В конце декабря в Москве, в Центральном Доме Художника, проходила выставка интеллектуальной литературы "Non/Fiction". На выставке газета «Новое Человечество» презентовала проект «Альтруизм – закон джунглей» и проводила социологический опрос среди посетителей на тему «Что такое «Новое Человечество»?
В этом номере мы представляем интервью с автором сценария общепризнанного шедевра советского кино «Белое солнце пустыни» Рустамом Ибрагимбековым.
Свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» Н. Михалков снял по сценарию Рустама Имбрагимбекова. Тогда и возникла основа их творческих отношений. Результатом их содружества стал целый ряд значительных, великих работ: «Урга. Территория любви» удостоена главного приза «Золотой лев» в Венеции, Государственной премии Российской Федерации; «Утомленные солнцем» - картина, получившая «Оскара», Гран-при жюри Каннского фестиваля, Государственную премию Российской Федерации; «Сибирский цирюльник», получивший Государственную премию...
Кино для Рустама Ибрагимбекова – особая стезя. На высшие курсы сценаристов, по собственному признанию, он поступил лишь для того, чтобы иметь возможность смотреть замечательные фильмы. Литература, искусство - считает он - мало что меняют в этом мире.
Но существуют они не для развлечения, а для поддержания человеческого начала в людях.
– Рустам Ибрагимович, мы рады видеть вас на стенде проекта «Новое Человечество». Фантасты всех времен описывали общество будущего и человека в нем. Как вы думаете, каким он будет, этот новый человек?
– Мне кажется, что, прежде всего, человечество должно бороться за то, чтобы будущее состоялось, потому что над нами нависла явная угроза, что будущего не будет, что оно просто закончится на настоящем. И так как других жителей на планете, кроме нас, нет, именно мы должны думать о том, что же сделать, чтобы Земля, которая, несомненно, является живым организмом, не погибла.
– Что же нам мешает задуматься об этом?
– Я думаю, что вся проблема в том, что мы еще только на пути к тому состоянию, которое можно назвать «Человек». Во всем человечестве лишь процентов двадцать – это люди, а остальные восемьдесят процентов – это те, кому еще предстоит стать «Человеком». Они очень похожи на людей, так же разговаривают, у них те же интересы, но у них нет одной важной составляющей – нет духовности. Они еще в промежуточном состоянии между животными и людьми.
– Звучит удручающе...
– Это не так плохо, когда я говорю «животное». Я прочитал брошюру «Альтруизм – закон джунглей» и поразился ее глубине. В ней просто и очевидно доказывается, что наши младшие братья ведут себя гораздо честнее, совестливее и благороднее, чем люди, потому что они довольствуются тем, что им необходимо. Даже хищники, которые пожирают слабых особей, съедают ровно столько, сколько им необходимо для поддержания жизни.
Единственное существо на Земле, которое не знает предела в «поглощении», – это человек: он потребляет все больше, больше и больше, движимый своим эгоизмом. Именно это и порождает кризисную ситуацию на грани катастрофы, к которой мы пришли.
– Так что же мы можем сделать, чтобы не довести эту кризисную ситуацию до состояния коллапса?
– Я хочу обратить внимание на одно абсурдное обстоятельство. В нашем мире существуют награды за все: за жестокость, за силу, за талант, но нет ни одной награды за добро. Ни в одной стране нет ни одной премии, которой награждали бы людей за то, что они совершили добрые поступки.
Получается, что человечество еще недостаточно созрело для того, чтобы оценить самое главное человеческое качество. То есть на первых порах способность или желание делать добро требует поощрения. Представьте себе, что за добрые поступки будут награждать чем-то вроде Нобелевской премии! Можно назвать с десяток людей, которые добились признания, уважения, благосостояния. Премия «за добро» побудила бы их делать вещи, полезные обществу.
– Но ведь надо еще правильно понимать, что является благом?
– Да. На всех этапах образования нас учат чему угодно, кроме бережного отношения к земле, к окружающему нас миру. Нас учат патриотизму, но таким образом, что мы любим только тот клочок земли, на котором живем, а все остальное – пропади пропадом. Во всех сферах наше цивилизационное образование обогнало и продолжает стремительно обгонять духовное. Это ножницы. Мы научились всему, что связано с разрушением, но пока не выработали механизмы, которые бы правильно использовали наш эгоизм.
– Эгоизм?
– Эгоизм является главной действующей силой. Я специалист по оптимальному управлению и считаю, что очень важно, чтобы человек, движимый эгоизмом, научился чего-то добиваться в этой жизни и для себя, и для других. Но, войдя в некую «пороговую зону», умел встать над своим эгоизмом, научиться управлять им. Получать удовольствие так, как наслаждается мать, которая отдает последний кусок хлеба своему ребенку. Она ощущает от этого не меньшее удовольствие, нежели съела бы этот кусочек сама.
– Как же нам этому научиться?
– Только через систему образования. В каждой религии все ответы есть в общем виде, а очень важно это знание приспособить к конкретному периоду жизни человечества. Сегодня мы пришли к новому этапу развития, когда надо включить «обратную тягу», точно так же, как двигатели выносят ракету в атмосферу, а потом, чтобы она могла сесть, начинают работать в «обратном» направлении. Все наши эгоистические побудительные механизмы должны начать работать в обратную сторону, иначе мы погибнем. И без этого нельзя, понимаете? Нельзя отказаться от эгоизма, потому что это врожденное качество.
Человеку можно объяснить: если будешь продолжать жить так, погибнешь сам и погибнут твои потомки. Поделишься – и это пойдет тебе на пользу. Мы сможем выжить, только объясняя человеку, что добро является необходимым качеством, выгодным ему самому. Это и есть политика эгоистического альтруизма. Человека надо научить делать добро, используя в качестве аргумента его же собственные эгоистические потребности: душевное спокойствие, здоровье, продление жизни и т.д., и т.д.
– Проповедники всех религий убеждают нас на протяжении многих тысяч лет, что добро – хорошо, а зло – плохо. Но где этот критерий: что хорошо, а что плохо? Где методика, по которой надо учить?
– Я за ответом на этот вопрос пришел сюда.
– Мы как организаторы этого проекта видим свою задачу в том, чтобы создать площадку, где люди, которые чувствуют в себе внутреннюю потребность и буквально боль за будущее человечества, смогли бы вместе выработать этот самый подход и рецепт.
– Я как-то случайно прочитал книгу, в которой говорилось, что точно так же, как у отдельного человека возникает потребность пересмотреть свою жизнь, начать жить не столь эгоистично, так же это свойство присуще и человечеству в целом. Просто человечество должно «созреть». Сегодня мы понимаем – этот период уже наступил: еще 30, 40, 50 лет тому назад было рано, через 50 лет будет поздно. Веками людям говорили эти вещи и вроде бы их это не «пробивало», сегодня же инстинкт самосохранения каким-то интуитивным образом толкает человечество в этом направлении, чтобы спасти себя, свою семью, наше будущее, в конце концов. Как ни странно, но в основе всего лежит человеческий эгоизм, и если он не будет заинтересован в спасении человечества, ничего не получится.
Свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» Н. Михалков снял по сценарию Рустама Имбрагимбекова. Тогда и возникла основа их творческих отношений. Результатом их содружества стал целый ряд значительных, великих работ: «Урга. Территория любви» удостоена главного приза «Золотой лев» в Венеции, Государственной премии Российской Федерации; «Утомленные солнцем» - картина, получившая «Оскара», Гран-при жюри Каннского фестиваля, Государственную премию Российской Федерации; «Сибирский цирюльник», получивший Государственную премию...
Кино для Рустама Ибрагимбекова – особая стезя. На высшие курсы сценаристов, по собственному признанию, он поступил лишь для того, чтобы иметь возможность смотреть замечательные фильмы. Литература, искусство - считает он - мало что меняют в этом мире.
Но существуют они не для развлечения, а для поддержания человеческого начала в людях.
– Рустам Ибрагимович, мы рады видеть вас на стенде проекта «Новое Человечество». Фантасты всех времен описывали общество будущего и человека в нем. Как вы думаете, каким он будет, этот новый человек?
– Мне кажется, что, прежде всего, человечество должно бороться за то, чтобы будущее состоялось, потому что над нами нависла явная угроза, что будущего не будет, что оно просто закончится на настоящем. И так как других жителей на планете, кроме нас, нет, именно мы должны думать о том, что же сделать, чтобы Земля, которая, несомненно, является живым организмом, не погибла.
– Что же нам мешает задуматься об этом?
– Я думаю, что вся проблема в том, что мы еще только на пути к тому состоянию, которое можно назвать «Человек». Во всем человечестве лишь процентов двадцать – это люди, а остальные восемьдесят процентов – это те, кому еще предстоит стать «Человеком». Они очень похожи на людей, так же разговаривают, у них те же интересы, но у них нет одной важной составляющей – нет духовности. Они еще в промежуточном состоянии между животными и людьми.
– Звучит удручающе...
– Это не так плохо, когда я говорю «животное». Я прочитал брошюру «Альтруизм – закон джунглей» и поразился ее глубине. В ней просто и очевидно доказывается, что наши младшие братья ведут себя гораздо честнее, совестливее и благороднее, чем люди, потому что они довольствуются тем, что им необходимо. Даже хищники, которые пожирают слабых особей, съедают ровно столько, сколько им необходимо для поддержания жизни.
Единственное существо на Земле, которое не знает предела в «поглощении», – это человек: он потребляет все больше, больше и больше, движимый своим эгоизмом. Именно это и порождает кризисную ситуацию на грани катастрофы, к которой мы пришли.
– Так что же мы можем сделать, чтобы не довести эту кризисную ситуацию до состояния коллапса?
– Я хочу обратить внимание на одно абсурдное обстоятельство. В нашем мире существуют награды за все: за жестокость, за силу, за талант, но нет ни одной награды за добро. Ни в одной стране нет ни одной премии, которой награждали бы людей за то, что они совершили добрые поступки.
Получается, что человечество еще недостаточно созрело для того, чтобы оценить самое главное человеческое качество. То есть на первых порах способность или желание делать добро требует поощрения. Представьте себе, что за добрые поступки будут награждать чем-то вроде Нобелевской премии! Можно назвать с десяток людей, которые добились признания, уважения, благосостояния. Премия «за добро» побудила бы их делать вещи, полезные обществу.
– Но ведь надо еще правильно понимать, что является благом?
– Да. На всех этапах образования нас учат чему угодно, кроме бережного отношения к земле, к окружающему нас миру. Нас учат патриотизму, но таким образом, что мы любим только тот клочок земли, на котором живем, а все остальное – пропади пропадом. Во всех сферах наше цивилизационное образование обогнало и продолжает стремительно обгонять духовное. Это ножницы. Мы научились всему, что связано с разрушением, но пока не выработали механизмы, которые бы правильно использовали наш эгоизм.
– Эгоизм?
– Эгоизм является главной действующей силой. Я специалист по оптимальному управлению и считаю, что очень важно, чтобы человек, движимый эгоизмом, научился чего-то добиваться в этой жизни и для себя, и для других. Но, войдя в некую «пороговую зону», умел встать над своим эгоизмом, научиться управлять им. Получать удовольствие так, как наслаждается мать, которая отдает последний кусок хлеба своему ребенку. Она ощущает от этого не меньшее удовольствие, нежели съела бы этот кусочек сама.
– Как же нам этому научиться?
– Только через систему образования. В каждой религии все ответы есть в общем виде, а очень важно это знание приспособить к конкретному периоду жизни человечества. Сегодня мы пришли к новому этапу развития, когда надо включить «обратную тягу», точно так же, как двигатели выносят ракету в атмосферу, а потом, чтобы она могла сесть, начинают работать в «обратном» направлении. Все наши эгоистические побудительные механизмы должны начать работать в обратную сторону, иначе мы погибнем. И без этого нельзя, понимаете? Нельзя отказаться от эгоизма, потому что это врожденное качество.
Человеку можно объяснить: если будешь продолжать жить так, погибнешь сам и погибнут твои потомки. Поделишься – и это пойдет тебе на пользу. Мы сможем выжить, только объясняя человеку, что добро является необходимым качеством, выгодным ему самому. Это и есть политика эгоистического альтруизма. Человека надо научить делать добро, используя в качестве аргумента его же собственные эгоистические потребности: душевное спокойствие, здоровье, продление жизни и т.д., и т.д.
– Проповедники всех религий убеждают нас на протяжении многих тысяч лет, что добро – хорошо, а зло – плохо. Но где этот критерий: что хорошо, а что плохо? Где методика, по которой надо учить?
– Я за ответом на этот вопрос пришел сюда.
– Мы как организаторы этого проекта видим свою задачу в том, чтобы создать площадку, где люди, которые чувствуют в себе внутреннюю потребность и буквально боль за будущее человечества, смогли бы вместе выработать этот самый подход и рецепт.
– Я как-то случайно прочитал книгу, в которой говорилось, что точно так же, как у отдельного человека возникает потребность пересмотреть свою жизнь, начать жить не столь эгоистично, так же это свойство присуще и человечеству в целом. Просто человечество должно «созреть». Сегодня мы понимаем – этот период уже наступил: еще 30, 40, 50 лет тому назад было рано, через 50 лет будет поздно. Веками людям говорили эти вещи и вроде бы их это не «пробивало», сегодня же инстинкт самосохранения каким-то интуитивным образом толкает человечество в этом направлении, чтобы спасти себя, свою семью, наше будущее, в конце концов. Как ни странно, но в основе всего лежит человеческий эгоизм, и если он не будет заинтересован в спасении человечества, ничего не получится.
Обсуждения Рустам Имбрагимбеков: Мы на пути к состоянию Человек