"Медленный кулак великого предела" (тайцзи маньцюань) является типичной разновидностью кулачного боя уданской "внутренней школы", методикой "расслабления и внутреннего пестования", основанной на циркуляции "внутренней ци".
Если сравнить эту методику с цигун, то, несмотря на серьезные различия в способах, цели у них одинаковые. "Медленный кулак" укрепляет мышцы, сухожилия и кости снаружи, внутренние органы и ци внутри, а поэтому обеспечивает тот же результат, что и цигун, только другим путем. Так называемая "преждене-бесная (врожденная) ци", поступающая в организм еще в утробе матери, может быть использована практически только после соответствующей работы с ней. Отталкиваясь от этого положения, "медленный кулак", прежде всего, предполагает укрепление ци в нижней части тела (пояснице и ногах) с тем, чтобы добиться естественного расслабления, научиться разграничивать "недостаточность" и "напол-ненность", упорядочить последовательность "раскрытий" и "закрытий", освоить соответствующие закономерности и, следуя им, достичь баланса между "внутренним" и "внешним", свободной циркуляции ци и крови, психологической устойчивости.
Движения "медленного кулака" выполняются в четырех основных направлениях: восток, юг, запад и север, соответствующих триграммам чжэнь, ли, дуй и кань; а также в четырех промежуточных направлениях: юго-восточном, северо-восточном, юго-западном и северо-западном, соответствующих триграммам сюнь, гэнь, кунь и цянь. Шаг вперед соответствует стихии "металл", шаг назад - стихии "дерево", "оглядка влево" - стихии "вода", "взгляд вправо" - стихии "огонь", "центральная устойчивость" - стихии "земля", инь-жесты соотносятся с луной, ян-жесты - с солнцем. Эти "пять стихий" вместе с луной и солнцем составляют "семь светил" (ци яо), соотносящихся с соответствующими "семи сияющими" движениями. Все они выполняются в пределах окружности. Основу "медленного кулака великого предела" составляет "покой", его целью является движение ци, условием - расслабление, связующим звеном - поясница и ноги. Для "медленного кулака" характерна смена "пустотности" и "наполненности", "ведение" ци в виде сосредоточения и рассеивания за счет принятия "раскрытых" и "закрытых" стоек.
Ниже будут рассмотрены основные различия между искусством кулачного боя и цигун.
1. Ведение и стимулирование
В цигун "мысль" ведет ци, направляет ее движение. Ведение и направление "внутренней ци" с помощью достаточно интенсивной мыслительной деятельности характерно для занятий цигун. В "медленном кулаке" "мысль" стимулирует движение ци, увлекает ее за собой. Малейшее мыслительное усилие вызывает движение "внутренней ци".
2. Сосредоточение и оседание
В цигун практикуется "сосредоточение мысли" на верхнем даньтяне (точка иньтан), среднем даньтяне (между точкой цичжун на животе и точкой яоян-гуань на спине), нижнем даньтяне (точка гуаньюань), переднем даньтяне (точка цичжун), заднем даньтяне (точка минмэн). Эти точки рассматриваются в качестве начальных и конечных участков замкнутых маршрутов циркуляции "внутренней ци". "Сосредоточение мысли" также может осуществляться на точках байхуэй, хуэйинь, юнцюань. В "медленном кулаке" ци опускается в даньтянь, который расположен в точке пересечения воображаемых линий, идущих вертикально вниз от точки байхуэй меридиана думай, вертикально вверх от точки хуэйинь меридиана жэньмай и в горизонтальной плоскости от точки шэньцюэ меридиана жэньмай и точки минмэн меридиана думай. В данном случае даньтянь выступает в качестве "транзитного" пункта "внутренней ци", в котором она собирается для последующего рассеивания.
3. Меридианы и коллатерали
В цигун ци перемещается по меридианам и коллатералям, по "малому", "большому небесному кругу" или по "трем линиям", то есть по разным маршрутам. В "медленном кулаке" ци движется только по одному единственному пути: по меридианам и коллатералям до "шести крайних точек": рук и ног, точки байхуэй и точки хуэйинь.
4. Быстрота и медленность
В цигун ци мчится, как метеор. Высокая скорость движения обусловлена "одноколейностью" маршрута. В "медленном кулаке" ци перемещается медленно, поскольку направляется сразу ко всем точкам тела.
5. Внутри и вовне
В цигун ци непрерывно циркулирует по определенному маршруту внутри тела. В "медленном кулаке" ци не только циркулирует внутри тела, но и выходит вовне за его пределы.
6. Рот и нос
В цигун "внешняя ци" вдыхается через нос, выдыхается через рот, во время вдоха может смешиваться со слюной и проглатываться. Иногда и вдох, и выдох осуществляются через нос. Одно из главных требований глубина и продолжительность дыхательного цикла. В "медленном кулаке" "внешняя ци" естественным образом проникает в тело и выходит из него через нос. Дыхание постепенно углубляется само собой.
7. Покой и движение
В цигун живот неподвижен, его наполнение и расслабление контролируются сознанием. В "медленном кулаке" живот постоянно наполняется и сокращается под влиянием обратного абдоминального дыхания.
8. Динамика и статика
В цигун присутствует "стремление к движению в покое", поэтому тело, как правило, статично, а динамика проявляется в движении ци, ведомой сознанием. "Медленный кулак", наоборот, "стремится к покою в движении", стремится "защитить движение покоем". Тело движется под воздействием циркулирующей "внутренней ци", спонтанно принимая те или иные позы.
9. Закономерность и упорядоченность
В динамическом цигун "мысль ведет ци", а "ци направляет движения". Это приводит к возникновению неупорядоченных,спонтанных телодвижений и жестов. В "медленном кулаке" "мысль стимулирует ци", которая приводит в движение поясницу, руки и ноги. В результате спонтанно возникают хотя и непроизвольные, но закономерные и упорядоченные движения.
Движения "медленного кулака" выполняются в четырех основных направлениях: восток, юг, запад и север, соответствующих триграммам чжэнь, ли, дуй и кань; а также в четырех промежуточных направлениях: юго-восточном, северо-восточном, юго-западном и северо-западном, соответствующих триграммам сюнь, гэнь, кунь и цянь. Шаг вперед соответствует стихии "металл", шаг назад - стихии "дерево", "оглядка влево" - стихии "вода", "взгляд вправо" - стихии "огонь", "центральная устойчивость" - стихии "земля", инь-жесты соотносятся с луной, ян-жесты - с солнцем. Эти "пять стихий" вместе с луной и солнцем составляют "семь светил" (ци яо), соотносящихся с соответствующими "семи сияющими" движениями. Все они выполняются в пределах окружности. Основу "медленного кулака великого предела" составляет "покой", его целью является движение ци, условием - расслабление, связующим звеном - поясница и ноги. Для "медленного кулака" характерна смена "пустотности" и "наполненности", "ведение" ци в виде сосредоточения и рассеивания за счет принятия "раскрытых" и "закрытых" стоек.
Ниже будут рассмотрены основные различия между искусством кулачного боя и цигун.
1. Ведение и стимулирование
В цигун "мысль" ведет ци, направляет ее движение. Ведение и направление "внутренней ци" с помощью достаточно интенсивной мыслительной деятельности характерно для занятий цигун. В "медленном кулаке" "мысль" стимулирует движение ци, увлекает ее за собой. Малейшее мыслительное усилие вызывает движение "внутренней ци".
2. Сосредоточение и оседание
В цигун практикуется "сосредоточение мысли" на верхнем даньтяне (точка иньтан), среднем даньтяне (между точкой цичжун на животе и точкой яоян-гуань на спине), нижнем даньтяне (точка гуаньюань), переднем даньтяне (точка цичжун), заднем даньтяне (точка минмэн). Эти точки рассматриваются в качестве начальных и конечных участков замкнутых маршрутов циркуляции "внутренней ци". "Сосредоточение мысли" также может осуществляться на точках байхуэй, хуэйинь, юнцюань. В "медленном кулаке" ци опускается в даньтянь, который расположен в точке пересечения воображаемых линий, идущих вертикально вниз от точки байхуэй меридиана думай, вертикально вверх от точки хуэйинь меридиана жэньмай и в горизонтальной плоскости от точки шэньцюэ меридиана жэньмай и точки минмэн меридиана думай. В данном случае даньтянь выступает в качестве "транзитного" пункта "внутренней ци", в котором она собирается для последующего рассеивания.
3. Меридианы и коллатерали
В цигун ци перемещается по меридианам и коллатералям, по "малому", "большому небесному кругу" или по "трем линиям", то есть по разным маршрутам. В "медленном кулаке" ци движется только по одному единственному пути: по меридианам и коллатералям до "шести крайних точек": рук и ног, точки байхуэй и точки хуэйинь.
4. Быстрота и медленность
В цигун ци мчится, как метеор. Высокая скорость движения обусловлена "одноколейностью" маршрута. В "медленном кулаке" ци перемещается медленно, поскольку направляется сразу ко всем точкам тела.
5. Внутри и вовне
В цигун ци непрерывно циркулирует по определенному маршруту внутри тела. В "медленном кулаке" ци не только циркулирует внутри тела, но и выходит вовне за его пределы.
6. Рот и нос
В цигун "внешняя ци" вдыхается через нос, выдыхается через рот, во время вдоха может смешиваться со слюной и проглатываться. Иногда и вдох, и выдох осуществляются через нос. Одно из главных требований глубина и продолжительность дыхательного цикла. В "медленном кулаке" "внешняя ци" естественным образом проникает в тело и выходит из него через нос. Дыхание постепенно углубляется само собой.
7. Покой и движение
В цигун живот неподвижен, его наполнение и расслабление контролируются сознанием. В "медленном кулаке" живот постоянно наполняется и сокращается под влиянием обратного абдоминального дыхания.
8. Динамика и статика
В цигун присутствует "стремление к движению в покое", поэтому тело, как правило, статично, а динамика проявляется в движении ци, ведомой сознанием. "Медленный кулак", наоборот, "стремится к покою в движении", стремится "защитить движение покоем". Тело движется под воздействием циркулирующей "внутренней ци", спонтанно принимая те или иные позы.
9. Закономерность и упорядоченность
В динамическом цигун "мысль ведет ци", а "ци направляет движения". Это приводит к возникновению неупорядоченных,спонтанных телодвижений и жестов. В "медленном кулаке" "мысль стимулирует ци", которая приводит в движение поясницу, руки и ноги. В результате спонтанно возникают хотя и непроизвольные, но закономерные и упорядоченные движения.
Обсуждения Медленный кулак