Ямабуси (яп. 山伏, букв. «горный смиренник») — наименование горных отшельников в Древней Японии, в основном представителей буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими cвятилищами и монастырями.
История
Фотография ямабуси.Изначально ямабуси представляли собой ямахоси (яп. 山法師, «[буддийские] горные монахи») — отшельников, «святых старцев» живших небольшими группами или в одиночестве и посвятивших себя сюгэндо (яп. 修験道) — поиску мистических и духовных возможностей, достигаемых через аскетизм.
Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя (яп. 賢者, «мудрец»), сюгэндзя (яп. 修験者, «горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»). Как уже было отмечено, многие из ямабуси были адептами школы сингон - одной из ветвей эзотерического буддизма, в соответствии с догматами которого просветление можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы.
Боевые искусства
Однако в своих горных убежищах монахи-ямабуси занимались не только созерцанием. Они также изучали ряд боевых искусств, что изначально было вызвано необходимостью защиты от горных разбойников. Впоследствии ямабуси применяли своё мастерство, участвуя в битвах даймё. Всё это принесло ямабуси славу великолепных воинов.
Ввиду возросшей репутации ямабуси как духовных учителей и хорошей организации их братства, многие духовные предводители-ямабуси стали получать высокие духовные чины в дворцовой иерархии, что, в свою очередь, усилило их политическое влияние.
В период Нанбоку-тё ямабуси начали организовываться в особые отряды, управляемые из головных монастырей школ буддизма, к которым принадлежали воины-отшельники. Они помогали императору Го Дайго в его попытках свергнуть правление сёгуната Камакура, показав при этом боевую выучку, способную противостоять профессиональной армии самураев.
В период Сэнгоку ямабуси присутствовали среди советников при дворах и армиях практически всех владетельных японских правителей. Некоторые из них присоединились к Такэде Сингэну, чтобы помочь Оде Нобунага в борьбе против Уэсуга Кэнсин в 1568 году, тогда как другие, включая настоятеля Сэссаи Тёро, были советниками при дворе Токугава Иэясу. Многие сражались против Нобунага, который, разбив ямабуси, положил конец временам монахов-воинов.
Ямабуси, как и было принято для обученных воинов того времени, великолепно владели луком и мечами, отдавая, однако, предпочтение нагината, искусству владения алебардой.
Считается также, что ямабуси практиковали ниндзюцу, и вообще имели довольно тесные отношения с ниндзя, которых даже нанимали для выполнения особых поручений.
Фотография ямабуси.Изначально ямабуси представляли собой ямахоси (яп. 山法師, «[буддийские] горные монахи») — отшельников, «святых старцев» живших небольшими группами или в одиночестве и посвятивших себя сюгэндо (яп. 修験道) — поиску мистических и духовных возможностей, достигаемых через аскетизм.
Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя (яп. 賢者, «мудрец»), сюгэндзя (яп. 修験者, «горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»). Как уже было отмечено, многие из ямабуси были адептами школы сингон - одной из ветвей эзотерического буддизма, в соответствии с догматами которого просветление можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы.
Боевые искусства
Однако в своих горных убежищах монахи-ямабуси занимались не только созерцанием. Они также изучали ряд боевых искусств, что изначально было вызвано необходимостью защиты от горных разбойников. Впоследствии ямабуси применяли своё мастерство, участвуя в битвах даймё. Всё это принесло ямабуси славу великолепных воинов.
Ввиду возросшей репутации ямабуси как духовных учителей и хорошей организации их братства, многие духовные предводители-ямабуси стали получать высокие духовные чины в дворцовой иерархии, что, в свою очередь, усилило их политическое влияние.
В период Нанбоку-тё ямабуси начали организовываться в особые отряды, управляемые из головных монастырей школ буддизма, к которым принадлежали воины-отшельники. Они помогали императору Го Дайго в его попытках свергнуть правление сёгуната Камакура, показав при этом боевую выучку, способную противостоять профессиональной армии самураев.
В период Сэнгоку ямабуси присутствовали среди советников при дворах и армиях практически всех владетельных японских правителей. Некоторые из них присоединились к Такэде Сингэну, чтобы помочь Оде Нобунага в борьбе против Уэсуга Кэнсин в 1568 году, тогда как другие, включая настоятеля Сэссаи Тёро, были советниками при дворе Токугава Иэясу. Многие сражались против Нобунага, который, разбив ямабуси, положил конец временам монахов-воинов.
Ямабуси, как и было принято для обученных воинов того времени, великолепно владели луком и мечами, отдавая, однако, предпочтение нагината, искусству владения алебардой.
Считается также, что ямабуси практиковали ниндзюцу, и вообще имели довольно тесные отношения с ниндзя, которых даже нанимали для выполнения особых поручений.
Обсуждения Ямабуси