Роза – любимый многими женщинами цветок. Все знают, что белая роза символизирует невинность, красная – страсть, а жёлтая – разлуку…
Но, оказалось, что история символизма розы имеет очень древние корни и не так однозначна.
Но, оказалось, что история символизма розы имеет очень древние корни и не так однозначна.
Самые первые сведения об этом чудесном растении встречаются в древнейших сказаниях, а родиной «королевы цветов» по праву считается Иран (Персия). По-персидски роза называется «гюль», а Персия с давних времен имеет второе название – Гюлистан. Персы вывели огромное множество видов роз разных форм и расцветок, порой самых экзотических.
В Древней Греции роза была посвящена богине любви Афродите. Венками из роз украшали невест и осыпали новобрачных. Греки считали, что белая роза явилась из пены, которая покрывала рождающуюся Афродиту, богиню любви и красоты. Ни один цветок не наделили такими разными смыслами и символами, как розу. В бутоне розы греки видели символ бесконечности. Но «дева-роза» называли юных прекрасных девушек, напоминая, что и их век красоты не долог.
От греков роза была перенесена в Рим. Здесь во времена республики роза считалась символом строгой нравственности. Древние римляне верили, что роза вселяет в души мужество, и на свои щиты наносили изображение лепестка розы. Роза служила эмблемой храбрости: знаменитый римский полководец Сципион Африканский разрешил своим солдатам в день их триумфального вступления в Рим нести в руках букеты из роз, а чтобы увековечить память об их храбрости – выбить изображения розы на их щитах.
Известно, что знаменитая египетская царица Клеопатра придавала розе огромное значение, и ублажала с помощью её аромата Цезаря и Марка Антония. Роза в Риме имела ещё одно значение: она стала символом молчания, сохранения тайны. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза – она была посвящена богу молчания Гарпократу.
Улицы городов империи были пропитаны густым ароматом розового масла, им умащались гладиаторы перед схватками в Колизее. А знатные матроны набивали подушки лепестками роз. В Древнем Риме роза отождествлялась также с Венерой, и её происхождение связывали со слезами богини.
Интересно, что в Древней Греции, в Древнем Риме и в Китае роза также связывалась и с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства.
С XII в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков.
Атрибутика розы играла огромную роль в войне между Алой и Белой розой, то есть в войне между домом Йорков и домом Ланкастеров в Великобритании. Началась эта война в 1455 г. в дворцовом парке Тампль из-за пустячной ссоры между Йорками и Ланкастерами. Война получила название из-за того, что на гербе Йорков красовалась белая роза, а на гербе Ланкастеров – красная.
Роза, как символ была популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротике XVI-XVIII вв.
В XVII в. тайное общество Розенкрейцеров сделало розу своим символом. Слово «розенкрейцер» происходит от слов «роза» и «крест». Роза – знак чистоты и высшей материи, крест – символ земной доли, четырех сторон света, Распятия. По другой версии, розенкрейцеры получили свое название от имени своего легендарного основателя – Христиана Розенкрейца, который жил в XV в. Но возможно, имя основателя общества само по себе символично. Имя Христиан может происходить от креста, а также от религии (христианин), которую исповедовал этот человек, а фамилия – от названия цветка, ставшего символом тайной организации.
В XVII в. роза также прочно входит в культуру барокко.
Вершиной поэтического осмысления этого розы в европейской культуре можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных в финале «Божественной комедии» Данте. В раю поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой – души праведных, а высший из них – Богоматерь.
После Данте роза все чаще символизирует духовное избранничество (вспомним розенкрейцеров), высокое этическое совершенство, творческий порыв.
В XIX в. язык цветов приписывал розе уже исключительно значение любовного признания. Но при этом различали розы по сортам: австрийская роза означала «с большой любовью», дамская – «застенчивая любовь», белая – любовь тихая, а желтая – неверность. Впрочем, важно еще, с какими цветами роза соединена в букете.
Роза также становится символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штивтер и др.), символистов рубежа XIX-XX вв. (С. Малларме, О. Уальд, и др.), русских писателей начала XX в. (А. А. Блок, О. Мандельштам). В поэтическом цикле Вячеслава Иванова «Rosarium» роза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному одру, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни.
Образ розы присутствует и во многих произведениях искусства, в которых роза символизирует божественную гармонию мироздания.
В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemaling», т. е. живопись розы.
Интересно, что в Европе образ розы связывается с женщиной, на Востоке – с мужчиной.
Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы – пота, выступившего на Мухаммеде на его пути к небу, и упавшего на землю. Розетка розы в мусульманстве – знак семи имен Аллаха. Иранский поэт Хафиз считал, что мир создан для любви, символом которой для него были роза и соловей. Роза, в соответствии с мистическими и эротическими представлениями ислама, становится при этом символом космической силы:
Пылает роза как подарок солнца,
А лепестки ее суть маленькие луны.
В буддизме роза – знак тройственной истины: знание, закон, путь порядка.
В христианской религии образ розы посвящен Деве Марии, которая и сама почитается, как роза или имеет розу своим атрибутом. Белая роза, как и белая фиалка, стала символом невинности, чистоты и целомудрия Богоматери. Легенда рассказывает, что архангел Гавриил взял белых, желтых и красных роз и сделал из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз означал ее радость, из красных – ее страдания, из желтых – ее славу. Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, Розой Без Шипов, поскольку шип розы символизирует страдание, смерть, это христианский символ греха. Согласно ранней христианской традиции, роза не имела шипов, пока не было совершенно грехопадение. Однако есть ещё довольно странное мнение, что роза без шипов означает неблагодарность.
В католицизме роза также является атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, Софии, Терезы и др.
В христианстве Роза обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение. В средние века в католицизме розу вытеснила лилия.
Существуют различные трактовки происхождения цветов розы. По одной версии, белая роза стала красной, когда на неё попала капля крови Афродиты, которая укололась розовым шипом, находясь в поисках убитого Адониса. По другой версии, роза стала красной, зардевшись, когда её поцеловала Ева. Исключительную роль играет роза в иранском символизме и искусстве.
Интересны мифы о происхождении шипов у розы. По одной версии Вакх, преследовавший нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из роз. Однако, позже, увидев, что ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил розу шипами. Сходная версия есть и некоторых индейских племен. Один из богов индейской мифологии также сделал ограду из роз с шипами, чтобы животные не ели цветы.
Красная роза считается христианским символом земного мира. Она символизирует восторг, стыдливость, стыд, желание, страсть, материнство, мученичество. Красный цвет объясняется кровью Христа, пролитой на кресте. Красные розы часто связывались с огнем. Известен мотив превращения пепла сожженных христианских мучеников в красные розы. В Иране известна сходная легенда: в красные розы превратился прах Заратуштры, которого с целью умерщвления, уложили на горящее ложе.
Белая роза символизирует чистоту, девственность, духовность, тишину. Золотая роза – символ церкви, небесного благословления и радости. В индуизме серебряная роза – жилище Брахмы. В германской традиции розы принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
Интересен символизм желтой розы. Жёлтая роза – древний символ толтеков. По их мнению, желтый цвет розы означает жизнь, дружбу и гармонию. Роза желтого цвета символизирует жизненный путь, способность к «видению» других миров и силу духа.
А вот для западного человека желтые розы обычно означают ревность и угасание любви.
Розовые розы – обычно юность и скромность. Также изящество и благородство, мягкость, нежность, доверие.
Бутоны роз символизируют юность, красоту и сердце, неискушенное любовью.
В Древней Греции роза была посвящена богине любви Афродите. Венками из роз украшали невест и осыпали новобрачных. Греки считали, что белая роза явилась из пены, которая покрывала рождающуюся Афродиту, богиню любви и красоты. Ни один цветок не наделили такими разными смыслами и символами, как розу. В бутоне розы греки видели символ бесконечности. Но «дева-роза» называли юных прекрасных девушек, напоминая, что и их век красоты не долог.
От греков роза была перенесена в Рим. Здесь во времена республики роза считалась символом строгой нравственности. Древние римляне верили, что роза вселяет в души мужество, и на свои щиты наносили изображение лепестка розы. Роза служила эмблемой храбрости: знаменитый римский полководец Сципион Африканский разрешил своим солдатам в день их триумфального вступления в Рим нести в руках букеты из роз, а чтобы увековечить память об их храбрости – выбить изображения розы на их щитах.
Известно, что знаменитая египетская царица Клеопатра придавала розе огромное значение, и ублажала с помощью её аромата Цезаря и Марка Антония. Роза в Риме имела ещё одно значение: она стала символом молчания, сохранения тайны. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза – она была посвящена богу молчания Гарпократу.
Улицы городов империи были пропитаны густым ароматом розового масла, им умащались гладиаторы перед схватками в Колизее. А знатные матроны набивали подушки лепестками роз. В Древнем Риме роза отождествлялась также с Венерой, и её происхождение связывали со слезами богини.
Интересно, что в Древней Греции, в Древнем Риме и в Китае роза также связывалась и с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства.
С XII в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков.
Атрибутика розы играла огромную роль в войне между Алой и Белой розой, то есть в войне между домом Йорков и домом Ланкастеров в Великобритании. Началась эта война в 1455 г. в дворцовом парке Тампль из-за пустячной ссоры между Йорками и Ланкастерами. Война получила название из-за того, что на гербе Йорков красовалась белая роза, а на гербе Ланкастеров – красная.
Роза, как символ была популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротике XVI-XVIII вв.
В XVII в. тайное общество Розенкрейцеров сделало розу своим символом. Слово «розенкрейцер» происходит от слов «роза» и «крест». Роза – знак чистоты и высшей материи, крест – символ земной доли, четырех сторон света, Распятия. По другой версии, розенкрейцеры получили свое название от имени своего легендарного основателя – Христиана Розенкрейца, который жил в XV в. Но возможно, имя основателя общества само по себе символично. Имя Христиан может происходить от креста, а также от религии (христианин), которую исповедовал этот человек, а фамилия – от названия цветка, ставшего символом тайной организации.
В XVII в. роза также прочно входит в культуру барокко.
Вершиной поэтического осмысления этого розы в европейской культуре можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных в финале «Божественной комедии» Данте. В раю поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой – души праведных, а высший из них – Богоматерь.
После Данте роза все чаще символизирует духовное избранничество (вспомним розенкрейцеров), высокое этическое совершенство, творческий порыв.
В XIX в. язык цветов приписывал розе уже исключительно значение любовного признания. Но при этом различали розы по сортам: австрийская роза означала «с большой любовью», дамская – «застенчивая любовь», белая – любовь тихая, а желтая – неверность. Впрочем, важно еще, с какими цветами роза соединена в букете.
Роза также становится символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штивтер и др.), символистов рубежа XIX-XX вв. (С. Малларме, О. Уальд, и др.), русских писателей начала XX в. (А. А. Блок, О. Мандельштам). В поэтическом цикле Вячеслава Иванова «Rosarium» роза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному одру, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни.
Образ розы присутствует и во многих произведениях искусства, в которых роза символизирует божественную гармонию мироздания.
В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemaling», т. е. живопись розы.
Интересно, что в Европе образ розы связывается с женщиной, на Востоке – с мужчиной.
Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы – пота, выступившего на Мухаммеде на его пути к небу, и упавшего на землю. Розетка розы в мусульманстве – знак семи имен Аллаха. Иранский поэт Хафиз считал, что мир создан для любви, символом которой для него были роза и соловей. Роза, в соответствии с мистическими и эротическими представлениями ислама, становится при этом символом космической силы:
Пылает роза как подарок солнца,
А лепестки ее суть маленькие луны.
В буддизме роза – знак тройственной истины: знание, закон, путь порядка.
В христианской религии образ розы посвящен Деве Марии, которая и сама почитается, как роза или имеет розу своим атрибутом. Белая роза, как и белая фиалка, стала символом невинности, чистоты и целомудрия Богоматери. Легенда рассказывает, что архангел Гавриил взял белых, желтых и красных роз и сделал из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз означал ее радость, из красных – ее страдания, из желтых – ее славу. Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, Розой Без Шипов, поскольку шип розы символизирует страдание, смерть, это христианский символ греха. Согласно ранней христианской традиции, роза не имела шипов, пока не было совершенно грехопадение. Однако есть ещё довольно странное мнение, что роза без шипов означает неблагодарность.
В католицизме роза также является атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, Софии, Терезы и др.
В христианстве Роза обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение. В средние века в католицизме розу вытеснила лилия.
Существуют различные трактовки происхождения цветов розы. По одной версии, белая роза стала красной, когда на неё попала капля крови Афродиты, которая укололась розовым шипом, находясь в поисках убитого Адониса. По другой версии, роза стала красной, зардевшись, когда её поцеловала Ева. Исключительную роль играет роза в иранском символизме и искусстве.
Интересны мифы о происхождении шипов у розы. По одной версии Вакх, преследовавший нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из роз. Однако, позже, увидев, что ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил розу шипами. Сходная версия есть и некоторых индейских племен. Один из богов индейской мифологии также сделал ограду из роз с шипами, чтобы животные не ели цветы.
Красная роза считается христианским символом земного мира. Она символизирует восторг, стыдливость, стыд, желание, страсть, материнство, мученичество. Красный цвет объясняется кровью Христа, пролитой на кресте. Красные розы часто связывались с огнем. Известен мотив превращения пепла сожженных христианских мучеников в красные розы. В Иране известна сходная легенда: в красные розы превратился прах Заратуштры, которого с целью умерщвления, уложили на горящее ложе.
Белая роза символизирует чистоту, девственность, духовность, тишину. Золотая роза – символ церкви, небесного благословления и радости. В индуизме серебряная роза – жилище Брахмы. В германской традиции розы принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
Интересен символизм желтой розы. Жёлтая роза – древний символ толтеков. По их мнению, желтый цвет розы означает жизнь, дружбу и гармонию. Роза желтого цвета символизирует жизненный путь, способность к «видению» других миров и силу духа.
А вот для западного человека желтые розы обычно означают ревность и угасание любви.
Розовые розы – обычно юность и скромность. Также изящество и благородство, мягкость, нежность, доверие.
Бутоны роз символизируют юность, красоту и сердце, неискушенное любовью.
Обсуждения Символ Розы