Красный фарфор

Фарфор издавна был раритетом, украшавшим быт состоятельных людей, и объектом увлеченного коллекционирования. Фарфоровые изделия бережно хранились, передавались по наследству и составляли гордость их владельцев.

В 17-м веке фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами.
Красный фарфор
Произошло это только в середине века, и вначале все фарфоровые изделия были действительно рукотворными. Художники того времени чрезвычайно бережно относились к материалу, и созданный вскоре Императорский Фарфоровый Завод исполнял только заказы царствующей семьи и производил уникальные произведения для нужд двора.

К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не только высочайшего художественного вкуса и мастерства... Распространение фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже понятие «трактирный фарфор» – самый ходовой и недорогой. Он отличался яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был чересчур пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его отличались несовершенством, исполнение сюжетов – наивностью и обобщенностью.

Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось сплошное золочение – в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов; смешение элементов самых разных стилей...

Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые может любой желающий... Наш рассказ сегодня – о другом сокровище – пока редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..

«... Чудо сие есть «красный фарфор»...»

Лишь очень немногие знают, что существует материал, близкий по своим характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему (однако – не менее привлекательными) свойствами.

Красный фарфор - не чудо ли?
Вначале – попытка короткого определения. «Красный фарфор» – это красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки, которые в ней содержатся (какие именно и сколько – изготовитель держит в секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг – до 1300 С. Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы», поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об этом – чуть позже).

Разумеется, сама глиняная масса – еще не гарантия того, что из нее будет «сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть Заветную Дверцу... Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две хозяйки испекут совершенно разные пироги.

Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с фарфором:

– изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;

– тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
– богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на высоком уровне мастерства.

Красный фарфор - не чудо ли?
Ценность таких работ определяется не только тем, что они крайне редки. «Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику– керамисту; его легко «погубить» и до, и во время обжига... Если технология производства белого фарфора отточена веками, но, тем не менее, и в ней нередко происходят сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных поисков и проб?..

Похоже, «красный фарфор» еще надолго останется «драгоценной редкостью», доступной лишь немногим. И дело здесь, пожалуй, не в его стоимости (последняя, кстати сказать, совсем невысока в сравнении с белым фарфором известных торговых марок). Просто волшебство «красного фарфора» потаенно; оно открывается далеко не каждому и далеко не сразу... Вспоминаются строки Арсения Тарковского:

Красный фарфор - не чудо ли?
«... И я раздвинул жар березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землей... А вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы...»

Однако глаз тонкого, истинного ценителя (даже привыкший к роскоши белорасписного фарфора) неизменно возвращается к неброской, но глубинной, близкой душе красоте фарфора красного.

Белизна фарфора имеет холодный голубоватый (иногда даже серый) оттенок. Это — сияющее царство Снежной Королевы;

Отстраненность, возвышенность, туманность, блеск белокожей дамы, разодетой для светского бала...

В его глазури ценится ровность и гладкость, она рождает ощущение стекла, перламутра, льда ...

нечто сияющее, но скользящее и исчезающее...

Красный фарфор - не чудо ли?
«Красный фарфор» имеет множество оттенков цвета – от почти черного до медового: охряный, рыжий, медный, терракотовый, пурпурный,... Это позволяет работать с цветом самого черепка (а не только росписи). В зависимости от температуры обжига и содержания в глине различных химических элементов (например, железа), различные части сосуда или скульптуры могут приобрести разные цвета: «мягкие» или «каленые», «горький шоколад» или «спелая вишня», «песчаная дюна» или «молодое вино»...

Такой черепок (то есть, глина в обожженном состоянии) принимает и допускает для росписи, пожалуй, только «краски осени», «гамму листопада» – но как же бесконечна для любования прелесть их смешения и сочетания!

... А еще эта глина любит ярко-белый цвет – как неожиданный, теплый, ранний снег...

«Красный фарфор» не выносит сплошного глазурования, тогда он сразу «гибнет», превращаясь в малоинтересный утилитарный глиняный горшок. Не любит он и излишней «сухости», становясь при этом невыразительным и скучноватым (и куда сразу исчезает его загадочная, мерцающая «манкость»?...). Истинно удавшаяся вещь притягивает особым сочетанием того и другого.

Давайте мысленно «попутешествуем» по ней... Вот залитый глазурью бочок сосуда, сияющий чернотой ночного озера... Затем – постепенный переход к приглушенному, рассыпчатому блеску, подобному каплям мелкого дождя на осенней листве..., а здесь они понемногу исчезают и уступают место бархатистому для взгляда и шелковистому на ощупь кусочку глиняной «замши» всевозможных оттенков. Такие части работы чаще всего еще и полируются, шлифуются вручную: тогда проявляется, проступает глубинный рельеф черепка, рождающий ощущение далекой старины, с ее мудрым достоинством, принадлежащим Вечности...

Красный фарфор - не чудо ли?
... А вот это место оставлено нетронутым, и оно как бы возвращает нас к Исходному – Земле, «скупой, охряной, неприкаянной...». И снова в нее вдохнули жизнь, появились искорки влаги... Все это может существовать в одном изделии, одном сосуде – и располагается по нему индивидуально и неповторимо: согласно замыслу художника, форме работы, сюжету росписи.

Прежде чем мы попрощаемся с вами, давайте еще раз представим это и ощутим...

Белый фарфор – это праздник, светская жизнь и блеск драгоценностей, кокетливость и флирт, обещание и измена, невинность и соблазн, Гендель и Моцарт, вальс и полонез...

Красный фарфор – это уют горящего очага, пение сверчка, хмель и терпкость вина ... солнечность спелой ржи и аромат разломленного, только испеченного хлеба... мерцающий костерок в ночи... вкус меда и запах улья... опаленные закатом облака... прощание опадающих листьев – Мудрость, Верность, Тепло и Покой...
×

По теме Красный фарфор

Фарфор

Фарфор, наряду с бумагой, чаем, шелком, порохом - подарок человечеству от...
Журнал

Перец чёрный, перец красный...

Черный перец оказывает стимулирующее, отхаркивающее, жаропонижающее действие...
Журнал

Перец красный

Специи, содержащие порошок острого красного перца способны убивать раковые...
Журнал

Китайский красный рис

Традиционная китайская еда, красный рис, сокращает вероятность сердечных...
Журнал

Красный цвет

Как оказалось, некоторым рыбам очень нравится красный цвет. И не просто нравится...
Журнал

Красный свет уничтожает морщины

Исследователи из немецкого университета Ульма Андрей Зоммер (Andrei P. Sommer) и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека