Ватикан "перевел" души некрещеных младенцев из лимба в рай Римско-католическая Церковь официально отменила концепцию существования "лимба" - того места в аду, где находятся души некрещеных младенцев.
Идея лимба возникла из необходимости примирить две идеи: о первородном грехе и об очевидной невинности новорожденных. С одной стороны, не будучи очищенными от первородного греха крещением, младенцы не могут войти в рай, считал традиционный католицизм, с другой же - милосердие и справедливость Божия никак не могут обречь их на адские муки. Считалось, что праведники из язычников также находятся в лимбе, и ровно по той же причине. Вот как говорит об этом Вергилий у Данте:
… Эти не грешили; не спасут
Одни заслуги, если нет крещенья,
Которым к вере истинной идут;
Кто жил до христианского ученья,
Тот Бога чтил не так, как мы должны.
Таков и я. За эти упущенья,
Не за иное, мы осуждены,
И здесь, по приговору высшей воли,
Мы жаждем и надежды лишены".
(Inf. IV, 34-42, пер. М.Лозинского)
Св. Григорий Назианзин (329-390) первым высказал идею, что некрещеные младенцы не попадут в ад, поскольку сами не грешили, однако и к славе Божией в полной мере допущены быть не могут. Блаженный Августин (354-430) считал, что некрещеные младенцы попадают в ад, хотя в аду их мучения должны были быть наиболее легкими. Св. Фома Аквинский (1226-1274) отвергал это учение Августина, и первым стал развивать концепцию лимба.
"Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают. Из-за первородного греха, и только из-за него, они не заслуживают рая, так же как ада или чистилища", - писал в 1905 году папа Пий X.
В документе, изданном Международной теологической комиссией и утвержденном Папой Римским Бенедиктом XVI, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею спасения. Теперь предполагается, что души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.
В Русской Православной Церкви не берутся определить посмертную участь душ некрещеных младенцев, но молятся за них в частном порядке. "Пытаться определить, где находятся души умерших некрещеных младенцев до Всеобщего Суда, я бы не рискнул. Это тайна, которая вряд ли доступна нашему пониманию", - сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Отец Всеволод отметил, что Русская Православная Церковь считает святыми только тех некрещеных младенцев, которые были убиты Иродом после рождения Иисуса Христа.
"Мы не молимся за некрещеных в общей церковной молитве. Но мы молимся, без упоминания имен, о некрещеных младенцах в частной молитве, надеясь на милосердие Божие", - заключил представитель Московского Патриархата.
"В исламе считается, что если ребенок умер в младенческом возрасте, то он попадает в рай без всяких ограничений - как безгрешный", - заявил замглавы Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.
По учению буддизма, карма ребенка, который умер, не достигнув своего сознательного возраста, зависит от кармы родителей. "Поэтому будущие родители должны соблюдать чистоту тела и духа, а за новорожденным должен быть соответствующий уход", - призвал московский представитель Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама.
"Но посмертная судьба ребенка все-таки остается тайной", - заключил он.
Идея лимба возникла из необходимости примирить две идеи: о первородном грехе и об очевидной невинности новорожденных. С одной стороны, не будучи очищенными от первородного греха крещением, младенцы не могут войти в рай, считал традиционный католицизм, с другой же - милосердие и справедливость Божия никак не могут обречь их на адские муки. Считалось, что праведники из язычников также находятся в лимбе, и ровно по той же причине. Вот как говорит об этом Вергилий у Данте:
… Эти не грешили; не спасут
Одни заслуги, если нет крещенья,
Которым к вере истинной идут;
Кто жил до христианского ученья,
Тот Бога чтил не так, как мы должны.
Таков и я. За эти упущенья,
Не за иное, мы осуждены,
И здесь, по приговору высшей воли,
Мы жаждем и надежды лишены".
(Inf. IV, 34-42, пер. М.Лозинского)
Св. Григорий Назианзин (329-390) первым высказал идею, что некрещеные младенцы не попадут в ад, поскольку сами не грешили, однако и к славе Божией в полной мере допущены быть не могут. Блаженный Августин (354-430) считал, что некрещеные младенцы попадают в ад, хотя в аду их мучения должны были быть наиболее легкими. Св. Фома Аквинский (1226-1274) отвергал это учение Августина, и первым стал развивать концепцию лимба.
"Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают. Из-за первородного греха, и только из-за него, они не заслуживают рая, так же как ада или чистилища", - писал в 1905 году папа Пий X.
В документе, изданном Международной теологической комиссией и утвержденном Папой Римским Бенедиктом XVI, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею спасения. Теперь предполагается, что души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.
В Русской Православной Церкви не берутся определить посмертную участь душ некрещеных младенцев, но молятся за них в частном порядке. "Пытаться определить, где находятся души умерших некрещеных младенцев до Всеобщего Суда, я бы не рискнул. Это тайна, которая вряд ли доступна нашему пониманию", - сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Отец Всеволод отметил, что Русская Православная Церковь считает святыми только тех некрещеных младенцев, которые были убиты Иродом после рождения Иисуса Христа.
"Мы не молимся за некрещеных в общей церковной молитве. Но мы молимся, без упоминания имен, о некрещеных младенцах в частной молитве, надеясь на милосердие Божие", - заключил представитель Московского Патриархата.
"В исламе считается, что если ребенок умер в младенческом возрасте, то он попадает в рай без всяких ограничений - как безгрешный", - заявил замглавы Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.
По учению буддизма, карма ребенка, который умер, не достигнув своего сознательного возраста, зависит от кармы родителей. "Поэтому будущие родители должны соблюдать чистоту тела и духа, а за новорожденным должен быть соответствующий уход", - призвал московский представитель Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама.
"Но посмертная судьба ребенка все-таки остается тайной", - заключил он.
Обсуждения Концепция лимба