Есть одно средство - это свидетели, но именно они часто и являются тем слабым звеном, которое дает сбой в самый ответственный момент. К счастью, сегодня ситуация меняется, и возможно уже в скором будущем в перечень услуг тюнинговых ателье помимо улучшения комфорта салона, доработки силового агрегата, ходовой части, трансмиссии или тормозов появится такой пункт, как обеспечение услуг неусыпного и неподкупного свидетеля. Исполнять эти обязанности будет интегрированный в бортовую сеть автомобиля самописец. В народе подобные приборы принято называть "черными ящиками".
Интересно, что разработками подобных устройств, пришедших к нам из авиации, уже достаточно давно занимаются некоторые всемирно известные автопроизводители. Информация об этом то и дело проникает в средства массовой информации. Кто первый предложил адаптировать самописец к бортовой сети машины, наверное, так и останется тайной, однако мы можем со всей ответственностью констатировать тот факт, что еще в восьмидесятых годах прошлого века прототип подобного устройства был разработан и испытан во Всесоюзном научно - исследовательском институте безопасности дорожного движения (г. Москва). Разумеется, первые "ящики" не отличались какими-либо выдающимися качествами, а все потому, что на тот момент у инженеров не было доступа к современной элементной базе. Однако, несмотря на все сложности, товарные образцы отечественных самописцев прошли боевое крещение на нескольких автомобилях одного из спецбатальонов быстрого реагирования МВД РФ. (P.S. По данным в 2002 году "черными ящиками" были оснащены восемь автомобилей). Результаты превзошли все ожидания, приборы выполняли свои обязанности на отлично!
Итак, можно утверждать, что пройдет совсем не много времени и скинувшие с себя гриф секретности самописцы поступят на службу рядовым гражданам, а следовательно, у нас есть повод познакомиться с этими устройствами поближе.
Что же представляет собой автомобильный самописец? Это, как мы уже говорили ранее, интегрированное в электросистему автомобиля устройство, способное регистрировать и запоминать такие параметры как: работа световых приборов (фары, поворотники, фонари), скорость движения авто, угол поворота управляемых колес, а также ускорения, действующие на машину в трех пространственных координатах. Вообще, к бортовому самописцу для сбора информации можно подключить практически любое количество имеющихся на борту автомобиля штатных датчиков. Благо все сходящие с конвейера современные авто, оборудованные микропроцессорной системой управления двигателем, имеют все, что нам требуется, и количество датчиков, которые требуется устанавливать дополнительно, минимально. В случае, когда речь идет о тюнинге старого авто, установщикам придется проявить фантазию и творческую жилку, а владельцу раритета раскошелится на приобретение необходимых компонентов и оплатить работы. Единственный вопрос, который возникает при проведении эксклюзивных работ на старых или коллекционных авто - где брать необходимые самописцу датчики? Последние, как правило, работают по принципу эффекта Холла. Смеем вас заверить, что причин для беспокойства нет. Все что может потребоваться для оснащения авто бортовым самописцем выпускают в огромном количестве как отечественные предприятия (Владимирский и Калужий заводы электрооборудования), так и импортные производители. Одним словом, было бы желание. Также упомянем, что в стандартный набор отечественного изделия входят датчики, регистрирующие ускорения, которые встроены в корпус "черного ящика", и магнитоэлектричекий датчик, призванный регистрировать угол поворота управляемых колес. Последний состоит из двух элементов: один устанавливается на рулевую тягу, а другой крепится к кузову. Взаимное перемещение этих элементов регистрируется микропроцессором и пересчитывается в угол поворота управляемых колес. Кстати, а зачем этот датчик нужен, ведь резкий маневр, будь-то "переставка" или "подрезание", могут зафиксировать и датчики ускорения? А затем, чтобы можно было выявить несоответствие маневра и подаваемого при этом светового сигнала на малых скоростях! Часто ли при перестроении из ряда в ряд вы обозначаете свои маневры соответствующим сигналом?
Итак, читая показания датчиков, микропроцессор формирует в памяти некую электронную легенду, в которой в виде нулей и единичек прописана информация обо всем, что происходило с автомобилем в тот или иной промежуток времени. Причем легенда сохраняется в памяти несколько часов подряд. Так, на первых отечественных образцах самописцев собранные и обработанные микропроцессором данные хранились в памяти восемь часов, и только по прошествии этого времени информация, записанная на месте первого часа, замещалась новой. Впрочем, время хранения информации может быть абсолютно любым, чего не скажешь о скорости, с которой центральный микропроцессор опрашивает датчики. Разумеется, быстродействие системы является одним из ключевых параметров оценки работы самописца. Так, учитывая скоростные возможности современных автомобилей, микропроцессор отечественного "черного ящика" обращается к датчику скорости несколько десятков(!) раз в секунду. Другие "информаторы" предоставляют отчеты гораздо реже. Чтобы прочитать записанную информацию достаточно посредством специального шлейфа подключить самописец к компьютеру, на котором установлено соответствующее программное обеспечение. Поскольку оцифрованная легенда всплывает на мониторе в виде графиков, то для ее расшифровки потребуется привлечь специально подготовленного специалиста. Разумеется, допускать эксперта до истины или нет, вы решаете по своему усмотрению.
А вот так, собственно говоря, выглядит сам самописец. С виду ничего особенного: разъем для подключения шлейфа и планки крепления.
Трудоемкость монтажа самописца можно сравнить с установкой автомобильной сигнализации среднего уровня. Цена вопроса находится в этих же пределах. Центральный блок можно размещать в любом удобном месте кузова автомобиля, так как электроника надежно защищена от ударов, скачков температур и высокой влажности.
Интересно, что разработками подобных устройств, пришедших к нам из авиации, уже достаточно давно занимаются некоторые всемирно известные автопроизводители. Информация об этом то и дело проникает в средства массовой информации. Кто первый предложил адаптировать самописец к бортовой сети машины, наверное, так и останется тайной, однако мы можем со всей ответственностью констатировать тот факт, что еще в восьмидесятых годах прошлого века прототип подобного устройства был разработан и испытан во Всесоюзном научно - исследовательском институте безопасности дорожного движения (г. Москва). Разумеется, первые "ящики" не отличались какими-либо выдающимися качествами, а все потому, что на тот момент у инженеров не было доступа к современной элементной базе. Однако, несмотря на все сложности, товарные образцы отечественных самописцев прошли боевое крещение на нескольких автомобилях одного из спецбатальонов быстрого реагирования МВД РФ. (P.S. По данным в 2002 году "черными ящиками" были оснащены восемь автомобилей). Результаты превзошли все ожидания, приборы выполняли свои обязанности на отлично!
Итак, можно утверждать, что пройдет совсем не много времени и скинувшие с себя гриф секретности самописцы поступят на службу рядовым гражданам, а следовательно, у нас есть повод познакомиться с этими устройствами поближе.
Что же представляет собой автомобильный самописец? Это, как мы уже говорили ранее, интегрированное в электросистему автомобиля устройство, способное регистрировать и запоминать такие параметры как: работа световых приборов (фары, поворотники, фонари), скорость движения авто, угол поворота управляемых колес, а также ускорения, действующие на машину в трех пространственных координатах. Вообще, к бортовому самописцу для сбора информации можно подключить практически любое количество имеющихся на борту автомобиля штатных датчиков. Благо все сходящие с конвейера современные авто, оборудованные микропроцессорной системой управления двигателем, имеют все, что нам требуется, и количество датчиков, которые требуется устанавливать дополнительно, минимально. В случае, когда речь идет о тюнинге старого авто, установщикам придется проявить фантазию и творческую жилку, а владельцу раритета раскошелится на приобретение необходимых компонентов и оплатить работы. Единственный вопрос, который возникает при проведении эксклюзивных работ на старых или коллекционных авто - где брать необходимые самописцу датчики? Последние, как правило, работают по принципу эффекта Холла. Смеем вас заверить, что причин для беспокойства нет. Все что может потребоваться для оснащения авто бортовым самописцем выпускают в огромном количестве как отечественные предприятия (Владимирский и Калужий заводы электрооборудования), так и импортные производители. Одним словом, было бы желание. Также упомянем, что в стандартный набор отечественного изделия входят датчики, регистрирующие ускорения, которые встроены в корпус "черного ящика", и магнитоэлектричекий датчик, призванный регистрировать угол поворота управляемых колес. Последний состоит из двух элементов: один устанавливается на рулевую тягу, а другой крепится к кузову. Взаимное перемещение этих элементов регистрируется микропроцессором и пересчитывается в угол поворота управляемых колес. Кстати, а зачем этот датчик нужен, ведь резкий маневр, будь-то "переставка" или "подрезание", могут зафиксировать и датчики ускорения? А затем, чтобы можно было выявить несоответствие маневра и подаваемого при этом светового сигнала на малых скоростях! Часто ли при перестроении из ряда в ряд вы обозначаете свои маневры соответствующим сигналом?
Итак, читая показания датчиков, микропроцессор формирует в памяти некую электронную легенду, в которой в виде нулей и единичек прописана информация обо всем, что происходило с автомобилем в тот или иной промежуток времени. Причем легенда сохраняется в памяти несколько часов подряд. Так, на первых отечественных образцах самописцев собранные и обработанные микропроцессором данные хранились в памяти восемь часов, и только по прошествии этого времени информация, записанная на месте первого часа, замещалась новой. Впрочем, время хранения информации может быть абсолютно любым, чего не скажешь о скорости, с которой центральный микропроцессор опрашивает датчики. Разумеется, быстродействие системы является одним из ключевых параметров оценки работы самописца. Так, учитывая скоростные возможности современных автомобилей, микропроцессор отечественного "черного ящика" обращается к датчику скорости несколько десятков(!) раз в секунду. Другие "информаторы" предоставляют отчеты гораздо реже. Чтобы прочитать записанную информацию достаточно посредством специального шлейфа подключить самописец к компьютеру, на котором установлено соответствующее программное обеспечение. Поскольку оцифрованная легенда всплывает на мониторе в виде графиков, то для ее расшифровки потребуется привлечь специально подготовленного специалиста. Разумеется, допускать эксперта до истины или нет, вы решаете по своему усмотрению.
А вот так, собственно говоря, выглядит сам самописец. С виду ничего особенного: разъем для подключения шлейфа и планки крепления.
Трудоемкость монтажа самописца можно сравнить с установкой автомобильной сигнализации среднего уровня. Цена вопроса находится в этих же пределах. Центральный блок можно размещать в любом удобном месте кузова автомобиля, так как электроника надежно защищена от ударов, скачков температур и высокой влажности.
Обсуждения Свидетель