У меня были такие трудно разрешимые проблемы – я просто не знала, что делать, где искать выход и к кому обратиться. Наконец, я решила найти русского священника и попросить у него совета. Я нашла в телефонной книге адрес и телефон церкви, позвонила священнику и попросила назначить мне прием.
Он согласился поговорить со мной через день во второй половине дня, в его доме рядом с церковью. В этот день мне нужно было поторапливаться, вернутся домой засветло – был праздник Холловин и на улице вечером лучше не появляться. Да и дома-то в этот вечер тоже не очень уютно: раздается стук в дверь – открываешь - на пороге стоит детский серый окровавленный трупик и просит конфетку.
Американцы считают, что это очень трогательно. И детям это тоже нравится. Во всем городе царит этакая мистически-праздничная атмосфера: на стеклах витрин нарисованы чудовища и изуродованные люди – некуда глаз отвести. В аптеке на прилавке кассира уже целую неделю стоит поднос с отрезанной головой – лицо серое, глаза вращаются. Кроме того, вдобавок еще голова шумно вздыхает каждую минуту. Ну, в общем, любимый американский праздник.
Ну,вот, значит, через день нашла я эту церковь и этот домик священника рядом. Оба такие крохотные и такие хорошенькие, как маленькие заводные игрушечки – у церкви наверху переодически музыкальный колокол звенит.
Ну, вот вошла я в дом к священнику, поздоровалась с ним, приложила свою руку к левому плечу для пущей убедительности и начала извиняться за беспокойство и благодарить за оказанную мне любезность.
- Я не говорю по-русски, - остудил мое красноречие святой отец, одетый в католическую униформу - черную рубашку с белым воротничком.
Я захлопнула свой рот.
- Как? – выдавила я, наконец, по-английски.- Как Вы не говорите по-русски?
- Я из Румынии, - ответил батюшка русской церкви.
- А прихожане? А прихожане тоже не говорят по-русски? – спросила я.
- Тоже.
- Так это русская церковь или нет? – спросила я неуверенно.
- Русская, - сказал священник.
- Почему же она тогда зовется “русская”, если в ней нет даже этого языка?
- У нас есть одна прихожанка, она здесь уже 50 лет, она говорит по-русски. Она у нас в хоре поет. Она наполовину еврейка по отцу, так она еще и синагогах поет тоже. Очень верующая женщина. Только она в непорочном зачатии не совсем уверена. А в остальном у нее все нормально. Хотите я Вам сначала нашу церковь покажу? – спросил святой отец.
- Конечно, хочу, - с вежливой готовностью ответила я, даже позабыв об ужасах позднего возвращения домой в праздничную ночь.
Мы вышли из игрушечного домика, пересекли небольшой дворик, поднялись по маленькой лесенке и вошли в церковь с черного входа. Церковь была крохотной.Все выглядело очень красивым и обновленным.Так и казалось, что в церкви стоит запах свежей краски. Все было на своих местах и правильно, за исключением удобных скамеек со спинками. В православных церквях они отсутствуют – русские молятся стоя.
После короткой экскурсии по церкви, мы вернулись в крохотный домик священника, прошли в гостиную и стали неспеша устраиваться для беседы. Я сняла пальто и положила его на кресло. Из соседней комнаты вышел большой рыжий кот и направился к креслу. Двигался он медленно и торжественно. Наверно, он не один раз наблюдал, как проводится церковная служба. Он подошел к креслу, подпрыгнул и улегся на мое пальто.Немножко подвигался, устраиваясь поудобнее, потом поджал под себя передние лапы и сыто закрыл глаза. Теперь мое пальто стало его собственностью.Боясь обидеть хозяина, я не решилась брыснуть кота с кресла и села на другое у кофейного столика. Священник устроился на диване, напротив.
- Спасибо Вам за время, которое Вы мне уделяете, - сказала я священнику, - хотя я даже не член Вашей церкви.
Священник наклонил слегка голову, принимая мои слова. И тут мой взгляд упал на книжную полку, на которой отдельно от других стояла книга о Мессопотамии. Я кивнула головой в сторону полки и сказала: “А я сейчас читаю новую книгу про Хазарию. Вот тоже откуда вся история начинается. Эта Хазария раньше как-то вообще из поля зрения исчезала. Вот если посмотреть на карту – тут Черное море, тут Каспийское...” И я так зафиксировала руки в воздухе, как будто передо мной висела карта...
- Я знаю, где была Хазария, - сказал священник.
- Вы уже читали эту новую книгу? – удивилась я.
- Нет, - ответил он. – Я преподаватель.”История средних веков” – предмет, который я преподаю в университете Фордхам.
Православный священник маленькой русской церкви преподает историю в престижном католическом учебном заведении! Что это – мал золотник?...
Чтобы вывести меня из шокового состояния молодой священник добавил: “Я также преподаю философию в другом католическом колледже Святого Петра. Там же я защитил мою докторскую диссертацию.”
- А можно мне почитать Ваши книги? – спросила я.
- Как только закончу писать, - улыбнулся священник, устраивая на своих коленях второго рыжего кота. – Так в чем же Ваша проблема? – спросил он.
- Сначала можно Вас попросить дать мне стакан воды, - попросила я.
Священник принес мне воду и снова сел напротив меня, вернув своего кота на прежнее место на своих коленях.
Я отпила несколько глотков воды из стакана и придвинулась поближе к кофейному столику, чтобы поставить на него стакан. Наклонившись немного вперед, я взглянула на темное стеклянное покрытие стола и, от увиденного, меня охватил дикий панический ужас. Я подумала, что что-то неладное случилось с моей головой: под стеклом, внутри стола перекатывались громадные черные волны, колыхались водоросли и плавали красные рыбы...
- Это что там вода? – все еще опасаясь за свою голову, неуверенно взглянула я на священника.
Черные глаза священника были неподвижны. Над маленькой черной бородкой блестела белая полоска зубов. Между черной бородкой и черной рубашкой выделялась белая полоска воротничка. Белая рука неподвижно лежала на кошке и громадные глаза кошки, не мигая, излучали зеленый свет.
Прошло некоторое время прежде чем я смогла начать говорить о своих проблемах. Но и даже тогда меня не оставляла мысль: “Что это он нарочно что ли подставляет этот кофейный стол своим посетителям, чтобы посмотреть на их реакцию?”
Я рассказала о своих проблемах. Священник не мог дать мне никакого совета. Все, что он сказал мне, что у него была одна такая прихожанка, но она уже умерла.
Через пару-тройку дней я получила из этой церкви такую маленькую церковную программку, где в числе разных сообщений и информаций была такая короткая история с картинкой. На картинке была изображена голова Иоана Крестителя, лежащая на блюде. В заголовке к рассказу говорилось:
Убивая вестника, не убьешь плохие новости
Каждому православному христианину известны трагические детали, приведшие к смерти Иоана Крестителя.
Вскоре после того, как Иисус Христос был крещен в реке Иордан, Иоан Креститель был арестован и заключен в тюрьму по приказу царя Ирода Антипы.
“Преступление” Иоана Крестителя заключалось только в том, что он открыто выступал против брака царя Ирода с женой его брата Филипа.
Вот и все.
* * *
Американцы считают, что это очень трогательно. И детям это тоже нравится. Во всем городе царит этакая мистически-праздничная атмосфера: на стеклах витрин нарисованы чудовища и изуродованные люди – некуда глаз отвести. В аптеке на прилавке кассира уже целую неделю стоит поднос с отрезанной головой – лицо серое, глаза вращаются. Кроме того, вдобавок еще голова шумно вздыхает каждую минуту. Ну, в общем, любимый американский праздник.
Ну,вот, значит, через день нашла я эту церковь и этот домик священника рядом. Оба такие крохотные и такие хорошенькие, как маленькие заводные игрушечки – у церкви наверху переодически музыкальный колокол звенит.
Ну, вот вошла я в дом к священнику, поздоровалась с ним, приложила свою руку к левому плечу для пущей убедительности и начала извиняться за беспокойство и благодарить за оказанную мне любезность.
- Я не говорю по-русски, - остудил мое красноречие святой отец, одетый в католическую униформу - черную рубашку с белым воротничком.
Я захлопнула свой рот.
- Как? – выдавила я, наконец, по-английски.- Как Вы не говорите по-русски?
- Я из Румынии, - ответил батюшка русской церкви.
- А прихожане? А прихожане тоже не говорят по-русски? – спросила я.
- Тоже.
- Так это русская церковь или нет? – спросила я неуверенно.
- Русская, - сказал священник.
- Почему же она тогда зовется “русская”, если в ней нет даже этого языка?
- У нас есть одна прихожанка, она здесь уже 50 лет, она говорит по-русски. Она у нас в хоре поет. Она наполовину еврейка по отцу, так она еще и синагогах поет тоже. Очень верующая женщина. Только она в непорочном зачатии не совсем уверена. А в остальном у нее все нормально. Хотите я Вам сначала нашу церковь покажу? – спросил святой отец.
- Конечно, хочу, - с вежливой готовностью ответила я, даже позабыв об ужасах позднего возвращения домой в праздничную ночь.
Мы вышли из игрушечного домика, пересекли небольшой дворик, поднялись по маленькой лесенке и вошли в церковь с черного входа. Церковь была крохотной.Все выглядело очень красивым и обновленным.Так и казалось, что в церкви стоит запах свежей краски. Все было на своих местах и правильно, за исключением удобных скамеек со спинками. В православных церквях они отсутствуют – русские молятся стоя.
После короткой экскурсии по церкви, мы вернулись в крохотный домик священника, прошли в гостиную и стали неспеша устраиваться для беседы. Я сняла пальто и положила его на кресло. Из соседней комнаты вышел большой рыжий кот и направился к креслу. Двигался он медленно и торжественно. Наверно, он не один раз наблюдал, как проводится церковная служба. Он подошел к креслу, подпрыгнул и улегся на мое пальто.Немножко подвигался, устраиваясь поудобнее, потом поджал под себя передние лапы и сыто закрыл глаза. Теперь мое пальто стало его собственностью.Боясь обидеть хозяина, я не решилась брыснуть кота с кресла и села на другое у кофейного столика. Священник устроился на диване, напротив.
- Спасибо Вам за время, которое Вы мне уделяете, - сказала я священнику, - хотя я даже не член Вашей церкви.
Священник наклонил слегка голову, принимая мои слова. И тут мой взгляд упал на книжную полку, на которой отдельно от других стояла книга о Мессопотамии. Я кивнула головой в сторону полки и сказала: “А я сейчас читаю новую книгу про Хазарию. Вот тоже откуда вся история начинается. Эта Хазария раньше как-то вообще из поля зрения исчезала. Вот если посмотреть на карту – тут Черное море, тут Каспийское...” И я так зафиксировала руки в воздухе, как будто передо мной висела карта...
- Я знаю, где была Хазария, - сказал священник.
- Вы уже читали эту новую книгу? – удивилась я.
- Нет, - ответил он. – Я преподаватель.”История средних веков” – предмет, который я преподаю в университете Фордхам.
Православный священник маленькой русской церкви преподает историю в престижном католическом учебном заведении! Что это – мал золотник?...
Чтобы вывести меня из шокового состояния молодой священник добавил: “Я также преподаю философию в другом католическом колледже Святого Петра. Там же я защитил мою докторскую диссертацию.”
- А можно мне почитать Ваши книги? – спросила я.
- Как только закончу писать, - улыбнулся священник, устраивая на своих коленях второго рыжего кота. – Так в чем же Ваша проблема? – спросил он.
- Сначала можно Вас попросить дать мне стакан воды, - попросила я.
Священник принес мне воду и снова сел напротив меня, вернув своего кота на прежнее место на своих коленях.
Я отпила несколько глотков воды из стакана и придвинулась поближе к кофейному столику, чтобы поставить на него стакан. Наклонившись немного вперед, я взглянула на темное стеклянное покрытие стола и, от увиденного, меня охватил дикий панический ужас. Я подумала, что что-то неладное случилось с моей головой: под стеклом, внутри стола перекатывались громадные черные волны, колыхались водоросли и плавали красные рыбы...
- Это что там вода? – все еще опасаясь за свою голову, неуверенно взглянула я на священника.
Черные глаза священника были неподвижны. Над маленькой черной бородкой блестела белая полоска зубов. Между черной бородкой и черной рубашкой выделялась белая полоска воротничка. Белая рука неподвижно лежала на кошке и громадные глаза кошки, не мигая, излучали зеленый свет.
Прошло некоторое время прежде чем я смогла начать говорить о своих проблемах. Но и даже тогда меня не оставляла мысль: “Что это он нарочно что ли подставляет этот кофейный стол своим посетителям, чтобы посмотреть на их реакцию?”
Я рассказала о своих проблемах. Священник не мог дать мне никакого совета. Все, что он сказал мне, что у него была одна такая прихожанка, но она уже умерла.
Через пару-тройку дней я получила из этой церкви такую маленькую церковную программку, где в числе разных сообщений и информаций была такая короткая история с картинкой. На картинке была изображена голова Иоана Крестителя, лежащая на блюде. В заголовке к рассказу говорилось:
Убивая вестника, не убьешь плохие новости
Каждому православному христианину известны трагические детали, приведшие к смерти Иоана Крестителя.
Вскоре после того, как Иисус Христос был крещен в реке Иордан, Иоан Креститель был арестован и заключен в тюрьму по приказу царя Ирода Антипы.
“Преступление” Иоана Крестителя заключалось только в том, что он открыто выступал против брака царя Ирода с женой его брата Филипа.
Вот и все.
* * *
Обсуждения Русская Православная Церковь в Америке