Искусство чайной церемонии

Вводные размышления

Про чайную церемонию, наряду с икэбана и боевыми искусствами, наверное, слышали все. Так что обойти этот важный предмет никак нельзя, тем более, что о чайной церемонии знаю не понаслышке: я, пока была в Японии, целый год ей занималась.
Искусство чайной церемонии
Так что сегодня я представляю на ваш суд коктейль из собственных впечатлений и фактов, почерпнутых в книгах.

На мой взгляд, чайная церемония - самое полное и совершенное выражение японской эстетики, - по крайней мере, того ее аспекта, который связан с буддизмом. В ней соединилась и медитативность дзэн, и эстетические идеалы ваби и саби.

Справка:

ваби - эстетико-моральный принцип, провозглашающий прелесть тихой, безмятежной жизнью, свободной от мирских забот. Ваби подразумевает строгую, простую красоту и глубокую успокоенность сознания.

Саби - эстетическая концепция, находящая особую прелесть в старине, простоте, покое, одиночестве.

Термины "ваби" и "саби" отчасти взаимозаменяемы и зачастую используются вместе, особенно при описании чайной церемонии.

Чайная церемонияПо-японски чайная церемония называется "тя-но ю" (буквально "чайный кипяток"), а если речь идет о чайной церемонии как об искусстве, то используется термин "садо" ("путь чая", причем первый иероглиф читается не как "тя", а именно как "са"). "До", "путь", как известно, отображает особую природу японских искусств, для овладения которыми требуется не только изучение теории и практики, но и достижение особого состояния сознания ("кадо" - икэбана, "сёдо" - каллиграфия, а также боевые искусства - дзюдо, каратэ-до и т.д.). Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что чайная церемония - самое трудное для понимания иностранца из этих искусств. Для многих в принципе непонятно, каким образом в ранг искусства можно возводить заваривание и питье чая. Собственно, немногие вообще удосуживаются посетить настоящую чайную церемонию. А если все-таки удосуживаются, то неудобства, испытываемые при длительном сидении на татами в сэйдза, и непривычный вид и вкус чая (по впечатлениям некоторых - нечто вроде зеленой мыльной пены) не дают им прочувствовать подлинную красоту церемонии.

На мой, сугубо субъективный, взгляд, для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны:

* привычка;
* доскональное знание правил поведения;
* определенные познания в восточной философии.

В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для того, чтобы начать ценить некоторые виды европейского искусства - возьмем, скажем, классическую оперу или абстракционистское направление в живописи. Другое дело, что к их восприятия наша культура подготавливает нас все-таки в большей степени, чем к восприятию чайной церемонии. Доскональное знание правил поведения просто необходимо потому, что чайная церемония подразумевает восприятие не зрителя, а участника. Она почти в равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если "аудитория" неподготовлена, то чайная церемония превращается в некое мини-шоу, демонстрацию и в значительной степени теряет свое значение.

Чайная церемонияТеперь о понимании восточной философии. Я не говорю, что нужно быть экспертом, но какая-то подготовка необходима. Прежде всего, надо отвлечься от сидящей у нас в крови ориентированности на результат. Наслаждайтесь процессом. Не ищите подтекста - учитесь просто видеть красоту в каждом движении. Расслабьтесь и почувствуйте, что находитесь здесь и сейчас. Опять-таки, для того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать японскую эстетику. Сумейте увидеть красоту в неглазированной керамической чашке неправильной формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в токонома, в бамбуковом ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного дерева... Это, увы, удается не всем, - точно так же, как не все видят красоту императорского дворца или замка сёгунов в Киото (по отзывам некоторых там пусто и неуютно, а вот в наших дворцах...)

Я, кстати, не хочу сказать, что все японцы ценят красоту чайной церемонии или, уж тем более, знают, как себя там вести. Они, конечно, все уважают свои традиции... Но японец-чайник, впервые приобщившийся к искусству чая (простите мне невольный каламбур) немногим отличается от самого неотесанного гайдзина. Так что если вы чайной церемонии не понимаете, это отнюдь не повод чувствовать собственную неполноценность. Да и вообще, по большому счету, это, как и любое другое искусство, дело вкуса. С другой стороны, если вы искренне получаете удовольствие от участия в чайной церемонии, то можете считать, что уже немного приблизились к пониманию "загадочной японской души".

Ну, а теперь...

Немного истории

Чайная церемонияА история наша началась с Бодхидхармы

Справка:

Бодхидхарма (яп. Дарума) - 28-ой в списке легендарных индийских патриархов по прямой линии от Гаутамы. По традиционной буддийской версии, явился в Китай около 520 г. Основал учение чань (дзэн) и самолично стал героем знаменитых дзэнских вопросов: "В чем смысл прихода Бодхидхармы с юга?" и "Почему бородатый варвар не имеет бороды?", а также некоторых других. В дзэнской традиции предстает свирепого вида человеком с густой бородой, большими глазами и весьма своеобразными манерами. По легенде просидел в медитации так долго, что у него отсохли ноги, - именно эта легенда послужила основой для создания японских неваляшек "дарума".

Кроме прочих его заслуг, легенда приписывает Бодхидхарме создание самого чайного куста: как-то раз, сидя в медитации, он почувствовал, что засыпает, и так рассердился, что вырвал себе ресницы (по другой версии - веки) и отбросил прочь. Они-то и превратились в чайный куст. С тех пор дзэнские монахи употребляют чай как средство против сонливости.

Чайная церемонияПостепенно (здесь мы уже переходим из области легенд в область истории) в буддийских монастырях развился целый ритуал питья чая. Причем уже тогда чай растирали в пудру, но после этого смешивали с кипятком в чайнике и только тогда разливали по керамическим чашкам вроде пиал. Заметьте, пока что речь идет о Китае, а не о Японии. Кстати, недавно моя мама - специалист по Китаю - заявила, что, мол, все, что есть в Японии, изобрели китайцы, и чайную церемонию тоже. Я, конечно, с этим не согласна, но китайцы действительно заложили основу.

Еще кстати. Если уж строго придерживаться истории, а не легенд, то родоначальником чайной церемонии следует считать не Бодхидхарму, а Лао-цзы, а временем ее рождения - не 6-ой век нашей эры, а 5-ый до нашей эры. Тогда Лао-цзы изобрел некий ритуал с чашкой некого "золотого эликсира" - что такое "золотой эликсир", мой источник, к сожалению, умалчивает. Этот ритуал существовал в Китае до нашествия монголов, а затем превратился в простое заваривание подсушенных чайных листьев.

Теперь перенесемся в Японию. В начале 6-ого века (примерно тогда, когда Бодхидхарма уже приобщал китайцев к дзэн) туда пришел буддизм, а с ним и культура пития чая, первоначально только в монастырях, в особенности в сочетании с медитацией. Сам чайный ритуал был завезен позднее, в начале периода Камакура (1185 - 1333), и привез его буддийский священник по имени Эйсай. Ритуал, привезенный им, был уже ближе к известной нам чайной церемонии, поскольку подразумевал, что чай взбивается непосредственно в чашках. Назывался он "ёцугасира". Кроме того, Эйсай привез семена чайного куста, - дикий чай, росший в Японии, считался не таким изысканным, так что большая часть чая, который произрастает в Японии сегодня, произошла от того чая, что привез Эйсай.

Чайная церемонияПостепенно чайная церемония стала распространяться, уже не среди монахов, а среди мирян - в первую очередь, конечно, аристократии и самураев. Затем к делу подключились и богатые торговцы. Из них происходил Такэно Дзё, знаменитый мастер чайной церемонии, еще более знаменитый тем, что был учителем Сэн-но Рикю.

Сэн-но Рикю (1522-91) - ключевая фигура в истории чайной церемонии. Именно он фактически сделал ее такой, какой мы ее знаем. Он начал использовать скромную японскую утварь вместо дорогой китайской. Кроме того, Сэн-но стал заваривать чай в той же комнате, в которой сидели гости (раньше это делали в другой комнате). Да и многие из других правил тоже ввел он: определил размер чайного домика в 4 с половиной татами (ок. 7,3 кв. м), разработал дизайн чайного домика. Как-то Сэн-но Рикю спросили, как он достиг таких вершин мастерства, на что он ответил: "Очень просто. Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса. Не забывайте о цветах, они должны выглядеть как живые. Летом создавайте прохладу, зимой приятную теплоту. Вот и все. Покажите мне того, кто постиг все это, я с удовольствием стану его учеником".

Между прочим:

кроме собственно чайной церемонии, Сэн-но Рикю был мастером икэбаны и стал родоначальником нового направления - "нагэирэ" (вброшенные цветы). Композиции именно этого направления стали использоваться для украшения чайного домика. Говорят, что как-то Токугава Иэясу, будущий сёгун, прослышав о том, какой красивый сад у Сэн-но Рикю, попросил разрешения посетить его. Однако, когда он явился к мастеру в условленный день, он увидел, что все цветы в саду, кроме одного, срезаны. Когда удивленный Токугава спросил у Сэн-но Рикю о причине, тот сказал: "Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка.

Чайная церемонияСэн-но Рикю изображен на воротах храма Дайтокудзи в Киото. Эта честь и принесла мастеру гибель: Тоётоми Хидэёси, второй из объединителей Японии, страшно разгневался, узнав, что прошел под Рикю, входя в храм, и приказал ему сделать харакири

Вот, в общем-то, и вся история. После смерти Рикю чайная церемония продолжала развиваться и живет по сей день. В Японии эпохи Эдо знание чайной церемонии было обязательным для образованного человека, - даже сёгуны занимались ею. Ее изучение входит в программу образования гейши. Да и вообще, популярность чайной церемонии не падает. Правда, если раньше чайной церемонией занимались прежде всего мужчины, то теперь большинство мастеров - женщины.

Существует много школ чайной церемонии, у каждой из которых свои правила, свой предпочитаемый стиль в утвари и т.д. Это Ура Сэнкэ, Омотэ Сэнкэ, Мусякодзи Сэнкэ, Кобори Энсю, Ябуноути, Сохэн и другие. Пожалуй, самые популярные - это Ура Сэнкэ и Омотэ Сэнкэ.

Не место красит церемонию… А церемония – место
Но без надлежащим образом устроенного помещения чайная церемония практически невозможна.

Проводится она в тясицу - чайном домике. Он окружен садом, который называется "росистой землей", родзи. "Росистая земля", в свою очередь, делится на внешнюю и внутреннюю, которая отделяется от внешней стилизованными воротцами. Во внутренней "росистой земле" находится место для омовения рук и рта - емкость с водой, которая называется тёдзубати, и черпак с длинной ручкой. Перед тем, как попасть с тясицу, гости должны омыть руки. К месту омовения и от него к чайному домику ведет тропа из положенных на некотором расстоянии друг от друга камней - тобииси. Кроме того, в саду обязательно ставятся каменные светильники.

Сам чайный домик представляет собой маленькое скромное деревянное строение - нечто вроде хижины, а по отзывам некоторых "большеносых варваров" - сарайчика. Гости попадают в него через лаз, нидзиригути, шириной 66 см и высотой 60 см. Естественно, пролезть сквозь него можно только на коленях, в сэйдза.

Стандартный размер чайной комнаты - четыре с половиной татами (одно татами - примерно 90 см на 180 см), хотя бывают комнаты большего и меньшего размера. Ее убранство выдержано в принципах ваби и саби: никаких излишеств, все подчеркнуто просто. Единственные украшения - свиток с каким-нибудь буддийским изречением, висящий в нише-токонома, и под ним веточка сезонных цветов в скромной вазе-ханаирэ.

Чайная церемонияВажный элемент - очаг, который может быть двух типов: ро, расположенный в углублении в полу, которым пользуются в холодное время года, и переносной очаг - фуро, который используют в теплое время года. На полке рядом с очагом ставят керамическую коробочку с благовониями - кого.

Еще одна дверь из чайной комнаты ведет в мидзуя - своеобразную кухню, где хозяин и его помощники проводят подготовку к чайной церемонии и откуда они появляются по ходу действия.

Надо сказать, что, хотя в идеале чайная церемония и проводится в специальном домике, теперь можно встретить чайные комнаты и в обычных домах, и университетах или школах, где есть клубы чайной церемонии, и даже в больших универмагах, где порой проводятся публичные чайные церемонии. И разумеется, далеко не все из таких чайных комнат устроены по всем правилам. Собственно, минимальные требования - это чтобы комната была васицу, то есть комнатой в японском стиле, а вместо родзи была хотя бы емкость с водой, выдержанная в соответствующем стиле, и черпак для омовения. А еще бывают чайные церемонии под открытым небом - особенно во время любования цветами или красными осенними листьями.

Чайная церемония с точки зрения гостя
В идеале все начинается с того, что за две недели до тядзи - так называется "полномасштабная" чайная церемония, или тякаи - так называется чайное действо попроще - вам вручают (присылают) приглашение, составленное по установленным правилам. Разумеется, все несколько меняется, если вы собираетесь посетить публичную церемонию, - тогда вы просто приобретаете билеты.

В назначенный день, за полчаса до назначенного срока, вы являетесь к тясицу. Форма одежды - парадная, то есть кимоно или строгое платье или костюм для женщин, костюм с галстуком для мужчин, на ногах туфли. Никаких брюк для женщин, никаких джинсов, шорт и т.д. и т.п. С собой вы берете новые белые носки, которые наденете до того, как войти в тясицу, и (желательно) специальную маленькую сумочку, фукуса-басами, в которой лежит маленький веер (сэнсу), бумага, на которую вы положите поданные вам сладости (каиси), и маленькая металлическая палочка для разрезания сладостей.

Чайная церемонияГости собираются в матиаи, комнате для ожидания, которая находится у входа на "росистую землю". Там помощник хозяина, ханто, подает им горячую воду с какими-то добавками (я так и не выяснила, с какими, - но вкуса воды они все равно не меняют). Затем появляется хозяин, тэйсю, который приглашает их в тясицу. Перед входом в нее гости, как уже было сказано, омывают руки и рот. Затем настает время войти в чайную комнату. Гость садится в сэйдза перед входом, кладет перед собой веер, внимательно смотрит в комнату, опираясь на руки. Затем проползает на коленях внутрь, встает на ноги и направляется к токонома. При этом нужно быть внимательным и не наступать на границы татами. Перед токонома вы снова садитесь в сэйдза, кладете перед собой веер, кланяетесь, смотрите на свиток, на цветы, на кого, снова на цветы, на свиток, опять кланяетесь, встаете и идете к очагу. Там вы повторяете весь ритуал, только осматриваете теперь кама - котел для нагревания воды. Затем встаете и переходите на свое место. Самое почетное место - возле токонома - занимает главный гость. Позади себя гости кладут веера: главный гость - толстым концом к остальным гостям, а следующие за ним - толстым концом к главному гостю.

Сперва гостям подают еду, которая называется каисэки. Еда легкая, простая, подходящая к сезону, и подается она без всяких украшений на простых деревянных подносах. Когда вам подают поднос, нужно кланяться, - и вообще, кланяться нужно всякий раз, как помощник хозяина, подающий еду, сладости или чай, кланяется вам. Если не уверены, что делать, наблюдайте за остальными гостями.

Когда трапеза окончена, гости сигнализируют об этом, одновременно поднимая палочки и роняя их на поднос. После этого подносы уносят и подают сладости. Их берут палочками, кладут на каиси, после чего слегка вытирают палочки о край каиси и передают поднос следующему гостю. Прежде, чем взять с подноса сладость, следует поклониться гостю, сидящему слева от вас (то есть следующему) и сказать: "О-саки-ни". Сладости подаются японские, которые состоят в основном из анко, сладкой бобовой пасты. Почему-то они не всем иностранцам приходятся по душе - чего я лично не понимаю. Никаким странным вкусом они не отличаются - напротив, если их в чем-то и можно упрекнуть, так в том, что вкус у них достаточно примитивный - просто сладкий. Зато они очень красивы на вид.

Чайная церемонияСъев сладости, гости покидают чайную комнату и вновь отправляются в матиаи. Самое время дать отдохнуть ногам, которые, несомненно, уже затекли, а то и онемели от сидения в сэйдза. Считается, что нельзя менять позу, пока вы едите или пьете чай, поэтому, если уж вам совсем невмоготу, то сделайте это хотя бы во время перемены блюд. Излишне и говорить, что единственная более или менее приемлемая поза в тясицу, помимо сэйдза, это когда вы слегка сдвигаете ноги вбок, - так, чтобы не сидеть на них.

Итак, вы отдохнули, и вас вновь приглашают в чайную комнату. При входе вы повторяете весь ритуал - поклоны, осмотр токонома и очага. Тем временем все уже подготовлено к непосредственному завариванию чая и его подаче (это называется тэмаэ). Возле очага стоит тана - подставка с двумя уровнями, на которую кладется чайная утварь, а на ней - тяирэ, керамическая баночка для чая в шелковом мешочке, и мидзусаси - кувшин без носика и с крышкой, наполненный водой.

Хозяин входит в комнату, неся чайную чашку (тяван), в которой находится белая льняная салфетка (тякин) и бамбуковый венчик для взбивания чая (тясэн); на краях чашки лежит бамбуковая ложечка (тясяку), которой зачерпывают чайную пудру. Поставив чашку у очага, хозяин удаляется и появляется вновь, на этот раз неся кэнсуй (керамическую емкость вроде большой пиалы для сливания воды), футаоки (бамбуковую подставку для крышки кама) и хисяку (бамбуковый черпак для воды). Хозяин, взяв платок-фукуса, который у него за поясом, складывает его особым способом и протирает тяирэ и тясяку. Затем наливает в чашку немного горячей воды из котла, как бы взбивает ее венчиком, выливает воду в кэнсуй и вытирает чашку льняной салфеткой. Высыпает в чашку три ложечки чайной пудры (для чайной церемонии используется зеленый чай особого сорта, растертый в пудру, - он называется маття), затем и все содержимое тяирэ. После этого добавляет воды и взбивает чай в кремообразную массу консистенции жидкой сметаны. Этот чай, называемый коитя, подают гостям. Гость, которому подали чашку, сперва с поклоном говорит сидящему справа: "Госёбан сасэтэ итадакимас", - затем, тоже с поклоном, сидящему справа: "О-саки-ни". Каждый гость делает три глотка, вытирает край чашки сложенным листком каиси и передает чашку следующему. Одна чашка - для трех гостей, но и этого, как порой кажется, слишком много: коитя - очень густой, крепкий и, соответственно, горький. Удовольствия, прямо скажем, маловато - особенно для большеносых варваров. Впрочем, вкус, разумеется, зависит еще и от того, насколько искусен в заваривании чая хозяин.

Чайная церемонияКогда гости выпили чай, помощник возвращает хозяину чашку, тот споласкивает ее и тясэн, вновь протирает тяирэ и тясяку выливает полный черпак холодной воды в котел с кипятком. Это означает, что церемония окончена. Осталось только осмотреть тясяку и тяирэ, что гости и делают, передавая их друг другу, начиная с главного гостя. Затем главный гость может задать хозяину вопросы о происхождении и наименовании утвари (тяирэ и тясяку часто являются настоящим произведениями искусства; в частности, у тясяку обязательно имеется имя - и обязательно какое-нибудь сезонное слово, вроде "цикады" или "кленового листа", а то и еще что-нибудь позаковыристее).

На этом заканчивается официальная часть церемонии. Ханто говорит гостям, что они могут принять более свободную позу (что строго запрещено во время церемонии коитя), а в комнату вносят принадлежности для курения. На самом деле едва ли кто-либо курит в чайной комнате; так что они просто символизируют собой более непринужденную обстановку. Гостям снова подают сладости - но на сей раз сухие сахарные конфетки, хигаси. После этого происходит новая церемония, во время которой заваривают усутя, "жидкий чай", - здесь каждому гостю подают отдельную чашку, а сам чай гораздо менее крепок и гораздо более приятен на вкус - что не мешает многим большеносым варварам считать его зеленой гадостью (лично я с этим категорически не согласна). Сама церемония проходит примерно так же, как коитя, основное различие в том, что вместо тяирэ используется нацумэ, округлая деревянная баночка, покрытая лаком. Если гостей много, то хозяин заваривает чай только для первого и второго гостя, а для прочих его заваривают помощники в мидзуя. Кстати, по канонам оптимальное количество гостей - четверо, но в реальности это соблюдается далеко не всегда.

По окончании церемонии гости благодарят хозяина и расходятся. Хозяин наблюдает за их уходом через открытую дверь чайной комнаты.

Вот, в общем-то, и все. Главное препятствие на пути к получению удовольствия от этого действа - длительное сидение в сэйдза, от которого ноги большеносого варвара болят, затекают, немеют и отнимаются. Если вас это утешит - японцы чувствуют то же самое (я долго этого не понимала и думала, что их ноги каким-то образом специально приспособлены для сидения в сэйдза), но терпят. Чего и вам желаю. А вообще, по моему личному мнению, каждый, кто хочет считаться человеком, знающим Японию, должен хотя бы раз побывать на чайной церемонии. А лучше не раз. Тем более, что это и в самом деле очень красиво.
×

По теме Искусство чайной церемонии

Искусство жить или искусство выживать

«Где Жизнь, которую мы теряем в Выживании?» Английский поэт Томас Эллиот...
Журнал

Чайные церемонии

Семинар по чайной церемонии прошел в Японском центре. Впервые приобщиться к...
Журнал

Религиозные церемонии в городе Кербела

Нескончаемым потоком движутся мусульмане-шииты со всего света в священный для...
Журнал

Эминем выступит на церемонии Грэмми

Рэпер Эминем выступит на церемонии наград за достижения в музыкальной индустрии...
Журнал

Йога. Искусство

Часто поднимают вопрос о связи йоги и искусства. Какова эта связь? - Зачем йогам...
Журнал

Искусство Сталкинга - истинная свобода

А.Б-Э: Можно встретить таких людей, которые отвергают логику и причинность, а...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Теряем атмосферу
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы