Фарфор издавна был раритетом, украшавшим быт состоятельных людей, и объектом увлеченного коллекционирования. Фарфоровые изделия бережно хранились, передавались по наследству и составляли гордость их владельцев.
В 17-м веке фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами.
В 17-м веке фарфор был настолько редок и так высоко ценился, что российские керамисты и промышленники многократно пытались открыть тайну его изготовления, впервые разгаданную китайцами.
Произошло это только в середине века, и вначале все фарфоровые изделия были действительно рукотворными. Художники того времени чрезвычайно бережно относились к материалу, и созданный вскоре Императорский Фарфоровый Завод исполнял только заказы царствующей семьи и производил уникальные произведения для нужд двора.
К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не только высочайшего художественного вкуса и мастерства... Распространение фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже понятие «трактирный фарфор» – самый ходовой и недорогой. Он отличался яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был чересчур пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его отличались несовершенством, исполнение сюжетов – наивностью и обобщенностью.
Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось сплошное золочение – в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов; смешение элементов самых разных стилей...
Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые может любой желающий... Наш рассказ сегодня – о другом сокровище – пока редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..
«... Чудо сие есть «красный фарфор»...»
Лишь очень немногие знают, что существует материал, близкий по своим характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему (однако – не менее привлекательными) свойствами.
Красный фарфор - не чудо ли?
Вначале – попытка короткого определения. «Красный фарфор» – это красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки, которые в ней содержатся (какие именно и сколько – изготовитель держит в секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг – до 1300 С. Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы», поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об этом – чуть позже).
Разумеется, сама глиняная масса – еще не гарантия того, что из нее будет «сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть Заветную Дверцу... Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две хозяйки испекут совершенно разные пироги.
Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с фарфором:
– изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;
– тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
– богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на высоком уровне мастерства.
Красный фарфор - не чудо ли?
Ценность таких работ определяется не только тем, что они крайне редки. «Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику– керамисту; его легко «погубить» и до, и во время обжига... Если технология производства белого фарфора отточена веками, но, тем не менее, и в ней нередко происходят сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных поисков и проб?..
Похоже, «красный фарфор» еще надолго останется «драгоценной редкостью», доступной лишь немногим. И дело здесь, пожалуй, не в его стоимости (последняя, кстати сказать, совсем невысока в сравнении с белым фарфором известных торговых марок). Просто волшебство «красного фарфора» потаенно; оно открывается далеко не каждому и далеко не сразу... Вспоминаются строки Арсения Тарковского:
Красный фарфор - не чудо ли?
«... И я раздвинул жар березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землей... А вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы...»
Однако глаз тонкого, истинного ценителя (даже привыкший к роскоши белорасписного фарфора) неизменно возвращается к неброской, но глубинной, близкой душе красоте фарфора красного.
Белизна фарфора имеет холодный голубоватый (иногда даже серый) оттенок. Это — сияющее царство Снежной Королевы;
Отстраненность, возвышенность, туманность, блеск белокожей дамы, разодетой для светского бала...
В его глазури ценится ровность и гладкость, она рождает ощущение стекла, перламутра, льда ...
нечто сияющее, но скользящее и исчезающее...
Красный фарфор - не чудо ли?
«Красный фарфор» имеет множество оттенков цвета – от почти черного до медового: охряный, рыжий, медный, терракотовый, пурпурный,... Это позволяет работать с цветом самого черепка (а не только росписи). В зависимости от температуры обжига и содержания в глине различных химических элементов (например, железа), различные части сосуда или скульптуры могут приобрести разные цвета: «мягкие» или «каленые», «горький шоколад» или «спелая вишня», «песчаная дюна» или «молодое вино»...
Такой черепок (то есть, глина в обожженном состоянии) принимает и допускает для росписи, пожалуй, только «краски осени», «гамму листопада» – но как же бесконечна для любования прелесть их смешения и сочетания!
... А еще эта глина любит ярко-белый цвет – как неожиданный, теплый, ранний снег...
«Красный фарфор» не выносит сплошного глазурования, тогда он сразу «гибнет», превращаясь в малоинтересный утилитарный глиняный горшок. Не любит он и излишней «сухости», становясь при этом невыразительным и скучноватым (и куда сразу исчезает его загадочная, мерцающая «манкость»?...). Истинно удавшаяся вещь притягивает особым сочетанием того и другого.
Давайте мысленно «попутешествуем» по ней... Вот залитый глазурью бочок сосуда, сияющий чернотой ночного озера... Затем – постепенный переход к приглушенному, рассыпчатому блеску, подобному каплям мелкого дождя на осенней листве..., а здесь они понемногу исчезают и уступают место бархатистому для взгляда и шелковистому на ощупь кусочку глиняной «замши» всевозможных оттенков. Такие части работы чаще всего еще и полируются, шлифуются вручную: тогда проявляется, проступает глубинный рельеф черепка, рождающий ощущение далекой старины, с ее мудрым достоинством, принадлежащим Вечности...
Красный фарфор - не чудо ли?
... А вот это место оставлено нетронутым, и оно как бы возвращает нас к Исходному – Земле, «скупой, охряной, неприкаянной...». И снова в нее вдохнули жизнь, появились искорки влаги... Все это может существовать в одном изделии, одном сосуде – и располагается по нему индивидуально и неповторимо: согласно замыслу художника, форме работы, сюжету росписи.
Прежде чем мы попрощаемся с вами, давайте еще раз представим это и ощутим...
Белый фарфор – это праздник, светская жизнь и блеск драгоценностей, кокетливость и флирт, обещание и измена, невинность и соблазн, Гендель и Моцарт, вальс и полонез...
Красный фарфор – это уют горящего очага, пение сверчка, хмель и терпкость вина ... солнечность спелой ржи и аромат разломленного, только испеченного хлеба... мерцающий костерок в ночи... вкус меда и запах улья... опаленные закатом облака... прощание опадающих листьев – Мудрость, Верность, Тепло и Покой...
К сожалению, несколько веков совершенствования фарфора дают нам примеры не только высочайшего художественного вкуса и мастерства... Распространение фарфора шло очень быстро, отражая при этом разные вкусы и представления о прекрасном, ибо в любом кругу он оставался символом дорогой вещи и хорошего тона. Поэтому виновник нашего краткого повествования иногда утрачивал свои прежние эстетические достоинства, становясь утилитарным и доступным. Появилось даже понятие «трактирный фарфор» – самый ходовой и недорогой. Он отличался яркостью и чистотой красок, крупным рисунком, однако при этом часто был чересчур пестрым, перенасыщенным декоративными деталями. Формы его отличались несовершенством, исполнение сюжетов – наивностью и обобщенностью.
Другой путь был связан с подражанием европейским образцам, со стремлением к необычайной роскошности и величественности изделий. При этом художников уже как будто мало интересовал фарфор как таковой; особое, присущее лишь ему очарование уже не сохранялось почти или вовсе. Например, применялось сплошное золочение – в подражание золоченой бронзе; сплошная заливка фона, губящая красоту самого материала; механическое копирование орнаментов и иностранных образцов; смешение элементов самых разных стилей...
Но мы не будем говорить об истории и современном бытии белого фарфора сколько-нибудь подробно. Об этом написано множество книг, прочесть которые может любой желающий... Наш рассказ сегодня – о другом сокровище – пока редкостном и скрытном, но сколь же многообещающем и богатом!..
«... Чудо сие есть «красный фарфор»...»
Лишь очень немногие знают, что существует материал, близкий по своим характеристикам к белому фарфору, но обладающий иными, присущими только ему (однако – не менее привлекательными) свойствами.
Красный фарфор - не чудо ли?
Вначале – попытка короткого определения. «Красный фарфор» – это красножгущаяся глиняная масса, приготовленная по особой рецептуре. Добавки, которые в ней содержатся (какие именно и сколько – изготовитель держит в секрете), позволяют изделиям выдерживать «фарфоровый» обжиг – до 1300 С. Это так называемый «высокий» обжиг, при котором черепок приобретает необычайную твердость и водонепроницаемость, спекаясь до «каменной массы», поэтому и цвет получающейся при этом керамики становится особенным (но об этом – чуть позже).
Разумеется, сама глиняная масса – еще не гарантия того, что из нее будет «сотворен» замечательный сосуд. Это всего лишь возможность приоткрыть Заветную Дверцу... Да и кто из нас не знает, что из одной и той же муки две хозяйки испекут совершенно разные пироги.
Ведь изделий, изготовленных из красножгущейся глины (в том числе из той, о которой наш рассказ) существует великое множество. Но лишь малая их часть выполнена в соответствии с теми принципами, которые отвечают работе с фарфором:
– изящные, элегантные, хорошо «выточенные» формы сосудов;
– тонкая скульптурная работа, внимание к деталям;
– богатая палитра росписи, выполняемой в различных техниках и на высоком уровне мастерства.
Красный фарфор - не чудо ли?
Ценность таких работ определяется не только тем, что они крайне редки. «Красный фарфор» весьма требователен к гончару и художнику– керамисту; его легко «погубить» и до, и во время обжига... Если технология производства белого фарфора отточена веками, но, тем не менее, и в ней нередко происходят сбои, то что можно говорить о «красном фарфоре», в работе с которым керамисты чаще всего продвигаются «на ощупь», интуитивно; путем длительных поисков и проб?..
Похоже, «красный фарфор» еще надолго останется «драгоценной редкостью», доступной лишь немногим. И дело здесь, пожалуй, не в его стоимости (последняя, кстати сказать, совсем невысока в сравнении с белым фарфором известных торговых марок). Просто волшебство «красного фарфора» потаенно; оно открывается далеко не каждому и далеко не сразу... Вспоминаются строки Арсения Тарковского:
Красный фарфор - не чудо ли?
«... И я раздвинул жар березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый
И как пророк заговорил.
Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был землей... А вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы...»
Однако глаз тонкого, истинного ценителя (даже привыкший к роскоши белорасписного фарфора) неизменно возвращается к неброской, но глубинной, близкой душе красоте фарфора красного.
Белизна фарфора имеет холодный голубоватый (иногда даже серый) оттенок. Это — сияющее царство Снежной Королевы;
Отстраненность, возвышенность, туманность, блеск белокожей дамы, разодетой для светского бала...
В его глазури ценится ровность и гладкость, она рождает ощущение стекла, перламутра, льда ...
нечто сияющее, но скользящее и исчезающее...
Красный фарфор - не чудо ли?
«Красный фарфор» имеет множество оттенков цвета – от почти черного до медового: охряный, рыжий, медный, терракотовый, пурпурный,... Это позволяет работать с цветом самого черепка (а не только росписи). В зависимости от температуры обжига и содержания в глине различных химических элементов (например, железа), различные части сосуда или скульптуры могут приобрести разные цвета: «мягкие» или «каленые», «горький шоколад» или «спелая вишня», «песчаная дюна» или «молодое вино»...
Такой черепок (то есть, глина в обожженном состоянии) принимает и допускает для росписи, пожалуй, только «краски осени», «гамму листопада» – но как же бесконечна для любования прелесть их смешения и сочетания!
... А еще эта глина любит ярко-белый цвет – как неожиданный, теплый, ранний снег...
«Красный фарфор» не выносит сплошного глазурования, тогда он сразу «гибнет», превращаясь в малоинтересный утилитарный глиняный горшок. Не любит он и излишней «сухости», становясь при этом невыразительным и скучноватым (и куда сразу исчезает его загадочная, мерцающая «манкость»?...). Истинно удавшаяся вещь притягивает особым сочетанием того и другого.
Давайте мысленно «попутешествуем» по ней... Вот залитый глазурью бочок сосуда, сияющий чернотой ночного озера... Затем – постепенный переход к приглушенному, рассыпчатому блеску, подобному каплям мелкого дождя на осенней листве..., а здесь они понемногу исчезают и уступают место бархатистому для взгляда и шелковистому на ощупь кусочку глиняной «замши» всевозможных оттенков. Такие части работы чаще всего еще и полируются, шлифуются вручную: тогда проявляется, проступает глубинный рельеф черепка, рождающий ощущение далекой старины, с ее мудрым достоинством, принадлежащим Вечности...
Красный фарфор - не чудо ли?
... А вот это место оставлено нетронутым, и оно как бы возвращает нас к Исходному – Земле, «скупой, охряной, неприкаянной...». И снова в нее вдохнули жизнь, появились искорки влаги... Все это может существовать в одном изделии, одном сосуде – и располагается по нему индивидуально и неповторимо: согласно замыслу художника, форме работы, сюжету росписи.
Прежде чем мы попрощаемся с вами, давайте еще раз представим это и ощутим...
Белый фарфор – это праздник, светская жизнь и блеск драгоценностей, кокетливость и флирт, обещание и измена, невинность и соблазн, Гендель и Моцарт, вальс и полонез...
Красный фарфор – это уют горящего очага, пение сверчка, хмель и терпкость вина ... солнечность спелой ржи и аромат разломленного, только испеченного хлеба... мерцающий костерок в ночи... вкус меда и запах улья... опаленные закатом облака... прощание опадающих листьев – Мудрость, Верность, Тепло и Покой...
Обсуждения Красный фарфор