Кто из нас на своем веку не сталкивался с милицейским произволом? Пожалуй, каждый. Тем не менее, наиболее подверженной милицейскому беспределу является категория автовладельцев. Следует разобраться с тем, что же является тем самым произволом или превышением должностных полномочий, а также на какие именно пункты нужно ссылаться водителю при разговоре с инспектором ДПС.
Разберемся по порядку, а в конце рассмотрим один из типичных примеров.
Для предотвращения милицейского произвола закон установил, что водителям необходимо выполнять не все, а лишь законные требования сотрудников милиции.
Круг обязанностей, возложенных на водителей при встрече с инспектором ДПС, исчерпывающе определен ПДД. Их всего пять:
1) остановиться по требованию сотрудника милиции или регулировщика;
2) передать ему документы для проверки;
3) в случае необходимости предоставить свой автомобиль сотруднику милиции, ФСБ и врачам для выполнения оперативного задания;
4) пройти по требованию придорожного милиционера медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
5) выполнить распоряжение регулировщика «туда нельзя, сюда нельзя...»
Статья 5 Закона «О милиции» прямо указывает, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть ноги и положить руки на капот - узнайте номер статьи, обязывающей вас это делать. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю - спросите номер статьи, обязывающей выходить и ложиться…
Как обычно обстоят дела с инспектором ДПС? Вы подаете в окошко документы, а инспектор (и иногда не важно, есть нарушение или нет) предлагает вам пройти в их автомобиль (либо просто «разобраться», либо для составления Протокола). Стоит ли это делать?
П.18.4. «Наставления по ДПС» гласит :
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Таким образом, водитель имеет право оставаться в автомобиле, не выходя из него на привычную команду инспектора: Пройдемте!
Если говорить о нарушении прав граждан сотрудниками ГИБДД, а зачастую обычной «разводке» водителей, то следует привести один из примеров, когда водителя заставляют сорвать тонировку или «договориться» о том, чтобы это не делать. Как себя вести с инспектором в таком случае? Посмотрим, о чем нам говорит Закон:
«Запрещается эксплуатация транспортного средства, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». Именно этим сотрудники ГИБДД обосновывают то, что необходимо срывать пленку (то есть устранять неисправность!) иначе дальнейшая эксплуатация ТС запрещена. И в этом пункте действия сотрудников ГИБДД являются обоснованными.
1) при возникновении таких неисправностей водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности (п.2.3.1. ПДД );
2) обеспечить меры предосторожности для дальнейшего движения, в случае наличия тонировки можно просто опустив стекло двери водителя и передней двери пассажира.
3) сообщите об этом инспектору и сошлитесь на пункт ПДД;
4) инспектор выписывает Вам штраф и отпускает. Ни о каком задержании ТС и речи быть не может. Точно так же как и о срывании тонировочной пленки.
Мало того, проверка технического состояния на дороге запрещена Приказом МВД РФ 297 от 20.04.1999 (пункт 13.9). Именно на это и можно ссылаться при разговоре с инспектором.
На самом деле, наше правовое государство, стремящееся к соблюдению законных действий госструктур, поддерживает активность граждан в отстаивании своих прав. Каждый из нас, будь то на дороге или в помещении, просто на улице либо является Гражданином России с его законными правами и обязанностями, либо становится никем. Никем именно по причине не знания тех самых гарантированных прав.
Для предотвращения милицейского произвола закон установил, что водителям необходимо выполнять не все, а лишь законные требования сотрудников милиции.
Круг обязанностей, возложенных на водителей при встрече с инспектором ДПС, исчерпывающе определен ПДД. Их всего пять:
1) остановиться по требованию сотрудника милиции или регулировщика;
2) передать ему документы для проверки;
3) в случае необходимости предоставить свой автомобиль сотруднику милиции, ФСБ и врачам для выполнения оперативного задания;
4) пройти по требованию придорожного милиционера медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
5) выполнить распоряжение регулировщика «туда нельзя, сюда нельзя...»
Статья 5 Закона «О милиции» прямо указывает, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть ноги и положить руки на капот - узнайте номер статьи, обязывающей вас это делать. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю - спросите номер статьи, обязывающей выходить и ложиться…
Как обычно обстоят дела с инспектором ДПС? Вы подаете в окошко документы, а инспектор (и иногда не важно, есть нарушение или нет) предлагает вам пройти в их автомобиль (либо просто «разобраться», либо для составления Протокола). Стоит ли это делать?
П.18.4. «Наставления по ДПС» гласит :
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Таким образом, водитель имеет право оставаться в автомобиле, не выходя из него на привычную команду инспектора: Пройдемте!
Если говорить о нарушении прав граждан сотрудниками ГИБДД, а зачастую обычной «разводке» водителей, то следует привести один из примеров, когда водителя заставляют сорвать тонировку или «договориться» о том, чтобы это не делать. Как себя вести с инспектором в таком случае? Посмотрим, о чем нам говорит Закон:
«Запрещается эксплуатация транспортного средства, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». Именно этим сотрудники ГИБДД обосновывают то, что необходимо срывать пленку (то есть устранять неисправность!) иначе дальнейшая эксплуатация ТС запрещена. И в этом пункте действия сотрудников ГИБДД являются обоснованными.
1) при возникновении таких неисправностей водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности (п.2.3.1. ПДД );
2) обеспечить меры предосторожности для дальнейшего движения, в случае наличия тонировки можно просто опустив стекло двери водителя и передней двери пассажира.
3) сообщите об этом инспектору и сошлитесь на пункт ПДД;
4) инспектор выписывает Вам штраф и отпускает. Ни о каком задержании ТС и речи быть не может. Точно так же как и о срывании тонировочной пленки.
Мало того, проверка технического состояния на дороге запрещена Приказом МВД РФ 297 от 20.04.1999 (пункт 13.9). Именно на это и можно ссылаться при разговоре с инспектором.
На самом деле, наше правовое государство, стремящееся к соблюдению законных действий госструктур, поддерживает активность граждан в отстаивании своих прав. Каждый из нас, будь то на дороге или в помещении, просто на улице либо является Гражданином России с его законными правами и обязанностями, либо становится никем. Никем именно по причине не знания тех самых гарантированных прав.
Обсуждения Требования сотрудников милиции