Хэви-метал (heavy-metal) — одна из ранних разновидностей металла, выделившаяся из хард-рока в конце 70-х годов. В стилевом отношении это явление весьма расплывчато: поначалу термином хэви-метал обозначали все более-менее тяжелые команды, затем на рубеже 70-80-х годов до выделения первых стилевых разновидностей металла (таких, как спид-, трэш-, пауэр-метал) — все собственно металлические команды.
Так этот термин следует понимать и сейчас, когда стало ясно, что металл (вообще) и хэви-метал («классический») суть вещи разные.
Первые металлические группы появились в Британии. Чтобы как-то отделить «старый» хэви-метал от нового, журналисты ввели термин «Новая волна британского хэви-метал» (Judas Priest, Iron Maiden, Def Leppard, Saxon, Samson, Diamond Head, Raven, Angel Witch, Witchfynde и др.). Однако НВБХМ не представляла собой единый стиль; к тому же, не все английские тяжелые команды того времени (например, Motorhead) однозначно могут быть включены в ее состав. С другой стороны, в этот период хэви-метал-группы появлялись и в других странах, например, в Германии (Accept, из которой позже вышла U.D.O.) и Америке (Manowar).
Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к более быстрым темпам, «железному», лишенному свинга ритму, жесткому (хотя в некоторых случаях довольно помпезному) звучанию, полифоничной фактуре, более экзальтированной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары (часто использовались две ритм/соло-гитары) и ударные (в арсенале которых появилась «спаренная» бочка). Хэви-металлисты отказывались от гармонической схемы блюза в пользу западноевропейской тональности; охотнее, чем к блюзу, они обращались к музыке барокко, народной песенности, хотя «старый добрый» рок-н-ролл, конечно же, не забывали.
Сегодня звучание многих хэви-метал-команд кажется довольно архаичным, но в свое время они произвели настоящую революцию в саунде. Тематика песен была соответствующей: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи, мифологические мотивы, любовная и «рок-н-ролльная» тематика. Кроме того, шокировал и их имидж, подчеркивающий грубое, мужественное, а иногда чуть ли не первобытное начало: кожаная одежда, железные цепи, длинные волосы, кое-кто появлялся даже в шкурах животных и т.д. Неизменными атрибутами металлистов стали мотоциклы (символ скорости и мужской сексуальности). От хэви-метал пошла также специфическая иконография обложек «металлических» дисков («ужастики», обнаженная женская натура, технократические мотивы и т.д.), особое шрифтовое начертание названий групп.
Первый альбом в этом стиле:
Judas Priest "Sad Wings Of Destiny" 1976
Ключевые артисты и альбомы:
Motorhead "Bomber" (1979)
Judas Priest "British Steel" (1980)
Iron Maiden "The Number Of The Beast" (1982)
Manowar "Battle Hymns" (1982)
Accept "Restless And Wild" (1983)
Первые металлические группы появились в Британии. Чтобы как-то отделить «старый» хэви-метал от нового, журналисты ввели термин «Новая волна британского хэви-метал» (Judas Priest, Iron Maiden, Def Leppard, Saxon, Samson, Diamond Head, Raven, Angel Witch, Witchfynde и др.). Однако НВБХМ не представляла собой единый стиль; к тому же, не все английские тяжелые команды того времени (например, Motorhead) однозначно могут быть включены в ее состав. С другой стороны, в этот период хэви-метал-группы появлялись и в других странах, например, в Германии (Accept, из которой позже вышла U.D.O.) и Америке (Manowar).
Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к более быстрым темпам, «железному», лишенному свинга ритму, жесткому (хотя в некоторых случаях довольно помпезному) звучанию, полифоничной фактуре, более экзальтированной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары (часто использовались две ритм/соло-гитары) и ударные (в арсенале которых появилась «спаренная» бочка). Хэви-металлисты отказывались от гармонической схемы блюза в пользу западноевропейской тональности; охотнее, чем к блюзу, они обращались к музыке барокко, народной песенности, хотя «старый добрый» рок-н-ролл, конечно же, не забывали.
Сегодня звучание многих хэви-метал-команд кажется довольно архаичным, но в свое время они произвели настоящую революцию в саунде. Тематика песен была соответствующей: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи, мифологические мотивы, любовная и «рок-н-ролльная» тематика. Кроме того, шокировал и их имидж, подчеркивающий грубое, мужественное, а иногда чуть ли не первобытное начало: кожаная одежда, железные цепи, длинные волосы, кое-кто появлялся даже в шкурах животных и т.д. Неизменными атрибутами металлистов стали мотоциклы (символ скорости и мужской сексуальности). От хэви-метал пошла также специфическая иконография обложек «металлических» дисков («ужастики», обнаженная женская натура, технократические мотивы и т.д.), особое шрифтовое начертание названий групп.
Первый альбом в этом стиле:
Judas Priest "Sad Wings Of Destiny" 1976
Ключевые артисты и альбомы:
Motorhead "Bomber" (1979)
Judas Priest "British Steel" (1980)
Iron Maiden "The Number Of The Beast" (1982)
Manowar "Battle Hymns" (1982)
Accept "Restless And Wild" (1983)
Обсуждения Heavy metal