Образ мудреца является наиболее чтимым в любой культуре. Человек не рождается мудрым, но становится им. Как мозг активируется, функционирует и как не срабатывает, что можно сделать, чтобы предотвратить его старение и не превратится в слабоумное существо?
Профессор неврологии Медицинского колледжа Университета Нью-Йорка Элхонон Голдберг, ученик знаменитого русского нейрохирурга А. Лурии, в своей книге «Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия » (The wisdom paradox. How your mind can grow stronger as your brain grows older) берется это доказать на примерах из своей богатой практики .
Профессор, кстати, наш бывший соотечественник (теперь он живет в Нью-Йорке) распределяет свое время между частной практикой в нейропсихологии, исследованиями в области когнитивной неврологии и преподаванием.
«Периоды ума» или периоды мозга – это метафора, считает Голдберг, но не притянутая за уши. Мозг и ум проходят через этапы развития в течение всей продолжительности жизни. Как времена года, периоды ума не разделены четкими абсолютными границами, а переходят постепенно и плавно один в другой. Как может варьироваться смена времен года (раннее лето в один год, поздняя весна в другой), также переход от одного «периода ума» к следующему индивидуален. В отличие от 4 времен года, обычно говорят о 3 периодах мозга: развитие, зрелость и старение.
Первый период развития – идет формирование основных когнитивных способностей и навыков, который характеризуется изменениями, происходящими в мозге. Он начинается до того, как человек родился и продолжается до 30 лет (плюс – минус несколько лет). Развитие мозга начинается с нейрогенеза, рождения мозговых клеток - нейронов.
Главный этап формирования мозга происходит во время беременности. Но нейрогненез продолжается всю жизнь, хотя и не так интенсивно, как в начале. Переломным моментом между первым и вторым периодом мозга – стадией развития и стадией зрелости – является завершение созревания лобных долей, особенно образование миелинового слоя.
Второй период зрелости – характеризуется меньшим нейронным потоком и большей стабильностью структур мозга. Это возраст продуктивной деятельности, когда акцент постепенно переносится с изучения мира на внесение своего вклада в его формирование через нашу индивидуальную и профессиональную деятельность. Это самый изученный период ума и мозга, хотя и не полностью. Мы пока постепенно движемся к пониманию нейронных основ индивидуальности, заключает Голдберг.
Период старения – изучен совсем мало. До недавнего времени ученые и не думали задаваться вопросом, а насколько золотым будет «золотой век» мозга. Однако мозг поражается даже при «успешном» старении, как любой другой орган. Некоторые изменения считаются общими: вес и объем мозга уменьшаются приблизительно на 2 % каждое десятилетие взрослой жизни.
Желудочки мозга (полости, расположенные глубоко внутри, содержащие спинномозговую жидкость) увеличиваются в размере. Бороздки (промежутки между извилинами мозга) становятся более выпуклыми. Кровоток мозга и поступление кислорода становятся менее обильными. Все это говорит о небольшой атрофии или сокращении мозговой ткани в процессе нормального старения.
При старении поражается как серое, так и белое вещество. Некоторые ученые полагают, что белое вещество более восприимчиво к воздействию старения, чем серое. Другое интересное открытие – это разница в относительной уязвимости различных структур мозга при нормальном старении и при слабоумии, например, при болезни Альцгеймера.
В истории известны случаи, когда старение становилось синонимом упадка умственной деятельности. Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) опубликовал первую часть «Фауста» в 59 лет, а 2-ю – в 83 года. Великий каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) начал работу всей своей жизни кафедральный собор Sagrada Familia в Барселоне относительно молодым человеком, но проект достиг апогея в конце его жизни.
Он погиб в автомобильной катастрофе и не закончил свой шедевр. В другой области деятельности Норберт Винер (1894-1964) – отец кибернетики, бросил вызов собственному утверждению, что «математика – это в высшей степени игра молодых». Философский трактат «Творец и Голем» он опубликовал в 70-летнем возрасте.
«Мать Израиля» Голда Мейер (1898-1978) заняла пост премьер-министра страны в возрасте 71 года. Она оказалась старше, когда стала у руля государства, чем Уинстон Черчилль (в начале срока ему было 65) и Рональд Рейган (69). «Такие примеры, будучи предметом генетического везения, не особенно удивительны, поскольку любая кривая имеет свое аномальное значение», - пишет Голдберг.
В реальности большинство форм слабоумия развивается постепенно и фактически очень медленно. Ухудшение продолжается годами. В большинстве случаев процесс сначала влияет только на некоторые способности, в то время как другие остаются незатронутыми длительное время. Еще раз подчеркнем, что говоря о сохранении умственных способностей, профессор оставляет за скобками мозговые травмы, инфекционные заболевания и т.п.
Пересказать всю книгу Голдберга - задача непосильная. Поэтому обратимся к выводу. Физическое и умственное безделье дорого обходится. Умственное безделье в молодости подвергает опасности мозг в старости. Не следует безрассудно тратить «творческие» годы.
«Те, кто получает удовольствие от умственных задач и ищет их сверх и за пределами простых потребностей обыденного существования, поддерживает свой ум и мозг мощным защитным механизмом, которых хватит надолго и которые будут гарантировать здоровую и богатую умственную жизнь в старости», - считает профессор Голдберг.
Умственная жизнь должна продолжаться и в старости. Чем дольше она будет продолжаться, тем дольше будет даровать награды, стимулируя различные процессы роста в мозге и тем самым защищая его от разрушения, продолжает автор. Умственная гимнастика в течение всей жизни – это шанс для поддержания здорового ума в старости.
Профессор, кстати, наш бывший соотечественник (теперь он живет в Нью-Йорке) распределяет свое время между частной практикой в нейропсихологии, исследованиями в области когнитивной неврологии и преподаванием.
«Периоды ума» или периоды мозга – это метафора, считает Голдберг, но не притянутая за уши. Мозг и ум проходят через этапы развития в течение всей продолжительности жизни. Как времена года, периоды ума не разделены четкими абсолютными границами, а переходят постепенно и плавно один в другой. Как может варьироваться смена времен года (раннее лето в один год, поздняя весна в другой), также переход от одного «периода ума» к следующему индивидуален. В отличие от 4 времен года, обычно говорят о 3 периодах мозга: развитие, зрелость и старение.
Первый период развития – идет формирование основных когнитивных способностей и навыков, который характеризуется изменениями, происходящими в мозге. Он начинается до того, как человек родился и продолжается до 30 лет (плюс – минус несколько лет). Развитие мозга начинается с нейрогенеза, рождения мозговых клеток - нейронов.
Главный этап формирования мозга происходит во время беременности. Но нейрогненез продолжается всю жизнь, хотя и не так интенсивно, как в начале. Переломным моментом между первым и вторым периодом мозга – стадией развития и стадией зрелости – является завершение созревания лобных долей, особенно образование миелинового слоя.
Второй период зрелости – характеризуется меньшим нейронным потоком и большей стабильностью структур мозга. Это возраст продуктивной деятельности, когда акцент постепенно переносится с изучения мира на внесение своего вклада в его формирование через нашу индивидуальную и профессиональную деятельность. Это самый изученный период ума и мозга, хотя и не полностью. Мы пока постепенно движемся к пониманию нейронных основ индивидуальности, заключает Голдберг.
Период старения – изучен совсем мало. До недавнего времени ученые и не думали задаваться вопросом, а насколько золотым будет «золотой век» мозга. Однако мозг поражается даже при «успешном» старении, как любой другой орган. Некоторые изменения считаются общими: вес и объем мозга уменьшаются приблизительно на 2 % каждое десятилетие взрослой жизни.
Желудочки мозга (полости, расположенные глубоко внутри, содержащие спинномозговую жидкость) увеличиваются в размере. Бороздки (промежутки между извилинами мозга) становятся более выпуклыми. Кровоток мозга и поступление кислорода становятся менее обильными. Все это говорит о небольшой атрофии или сокращении мозговой ткани в процессе нормального старения.
При старении поражается как серое, так и белое вещество. Некоторые ученые полагают, что белое вещество более восприимчиво к воздействию старения, чем серое. Другое интересное открытие – это разница в относительной уязвимости различных структур мозга при нормальном старении и при слабоумии, например, при болезни Альцгеймера.
В истории известны случаи, когда старение становилось синонимом упадка умственной деятельности. Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) опубликовал первую часть «Фауста» в 59 лет, а 2-ю – в 83 года. Великий каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) начал работу всей своей жизни кафедральный собор Sagrada Familia в Барселоне относительно молодым человеком, но проект достиг апогея в конце его жизни.
Он погиб в автомобильной катастрофе и не закончил свой шедевр. В другой области деятельности Норберт Винер (1894-1964) – отец кибернетики, бросил вызов собственному утверждению, что «математика – это в высшей степени игра молодых». Философский трактат «Творец и Голем» он опубликовал в 70-летнем возрасте.
«Мать Израиля» Голда Мейер (1898-1978) заняла пост премьер-министра страны в возрасте 71 года. Она оказалась старше, когда стала у руля государства, чем Уинстон Черчилль (в начале срока ему было 65) и Рональд Рейган (69). «Такие примеры, будучи предметом генетического везения, не особенно удивительны, поскольку любая кривая имеет свое аномальное значение», - пишет Голдберг.
В реальности большинство форм слабоумия развивается постепенно и фактически очень медленно. Ухудшение продолжается годами. В большинстве случаев процесс сначала влияет только на некоторые способности, в то время как другие остаются незатронутыми длительное время. Еще раз подчеркнем, что говоря о сохранении умственных способностей, профессор оставляет за скобками мозговые травмы, инфекционные заболевания и т.п.
Пересказать всю книгу Голдберга - задача непосильная. Поэтому обратимся к выводу. Физическое и умственное безделье дорого обходится. Умственное безделье в молодости подвергает опасности мозг в старости. Не следует безрассудно тратить «творческие» годы.
«Те, кто получает удовольствие от умственных задач и ищет их сверх и за пределами простых потребностей обыденного существования, поддерживает свой ум и мозг мощным защитным механизмом, которых хватит надолго и которые будут гарантировать здоровую и богатую умственную жизнь в старости», - считает профессор Голдберг.
Умственная жизнь должна продолжаться и в старости. Чем дольше она будет продолжаться, тем дольше будет даровать награды, стимулируя различные процессы роста в мозге и тем самым защищая его от разрушения, продолжает автор. Умственная гимнастика в течение всей жизни – это шанс для поддержания здорового ума в старости.
Обсуждения Формирование мозга