Неизвестно, кто первый из людей проник в мир, возникающий в сознании при полном или частичном отключении обычных органов восприятия и включении иных, таинственных «датчиков и приемников информации». Но этому первооткрывателю сразу же стало ясно.
Что мир, проецируемый в сознание известными органами чувств, и мир, проникающий в сознание при его переключении в иное состояние, непонятно откуда черпающее вполне реальные чувства, переживания и зрительные или слуховые ощущения, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Загадочный мир имеет разные имена. Пять тысяч лет назад это были египетские тростниковые поля, шумерская земля, откуда нет возврата, или вавилонский дом пыли. Позже его стали называть в Тибете небесными полями, на Ближнем Востоке и в Европе -- загробным миром, потусторонним светом, иным миром, тем светом, божественным миром, высшей реальностью, абсолютом... Это обитель Бога, Аллаха, Брахмана, Мирового разума... Мы будем называть его миром пси-реальности, отдавая должное в его познании психики человека.
Неизвестно когда и где произошло открытие нового мира. Это, видимо, навсегда останется тайной. Однако изучение его на протяжении многих тысяч лет существования человека не прекращалось ни на мгновение. Темпы этого познания и результаты на первый взгляд незначительны по сравнению с успехами в освоении мира физических явлений, обыденной реальности. Тем не менее можно констатировать, что человек серьезно продвинулся вперед, если не в понимании пси-реальности, то в методах и средствах ее достижения с помощью собственного сознания.
Существует несколько десятков способов изменения состояния сознания. Все мы даже не сможем назвать. Для начала определимся со словами типа «изменить», «расширить сознание». Эти понятия означают, что мы произвели с собственным сознанием такие действия («сдвинули крышу!»), что обычные органы чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) отключаются или притупляются, а разум вдруг начинает осознавать миры зрительных образов или ощущений и переживаний, отсутствующие в обыденной реальности.
Причем их интенсивность, яркость, глубина и степень достоверности превышают все, с чем человек сталкивается в обычной жизни. Многократно увеличивается и интенсивность переживания или ощущения таких обычных человеческих чувств, как радость, любовь, сострадание, блаженство... Более того, человек сталкивается с совершенно необычными чувствами или переживаниями, отсутствующими в обычном сознании.
Как вам понравятся, например, ощущения «вселенской пустоты, наполненной формами» или «полного слияния с Божественным светом»? В этом мире человеку вполне доступно осознание единства противоречивых и взаимоисключающих друг друга понятий или представлений, таких как дуализм электрона, о котором великие физики XX века спорили, не могли понять и визуально представить несколько десятилетий.
Этот странный мир кто-то считает миром иллюзий, являющихся продуктом деятельности не совсем здорового мозга. Другие видят в нем ту самую идеальную первоматерию, духовную субстанцию, из которой Божественной волей был сотворен убогий и несправедливый материальный мир. Кто прав? -- позже каждый читатель решит самостоятельно.
Можно выделить несколько разновидностей инструментов для воздействия на сознание: медитации, физическое и физиологическое воздействие (музыка, танцы, песни, дыхательные и гимнастические упражнения); спонтанное, кратковременное «переключение» сознания; кратковременные «переключения», спровоцированные сильным стрессом, эмоциями; состояние клинической смерти; воздействие химических веществ, психоделиков; сон и осознаваемые сновидения.
Столь разные методы и средства приводят, по сути дела, к одному и тому же -- разворачиванию в сознании странной, ошеломляющей пси-реальности, сотканной из жизненного опыта человека и истории человечества в целом по непонятным нам законам. Погружение в этот мир меняет человека и его представления о мироздании.
Две дороги на тот свет
Наиболее полно и в течение многих сотен лет наиболее часто использовались медитативные способы проникновения в пси-реальность, поскольку таким образом достигается полное отключение всех известных способов получения информации о внешнем мире. Цель медитаций -- поиск и изучение таких уголков пси-реальности, в которых находятся потрясающие воображение ощущения и переживания, не достижимые и не имеющие аналогов в физическом мире.
Здесь разложены в строгом порядке и в соответствии с неведомыми правилами инструменты, обеспечивающие сотворение фантастических явлений, называемых чудесами.
История возникновения мировых религий свидетельствует, что основатели и первые проповедники новых идей получали наставления и консультации из иного мира, самопроизвольно, непреднамеренно входя во взаимодействие с пси-реальностыо. Десять заповедей, полученные Моисеем, испытания во время сорокадневного пребывания в пустыне, как и способность Иисуса творить "сверхъестественные явления", видения, и прекраснейшие поэтические строки Корана, ниспосланные Магомету, просветление Будды -- все это является результатом изменения состояния сознания.
Оно способно обеспечить проникновение в ошеломляюще красивый и наполненный чувствами мир пси-реальности и даже произвести оттуда сверхъестественное воздействие на наш физический мир. Так в рамках, ограниченных воззрениями определенных племен и народов, возникали религиозные системы, церкви, появились многочисленные монастыри и монашеские ордена, ставящие своими целями как разработку новых и совершенствование старых методов изменения сознания, так и регулярные посещения пси-реальности для ее познания, описания и комментирования.
В первом случае возникли эзотерические, предназначенные только для узкого круга посвященных, доктрины. Во втором --теология, богословие. Затем наступил этап, длящийся по сей день, когда официальные церкви в своей деятельности не только отбросили действительные основания собственных религиозных учений, но и не позволяют своим приверженцам иметь личный опыт общения с пси-реальностью.
Что было когда-то божественным основанием для рождения религии, со временем объявили ересью. Методы и средства взаимодействия с пси-реальностью, являющие сущность медитационной практики, были вытеснены на задворки религиозных систем, загнаны в полуподвальные условия существования.
Самые демократичные условия созданы для бытования многочисленных школ медитаций восточных религий. Нельзя сказать, что официальные индуистские или буддийские церковные власти специально обращают внимание на медитационную практику своей паствы. Скорее наоборот, отсутствует всякое внимание. Но именно это благотворно сказывается на развитии десятков разновидностей и направлений медитации.
По мнению знатока восточных методов изменения сознания, американского ученого Дэниеля Голмена, все многообразие медитативного опыта можно свести к двум системам. Цель любой из медитаций состоит в упорядочении деятельности сознания, которое в обычном своем состоянии представляет смесь отрывочных, неустойчивых, беспорядочных мыслей, непрерывно сменяющих друг друга.
С этих позиций становится понятным афоризм «йога есть ограничение неустойчивости ума». В полном соответствии с современным русским представлением о том, что наши мысли, словно молодые жеребцы, никак не хотят стоять на месте, за несколько сот лет до рождения Христа в Древней Индии от санскритского корня, означающего «запрягать упряжку», «надевать сбрую» возник термин «йога».
В переносном смысле он означает «дисциплинировать сознание», «заставить себя сосредоточиться», «обуздать чувства». Первая дорога в пси-реальность или система медитации заключается в тренировке концентрации внимания, вторая, внешне весьма отличная, в регулировании глубины внимания и скорости мыслительных процессов.
Все это просто...
Голмен так поясняет суть медитации: «Все это просто математика. Все системы медитации имеют своей целью либо Единицу, либо Ноль -- соединение либо с Богом, либо с Пустотой. Путь к Единице происходит через концентрацию на Нем, а путь к Нулю -- это проникновение в пустоту своего ума».
Путь к Единице состоит в достижении собранности ума, его однонаправленности, то есть заострении внимания на чем-то одном. Это достигается многолетней работой по фокусировке потока рассеянных мыслей, сосредоточением сознания на отдельном объекте, предмете медитации.
Для концентрации внимания может быть выбран любой объект. Самые распространенные методики предлагают на выбор сорок вещей: от земли и воздуха до силы гравитации или чувства прекрасного. При выборе объекта обычно принимаются во внимание возможные воздействия на сознание. На ранних стадиях медитации существует постоянное «перетягивание каната» между концентрацией на объекте и отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения являются чувственные желания - гнев, отчаяние, лень, апатия, возбуждение, беспокойство, сомнение... Их нужно терпеливо преодолевать.
Со временем мысли будут все дольше и дольше задерживаться на объекте концентрации. На этом начальном этапе человека могут посещать видения, которые могут быть и устрашающими, например, вид собственного разлагающегося трупа, и приятными -- лучезарная фигура Будды. Все учителя-гуру подчеркивают, что видения столь же реальны, как и «беседа с гостем, который нанес визит». Обычно предупреждается, что люди робкие и склонные к тревожному состоянию могут сойти с ума от ужасных видений.
Другая опасность состоит в том, что медитирующй может увлечься прекрасными видениями и приостановить свое продвижение в обучении, делая эти видения своей главной целью. Следует всегда помнить, что цель медитирующего -- за пределами видений, которые при дальнейшем развитии концентрации исчезнут. Поэтому гуру говорят: «Если встретишь Будду - убей его!»
При продолжении фокусирования внимания на объекте медитации наступает момент полного поглощения объектом, растворения в нем. Это состояние сознания называется дхианой и характеризуется полным разрывом с обыденным сознанием. Степеней такого разрыва, то есть дхиан, насчитывается восемь, и медитирующий должен последовательно пройти все эти состояния. В последней стадии, самадхи, вообще нет никакого восприятия внешнего мира -- он полностью заменен невыразимым ощущением блаженства.
С телом происходит подобное тому, что и с умом -- по мере продвижения через дхианы обмен веществ в теле медитирующего все более замедляется, пока не становится совершенно не регистрируемым. Тело приобретает сверхъестественную «каменную» твердость. Обычно гуру советуют ученикам находиться в состоянии самадхи не более семи дней, затем «возвращаться» в тело, «оживлять его и приводить в порядок».
Однако известны факты пребывания тела в состоянии каменной твердости многие месяцы идаже годы (в этом случае должен быть организован регулярный уход за телом). Существуют хорошо задокументированные случаи спонтанного, под влиянием сильных психических переживаний, погружения в состояние, напоминающее самадхи.
В новогоднюю ночь на 1956 год в Куйбышеве (Самаре) во время молодежной вечеринки девушка Зоя под влиянием сильных нервных переживаний из-за размолвки с женихом Николаем впала в «окаменелое состояние». Она застыла посреди комнаты, прижав к груди икону Николая-чудотворца.
За мгновение до этого в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, сверкал молниеносный ослепительный свет. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести Зою в себя. Тело ее было холодным, сдвинуть с места ее не могли, ноги были как бы прикованы к полу, кожа приобрела такую твердость, что иглы при уколе гнулись и ломались.
Чтобы предотвратить паломничество к Зое сотен людей, городские власти выставили милицейский пост. Девушку, которая с этого момента не пила и не ела, посетили светила медицины, руководители церкви и религиозные деятели, но помочь никто ничем не мог. Простояв в окаменелом состоянии 128 дней, в ночь на Пасху тело Зои вдруг ожило, в мышцах появилась мягкость. Девушку уложили в постель, она была в полном здравии и рассудке, разговаривала, отвечала на вопросы, но через трое суток умерла.
Путь достижения истины
Большинство индуистских и буддийских руководств по медитации утверждает, что овладение дхианами и ознакомление с ощущениями безмерного блаженства -- «баловство» по сравнению с путем инсайта, обращения внутрь сознания, ведущее к Нирване. Эта дорога состоит из двух участков: овладения «полнотой внимания» и «проникновения в суть». На первом этапе медитирующий ограничивает свое внимание простым наблюдением за мыслями и чувствами.
Он видит, отмечает их, когда они возникают в каком-либо из его пяти органов чувств или в сознании -- на Востоке часто разум рассматривается как шестое чувство. Такая концентрация внимания на мыслительном процессе дополняется контролем над скоростью смены мыслительных актов. Подобное регулирование сознания «по двум параметрам» приводит к поразительным результатам. Для медитирующего становится ясным, что нигде в сознании нельзя найти никакой постоянной сущности.
Совершенно отчетливо человек знает и чувствует, что все объекты и явления не имеют души. Это относится и к его собственному «я», эго. Приходит понимание, что душа, личность -- это иллюзия.
Но это только половина пути. Дальнейшая медитация приводит к состояниям сознания, близким к Нирване. Медитирующий начинает не только ясно видеть начало и конец каждой последовательной мысли и может регулировать их смены, но его посещают видения, необычайное блаженство, кажущееся нескончаемым. В этом состоянии могут спонтанно возникать и прорываться наружу сверхъестественные психические силы, «достижение которых начинает увлекать больше, чем медитация».
Весьма продвинутые в медитации люди считают эти явления одним из препятствий для продвижения по пути к Нирване. С другой стороны, существуют специальные методы развития способностей по управлению «сверхъестественными» по своей силе явлениями.
Вперед и только вперед, к Нирване! -- вот лозунг пути инсайта. Медитирующий проходит состояние постоянного распада мира, его ум охватывает страх, возникновение мыслей кажется источником ужаса, появляется отвращение ко всем материальным явлениям. Спасение видится только в прекращении всех мыслительных процессов. Иногда тело медитирующего охватывают жестокие боли, сила которых может увеличиваться. На этом фоне медитирующий будет усиливать наблюдение за появлением мыслей и глубиной внимания с целью избавления от них.
Страдания резко прекращаются, когда сознание входит в следующее состояние, приближаясь к Нирване. Теперь все мысли видятся человеку как ограниченные и зависимые, чужие и лишенные того, что ему нужно. В мыслях не найти успокоения. Его отречение от них доходит до высшей точки. Он больше не наблюдает появление и исчезновение мыслей. И в этот момент возникает понимание небытия -- Нирваны.
Идеал сверхчеловека?
При полном достижении Нирваны «эго» медитирующего и его обыденное сознание утрачиваются и больше не возвращаются. Нирвана безвозвратно разрушает все отрицательные аспекты или стороны человеческого сознания: ненависть, гнев, лживость... Фактически медитирующий за свой многолетний подвижнический труд получает в Нирване приз -- моральную и нравственную чистоту, не требующую на поддержание усилий с его стороны.
Человек так изменил свое сознание, что чистота стала для него единственно возможным вариантам существования в физическом мире. Медитирующий самостоятельно сделал себя Идеальным человеком. А в сочетании с овладением пси-явлениями он становится Идеальным Сверхчеловеком.
Каждый йог должен сделать в жизни три вещи: проглотить дерево, родить сына и посадить слона в позу лотоса.
Йоги, посвятившие свою жизнь обузданию сознания и добившиеся поразительных результатов в умении управлять им, являются живыми, так сказать, «ходячими» вопросами, обращенными к человечеству: все ли в порядке с нашим пониманием прогресса и вообще развития цивилизации? Правильно ли сформулированы цели этого развития, как непрерывное наращивание, неконтролируемое увеличение материального потребления? Не следует ли нам, наконец, обратить свой взгляд в Иной мир, развернув направление своих усилий на 180 градусов? И дело не в том, что истощатся минеральные ресурсы или человек в своей призрачной технологической гонке чрезмерно загрязнит окружающую среду.
Проблема заключается в том, есть ли цель у человечества, знаем ли мы чего хотим и куда идем. Догадываемся ли мы, что, обойдясь во сто крат меньшим потреблением, чем сейчас, можем достигнуть поистине божественных высот? Индийский йог Ниимкароли Баба -- один из немногих наших современников, достигший невиданных высот в управлении сознанием с помощью медитации и постоянно пребывающий в одном из высших медитативных состояний.
В его сознании время может течь с любой скоростью и даже останавливаться, пространство включает полное представление о безразмерной точке и бесконечности, а пустота одновременно заполнена всевозможными формами... Измененное состояние сознания стало для него неотъемлемой частью повседневной жизни.
Естественно, сознание такого уровня не может не оста вить след в физическом мире даже если его обладатель и не прикладывает к этому специальных усилий. В присутствии Ниимкароли Бабы люди ощущают бесконечность времени и пространства так же, как и бес конечную любовь, блаженство и сострадание.
Вот рассказ, принадлежащий знаменитому писателю ученому и общественному деятелю Идрису Шаху, специально изучавшему возможности индийских йогов:
-- Я решил провести несколько опытов. Сначала, убедившись в том, что маг не привел с собой помощника и не принес никаких дополнительных приспособлений, я попросил его поднять в воздух мой стул. Маг нахмурил брови и погрузился в глубокую медитацию, затем с закрытыми глазами он протянул обе руки к самому большому стулу на веранде. Ровно через десять секунд стул поднялся вверх и, слегка развернувшись, буквально повис в воздухе на высоте около пяти футов.
Я подошел к нему и потянул вниз за ножку. Стул опустился на пол, но как только я опустил ножку, он снова взмыл вместе со стулом. Индиец кивнул. Я снова опустил стул на пол сел на него и поднялся в воздух вместе со стулом. Затем я попросил мага принести цветы из ближайшего сада -- цветы тотчас оказались у меня в руках... Я не испытывал никакой зависимости от мага: список просьб был составлен заранее, и мне оставалось лишь называть их все по очереди.
Я окончательно отделался от всех подозрений, когда попросил индуса пересказать содержание двух писем, которые я скоро должен получить, и он в точности их воспроизвел. После этого я велел магу немедленно достать мне ружье. Я знал, что ближайшая винтовка находится у моего соседа, который живет в пяти милях отсюда. Ружье моментально оказалось на веранде. На следующее утро, за завтраком, владелец винтовки зашел ко мне забрать ее.
Я пришел в такое замешательство, что утратил дар речи. Сосед сказал, что прошлой ночью ему приснилось, будто бы я одолжил у него на время ружье... Индиец не требовал никакой платы и вознаграждения за свои труды. По его словам, он пришел лишь для того, чтобы «показать», какими способностями овладевает человек, искренне следующий путем добродетели».
Загадочный мир имеет разные имена. Пять тысяч лет назад это были египетские тростниковые поля, шумерская земля, откуда нет возврата, или вавилонский дом пыли. Позже его стали называть в Тибете небесными полями, на Ближнем Востоке и в Европе -- загробным миром, потусторонним светом, иным миром, тем светом, божественным миром, высшей реальностью, абсолютом... Это обитель Бога, Аллаха, Брахмана, Мирового разума... Мы будем называть его миром пси-реальности, отдавая должное в его познании психики человека.
Неизвестно когда и где произошло открытие нового мира. Это, видимо, навсегда останется тайной. Однако изучение его на протяжении многих тысяч лет существования человека не прекращалось ни на мгновение. Темпы этого познания и результаты на первый взгляд незначительны по сравнению с успехами в освоении мира физических явлений, обыденной реальности. Тем не менее можно констатировать, что человек серьезно продвинулся вперед, если не в понимании пси-реальности, то в методах и средствах ее достижения с помощью собственного сознания.
Существует несколько десятков способов изменения состояния сознания. Все мы даже не сможем назвать. Для начала определимся со словами типа «изменить», «расширить сознание». Эти понятия означают, что мы произвели с собственным сознанием такие действия («сдвинули крышу!»), что обычные органы чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) отключаются или притупляются, а разум вдруг начинает осознавать миры зрительных образов или ощущений и переживаний, отсутствующие в обыденной реальности.
Причем их интенсивность, яркость, глубина и степень достоверности превышают все, с чем человек сталкивается в обычной жизни. Многократно увеличивается и интенсивность переживания или ощущения таких обычных человеческих чувств, как радость, любовь, сострадание, блаженство... Более того, человек сталкивается с совершенно необычными чувствами или переживаниями, отсутствующими в обычном сознании.
Как вам понравятся, например, ощущения «вселенской пустоты, наполненной формами» или «полного слияния с Божественным светом»? В этом мире человеку вполне доступно осознание единства противоречивых и взаимоисключающих друг друга понятий или представлений, таких как дуализм электрона, о котором великие физики XX века спорили, не могли понять и визуально представить несколько десятилетий.
Этот странный мир кто-то считает миром иллюзий, являющихся продуктом деятельности не совсем здорового мозга. Другие видят в нем ту самую идеальную первоматерию, духовную субстанцию, из которой Божественной волей был сотворен убогий и несправедливый материальный мир. Кто прав? -- позже каждый читатель решит самостоятельно.
Можно выделить несколько разновидностей инструментов для воздействия на сознание: медитации, физическое и физиологическое воздействие (музыка, танцы, песни, дыхательные и гимнастические упражнения); спонтанное, кратковременное «переключение» сознания; кратковременные «переключения», спровоцированные сильным стрессом, эмоциями; состояние клинической смерти; воздействие химических веществ, психоделиков; сон и осознаваемые сновидения.
Столь разные методы и средства приводят, по сути дела, к одному и тому же -- разворачиванию в сознании странной, ошеломляющей пси-реальности, сотканной из жизненного опыта человека и истории человечества в целом по непонятным нам законам. Погружение в этот мир меняет человека и его представления о мироздании.
Две дороги на тот свет
Наиболее полно и в течение многих сотен лет наиболее часто использовались медитативные способы проникновения в пси-реальность, поскольку таким образом достигается полное отключение всех известных способов получения информации о внешнем мире. Цель медитаций -- поиск и изучение таких уголков пси-реальности, в которых находятся потрясающие воображение ощущения и переживания, не достижимые и не имеющие аналогов в физическом мире.
Здесь разложены в строгом порядке и в соответствии с неведомыми правилами инструменты, обеспечивающие сотворение фантастических явлений, называемых чудесами.
История возникновения мировых религий свидетельствует, что основатели и первые проповедники новых идей получали наставления и консультации из иного мира, самопроизвольно, непреднамеренно входя во взаимодействие с пси-реальностыо. Десять заповедей, полученные Моисеем, испытания во время сорокадневного пребывания в пустыне, как и способность Иисуса творить "сверхъестественные явления", видения, и прекраснейшие поэтические строки Корана, ниспосланные Магомету, просветление Будды -- все это является результатом изменения состояния сознания.
Оно способно обеспечить проникновение в ошеломляюще красивый и наполненный чувствами мир пси-реальности и даже произвести оттуда сверхъестественное воздействие на наш физический мир. Так в рамках, ограниченных воззрениями определенных племен и народов, возникали религиозные системы, церкви, появились многочисленные монастыри и монашеские ордена, ставящие своими целями как разработку новых и совершенствование старых методов изменения сознания, так и регулярные посещения пси-реальности для ее познания, описания и комментирования.
В первом случае возникли эзотерические, предназначенные только для узкого круга посвященных, доктрины. Во втором --теология, богословие. Затем наступил этап, длящийся по сей день, когда официальные церкви в своей деятельности не только отбросили действительные основания собственных религиозных учений, но и не позволяют своим приверженцам иметь личный опыт общения с пси-реальностью.
Что было когда-то божественным основанием для рождения религии, со временем объявили ересью. Методы и средства взаимодействия с пси-реальностью, являющие сущность медитационной практики, были вытеснены на задворки религиозных систем, загнаны в полуподвальные условия существования.
Самые демократичные условия созданы для бытования многочисленных школ медитаций восточных религий. Нельзя сказать, что официальные индуистские или буддийские церковные власти специально обращают внимание на медитационную практику своей паствы. Скорее наоборот, отсутствует всякое внимание. Но именно это благотворно сказывается на развитии десятков разновидностей и направлений медитации.
По мнению знатока восточных методов изменения сознания, американского ученого Дэниеля Голмена, все многообразие медитативного опыта можно свести к двум системам. Цель любой из медитаций состоит в упорядочении деятельности сознания, которое в обычном своем состоянии представляет смесь отрывочных, неустойчивых, беспорядочных мыслей, непрерывно сменяющих друг друга.
С этих позиций становится понятным афоризм «йога есть ограничение неустойчивости ума». В полном соответствии с современным русским представлением о том, что наши мысли, словно молодые жеребцы, никак не хотят стоять на месте, за несколько сот лет до рождения Христа в Древней Индии от санскритского корня, означающего «запрягать упряжку», «надевать сбрую» возник термин «йога».
В переносном смысле он означает «дисциплинировать сознание», «заставить себя сосредоточиться», «обуздать чувства». Первая дорога в пси-реальность или система медитации заключается в тренировке концентрации внимания, вторая, внешне весьма отличная, в регулировании глубины внимания и скорости мыслительных процессов.
Все это просто...
Голмен так поясняет суть медитации: «Все это просто математика. Все системы медитации имеют своей целью либо Единицу, либо Ноль -- соединение либо с Богом, либо с Пустотой. Путь к Единице происходит через концентрацию на Нем, а путь к Нулю -- это проникновение в пустоту своего ума».
Путь к Единице состоит в достижении собранности ума, его однонаправленности, то есть заострении внимания на чем-то одном. Это достигается многолетней работой по фокусировке потока рассеянных мыслей, сосредоточением сознания на отдельном объекте, предмете медитации.
Для концентрации внимания может быть выбран любой объект. Самые распространенные методики предлагают на выбор сорок вещей: от земли и воздуха до силы гравитации или чувства прекрасного. При выборе объекта обычно принимаются во внимание возможные воздействия на сознание. На ранних стадиях медитации существует постоянное «перетягивание каната» между концентрацией на объекте и отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения являются чувственные желания - гнев, отчаяние, лень, апатия, возбуждение, беспокойство, сомнение... Их нужно терпеливо преодолевать.
Со временем мысли будут все дольше и дольше задерживаться на объекте концентрации. На этом начальном этапе человека могут посещать видения, которые могут быть и устрашающими, например, вид собственного разлагающегося трупа, и приятными -- лучезарная фигура Будды. Все учителя-гуру подчеркивают, что видения столь же реальны, как и «беседа с гостем, который нанес визит». Обычно предупреждается, что люди робкие и склонные к тревожному состоянию могут сойти с ума от ужасных видений.
Другая опасность состоит в том, что медитирующй может увлечься прекрасными видениями и приостановить свое продвижение в обучении, делая эти видения своей главной целью. Следует всегда помнить, что цель медитирующего -- за пределами видений, которые при дальнейшем развитии концентрации исчезнут. Поэтому гуру говорят: «Если встретишь Будду - убей его!»
При продолжении фокусирования внимания на объекте медитации наступает момент полного поглощения объектом, растворения в нем. Это состояние сознания называется дхианой и характеризуется полным разрывом с обыденным сознанием. Степеней такого разрыва, то есть дхиан, насчитывается восемь, и медитирующий должен последовательно пройти все эти состояния. В последней стадии, самадхи, вообще нет никакого восприятия внешнего мира -- он полностью заменен невыразимым ощущением блаженства.
С телом происходит подобное тому, что и с умом -- по мере продвижения через дхианы обмен веществ в теле медитирующего все более замедляется, пока не становится совершенно не регистрируемым. Тело приобретает сверхъестественную «каменную» твердость. Обычно гуру советуют ученикам находиться в состоянии самадхи не более семи дней, затем «возвращаться» в тело, «оживлять его и приводить в порядок».
Однако известны факты пребывания тела в состоянии каменной твердости многие месяцы идаже годы (в этом случае должен быть организован регулярный уход за телом). Существуют хорошо задокументированные случаи спонтанного, под влиянием сильных психических переживаний, погружения в состояние, напоминающее самадхи.
В новогоднюю ночь на 1956 год в Куйбышеве (Самаре) во время молодежной вечеринки девушка Зоя под влиянием сильных нервных переживаний из-за размолвки с женихом Николаем впала в «окаменелое состояние». Она застыла посреди комнаты, прижав к груди икону Николая-чудотворца.
За мгновение до этого в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, сверкал молниеносный ослепительный свет. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести Зою в себя. Тело ее было холодным, сдвинуть с места ее не могли, ноги были как бы прикованы к полу, кожа приобрела такую твердость, что иглы при уколе гнулись и ломались.
Чтобы предотвратить паломничество к Зое сотен людей, городские власти выставили милицейский пост. Девушку, которая с этого момента не пила и не ела, посетили светила медицины, руководители церкви и религиозные деятели, но помочь никто ничем не мог. Простояв в окаменелом состоянии 128 дней, в ночь на Пасху тело Зои вдруг ожило, в мышцах появилась мягкость. Девушку уложили в постель, она была в полном здравии и рассудке, разговаривала, отвечала на вопросы, но через трое суток умерла.
Путь достижения истины
Большинство индуистских и буддийских руководств по медитации утверждает, что овладение дхианами и ознакомление с ощущениями безмерного блаженства -- «баловство» по сравнению с путем инсайта, обращения внутрь сознания, ведущее к Нирване. Эта дорога состоит из двух участков: овладения «полнотой внимания» и «проникновения в суть». На первом этапе медитирующий ограничивает свое внимание простым наблюдением за мыслями и чувствами.
Он видит, отмечает их, когда они возникают в каком-либо из его пяти органов чувств или в сознании -- на Востоке часто разум рассматривается как шестое чувство. Такая концентрация внимания на мыслительном процессе дополняется контролем над скоростью смены мыслительных актов. Подобное регулирование сознания «по двум параметрам» приводит к поразительным результатам. Для медитирующего становится ясным, что нигде в сознании нельзя найти никакой постоянной сущности.
Совершенно отчетливо человек знает и чувствует, что все объекты и явления не имеют души. Это относится и к его собственному «я», эго. Приходит понимание, что душа, личность -- это иллюзия.
Но это только половина пути. Дальнейшая медитация приводит к состояниям сознания, близким к Нирване. Медитирующий начинает не только ясно видеть начало и конец каждой последовательной мысли и может регулировать их смены, но его посещают видения, необычайное блаженство, кажущееся нескончаемым. В этом состоянии могут спонтанно возникать и прорываться наружу сверхъестественные психические силы, «достижение которых начинает увлекать больше, чем медитация».
Весьма продвинутые в медитации люди считают эти явления одним из препятствий для продвижения по пути к Нирване. С другой стороны, существуют специальные методы развития способностей по управлению «сверхъестественными» по своей силе явлениями.
Вперед и только вперед, к Нирване! -- вот лозунг пути инсайта. Медитирующий проходит состояние постоянного распада мира, его ум охватывает страх, возникновение мыслей кажется источником ужаса, появляется отвращение ко всем материальным явлениям. Спасение видится только в прекращении всех мыслительных процессов. Иногда тело медитирующего охватывают жестокие боли, сила которых может увеличиваться. На этом фоне медитирующий будет усиливать наблюдение за появлением мыслей и глубиной внимания с целью избавления от них.
Страдания резко прекращаются, когда сознание входит в следующее состояние, приближаясь к Нирване. Теперь все мысли видятся человеку как ограниченные и зависимые, чужие и лишенные того, что ему нужно. В мыслях не найти успокоения. Его отречение от них доходит до высшей точки. Он больше не наблюдает появление и исчезновение мыслей. И в этот момент возникает понимание небытия -- Нирваны.
Идеал сверхчеловека?
При полном достижении Нирваны «эго» медитирующего и его обыденное сознание утрачиваются и больше не возвращаются. Нирвана безвозвратно разрушает все отрицательные аспекты или стороны человеческого сознания: ненависть, гнев, лживость... Фактически медитирующий за свой многолетний подвижнический труд получает в Нирване приз -- моральную и нравственную чистоту, не требующую на поддержание усилий с его стороны.
Человек так изменил свое сознание, что чистота стала для него единственно возможным вариантам существования в физическом мире. Медитирующий самостоятельно сделал себя Идеальным человеком. А в сочетании с овладением пси-явлениями он становится Идеальным Сверхчеловеком.
Каждый йог должен сделать в жизни три вещи: проглотить дерево, родить сына и посадить слона в позу лотоса.
Йоги, посвятившие свою жизнь обузданию сознания и добившиеся поразительных результатов в умении управлять им, являются живыми, так сказать, «ходячими» вопросами, обращенными к человечеству: все ли в порядке с нашим пониманием прогресса и вообще развития цивилизации? Правильно ли сформулированы цели этого развития, как непрерывное наращивание, неконтролируемое увеличение материального потребления? Не следует ли нам, наконец, обратить свой взгляд в Иной мир, развернув направление своих усилий на 180 градусов? И дело не в том, что истощатся минеральные ресурсы или человек в своей призрачной технологической гонке чрезмерно загрязнит окружающую среду.
Проблема заключается в том, есть ли цель у человечества, знаем ли мы чего хотим и куда идем. Догадываемся ли мы, что, обойдясь во сто крат меньшим потреблением, чем сейчас, можем достигнуть поистине божественных высот? Индийский йог Ниимкароли Баба -- один из немногих наших современников, достигший невиданных высот в управлении сознанием с помощью медитации и постоянно пребывающий в одном из высших медитативных состояний.
В его сознании время может течь с любой скоростью и даже останавливаться, пространство включает полное представление о безразмерной точке и бесконечности, а пустота одновременно заполнена всевозможными формами... Измененное состояние сознания стало для него неотъемлемой частью повседневной жизни.
Естественно, сознание такого уровня не может не оста вить след в физическом мире даже если его обладатель и не прикладывает к этому специальных усилий. В присутствии Ниимкароли Бабы люди ощущают бесконечность времени и пространства так же, как и бес конечную любовь, блаженство и сострадание.
Вот рассказ, принадлежащий знаменитому писателю ученому и общественному деятелю Идрису Шаху, специально изучавшему возможности индийских йогов:
-- Я решил провести несколько опытов. Сначала, убедившись в том, что маг не привел с собой помощника и не принес никаких дополнительных приспособлений, я попросил его поднять в воздух мой стул. Маг нахмурил брови и погрузился в глубокую медитацию, затем с закрытыми глазами он протянул обе руки к самому большому стулу на веранде. Ровно через десять секунд стул поднялся вверх и, слегка развернувшись, буквально повис в воздухе на высоте около пяти футов.
Я подошел к нему и потянул вниз за ножку. Стул опустился на пол, но как только я опустил ножку, он снова взмыл вместе со стулом. Индиец кивнул. Я снова опустил стул на пол сел на него и поднялся в воздух вместе со стулом. Затем я попросил мага принести цветы из ближайшего сада -- цветы тотчас оказались у меня в руках... Я не испытывал никакой зависимости от мага: список просьб был составлен заранее, и мне оставалось лишь называть их все по очереди.
Я окончательно отделался от всех подозрений, когда попросил индуса пересказать содержание двух писем, которые я скоро должен получить, и он в точности их воспроизвел. После этого я велел магу немедленно достать мне ружье. Я знал, что ближайшая винтовка находится у моего соседа, который живет в пяти милях отсюда. Ружье моментально оказалось на веранде. На следующее утро, за завтраком, владелец винтовки зашел ко мне забрать ее.
Я пришел в такое замешательство, что утратил дар речи. Сосед сказал, что прошлой ночью ему приснилось, будто бы я одолжил у него на время ружье... Индиец не требовал никакой платы и вознаграждения за свои труды. По его словам, он пришел лишь для того, чтобы «показать», какими способностями овладевает человек, искренне следующий путем добродетели».
Обсуждения Глубокое погружение