Традиционные религии отвечают на вызовы и угрозы современного мира в зависимости от вероучительных основ и по отношению к эвтаназии не проявляют единодушия. Хотя активная эвтаназия рассматривается как неприемлемая большинством традиционных учений, в каждом из них находятся представители, которые считают возможным сделать ряд оговорок.
Убийство из милосердия - концепция атеистического сознания, однако искусственное продление жизни человека не всегда оправданно. Ответ на вопрос о допустимости эвтаназии зависит от того, что именно считать смертью. Медицина все время отодвигает "границу смерти", разрабатывая способы возвращения к жизни больных, которые еще несколько лет назад считались безнадежными. Вера в существование бессмертной души и загробный мир ставит принципиальную возможность эвтаназии даже для тяжелобольного и испытывающего мучения человека под сомнение.
Христианство
Христианство в основном выступает против эвтаназии. Основные аргументы базируются на том, что жизнь дана Богом, рождение и смерть - в руках Божьих. Поэтому человеческие существа не имеют права забирать жизнь человека, пусть даже он сам хочет умереть. Процесс умирания духовно важен и прерываться не должен. Для окружающих умирание и смерть страждущего - духовный подвиг любви и милосердия. Иисус страдал до конца и отказался облегчить мучения на Голгофе принятием питья, дающего забытье.
Папа римский Иоанн Павел II высказывался об эвтаназии как о нарушении законов Божьих, национальная конференция католических епископов в США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: "Жизнь - ... дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества". Кардинал Карло Мария Мартини, бывший архиепископ Миланский, в нынешнем году, однако, поднял свой голос в пользу осуществления "права на смерть" и добровольного ухода из жизни тяжелобольных.
Русская православная церковь определяют эвтаназию как "форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент". Самоубийцам есть одно "послабление" - если человек лишил себя жизни "вне ума", чему необходимо подтверждение, например, в виде справки из психоневрологического диспансера. Тогда о нем дозволяется церковная молитва.
Либеральные протестанты (в том числе пресвитериане и епископалы) пошли дальше. В 2005 г. советник архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса каноник Робин Гилл, автор книги "Эвтаназия и церкви" выступил за право больных уходить из жизни при помощи родственников. Англикане поспешили откреститься от столь смелого заявления.
Ислам
Ислам против эвтаназии. Мусульмане верят, что только Аллах решает, сколько человеку жить. "Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах", - гласит Коран (17, 33). Согласно Исламскому кодексу медицинской этики, "убийство из милосердия, так же как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется". Однако искусственно поддерживать жизнь в теле с угасшим разумом, кодекс не считает необходимым.
Иудаизм
В 2005 году в Израиле Кнессет принял закон, который разрешает смертельно больным потребовать у врачей прекращения своих мучений. Иудаизм выступает за то, чтобы не продлевать жизнь искусственным образом. Однако спасение от боли само по себе еще не является оправданием убийства. Существуют естественные границы долга для сохранения человеческой жизни: если чья-то жизнь прекращается и человек испытывает серьезную боль, то доктора не обязаны заставлять его страдать еще больше, искусственно продлевая жизнь.
Буддизм
В буддизме разноречие мнений по данному вопросу большее, чем в какой-либо из традиционных религий. С одной стороны, желание совершить эвтаназию дурно, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, что означает: физические страдания возобладали над чистым сознанием. Современный буддизм в России менее чем какая-либо другая традиционная религия сохранил свою аутентичность и во многом оказался смешанным с другими идеями, в том числе эзотерическими. Смерть как этап перерождения очень важна: следующее воплощение не будет благоприятным, если самовольно прервать нынешнее. Эвтаназия обременяет карму. Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо заявлял, что эвтаназия в любой форме недопустима.
Умри комфортно
Традиционно эвтаназия разделяется на "активную" и "пассивную" - в первом случае подразумеваются действия, приводящие к скорейшей смерти, второй означает прекращение поддерживающей терапии. Фактически в России широко развита пассивная эвтаназия: безнадежных больных выписывают домой умирать или отключают аппараты поддержки жизнеобеспечения без согласования с родственниками. Кстати, согласно опросам ВЦИОМ, россияне более терпимо относятся к эвтаназии, чем к клонированию органов для трансплантации.
Голландские ученые в "Журнале клинической онкологии" опубликовали результаты исследования, которое выяснило, что заявления об эвтаназии пишутся в состоянии депрессии. Кроме прочего, эвтаназия - это еще и прибыльный бизнес. В Швейцарии работает организация, которая доставляет смерть на дом: клиент принимает барбитураты на съемной квартире и умирает под музыку. Маргинальная группировка в США "Церковь эвтаназии" проповедует и вовсе освобождение земли от человеческих существ. Лучшее, по их мнению, что может сделать человек - это провести жизнь в коротких и вредных здоровью удовольствиях, после чего совершить самоубийство, прихватив с собой пару-тройку сочувствующих.
Христианство
Христианство в основном выступает против эвтаназии. Основные аргументы базируются на том, что жизнь дана Богом, рождение и смерть - в руках Божьих. Поэтому человеческие существа не имеют права забирать жизнь человека, пусть даже он сам хочет умереть. Процесс умирания духовно важен и прерываться не должен. Для окружающих умирание и смерть страждущего - духовный подвиг любви и милосердия. Иисус страдал до конца и отказался облегчить мучения на Голгофе принятием питья, дающего забытье.
Папа римский Иоанн Павел II высказывался об эвтаназии как о нарушении законов Божьих, национальная конференция католических епископов в США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: "Жизнь - ... дар, которым мы можем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества". Кардинал Карло Мария Мартини, бывший архиепископ Миланский, в нынешнем году, однако, поднял свой голос в пользу осуществления "права на смерть" и добровольного ухода из жизни тяжелобольных.
Русская православная церковь определяют эвтаназию как "форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент". Самоубийцам есть одно "послабление" - если человек лишил себя жизни "вне ума", чему необходимо подтверждение, например, в виде справки из психоневрологического диспансера. Тогда о нем дозволяется церковная молитва.
Либеральные протестанты (в том числе пресвитериане и епископалы) пошли дальше. В 2005 г. советник архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса каноник Робин Гилл, автор книги "Эвтаназия и церкви" выступил за право больных уходить из жизни при помощи родственников. Англикане поспешили откреститься от столь смелого заявления.
Ислам
Ислам против эвтаназии. Мусульмане верят, что только Аллах решает, сколько человеку жить. "Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах", - гласит Коран (17, 33). Согласно Исламскому кодексу медицинской этики, "убийство из милосердия, так же как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота. Требование убить, чтобы уменьшить страдание, отклоняется". Однако искусственно поддерживать жизнь в теле с угасшим разумом, кодекс не считает необходимым.
Иудаизм
В 2005 году в Израиле Кнессет принял закон, который разрешает смертельно больным потребовать у врачей прекращения своих мучений. Иудаизм выступает за то, чтобы не продлевать жизнь искусственным образом. Однако спасение от боли само по себе еще не является оправданием убийства. Существуют естественные границы долга для сохранения человеческой жизни: если чья-то жизнь прекращается и человек испытывает серьезную боль, то доктора не обязаны заставлять его страдать еще больше, искусственно продлевая жизнь.
Буддизм
В буддизме разноречие мнений по данному вопросу большее, чем в какой-либо из традиционных религий. С одной стороны, желание совершить эвтаназию дурно, поскольку свидетельствует о плохом состоянии ума, что означает: физические страдания возобладали над чистым сознанием. Современный буддизм в России менее чем какая-либо другая традиционная религия сохранил свою аутентичность и во многом оказался смешанным с другими идеями, в том числе эзотерическими. Смерть как этап перерождения очень важна: следующее воплощение не будет благоприятным, если самовольно прервать нынешнее. Эвтаназия обременяет карму. Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо заявлял, что эвтаназия в любой форме недопустима.
Умри комфортно
Традиционно эвтаназия разделяется на "активную" и "пассивную" - в первом случае подразумеваются действия, приводящие к скорейшей смерти, второй означает прекращение поддерживающей терапии. Фактически в России широко развита пассивная эвтаназия: безнадежных больных выписывают домой умирать или отключают аппараты поддержки жизнеобеспечения без согласования с родственниками. Кстати, согласно опросам ВЦИОМ, россияне более терпимо относятся к эвтаназии, чем к клонированию органов для трансплантации.
Голландские ученые в "Журнале клинической онкологии" опубликовали результаты исследования, которое выяснило, что заявления об эвтаназии пишутся в состоянии депрессии. Кроме прочего, эвтаназия - это еще и прибыльный бизнес. В Швейцарии работает организация, которая доставляет смерть на дом: клиент принимает барбитураты на съемной квартире и умирает под музыку. Маргинальная группировка в США "Церковь эвтаназии" проповедует и вовсе освобождение земли от человеческих существ. Лучшее, по их мнению, что может сделать человек - это провести жизнь в коротких и вредных здоровью удовольствиях, после чего совершить самоубийство, прихватив с собой пару-тройку сочувствующих.
Обсуждения Эвтаназия и Религии