В Иркутске наконец-то появился свой дацан. Теперь не нужно ехать в Аршан или в Забайкалье, чтобы увидеть храм в стиле древней китайской пагоды или полечиться у лам-целителей.
В Рабочем предместье, недалеко от бывшего кинотеатра "Родина", расположилась территория первого иркутского дацана.
В Рабочем предместье, недалеко от бывшего кинотеатра "Родина", расположилась территория первого иркутского дацана.
Мы побывали в гостях у буддийских монахов, нас накормили вкуснейшими бурятскими позами и рассказали о том, как жить не болея.
Комара убивать нельзя
И на окраине города, в глухом предместье, ламы живут по своим законам, в ином мире. Очень трудно привыкнуть к тому, что здесь совершенно нет агрессии. Даже комара мне убить не дали! Пока мы разговаривали, комар уселся на лице Биликто-ламы, и мне показалось, что лама не чувствует присутствия кровопийцы.
— Не надо убивать комара, — сказал лама, когда я по привычке хотела согнать насекомое. — Это тоже жизнь.
— Но вы ведь ходите по земле и жука можете растоптать, и червяка раздавить, — запротестовала я.
— Если убил жука нечаянно, надо сделать кому-то добро, чтобы кармические весы уравновесились, — философски ответил лама.
Как все непросто! А комар тем временем напился крови и улетел.
Храм, похожий на китайскую пагоду, с загнутыми вверх концами золотой крыши, выстроен в центре соснового парка. Высокое крыльцо, по которому ты поднимаешься, приводит в просторное помещение. Старый парк располагает к медитации, к спокойствию.
— Мы десять машин мусора отсюда вывезли, — говорит Биликто-лама, настоятель иркутского дацана. — Когда Владимир Якубовский выделил нам полгектара земли, мы были ему очень благодарны. Но работы здесь было немало...
Оказалось, что в парке несколько лет собирались наркоманы, и буддистские монахи собирали по всей территории ВИЧ-инфицированные шприцы, всяческий мусор, чтобы людям было где молиться. Но наркоманы не собирались отдавать свою территорию, пришлось обнести храм забором и завести цепных псов. Все-таки, хотя ламы настроены на добрые дела, они понимают, что от агрессивного зла надо защищаться.
На территории дацана (который будет высотой с 5-этажный дом и площадью около 100 квадратных метров) построят еще несколько храмов, в их числе и зимний сад. Там Биликто-лама мечтает посадить лимонные и апельсиновые деревья, но главное — священное дерево Бадхисатва, под которым отдыхал Будда.
— Это священное дерево, у которого есть масса целебных свойств, — говорит Биликто-лама. — Например, его листья используются при родах, чтобы обезболить схватки. Но, если к нему подходит человек с плохой энергетикой, дерево сбрасывает листья.
Кроме зимнего сада вокруг дацана будет установлено восемь ступ, которые сделают забайкальские мастера. Пока у иркутских лам есть только маленькая кухня-столовая и храм, но они не теряют надежды на то, что тут со временем вырастет целый храмовый комплекс.
Выглядеть на восемнадцать
Не все ламы, оказывается, могут быть целителями. В иных случаях требуется до двадцати лет, чтобы овладеть основными принципами тибетской медицины. Лама, который научился лечить, узнал состав лекарств и древнетибетских трактатов, становится имчи-ламой — в буквальном переводе "ламой, у которого есть лекарства".
Нам повезло, что в иркутском дацане мы встретили имчи-ламу Хубисхала и он был как раз свободен. Только перед нами он закончил лечебный сеанс, проводил своих пациентов, и мы разговорились.
— Человек должен жить до 100—120 лет, — уверен Хубисхал. — Ресурс человеческого организма действительно рассчитан на целый век. Только нужно вести правильный образ жизни.
Поначалу нам показалось довольно странным, что такой молодой человек (на вид Хубисхалу лет восемнадцать) может давать какие-то рекомендации по здоровью и тем более лечить. Нашему удивлению не было предела, когда мы узнали, что Хубисхалу не 18, а 32 года.
— Как же вы так хорошо сохранились? — спросила я. — Ни морщин на лице, ни лишнего веса, никаких признаков болезни или усталости.
— На самом деле я очень быстро набираю вес, — признался имчи-лама. — Поэтому с девятнадцати лет соблюдаю пост, то есть пью только одну воду четыре дня в месяц.
— Что, подряд четыре дня? — удивилась я.
— Нет, подряд четыре дня голодать очень вредно, — был ответ. — Я не ем в первый, восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунные дни. В эти дни достаточно энергии, чтобы не испытывать голода.
Не нарушайте "своих" стихий
Конечно, мне не терпелось узнать, чем лечить осеннюю простуду, аллергию и, вообще, как бы научиться не болеть. Биликто-лама, настоятель иркутского дацана, открыл мне несколько древнетибетских истин.
— Ваша стихия в этом году — воздух, — посмотрев какой-то монгольский манусткрипт, сказал лама.
— Как же воздух, ведь я по знаку Рыба? — усомнилась я.
— Каждый год у вас меняется стихия, — сказал Биликто-лама. — В этом году ваше "седалище" — воздух. Вам нельзя нарушать эту стихию, причинять вред. Нельзя летать на самолете, например. Иначе вы будете болеть.
Я вспомнила, что дважды летала на самолете в этом году. И ко мне вернулась аллергия, о которой я уже и не вспоминала лет восемь.
— А я вот тоже заболел недавно, чуть не умер, — рассказал летчик, который пришел в дацан с женой.
— Посмотрели здесь ламы и сказали, что моя стихия в этом году — дерево и я причинил какой-то вред деревьям. Я вспоминал-вспоминал: вроде в тайгу не ездил, костры не жег... Вспомнил! Я ведь обрубил весной все сучья тополю, который рос под моим окном, чтобы не было темно в квартире. И заболел.
Как все странно в буддизме и как все связано: деревья и люди, воздух и моя аллергия. Знал бы, где упадешь, соломку бы подстелил.
Вера — это судьба
По словам монахов, в иркутском дацане каждый день много посетителей, и девяносто девять процентов из них — русские. Ни менять веру, ни принимать буддизм здесь ни от кого не требуется.
— Вера — это судьба, — говорит Биликто-лама. — Веру менять нельзя, какую Бог дал, ту и надо исповедовать.
Здесь монахи рассказывают, когда можно начинать свой бизнес, когда наступает благоприятное время для зачатия ребенка или для заключения брака. Здесь лечат от множества болезней, пытаются лечить и "кармические", такие как рак или астма.
Мы читаем молитвы на 2-ю Луну — хранителям человека, на 8-ю Луну — Будде, который покровительствует медицине, на 15-ю Луну — на семейное благополучие, на 30-ю Луну — молебен Большой Медведице, созвездию Будды.
Комара убивать нельзя
И на окраине города, в глухом предместье, ламы живут по своим законам, в ином мире. Очень трудно привыкнуть к тому, что здесь совершенно нет агрессии. Даже комара мне убить не дали! Пока мы разговаривали, комар уселся на лице Биликто-ламы, и мне показалось, что лама не чувствует присутствия кровопийцы.
— Не надо убивать комара, — сказал лама, когда я по привычке хотела согнать насекомое. — Это тоже жизнь.
— Но вы ведь ходите по земле и жука можете растоптать, и червяка раздавить, — запротестовала я.
— Если убил жука нечаянно, надо сделать кому-то добро, чтобы кармические весы уравновесились, — философски ответил лама.
Как все непросто! А комар тем временем напился крови и улетел.
Храм, похожий на китайскую пагоду, с загнутыми вверх концами золотой крыши, выстроен в центре соснового парка. Высокое крыльцо, по которому ты поднимаешься, приводит в просторное помещение. Старый парк располагает к медитации, к спокойствию.
— Мы десять машин мусора отсюда вывезли, — говорит Биликто-лама, настоятель иркутского дацана. — Когда Владимир Якубовский выделил нам полгектара земли, мы были ему очень благодарны. Но работы здесь было немало...
Оказалось, что в парке несколько лет собирались наркоманы, и буддистские монахи собирали по всей территории ВИЧ-инфицированные шприцы, всяческий мусор, чтобы людям было где молиться. Но наркоманы не собирались отдавать свою территорию, пришлось обнести храм забором и завести цепных псов. Все-таки, хотя ламы настроены на добрые дела, они понимают, что от агрессивного зла надо защищаться.
На территории дацана (который будет высотой с 5-этажный дом и площадью около 100 квадратных метров) построят еще несколько храмов, в их числе и зимний сад. Там Биликто-лама мечтает посадить лимонные и апельсиновые деревья, но главное — священное дерево Бадхисатва, под которым отдыхал Будда.
— Это священное дерево, у которого есть масса целебных свойств, — говорит Биликто-лама. — Например, его листья используются при родах, чтобы обезболить схватки. Но, если к нему подходит человек с плохой энергетикой, дерево сбрасывает листья.
Кроме зимнего сада вокруг дацана будет установлено восемь ступ, которые сделают забайкальские мастера. Пока у иркутских лам есть только маленькая кухня-столовая и храм, но они не теряют надежды на то, что тут со временем вырастет целый храмовый комплекс.
Выглядеть на восемнадцать
Не все ламы, оказывается, могут быть целителями. В иных случаях требуется до двадцати лет, чтобы овладеть основными принципами тибетской медицины. Лама, который научился лечить, узнал состав лекарств и древнетибетских трактатов, становится имчи-ламой — в буквальном переводе "ламой, у которого есть лекарства".
Нам повезло, что в иркутском дацане мы встретили имчи-ламу Хубисхала и он был как раз свободен. Только перед нами он закончил лечебный сеанс, проводил своих пациентов, и мы разговорились.
— Человек должен жить до 100—120 лет, — уверен Хубисхал. — Ресурс человеческого организма действительно рассчитан на целый век. Только нужно вести правильный образ жизни.
Поначалу нам показалось довольно странным, что такой молодой человек (на вид Хубисхалу лет восемнадцать) может давать какие-то рекомендации по здоровью и тем более лечить. Нашему удивлению не было предела, когда мы узнали, что Хубисхалу не 18, а 32 года.
— Как же вы так хорошо сохранились? — спросила я. — Ни морщин на лице, ни лишнего веса, никаких признаков болезни или усталости.
— На самом деле я очень быстро набираю вес, — признался имчи-лама. — Поэтому с девятнадцати лет соблюдаю пост, то есть пью только одну воду четыре дня в месяц.
— Что, подряд четыре дня? — удивилась я.
— Нет, подряд четыре дня голодать очень вредно, — был ответ. — Я не ем в первый, восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунные дни. В эти дни достаточно энергии, чтобы не испытывать голода.
Не нарушайте "своих" стихий
Конечно, мне не терпелось узнать, чем лечить осеннюю простуду, аллергию и, вообще, как бы научиться не болеть. Биликто-лама, настоятель иркутского дацана, открыл мне несколько древнетибетских истин.
— Ваша стихия в этом году — воздух, — посмотрев какой-то монгольский манусткрипт, сказал лама.
— Как же воздух, ведь я по знаку Рыба? — усомнилась я.
— Каждый год у вас меняется стихия, — сказал Биликто-лама. — В этом году ваше "седалище" — воздух. Вам нельзя нарушать эту стихию, причинять вред. Нельзя летать на самолете, например. Иначе вы будете болеть.
Я вспомнила, что дважды летала на самолете в этом году. И ко мне вернулась аллергия, о которой я уже и не вспоминала лет восемь.
— А я вот тоже заболел недавно, чуть не умер, — рассказал летчик, который пришел в дацан с женой.
— Посмотрели здесь ламы и сказали, что моя стихия в этом году — дерево и я причинил какой-то вред деревьям. Я вспоминал-вспоминал: вроде в тайгу не ездил, костры не жег... Вспомнил! Я ведь обрубил весной все сучья тополю, который рос под моим окном, чтобы не было темно в квартире. И заболел.
Как все странно в буддизме и как все связано: деревья и люди, воздух и моя аллергия. Знал бы, где упадешь, соломку бы подстелил.
Вера — это судьба
По словам монахов, в иркутском дацане каждый день много посетителей, и девяносто девять процентов из них — русские. Ни менять веру, ни принимать буддизм здесь ни от кого не требуется.
— Вера — это судьба, — говорит Биликто-лама. — Веру менять нельзя, какую Бог дал, ту и надо исповедовать.
Здесь монахи рассказывают, когда можно начинать свой бизнес, когда наступает благоприятное время для зачатия ребенка или для заключения брака. Здесь лечат от множества болезней, пытаются лечить и "кармические", такие как рак или астма.
Мы читаем молитвы на 2-ю Луну — хранителям человека, на 8-ю Луну — Будде, который покровительствует медицине, на 15-ю Луну — на семейное благополучие, на 30-ю Луну — молебен Большой Медведице, созвездию Будды.
Обсуждения Секреты буддийских монахов