Творение человеческого тела

Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук. Сущест­вует много различных звуков (не только по вариации, но и по силе, громкос­ти, резкости и т.д.), хотя основных - два - неотчетли­вый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматра ме­жду всеми существующими звуками нет различий.
Творение человеческого тела
Спарша Тан­матра проявляется исключительно как Тактильное ощущение. Су­ществует много всевозможных тактильных ощущений (гладкое, шершавое, ребристое, вязкое, жирное, холодное, го­рячее, теплое и т.д.), но на уровне Шабда Танматра между ними нет раз­личий. Рупа Танматра проявляет себя как Цвет (форма). Существует бес­конечное множество цветов от белого до черного, хотя основных - шесть (белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый), но на уровне Рупа Танматра между всеми цветами и формами нет разли­чий. Раса Танматра проявляется исключительно как Вкус. Сущест­вует шесть основных вку­сов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий), но на уровне Раса Танматра между всеми вкусами нет разницы. Гандха Тан­матра проявляется исключитель­но как Запах. Существует много всевоз­можных запахов (но основ­ных - шесть), но на уровне Гандха Танматра между всеми запахами нет различий.

В Аюрведе процесс творения человеческого тела рассматривает­ся с позиции теории о пяти первоэлементах, воздействия субстан­ций, Тридо­ша, трех махагун материальной природы, семи тканей и нечистот. Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из все­возможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов. Живое от­личается от мертвого только наличием души. Первоэлементы складыва­ют физическую и энергетическую структуру субстанции, с помощью ко­то­рой проявляются все ее ка­чества.

Многочисленные переводчики индийской философской литера­туры переводят слово "бхута" как "элемент", а "махабхута" как "первоэле­мент". Мне приходится следовать установившейся тради­ции, хотя это в некотором смысле ошибка. К сожалению, многие терми­ны и философс­кие понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как че­ловек привык употреблять та­кие специфические латинские меди­цинские термины, как гастрит, неф­рит, гематома и др., точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины.

"Бхута" это не "элемент" в точном современном значении этого слова, а "параману" - не "атом" или "молекула". Несмотря на это, многие авторы (в том числе и индийские) с восторгом приняли эти эквиваленты, проиг­норировав тот факт, что Бхута не являются эле­ментами, молекулами, та­кими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с точки зрения хи­мии не могут быть выделены и под­вер­гнуты комплексному анализу. Те же "элементы", которые выде­лены в чистом виде химией и занесены (или еще не занесены) в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, кото­рые в свою очередь состоят из всевозможных комбинаций перво­элементов.

Дравйагуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с пози­ции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака с позиции построения человеческого организма и Тридоша, также, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с по­зиции продуцирования качеств лекарственных препаратов (С.С.1.41.1-7), но и по принципу влияния и формирования человеческо­го тела (С.С.3.1.19). Сушрута опи­сывает следующие качества пер­во­элементов:

Чарака характеризует зависимость органов и систем органов че­ловече­ского организма от составляющих их первоэлементов следу­ющим обра­зом: "Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, гро­моздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и теку­чие, например хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закры­тия, сжа­тия и разжатия, движение, напряжения и расслабления, морга­ние, биение (пульс), всасывание питательных веществ, и т.д. обеспечи­ваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого пер­воэле­мента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной при­роды. Звуки и ор­ганы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двига­лось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле
×

По теме Творение человеческого тела

Солнечная система - творение разума?

К читателю: Любая серьезная проблема имеет предысторию. И прежде чем познакомить...
Журнал

Творение Леонардо да Винчи

Мир искусства был шокирован недавним известием об открытии портрета, который...
Журнал

Творение Господа

В МИФИ состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с...
Журнал

Творец и творение

А. Гордон: Доброй ночи. Так уж повелось, не буду рассказывать исторические корни...
Журнал

Творение Мастера

Читать можно много, можно мало, главное не количество, а качество. Недавно...
Журнал

Эволюция человеческого языка

Последнее открытие зоологов из шотландского Университета Сент-Эндрю, вероятно...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека