Профессионально стратегическим управлением всегда занимались политики и военные. Повышенное внимание современного бизнеса к стратегическому управлению определяется его природой, базирующейся на конкурентной борьбе.
В этом плане становится необходимым изучение факторов, определяющих конкуренцию в бизнесе, и соответственно учет их действия при разработке и реализации стратегии компании. Решение этой стратегической задачи делает необходимым анализ и оценку подходов, лежащих в основе системы подготовки кадров, стратегического управления подготовкой человека будущего.
Общие требования к лицам, принимающим решения стратегического уровня. Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведенные Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:
- ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
- принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
- стремление увеличить количество своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
- незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
- исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
- стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
- значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
- понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;
- концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
- посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.
В результате исследований путем анализа многочисленных опросов руководителей высшего звена из высокоприбыльных компаний было получено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие руководителям, имеющим высокие показатели. Результаты обработки показали, что для различных уровней управления обеспечивают продуктивность работы следующие характерные качества персонала управления: для высших руководителей — развитость концептуального мышления; для средних — умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат; для низших — деятельное знание технических аспектов выполняемых задач.
При этом аналитическую группу качеств составили способности:
- формировать долгосрочные и краткосрочные цели;
- выявлять существенно важные характеристики окружающей среды;
- вовремя осознавать необходимость принципиальных изменений.
Исходя из этой классификации качеств преуспевающих менеджеров, руководитель на стратегическом уровне должен обладать стратегическим мышлением и иметь аналитические способности. На каждом иерархическом уровне управленцы должны обладать профессиональными и личными качествами, соответствующими этому уровню.
Исходя из вышесказанного, необходимые качества современного менеджера — это:
- ум — для анализа ситуаций, оценки обстановки, постановки задач подчиненным;
- беспристрастность — для подчинения всего персонала организации логике решения задач;
- гуманность — для учета моральных факторов, возможных слабостей подчиненных и выбора соответствующих форм воздействия;
- мужество — для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние в соответствии с логикой развития событий;
- строгость — для поддержания дисциплины и порядка в организации.
Стратегическое мышление
Стратег — это, прежде всего, абстрактный мыслитель, действует совместно с тактиком, конкретизирующим его абстрактные планы, программы. Стратег воплощает заказы политиков, используя механизмы стратегического управления обществом, фирмой, учитывая их наличные и потенциальные ресурсы.
Полководцы отмечали различие логик боя и войны, которые часто не только не совпадали, но и принципиально различались. Стратег обращает внимание на целое, где абстрактная цель и сущность войны сохраняется. Цель абстрактной войны — лишить неприятеля возможности сопротивления. Тактик сосредоточен на актуальном, ситуационном в деятельности. Он реализует инструментальную функцию боя. Целевая функция, идущая от заказчика, политика, является периферической для «инструмента» (войска).
В стратегии инструментальность военной деятельности сочетается с целевой функцией, и уже становится мало лишь обезоружить противника. В рамках инструментальной функции боя существуют свои инструментальные цели и способы их достижения. История имеет достаточно примеров различия между достижением инструментальных целей (тактика) и целей войны (стратега). Примером может быть «Пиррова победа» или отход и последующий разгром Наполеона после сражения под Бородино.
Анализ стратегических и тактических целей показывает, что в организации управления для целей тактических характерны технологичность и задачность, а стратегических — усложнение (до возникновения проблем) форм управления. В практической деятельности управленцев это проявляется в специфике управления на микро- и макроуровнях.
Результаты исследований позволяют составить предварительный перечень профессиональных требований к стратегическому мышлению. В качестве единиц (целостности), в которой строится стратегия, могут выступать предприятия, отрасль, регион, страна и т. п. В любом случае должен быть управленец, ответственный за бытие единицы и создающий абстрактные нормы, проекты этого бытия в фиксированных условиях.
Профессиональные требования к стратегическому мышлению:
1. Реакция на внешние условия и их выраженность в требованиях к системе.
2. Учет:
- структуры, потребностей системы, потенциала, актуальных целей, планов (организации);
- соотнесения прошлого, будущего и настоящего системы, динамики внешних условий;
- специфических факторов внешних условий, значимых для системы.
3. Создание плана поведения, правил реагирования системы на изменяющиеся условия.
4. Рассмотрение стратегии в качестве:
- абстрактного проекта деятельности звеньев системы и системы в целом, средства принятия конкретных решений;
- реакции на качественные изменения внешних требований;
- побуждающей к поиску новых перспектив развития системы;
- способствующей унификации процессов принятия решений;
- снижающей уровень неопределенности в содержании частных решений;
- средства оценки частных проектов деятельности, требований ведущей системы ценностей, основы для создания опорных точек реализации.
5. Связь стратегии, прежде всего, с ресурсным анализом на стадии создания и подготовки к реализации, с вовлечением наиболее «сильных» сторон системы, с возможностью переопределения важнейших ее параметров;
6. Владение общей и понятийной культурой мышления.
7. Опора на мировоззрение как средство стратегического проектирования.
8. Стремления к полноте фиксации и учета меняющейся информации, к структурированию содержания информационных потоков, максимальной «основательности» в мышлении.
9. Способность «не обманываться» на материале изменяющейся информации.
10. Максимизация «тонкости» и проницательности в мышлении.
11. Способность к прогнозированию хода событий и использование принципа «причина — следствие», объектной каузальности.
12. Владение теорией деятельности и системодеятельностным проектированием.
13. Умение:
- находить выход из тупиковых ситуаций;
- объединять положительные и отрицательные явления в единую картину, превращать отрицательное в то, что может быть полезным, различать положительное и отрицательное в явлении, выявлять скрытое в явлении, выбирать лучшее решение;
- мыслить в схемах и схематических изображениях, выявлять роль отдельных факторов в явлениях.
14. Стремиться к регулированию «объема» и напряжения хода событий в целом, к полному познанию себя и партнеров, к глубине и истинности в мышлении.
Среди множества требований к стратегу, его мышлению, действиям, самоопределению, воле и т. д. существуют такие, которые наименее учитываются в принятии стратегических решений. Прежде всего, это требование к культуре мышления вообще и рефлексивному мышлению в частности. Стратег должен оперировать как конкретными, стихийными, ситуационно-имитационными, так и абстрактными, конструктивными представлениями. Следовательно, необходимо уметь применять различные знаково-символические средства (абстрактные схемы и т. п.), с помощью которых выражается фиксируемое и оперативно-манипулируемое содержание. Сами процедуры оперирования регламентируются различными рефлексивными функциями и соответствующими логическими формами.
Чтобы стратегия была применена в практической реализации, необходима культура формирования, использования и совершенствования групп, соотнесенных с организацией управленческой иерархии. В этой культуре совмещается соответствующие мыслетехники, психотехники, группотехники в процессах общения, коммуникации, постановки и решении задач и проблем.
Источник: В. М. Колпаков
Обсуждения Требования к лицам, принимающим стратегические решения