Все зависит от нас: мы можем потратить всю жизнь на взращивание своих обид и желаний, а можем исследовать путь «воина», путь воспитания восприимчивости и мужества. Большинство людей постоянно продолжает укреплять свои негативные привычки, сея семена страданий.
gif · 36.3 КБ
Практика бодхичитты учит нас сеять семена счастья и благополучия. Особенно эффективна в этом отношении практика четырех безграничных качеств: любящей доброты, сострадания, радости и невозмутимости.
В этой практике мы начинаем с того, что нам ближе всего: формируем желание, чтобы мы и близкие нам люди были счастливы и освободились от страданий, и затем постепенно расширяем круг этого желания. То есть мы начинаем со своего текущего состояния, с желания, которое кажется нам искренним и естественным. Мы определяем границы своего опыта в отношении четырех безграничных качеств, то, в отношении чего уже испытываем любовь, сострадание, радость и невозмутимость: это может быть любовь к музыке, сострадание к детям, способность радоваться при получении хороших известий, покой и уравновешенность в кругу друзей. Каким бы незначительным ни казался наш опыт, мы начинаем именно с него, он не должен быть каким-то грандиозным.
Культивируя эти четыре безграничных качества, мы начинаем осознавать свой текущий опыт, понимать, в каком состоянии находятся наши сердце и ум в данный момент. Мы начинаем замечать, когда переживаем любовь и сострадание, радость и уравновешенность, а также их противоположности. Начинаем чувствовать, когда одно из этих качеств заблокировано, а когда проявляется свободно. Мы никогда не пытаемся убедить себя, что чувствуем то, чего на самом деле не чувствуем.
В этой практике важно осознавать свой реальный опыт. Наблюдая, как мы закрываемся и как открываемся, мы пробуждаем свой безграничный потенциал.
Хотя мы начинаем практику с желания освободить от страданий себя и близких нам людей, может показаться, что это желание недостаточно искренне. Однако если мы честны с собой, это побуждение все равно будет способствовать раскрытию бодхичитты. Мы точно знаем свои чувства, но формируем желание, которое позволяет нам выйти за границы своих кажущихся возможностей. И потом мы идем еще дальше: обращаем свои добрые пожелания «безразличным» людям и к тем,кто нам не нравится.
Когда мы говорим: «Пусть этот человек, который выводит из себя, будет счастлив и освободится от страданий», нам это может казаться притворством. Возможно, на самом деле мы его ненавидим. Эта практика подобна тренировке, во время которой мы «тренируем» свое сердце, расширяя его возможности. И нет ничего удивительного, если мы встретим сопротивление и увидим, что у нас есть определенные ограничения: с одними людьми мы можем быть открытыми, с другими нет. Мы начнем видеть свою просветленность, равно как и безумие. Мы начнем на собственном опыте постигать то, что открывалось каждому, кто шел по этому пути: все мы обладаем богатым потенциалом, представляющим собой парадоксальное сочетание мудрости и неврозов.
Эта практика, основанная на формировании пожеланий, отличается от метода аффирмаций. Когда мы повторяем аффирмацию — например, «я сострадательный и храбрый» — мы как бы пытаемся скрыть от себя свое истинное чувство неполноценности. В практике четырех безграничных качеств мы не пытаемся ни в чем себя убедить. Мы просто выражаем готовность открыть свое сердце и встретиться со своими страхами. Практика формирования пожеланий помогает делать это во все более сложных и напряженных отношениях.
Признавая любовь, сострадание, радость и невозмутимость, которые мы испытываем в данный момент, и поддерживая их постоянной практикой, мы создаем условия для дальнейшего расширения этих качеств. Пробуждение четырех безграничных качеств дает нам безграничную силу: эти качества сами по себе обладают способностью разрушать бесполезные привычки, растворять фиксации и защиты. Мы не заставляем себя быть хорошими; видя свое безразличие или агрессию, мы не принуждаем себя к раскаянию. Практика формирования пожеланий учит нас принимать любой свой опыт, каким бы он ни был. Мы начинаем различать, когда наш ум открыт, а когда закрыт, и постепенно развиваем осознанность и доброту — качества, необходимые для того, чтобы помогать другим людям. Благодаря этой практике мы раскрываем в себе источник любви, сострадания, радости и невозмутимости, обладающий безграничным потенциалом расширения
В этой практике мы начинаем с того, что нам ближе всего: формируем желание, чтобы мы и близкие нам люди были счастливы и освободились от страданий, и затем постепенно расширяем круг этого желания. То есть мы начинаем со своего текущего состояния, с желания, которое кажется нам искренним и естественным. Мы определяем границы своего опыта в отношении четырех безграничных качеств, то, в отношении чего уже испытываем любовь, сострадание, радость и невозмутимость: это может быть любовь к музыке, сострадание к детям, способность радоваться при получении хороших известий, покой и уравновешенность в кругу друзей. Каким бы незначительным ни казался наш опыт, мы начинаем именно с него, он не должен быть каким-то грандиозным.
Культивируя эти четыре безграничных качества, мы начинаем осознавать свой текущий опыт, понимать, в каком состоянии находятся наши сердце и ум в данный момент. Мы начинаем замечать, когда переживаем любовь и сострадание, радость и уравновешенность, а также их противоположности. Начинаем чувствовать, когда одно из этих качеств заблокировано, а когда проявляется свободно. Мы никогда не пытаемся убедить себя, что чувствуем то, чего на самом деле не чувствуем.
В этой практике важно осознавать свой реальный опыт. Наблюдая, как мы закрываемся и как открываемся, мы пробуждаем свой безграничный потенциал.
Хотя мы начинаем практику с желания освободить от страданий себя и близких нам людей, может показаться, что это желание недостаточно искренне. Однако если мы честны с собой, это побуждение все равно будет способствовать раскрытию бодхичитты. Мы точно знаем свои чувства, но формируем желание, которое позволяет нам выйти за границы своих кажущихся возможностей. И потом мы идем еще дальше: обращаем свои добрые пожелания «безразличным» людям и к тем,кто нам не нравится.
Когда мы говорим: «Пусть этот человек, который выводит из себя, будет счастлив и освободится от страданий», нам это может казаться притворством. Возможно, на самом деле мы его ненавидим. Эта практика подобна тренировке, во время которой мы «тренируем» свое сердце, расширяя его возможности. И нет ничего удивительного, если мы встретим сопротивление и увидим, что у нас есть определенные ограничения: с одними людьми мы можем быть открытыми, с другими нет. Мы начнем видеть свою просветленность, равно как и безумие. Мы начнем на собственном опыте постигать то, что открывалось каждому, кто шел по этому пути: все мы обладаем богатым потенциалом, представляющим собой парадоксальное сочетание мудрости и неврозов.
Эта практика, основанная на формировании пожеланий, отличается от метода аффирмаций. Когда мы повторяем аффирмацию — например, «я сострадательный и храбрый» — мы как бы пытаемся скрыть от себя свое истинное чувство неполноценности. В практике четырех безграничных качеств мы не пытаемся ни в чем себя убедить. Мы просто выражаем готовность открыть свое сердце и встретиться со своими страхами. Практика формирования пожеланий помогает делать это во все более сложных и напряженных отношениях.
Признавая любовь, сострадание, радость и невозмутимость, которые мы испытываем в данный момент, и поддерживая их постоянной практикой, мы создаем условия для дальнейшего расширения этих качеств. Пробуждение четырех безграничных качеств дает нам безграничную силу: эти качества сами по себе обладают способностью разрушать бесполезные привычки, растворять фиксации и защиты. Мы не заставляем себя быть хорошими; видя свое безразличие или агрессию, мы не принуждаем себя к раскаянию. Практика формирования пожеланий учит нас принимать любой свой опыт, каким бы он ни был. Мы начинаем различать, когда наш ум открыт, а когда закрыт, и постепенно развиваем осознанность и доброту — качества, необходимые для того, чтобы помогать другим людям. Благодаря этой практике мы раскрываем в себе источник любви, сострадания, радости и невозмутимости, обладающий безграничным потенциалом расширения
Обсуждения Четыре качества