В далекие социалистические времена железный занавес был надежным шлагбаумом, отделявшим нас не только от западной идеологии, но и от "ихнего" мира товаров и услуг. Но однажды шлюзы открылись, и через них хлынул такой поток, освоение и осознание которого займет не один год.
Техническая грамотность не приходит сама собой, ей, как и умению жить при демократии с ее постоянным правом выбора, необходимо учиться. Вспомните, так ли уж далеки те времена, когда любой китайско-вьетнамский магнитофон казался нам верхом прогресса и заветной мечтой. То ли дело сейчас. Сегодня мы в глубине души посмеиваемся над нами теми. Сейчас нам уже не стоит объяснять, чем отличается "мыльница" от хорошего музыкального центра. Покупая какой-либо "аппарат", мы заранее знаем, для каких целей он предназначен - для пляжа, для кухни либо "для души", и не ждем от него хорошего качества воспроизведения звука при низкой цене.
Но если в аудиотехнике мы постепенно перестаем быть профанами, прекрасно осознавая, что музыкальный центр за 1000 рублей и за 10000 рублей - это "две большие разницы", даже если они и изготовлены одной фирмой, тогда почему же, понимая все это в вопросах быта, мы так наивны и доверчивы, когда речь заходит о самом дорогом и любимом чаде - автомобиле? Почему мы рады, как дети, если удается купить масляный фильтр для своего "вольво" за 5 баксов? Не тешьте себя иллюзиями насчет его качества, даже если при этом он один к одному совпадает по внешнему виду с оригиналом! (Кстати, вполне резонный вопрос: а Вы видели оригинал?) Один знакомый поведал мне такую историю. Купив как-то фильтр для своего "мерседеса" за 5$, он увидел аналогичный в соседнем магазине за 15$. Радость от удачной покупки была столь велика, что он не преминул поделиться ею с хозяином "дорогого" фильтра. На что тот предложил выгодную сделку - обменять свой пятидолларовый фильтр на его дорогой. После чего дешевый фильтр был разрезан пополам. И что же? Там в принципе не было никакого намека на какое бы то ни было подобие фильтрующего элемента - красивый корпус, сетка со стороны отверстия и редукционный клапан. Все! Комментарии, как говорится, излишни.
Кто есть кто
Если же попытаться как-то классифицировать запасные части для импортных автомобилей, то условно их можно подразделить на четыре группы.
1 группа. Оригинальные запасные части. Выпускаются, как правило, известной фирмой для конкретного автозавода. На упаковке такой запчасти ставится товарный знак того автозавода, для которого она предназначается, на самой детали - название завода-изготовителя.
2 группа. Неоригинальные запасные части. Это все те же запчасти, что и в первой группе, но без привязки к конкретному автозаводу. Имеют стоимость несколько ниже в сравнении с 1 группой.
Запасные части первых двух групп - это детали, безусловно, хорошего качества, полностью пригодные для установки на автомобиль.
3 группа. "Серые" запасные части. Запчасти, изготовленные в "третьих" странах. Как правило, не сертифицированные, но изготовленные с относительным соблюдением технологии. Условно пригодны для установки на автомобиль, но только на узлы, не влияющие на безопасность движения.
Здесь нелишне пояснить, что по своему назначению автомобильные детали делятся на классы:
детали, напрямую связанные с безопасностью движения, - детали подвески, трансмиссии, рулевого управления и др.
детали, не влияющие на безопасность, - декоративные накладки, спойлеры, детали интерьера, отдельные кузовные детали, напр., крышка багажника, и др.
детали, не влияющие на безопасность, но выход из строя которых приводит к несравнимо большим затратам на ремонт - поршневые кольца, вкладыши, поршни, масляный фильтр и т.п.
Так вот, "серые" запчасти допустимо использовать только при замене деталей класса (b).
4 группа. Откровенные подделки. Изготавливаются безо всякой оглядки на технологию, имеют только внешнее сходство с оригинальными деталями. Установка их на автомобиль недопустима.
Хотелось бы себя обезопасить!
Как же обезопасить себя от покупки подделок? Попробуем привести ряд рекомендаций.
1. Старайтесь приобретать запчасти только в специализированных магазинах. При этом знайте свои права. На сегодня проблема наполнения рынка отходит на второй план и вперед выходят фирмы, старающиеся повернуться лицом к покупателю, привлекая его качественным обслуживанием, квалификацией продавцов-консультантов. Просто продать товар уже становится не выгодным, необходимо, чтобы клиент и в следующий раз предпочел именно этот магазин. Потому серьезные фирмы дорожат своей репутацией и, приобретя ее, прилагают максимум усилий, чтоб в последующем не растерять. А потому не бойтесь задавать вопросы. Вы имеете полное право на объективную информацию и старайтесь обращаться в те магазины, где Вам охотно ее предоставляют. Выбирая какую-либо деталь, попросите продавца показать каталог (а у официальных дилеров он есть всегда). Сравните номер на детали с номером по каталогу и убедитесь, что выбранная Вами деталь именно то, что Вам необходимо. Нелишне поинтересоваться, есть ли гарантия на нужные Вам детали. На ответственные детали и узлы дилер, как правило, предоставит гарантию.
2. Идя в магазин, Вы должны более-менее реально представлять уровень цен на интересующие Вас запчасти. Не стоит покупаться на дешевку - помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И, зная, что ни один коммерсант не станет работать себе в убыток, попробуйте прикинуть, какова стоимость необходимой Вам запчасти за вычетом накладных расходов и прибыли продавца, а также учитывая, что рабочая сила и ресурсы на Западе недешевы. А прикинув, оцените, реальна ли эта цена для качественной детали.
Имея автомобиль какой-либо марки, постарайтесь постепенно прояснить для себя, какова политика данной автомобильной фирмы по отношению к стоимости запасных частей. К примеру, "Вольво" осознанно завышает цены на свои запчасти, вполне резонно полагая, что для автомобиля столь высокого уровня (в том числе и по качеству изготовления) цены на запасные части не должны быть низкими. Также дороги и запчасти "Дэу", но причина здесь уже другая - в какой-то мере это компенсация за низкий уровень цен на сам автомобиль. "Мерседес" же, напротив, держит цены на свои запчасти на достаточно низком уровне, что отчасти обусловлено большим количеством производителей, имеющих лицензии на производство и сертификаты качества.
Опять же, проводя аналогию с бытом, можно отметить, что никого не удивляет, к примеру, разительный разброс цен на обувь.
Кстати, именно на обуви я, впервые споткнувшись, осознал, что в хорошее качество переходит вполне определенное, отнюдь не малое количество. Подбирая как-то на рынке ботинки, я наконец-то нашел подходящую модель, которую продавец, естественно, представил, как отличную, не имеющую сноса, и даже продемонстрировал ее "прочностные качества", пару раз "сложив" подошву пополам. Но у него не оказалось нужного размера, и, пока он бегал за ним, я от нечего делать решил поинтересоваться у стоявшей за тем же прилавком, но подошедшей чуть позже девушки, чтобы в очередной раз убедиться в правильности своего выбора, хорошего ли качества эта обувь. И тут вопреки словам, которые я ждал услышать и которые бы меня на все сто процентов устроили, а также вопреки всем канонам бизнеса, она ответила мне: "Да ты эти ботинки выбросишь через два дня". И, видя мое полное замешательство, язвительно добавила: "А что бы ты хотел приобрести за 150 тысяч?" Единственное слово, которое я смог произнести ей в ответ, быстро удаляясь, пока не пришел продавец, было "спасибо". Но в тот раз это "спасибо" было искренним, как никогда.
Вывод же из этой истории, лежащий на поверхности: для продавца абсолютно очевидно, что дешевый товар, который он продает, есть не что иное, как настоящая туфта. И только наше желание видеть в дешевой вещи эталон совершенства позволяет ему сбагривать нам этот ширпотреб под видом "фирмы".
Мы сами, подчас не осознавая того, желаем, чтобы продавец убедил нас купить ту или иную вещь, при этом даже не утруждая себя рассмотреть ее самостоятельно. Причем это относится в равной степени как к туфлям, так и к автомобильным запчастям. Мы готовы попасться на любой закинутый крючок, даже если на нем откровенно грубая и фальшивая наживка. При этом мы не только не сопротивляемся, но и сами позволяем затащить себя на этот крючок. Любой продавец с радостью убедит Вас, что китайская "мыльница" с отдаленно родным названием типа "Акайва" или "Панасканик" звучит гораздо лучше аппаратуры класса "High End", если мы сами того желаем.
3. Обращайте внимание на упаковку и маркировку. Во-первых, она должна быть. Во-вторых, солидная фирма и к упаковке относится солидно - взгляните хотя бы на упаковку амортизаторов "Monroe". Точно так же, как Вам не придет в голову покупать фирменные часы "Orient" у торговца, хранящего их навалом в большом целлофановом пакете, так и запчасти, хранящиеся в мешках, должны вызывать опасение.
Автомобиль, конечно, промолчит, если мы из желания сэкономить 10 рублей зальем не гарантированно фирменное масло, а лишь внешне смахивающее на него, да и купленное при этом в каком-нибудь подозрительном ларьке. Естественно, было бы абсурдным считать, что мы желаем зла своему автомобилю, мы не допускаем и мысли, что чем-то сможем навредить ему, и все же помните: "Благими намерениями...". Долго ли сможет терпеть двигатель, работая не на качественном масле со сбалансированным и проверенным в лабораторных условиях пакетом присадок, а на суррогате, восстановленном на какой-нибудь нефтебазе из отработки?
4. Косвенным, но все же признаком надежности продавца является ассортимент товара. Если на прилавке порядка 10-20 разновидностей тормозных колодок или приводных ремней одной фирмы, то это говорит о серьезности подхода магазина. Сторонитесь запчастей, сданных в магазин каким-нибудь частным лицом, наверняка здесь Вас ожидает подделка. Ведь обезличенному продавцу нет нужды заботиться о своей репутации, а потому выгоднее приобрести дешевые подделки, скажем, в одной из лавок в Эмиратах, коих там пруд пруди.
В этой статье мы лишь попытались затронуть тему качества запасных частей в целом. В дальнейшем же постараемся на конкретных примерах показывать отличия фирменных запчастей от откровенных подделок. Будем рады сотрудничеству с фирмами, имеющими возможность и желание помочь в этом вопросе. Тем более что польза от подобного сотрудничества обоюдная - и для покупателя, и для продавца.
Но если в аудиотехнике мы постепенно перестаем быть профанами, прекрасно осознавая, что музыкальный центр за 1000 рублей и за 10000 рублей - это "две большие разницы", даже если они и изготовлены одной фирмой, тогда почему же, понимая все это в вопросах быта, мы так наивны и доверчивы, когда речь заходит о самом дорогом и любимом чаде - автомобиле? Почему мы рады, как дети, если удается купить масляный фильтр для своего "вольво" за 5 баксов? Не тешьте себя иллюзиями насчет его качества, даже если при этом он один к одному совпадает по внешнему виду с оригиналом! (Кстати, вполне резонный вопрос: а Вы видели оригинал?) Один знакомый поведал мне такую историю. Купив как-то фильтр для своего "мерседеса" за 5$, он увидел аналогичный в соседнем магазине за 15$. Радость от удачной покупки была столь велика, что он не преминул поделиться ею с хозяином "дорогого" фильтра. На что тот предложил выгодную сделку - обменять свой пятидолларовый фильтр на его дорогой. После чего дешевый фильтр был разрезан пополам. И что же? Там в принципе не было никакого намека на какое бы то ни было подобие фильтрующего элемента - красивый корпус, сетка со стороны отверстия и редукционный клапан. Все! Комментарии, как говорится, излишни.
Кто есть кто
Если же попытаться как-то классифицировать запасные части для импортных автомобилей, то условно их можно подразделить на четыре группы.
1 группа. Оригинальные запасные части. Выпускаются, как правило, известной фирмой для конкретного автозавода. На упаковке такой запчасти ставится товарный знак того автозавода, для которого она предназначается, на самой детали - название завода-изготовителя.
2 группа. Неоригинальные запасные части. Это все те же запчасти, что и в первой группе, но без привязки к конкретному автозаводу. Имеют стоимость несколько ниже в сравнении с 1 группой.
Запасные части первых двух групп - это детали, безусловно, хорошего качества, полностью пригодные для установки на автомобиль.
3 группа. "Серые" запасные части. Запчасти, изготовленные в "третьих" странах. Как правило, не сертифицированные, но изготовленные с относительным соблюдением технологии. Условно пригодны для установки на автомобиль, но только на узлы, не влияющие на безопасность движения.
Здесь нелишне пояснить, что по своему назначению автомобильные детали делятся на классы:
детали, напрямую связанные с безопасностью движения, - детали подвески, трансмиссии, рулевого управления и др.
детали, не влияющие на безопасность, - декоративные накладки, спойлеры, детали интерьера, отдельные кузовные детали, напр., крышка багажника, и др.
детали, не влияющие на безопасность, но выход из строя которых приводит к несравнимо большим затратам на ремонт - поршневые кольца, вкладыши, поршни, масляный фильтр и т.п.
Так вот, "серые" запчасти допустимо использовать только при замене деталей класса (b).
4 группа. Откровенные подделки. Изготавливаются безо всякой оглядки на технологию, имеют только внешнее сходство с оригинальными деталями. Установка их на автомобиль недопустима.
Хотелось бы себя обезопасить!
Как же обезопасить себя от покупки подделок? Попробуем привести ряд рекомендаций.
1. Старайтесь приобретать запчасти только в специализированных магазинах. При этом знайте свои права. На сегодня проблема наполнения рынка отходит на второй план и вперед выходят фирмы, старающиеся повернуться лицом к покупателю, привлекая его качественным обслуживанием, квалификацией продавцов-консультантов. Просто продать товар уже становится не выгодным, необходимо, чтобы клиент и в следующий раз предпочел именно этот магазин. Потому серьезные фирмы дорожат своей репутацией и, приобретя ее, прилагают максимум усилий, чтоб в последующем не растерять. А потому не бойтесь задавать вопросы. Вы имеете полное право на объективную информацию и старайтесь обращаться в те магазины, где Вам охотно ее предоставляют. Выбирая какую-либо деталь, попросите продавца показать каталог (а у официальных дилеров он есть всегда). Сравните номер на детали с номером по каталогу и убедитесь, что выбранная Вами деталь именно то, что Вам необходимо. Нелишне поинтересоваться, есть ли гарантия на нужные Вам детали. На ответственные детали и узлы дилер, как правило, предоставит гарантию.
2. Идя в магазин, Вы должны более-менее реально представлять уровень цен на интересующие Вас запчасти. Не стоит покупаться на дешевку - помните: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И, зная, что ни один коммерсант не станет работать себе в убыток, попробуйте прикинуть, какова стоимость необходимой Вам запчасти за вычетом накладных расходов и прибыли продавца, а также учитывая, что рабочая сила и ресурсы на Западе недешевы. А прикинув, оцените, реальна ли эта цена для качественной детали.
Имея автомобиль какой-либо марки, постарайтесь постепенно прояснить для себя, какова политика данной автомобильной фирмы по отношению к стоимости запасных частей. К примеру, "Вольво" осознанно завышает цены на свои запчасти, вполне резонно полагая, что для автомобиля столь высокого уровня (в том числе и по качеству изготовления) цены на запасные части не должны быть низкими. Также дороги и запчасти "Дэу", но причина здесь уже другая - в какой-то мере это компенсация за низкий уровень цен на сам автомобиль. "Мерседес" же, напротив, держит цены на свои запчасти на достаточно низком уровне, что отчасти обусловлено большим количеством производителей, имеющих лицензии на производство и сертификаты качества.
Опять же, проводя аналогию с бытом, можно отметить, что никого не удивляет, к примеру, разительный разброс цен на обувь.
Кстати, именно на обуви я, впервые споткнувшись, осознал, что в хорошее качество переходит вполне определенное, отнюдь не малое количество. Подбирая как-то на рынке ботинки, я наконец-то нашел подходящую модель, которую продавец, естественно, представил, как отличную, не имеющую сноса, и даже продемонстрировал ее "прочностные качества", пару раз "сложив" подошву пополам. Но у него не оказалось нужного размера, и, пока он бегал за ним, я от нечего делать решил поинтересоваться у стоявшей за тем же прилавком, но подошедшей чуть позже девушки, чтобы в очередной раз убедиться в правильности своего выбора, хорошего ли качества эта обувь. И тут вопреки словам, которые я ждал услышать и которые бы меня на все сто процентов устроили, а также вопреки всем канонам бизнеса, она ответила мне: "Да ты эти ботинки выбросишь через два дня". И, видя мое полное замешательство, язвительно добавила: "А что бы ты хотел приобрести за 150 тысяч?" Единственное слово, которое я смог произнести ей в ответ, быстро удаляясь, пока не пришел продавец, было "спасибо". Но в тот раз это "спасибо" было искренним, как никогда.
Вывод же из этой истории, лежащий на поверхности: для продавца абсолютно очевидно, что дешевый товар, который он продает, есть не что иное, как настоящая туфта. И только наше желание видеть в дешевой вещи эталон совершенства позволяет ему сбагривать нам этот ширпотреб под видом "фирмы".
Мы сами, подчас не осознавая того, желаем, чтобы продавец убедил нас купить ту или иную вещь, при этом даже не утруждая себя рассмотреть ее самостоятельно. Причем это относится в равной степени как к туфлям, так и к автомобильным запчастям. Мы готовы попасться на любой закинутый крючок, даже если на нем откровенно грубая и фальшивая наживка. При этом мы не только не сопротивляемся, но и сами позволяем затащить себя на этот крючок. Любой продавец с радостью убедит Вас, что китайская "мыльница" с отдаленно родным названием типа "Акайва" или "Панасканик" звучит гораздо лучше аппаратуры класса "High End", если мы сами того желаем.
3. Обращайте внимание на упаковку и маркировку. Во-первых, она должна быть. Во-вторых, солидная фирма и к упаковке относится солидно - взгляните хотя бы на упаковку амортизаторов "Monroe". Точно так же, как Вам не придет в голову покупать фирменные часы "Orient" у торговца, хранящего их навалом в большом целлофановом пакете, так и запчасти, хранящиеся в мешках, должны вызывать опасение.
Автомобиль, конечно, промолчит, если мы из желания сэкономить 10 рублей зальем не гарантированно фирменное масло, а лишь внешне смахивающее на него, да и купленное при этом в каком-нибудь подозрительном ларьке. Естественно, было бы абсурдным считать, что мы желаем зла своему автомобилю, мы не допускаем и мысли, что чем-то сможем навредить ему, и все же помните: "Благими намерениями...". Долго ли сможет терпеть двигатель, работая не на качественном масле со сбалансированным и проверенным в лабораторных условиях пакетом присадок, а на суррогате, восстановленном на какой-нибудь нефтебазе из отработки?
4. Косвенным, но все же признаком надежности продавца является ассортимент товара. Если на прилавке порядка 10-20 разновидностей тормозных колодок или приводных ремней одной фирмы, то это говорит о серьезности подхода магазина. Сторонитесь запчастей, сданных в магазин каким-нибудь частным лицом, наверняка здесь Вас ожидает подделка. Ведь обезличенному продавцу нет нужды заботиться о своей репутации, а потому выгоднее приобрести дешевые подделки, скажем, в одной из лавок в Эмиратах, коих там пруд пруди.
В этой статье мы лишь попытались затронуть тему качества запасных частей в целом. В дальнейшем же постараемся на конкретных примерах показывать отличия фирменных запчастей от откровенных подделок. Будем рады сотрудничеству с фирмами, имеющими возможность и желание помочь в этом вопросе. Тем более что польза от подобного сотрудничества обоюдная - и для покупателя, и для продавца.
Обсуждения Качество запчастей