а всю свою историю человечество придумало множество различных видов спортивных и боевых единоборств. Значительная их часть имеет свои корни в восточных цивилизациях.
[B]Дзюдо («мягкий путь») также является одним из самых заметных восточных видов борьбы, основанным преимущественно на захватах, заломах и бросках.
[B]Дзюдо («мягкий путь») также является одним из самых заметных восточных видов борьбы, основанным преимущественно на захватах, заломах и бросках.
В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзюдзюцу).
Историческая справка. Корни джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии. В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя.
В 1882 молодой японский ученый Дзигоро Кано открыл в Токио собственную школу Кодокан («Дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»). Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По заветам Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.
Дзюдо развивалось в условиях жесткой, порой жестокой конкуренции со стороны других школ джиу-джитсу. Однако вскоре оно получило официальное признание властей, нашло применение в полиции и армии, а через несколько лет вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.
Из всех видов боевых искусств Восточной Азии дзюдо было первым, получившим международное признание. Распространение дзюдо в мире началось в 1930-е годы. После Второй мировой войны американские оккупационные власти ввели запрет на боевые искусства в Японии, что приостановило развитие дзюдо. После отмены запрета интерес к дальневосточным боевым искусствам вспыхнул в мире с новой силой.
Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами». В настоящее время вместо соломы для татами используются современные материалы.
Костюм дзюдоиста («дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются спереди узлом. Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней («кю»), начиная с 6-й (младшая) и кончая 1-й (старшая). В соответствии с присвоенной степенью ученики имеют право надевать пояса того или иного цвета: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс. Продолжая совершенствоваться, дзюдоист получает 1-й дан (первую степень мастера), а вместе с этим и право на ношение черного пояса. Всего в категории мастеров, обладающих черным поясом, существуют 10 степеней. Успешно выступающие борцы могут рассчитывать максимум на 7-й дан, поскольку более высокие степени присваиваются за административную деятельность и вклад в развитие дзюдо как спорта.
В Японии существует легенда о том, что принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Как-то, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев были сломаны сильным снегопадом, и только одно маленькое деревце гордо стояло, не пострадав от непогоды.
Его ветви сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев это, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»
Основатель борьбы говорил: «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю».
Также огромное значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это говорит о том, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Мастер также говорил: «Максимальный результат – фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».
Что касается женского дзюдо, то оно обязано своим появлением жене Дзигоро Кано, которая была яростной энтузиасткой борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин состоялся в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки начали принимать участие с 1992 года.
Дзюдо как физическое образование.
Цель физического образования состоит в том, чтобы сделать тело сильным, полезным и здоровым. В процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Кано создал для дзюдоистов специальный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Помимо этого, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори.
Дзюдо как спорт.
Рандори – это основа состязания в дзюдо, спортивный элемент системы Кано. Жесткие приемы здесь запрещены, и соперники стараются одержать чистую победу благодаря своей технике, эффективному использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори, таким образом, представляет собой проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет борцу узнать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими.
Дзюдо как этическая подготовка.
Обучение дзюдо, по мнению его создателя, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Наиболее существенно то, что дзюдо изначально рассматривалось как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано – «дзита кеэи» (взаимопомощь и сотрудничество).
Дзигоро Кано также выделил 5 принципов дзюдо для повседневной жизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.
Историческая справка. Корни джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии. В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя.
В 1882 молодой японский ученый Дзигоро Кано открыл в Токио собственную школу Кодокан («Дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»). Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По заветам Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.
Дзюдо развивалось в условиях жесткой, порой жестокой конкуренции со стороны других школ джиу-джитсу. Однако вскоре оно получило официальное признание властей, нашло применение в полиции и армии, а через несколько лет вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.
Из всех видов боевых искусств Восточной Азии дзюдо было первым, получившим международное признание. Распространение дзюдо в мире началось в 1930-е годы. После Второй мировой войны американские оккупационные власти ввели запрет на боевые искусства в Японии, что приостановило развитие дзюдо. После отмены запрета интерес к дальневосточным боевым искусствам вспыхнул в мире с новой силой.
Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами». В настоящее время вместо соломы для татами используются современные материалы.
Костюм дзюдоиста («дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются спереди узлом. Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней («кю»), начиная с 6-й (младшая) и кончая 1-й (старшая). В соответствии с присвоенной степенью ученики имеют право надевать пояса того или иного цвета: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс. Продолжая совершенствоваться, дзюдоист получает 1-й дан (первую степень мастера), а вместе с этим и право на ношение черного пояса. Всего в категории мастеров, обладающих черным поясом, существуют 10 степеней. Успешно выступающие борцы могут рассчитывать максимум на 7-й дан, поскольку более высокие степени присваиваются за административную деятельность и вклад в развитие дзюдо как спорта.
В Японии существует легенда о том, что принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Как-то, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев были сломаны сильным снегопадом, и только одно маленькое деревце гордо стояло, не пострадав от непогоды.
Его ветви сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев это, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»
Основатель борьбы говорил: «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю».
Также огромное значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это говорит о том, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Мастер также говорил: «Максимальный результат – фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».
Что касается женского дзюдо, то оно обязано своим появлением жене Дзигоро Кано, которая была яростной энтузиасткой борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин состоялся в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки начали принимать участие с 1992 года.
Дзюдо как физическое образование.
Цель физического образования состоит в том, чтобы сделать тело сильным, полезным и здоровым. В процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Кано создал для дзюдоистов специальный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Помимо этого, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори.
Дзюдо как спорт.
Рандори – это основа состязания в дзюдо, спортивный элемент системы Кано. Жесткие приемы здесь запрещены, и соперники стараются одержать чистую победу благодаря своей технике, эффективному использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори, таким образом, представляет собой проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет борцу узнать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими.
Дзюдо как этическая подготовка.
Обучение дзюдо, по мнению его создателя, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Наиболее существенно то, что дзюдо изначально рассматривалось как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано – «дзита кеэи» (взаимопомощь и сотрудничество).
Дзигоро Кано также выделил 5 принципов дзюдо для повседневной жизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.
Обсуждения Путь Дзюдо