, мы не смотрим на то, что происходит в данный момент.
Когда вы сидите и делаете какие-то движения, жесты, осознаете ли вы свои движения в отношении своих чувств или идей? Или когда вы совершаете движения из-за того, что нервничаете, сознаете ли вы, что нервничаете? Итак, очень часто мы теряем связь между своими движениями и чувствами. Постарайтесь понять различие между концентрацией и осознанием. Осознание открыто тому, что происходит, оно видит все, что связано с происходящим. Требуется только, чтобы вы смотрели. Если мы смотрим постоянно, мы увидим. Если мы не смотрим, мы не увидим. Однако, если мы смотрим, фиксируя свое внимание только на чем-то одном, мы пропустим много всего другого. Медитировать с таким представлением означает фиксировать свой ум на чем-то. Но мы противодействуем фиксированию. Нам нравится чувствовать, что мы что-то делаем. Это деятельность эго, эго необходимо чувствовать, что оно что-то делает. Но випассана предлагает: «Посмотри на эго, оно хочет делать что-нибудь». Тогда эго становится объектом медитации. И вы видите, в чем состоит желание эго.
Итак, что же такое на самом деле медитация? Мы говорили о чем-то некоторое время, но все же, возможно, у вас нет четкого представления о медитации. Ключ не в том, чтобы было представление, а скорее в том, чтобы в действии стать осознающим, будучи внимательным, живя в полноте тем, что происходит в данный момент, обладая контактом с происходящим. Не важно, называете ли вы это медитацией или нет. Некоторые могут проявить ум и найти четкое определение тому, что такое медитация, но это определение становится огромным барьером для медитации. Вы видите почему? Потому что мы следуем представлению – именно этому представлению. А путь медитации заключается в том, чтобы быть свободным, а не следовать. Определение становится узкой тропинкой для идущих по ней.
Дхиравамса-Медитация, которая действительно работает
Можно скачать в Библиотеке сайта Потенциал развития человека
Обсуждения Поток жизни