Регги (reggae) — одна из национальных форм поп-музыки. Корни регги — в народной музыке Ямайки (и Латинской Америки вообще), а также в ритм-энд-блюзе. Этот сплав возник в 60-е годы, когда ямайские музыканты попытались по-своему воспроизвести новоорлеанский {ритм-энд-блюз}, который слышали по радио.
Любовь ямайцев к ритм-энд-блюзу не случайна — ведь многие жители «солнечного острова» были потомками чернокожих рабов, завезенных на Ямайку в XVII веке из Африки.
Движение регги — это не только музыка, но и определенное мировоззрение. Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белых исполнителей регги) стало растафарианство. Рас Тафари Макконен — император Эфиопии, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь им покинуть «Вавилон» и вернуться на Родину, в освобождённую Африку, к этническим и духовным «корням» (понятие roots — одно из важнейших у растаманов). Идеалом является всеобщее равенство и братство, однако, достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным, а духовным путем. Инструментом личностного совершенствования и всеобщего примирения для растаманов стала марихуана, почитаемая на Ямайке, как трава мудрости (по преданию, она выросла на могиле царя Соломона). У растаманов есть свои цвета (сочетание красного, желтого и зеленого); их можно безошибочно опознать по так называемым дрэдам (прическа из скрученных в косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа.
Историческим и стилистическом предшественником регги является ска, у которого регги позаимствовало характерную ритмику и инструментарий. Однако ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом. Темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и прихотливым: сильные доли часто пропускалась вообще, а слабые активно акцентировались (аккордами духовых и гитары). Басовая партия могла быть достаточно витиеватой. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было очень важным — только так можно создать «позитивные вибрации», которые и должна транслировать музыка регги.
Мир регги очень разнообразен — он простирается от совершенно безыскусного, неприукрашенного регги в исполнении старейшины {Ли «Скрэтча» Перри} до эстрадного, «приглаженного» варианта {Элтона Эллиса}. Но королем и классиком регги-движения, конечно же, был и остается {Боб Марли}, сумевший высказать в музыке все чаяния и надежды растаманов. Его регги, оставаясь миролюбивой танцевальной (к тому же, интересно инструментованной) музыкой, несло и мощный социально-политический заряд, призывало растаманов и все человечество не забывать о «корнях», о возвращении к истокам. Боб Марли скончался в 1981 году, однако до сих пор продолжают выходить неизданные прежде записи. Для растаманов он является не просто поэтом и музыкантом, но и пророком. Среди крупных фигур движения следует назвать {Питера Тоша} (начинавшего свою карьеру вместе с Марли в составе группы {THE WAILERS}) и {Линтона Квези Джонсона} — пожалуй, наиболее политизированных регги-деятелей, позволявших себе весьма резкие высказывания против американского и британского правительства. Линтон Квези также стал изобретателем даб-поэзии (поэтический текст, монотонно начитываемый на ритм регги). Необходимо вспомнить также {TOOTS & THE MAYTALS} (им приписывается само изобретение слова «регги»), {Макса Ромеро}, {Юниора Марвина}, Банни Ливингстона, {BLACK UHURU}, {BURNING SPEAR}, {STEEL PULSE}, ASWAD, {CULTURE} и др.
В 70-е годы музыка регги начала проникать в Европу и Америку. Боб Марли давал концерты в Лондоне, его пластинки достигали высоких позиций в хит-парадах США. В 1976-м артист был вынужден покинуть Ямайку, спасаясь от преследования — отныне он поселился в Туманном Альбионе (а Линтон Квези переехал сюда еще раньше, начав активную подрывную деятельность). Музыка регги пришлась по душе и панкам ({THE CLASH}), и {диско}-исполнителям ({SUPERMAX}). Эстафету переняли {пост-панки} — {POLICE} представили несколько отстраненный, холодноватый вариант регги. В «опопсении» жанра сказали свое веское слово британцы {UB40} (в составе этой группы были и выходцы из Ямайки). Регги приобретало все большую коммерческую популярность. В 1983 ямайской BLACK UHURU вручили премию Grammy Award как лучшей регги-группе. С тех пор с регги экспериментируют многие музыканты; появился и электронный вариант этого стиля ({даб}).
Удивительно, но интерес к регги проснулся и в далекой от жаркого ямайского солнца России. Как утверждают историки, случилось это еще на рубеже 70-80-х. Первыми пропагандистами регги в России стали «{Аквариум}» и… «{Карнавал}» А. Барыкина. Среди нынешних русских регги-групп можно выделить «{Джа Дивижн}», «{Остров}» и «{Маркшейдер Кунст}».
Ключевые артисты и альбомы:
Lee «Scratch» Perry «Cloak & Dagger» (1973)
Bob Marley «Natty Dread» (1974)
Peter Tosh «Equal Rights» (1977)
Linton Kwesi Johnson «Forces Of Victory» (1979)
BLACK UHURU «Anthem» (1983)
Движение регги — это не только музыка, но и определенное мировоззрение. Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белых исполнителей регги) стало растафарианство. Рас Тафари Макконен — император Эфиопии, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь им покинуть «Вавилон» и вернуться на Родину, в освобождённую Африку, к этническим и духовным «корням» (понятие roots — одно из важнейших у растаманов). Идеалом является всеобщее равенство и братство, однако, достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным, а духовным путем. Инструментом личностного совершенствования и всеобщего примирения для растаманов стала марихуана, почитаемая на Ямайке, как трава мудрости (по преданию, она выросла на могиле царя Соломона). У растаманов есть свои цвета (сочетание красного, желтого и зеленого); их можно безошибочно опознать по так называемым дрэдам (прическа из скрученных в косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа.
Историческим и стилистическом предшественником регги является ска, у которого регги позаимствовало характерную ритмику и инструментарий. Однако ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом. Темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и прихотливым: сильные доли часто пропускалась вообще, а слабые активно акцентировались (аккордами духовых и гитары). Басовая партия могла быть достаточно витиеватой. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было очень важным — только так можно создать «позитивные вибрации», которые и должна транслировать музыка регги.
Мир регги очень разнообразен — он простирается от совершенно безыскусного, неприукрашенного регги в исполнении старейшины {Ли «Скрэтча» Перри} до эстрадного, «приглаженного» варианта {Элтона Эллиса}. Но королем и классиком регги-движения, конечно же, был и остается {Боб Марли}, сумевший высказать в музыке все чаяния и надежды растаманов. Его регги, оставаясь миролюбивой танцевальной (к тому же, интересно инструментованной) музыкой, несло и мощный социально-политический заряд, призывало растаманов и все человечество не забывать о «корнях», о возвращении к истокам. Боб Марли скончался в 1981 году, однако до сих пор продолжают выходить неизданные прежде записи. Для растаманов он является не просто поэтом и музыкантом, но и пророком. Среди крупных фигур движения следует назвать {Питера Тоша} (начинавшего свою карьеру вместе с Марли в составе группы {THE WAILERS}) и {Линтона Квези Джонсона} — пожалуй, наиболее политизированных регги-деятелей, позволявших себе весьма резкие высказывания против американского и британского правительства. Линтон Квези также стал изобретателем даб-поэзии (поэтический текст, монотонно начитываемый на ритм регги). Необходимо вспомнить также {TOOTS & THE MAYTALS} (им приписывается само изобретение слова «регги»), {Макса Ромеро}, {Юниора Марвина}, Банни Ливингстона, {BLACK UHURU}, {BURNING SPEAR}, {STEEL PULSE}, ASWAD, {CULTURE} и др.
В 70-е годы музыка регги начала проникать в Европу и Америку. Боб Марли давал концерты в Лондоне, его пластинки достигали высоких позиций в хит-парадах США. В 1976-м артист был вынужден покинуть Ямайку, спасаясь от преследования — отныне он поселился в Туманном Альбионе (а Линтон Квези переехал сюда еще раньше, начав активную подрывную деятельность). Музыка регги пришлась по душе и панкам ({THE CLASH}), и {диско}-исполнителям ({SUPERMAX}). Эстафету переняли {пост-панки} — {POLICE} представили несколько отстраненный, холодноватый вариант регги. В «опопсении» жанра сказали свое веское слово британцы {UB40} (в составе этой группы были и выходцы из Ямайки). Регги приобретало все большую коммерческую популярность. В 1983 ямайской BLACK UHURU вручили премию Grammy Award как лучшей регги-группе. С тех пор с регги экспериментируют многие музыканты; появился и электронный вариант этого стиля ({даб}).
Удивительно, но интерес к регги проснулся и в далекой от жаркого ямайского солнца России. Как утверждают историки, случилось это еще на рубеже 70-80-х. Первыми пропагандистами регги в России стали «{Аквариум}» и… «{Карнавал}» А. Барыкина. Среди нынешних русских регги-групп можно выделить «{Джа Дивижн}», «{Остров}» и «{Маркшейдер Кунст}».
Ключевые артисты и альбомы:
Lee «Scratch» Perry «Cloak & Dagger» (1973)
Bob Marley «Natty Dread» (1974)
Peter Tosh «Equal Rights» (1977)
Linton Kwesi Johnson «Forces Of Victory» (1979)
BLACK UHURU «Anthem» (1983)
Обсуждения Музыка регги