Выступая накануне католического праздника, архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс назвал события, связанные с появлением Иисуса на свет, не более чем легендой.
Иисус родился вовсе не в декабре
Доктор Роуэн Уильямс - авторитет и в Великобритании, и вообще в мире.
Иисус родился вовсе не в декабре
Доктор Роуэн Уильямс - авторитет и в Великобритании, и вообще в мире.
Он предводитель англиканской церкви. И совершенно не понятно, зачем ему понадобилось посягать на устои. Католический народ уже как-то привык отмечать Рождество 25 декабря (православные празднуют 7 января, по новому стилю). На Западе устраивают милые представления с участием Девы Марии, младенца Иисуса и мудрецов-волхвов, которые принесли ему дары. Делают композиции, дополняя их фигурками домашних животных, яслями. Иисус ведь, по Библии, родился в хлеву. Как сказано в Евангелии от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. «И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Архиепископ Кентерберийский же заявил, что «доказательства существования волхвов практически отсутствуют». Не факт и то, что они приходили втроем. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с востока встречается в Евангелии от Матфея. Да и там описание очень туманное.
- В Евангелии от Матфея говорится, - объяснил доктор Уильямс, - что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской империи, вот и все. Это очень похоже на легенду.
На самом деле архиепископ даже прихвастнул. От Матфея известно только вот что: «...пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока». Но уже много веков это не является поводом для сомнений.
Как пишет английская газета The Telegraph, Уильямс развеял и другие детали рождественской истории, добавив, что, возможно, в хлеву не было ослов и волов. А популярные открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны.
И под конец доктор Уильямс сказал, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Иными словами, люди празднуют это событие не в то время.
Так решил Дионисий Малый
Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы. И, может быть, не догадывался, что его откровения способны разжечь давние споры об истинном времени рождения Иисуса. В Библии-то дата не указана - там одни намеки.
Заветные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры. Античные ученые, производя сложные вычисления, получали очень разные результаты - от 8 года до нашей эры до 6 года нашей (по новому летосчислению). В конце концов всех устроила дата - 1 год н. э. Ее «определил» один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.
Разъяснения по поводу дня - 25 декабря - дал в свое время святой
Иоанн Златоуст. Мол, можно определить, что Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября. На шестой месяц после этого произошло Благовещенье Деве Марии о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев, 25 декабря, родился Иисус Христос.
Однако некоторые историки уверяют, что дело было иначе. И приводят довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании Рождества Христова 25 декабря - в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето. И есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.
На дворе уж 2020 год
И все же намеки на дату рождения Христа, имеющиеся в Библии, не дают покоя современным ученым. Из священных текстов известно: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что «...Иисус родился в Вифлееме». И добавляет: «...во дни царя Ирода...»
Десятки специалистов проанализировали все мыслимые источники - кто-где-когда правил и переписывал. Однако, пользуясь лишь информацией об исторических личностях, сойтись на какой-нибудь одной дате не удалось. Выходил разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей.
Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке...» «И се, звезда... шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это - знаменитая «путеводная звезда», она же - Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.
Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.
Кстати, именно в виде кометы изобразил «Вифлеемскую звезду» итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса.
Специалисты отыскали и более надежные источники - например, наблюдения древнекитайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и Рождество надо передвинуть.
Правильный месяц - сентябрь
Комета была видна по утрам в созвездии Близнецов и двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была в итоге 63 дня. Но никак не до декабря.
Волхвы предположительно направлялись в Иудейское царство из соседнего - Набатеи. И двигались все время на запад. «Звезда», она же комета, шла как бы перед ними - с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус.
Из современных расчетов следует, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул - «маленький царь». Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена», то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового «царя иудейского».
Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е.
Похоже, что архиепископ верит именно в это. Однако вряд ли весь остальной мир готов к нему присоединиться. Впрочем, может быть, и наступит время, когда мы будем праздновать Рождество в сентябре - по-научному. Или два раза.
КСТАТИ
Почему на Рождество украшают елки
Существует множество легенд о появлении этой традиции. Одни говорят о Древе Жизни, другие - о Древе познания Добра и Зла. Самой традиции свыше 2000 лет. Еще жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года, приносили домой зеленые пальмовые ветви как символ победы жизни над смертью. А римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий.
Древние люди считали, что в деревьях живут добрые духи, и старались их задобрить, развешивая на ветвях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала особое место: она была священным центром, «мировым древом», символизирующим вечную жизнь и новое возрождение.
Христиане вначале вместо игрушек вешали яблоки - символ плодородия, орехи - непостижимость божественного промысла, расписные яйца - символ развивающейся жизни, благополучия. А вот о появлении серебряной мишуры рассказывает такая легенда. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она поставила елку, но у нее не было украшений. Ночью на елке побывали пауки и оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.
По церковным канонам, украшение ветвей елок фонариками и сладостями показывает, что наша природа, как и срубленное еловое дерево, на самом деле бесплодная и безжизненная ветвь, и только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, милосердие, веру.
Архиепископ Кентерберийский же заявил, что «доказательства существования волхвов практически отсутствуют». Не факт и то, что они приходили втроем. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с востока встречается в Евангелии от Матфея. Да и там описание очень туманное.
- В Евангелии от Матфея говорится, - объяснил доктор Уильямс, - что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской империи, вот и все. Это очень похоже на легенду.
На самом деле архиепископ даже прихвастнул. От Матфея известно только вот что: «...пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока». Но уже много веков это не является поводом для сомнений.
Как пишет английская газета The Telegraph, Уильямс развеял и другие детали рождественской истории, добавив, что, возможно, в хлеву не было ослов и волов. А популярные открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны.
И под конец доктор Уильямс сказал, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Иными словами, люди празднуют это событие не в то время.
Так решил Дионисий Малый
Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы. И, может быть, не догадывался, что его откровения способны разжечь давние споры об истинном времени рождения Иисуса. В Библии-то дата не указана - там одни намеки.
Заветные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры. Античные ученые, производя сложные вычисления, получали очень разные результаты - от 8 года до нашей эры до 6 года нашей (по новому летосчислению). В конце концов всех устроила дата - 1 год н. э. Ее «определил» один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.
Разъяснения по поводу дня - 25 декабря - дал в свое время святой
Иоанн Златоуст. Мол, можно определить, что Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября. На шестой месяц после этого произошло Благовещенье Деве Марии о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев, 25 декабря, родился Иисус Христос.
Однако некоторые историки уверяют, что дело было иначе. И приводят довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании Рождества Христова 25 декабря - в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето. И есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.
На дворе уж 2020 год
И все же намеки на дату рождения Христа, имеющиеся в Библии, не дают покоя современным ученым. Из священных текстов известно: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что «...Иисус родился в Вифлееме». И добавляет: «...во дни царя Ирода...»
Десятки специалистов проанализировали все мыслимые источники - кто-где-когда правил и переписывал. Однако, пользуясь лишь информацией об исторических личностях, сойтись на какой-нибудь одной дате не удалось. Выходил разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей.
Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке...» «И се, звезда... шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это - знаменитая «путеводная звезда», она же - Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.
Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.
Кстати, именно в виде кометы изобразил «Вифлеемскую звезду» итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса.
Специалисты отыскали и более надежные источники - например, наблюдения древнекитайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и Рождество надо передвинуть.
Правильный месяц - сентябрь
Комета была видна по утрам в созвездии Близнецов и двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была в итоге 63 дня. Но никак не до декабря.
Волхвы предположительно направлялись в Иудейское царство из соседнего - Набатеи. И двигались все время на запад. «Звезда», она же комета, шла как бы перед ними - с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус.
Из современных расчетов следует, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул - «маленький царь». Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена», то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового «царя иудейского».
Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е.
Похоже, что архиепископ верит именно в это. Однако вряд ли весь остальной мир готов к нему присоединиться. Впрочем, может быть, и наступит время, когда мы будем праздновать Рождество в сентябре - по-научному. Или два раза.
КСТАТИ
Почему на Рождество украшают елки
Существует множество легенд о появлении этой традиции. Одни говорят о Древе Жизни, другие - о Древе познания Добра и Зла. Самой традиции свыше 2000 лет. Еще жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года, приносили домой зеленые пальмовые ветви как символ победы жизни над смертью. А римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий.
Древние люди считали, что в деревьях живут добрые духи, и старались их задобрить, развешивая на ветвях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала особое место: она была священным центром, «мировым древом», символизирующим вечную жизнь и новое возрождение.
Христиане вначале вместо игрушек вешали яблоки - символ плодородия, орехи - непостижимость божественного промысла, расписные яйца - символ развивающейся жизни, благополучия. А вот о появлении серебряной мишуры рассказывает такая легенда. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она поставила елку, но у нее не было украшений. Ночью на елке побывали пауки и оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.
По церковным канонам, украшение ветвей елок фонариками и сладостями показывает, что наша природа, как и срубленное еловое дерево, на самом деле бесплодная и безжизненная ветвь, и только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, милосердие, веру.
Обсуждения День Рождения Иисуса