Признаки развития по Плутарху опубликованы на многих сайтах. В частности, на SunHome коллегой Galia, перепечатавшей статью со всеми вводными замечаниями с realogos. Поэтому их не воспроизвожу, но большинство будет процитировано.
Во времена Плутарха на рубеже I-II веков н.э. вообще не было науки, как мы сегодня ее понимаем. Поэтому столь древний трактат выглядит весьма реалистичным по сравнению с последующими тысячелетиями отождествления духовности с набожностью. Всё же история показала утопичность большинства признаков Плутарха.
Но начну я с цитаты из другой книги Плутарха "Сравнительные жизнеописания", которая оптом характеризует плутарховы признаки и весь его субъективистский подход:
"Чтобы стать справедливым, достаточно собственного желания".
В общем, как по щучьему велению: пожелал - всё! Не требуется никаких глубоких знаний и оглядки на интересы общества.
Так и в "Признаках" упор делается исключительно на личное впечатление о себе, а в 11-м прямо сказано: "Когда ты не нуждаешься в том, чтобы люди тебя слушали и хвалили".
Это более соответствует позиции наркомана или алкоголика, которому уже на всё плевать, лишь бы добыть выпивку или очередную дозу.
В отличие от этого, талантливые и деятельные люди крайне нуждаются во внимании, дабы убедиться, что вкалывают не зря.
Ряд признаков Плутарха вообще смахивает на фантастику. Вот 13-й: "Когда ты способен признавать ошибки и слушать критику".
За более чем 10 лет я не припомню на SunHome ни одного случая, когда кто-либо признавал свои ошибки. Зато хамства и недостойных выкручиваний - сплошняком! Значит, никто на сайте никогда не развивался? А ведь своим развитием кичатся многие.
А вот 12-й: "Когда ты способен голосовать честно среди множества нечестных голосов".
Это "множество нечестных" быстро заклюет белую ворону и ей придется прозябать на обочине жизни. По-моему, именно лавирование, а не тупое резание правды-матки, требует напряжения извилин и развития.
Далее, 14-й: "Когда даже в снах ты не делаешь ничего преступного".
Неплохо, но на это способно и бревно.
А вот человек рожден, чтобы радоваться и горевать, любить и ненавидеть.
Вспоминается высмеянный Беликов (из фильма "Человек в футляре", у А.П.Чехова этого нет):
"он и в бреду говорит только то, что дозволено".
16-й: "Когда тяга к порядку мотивирует тебя сильнее, чем страх наказания".
Т.е. своя личная тупая тяга ставится выше интересов общества.
18-й: "Когда при внезапном появлении выдающегося человека ты не впадаешь в беспокойство".
Нормальная реакция человека, а не стенки, как раз впадать в беспокойство, дабы провести встречу с пользой, а не считать ворон.
Теперь качества, которые представляются мне только положительными.
19-й: "Когда тебе хочется, чтобы близкие, которые уже ушли из жизни, были рядом с тобой и гордились тем, как ты живешь".
20-й: "Когда ты внимателен к себе даже в мелких ситуациях, ничего не делаешь небрежно, но во всем руководствуешься разумом".
Правда, тут сомнительна связь с развитием, поскольку, например, нацисты были очень сентиментальны и скрупулезны даже в мелочах. Крайне набожны также итальянские мафиози.
И, конечно, нельзя не упомянуть признак, который Плутарх поставил первым и, вероятно, самым показательным.
1-й: "Когда ты видишь, что твоя практика непрерывна и имеет постоянное направление - так моряки измеряют свой маршрут и направление ветра".
Романтично! Увы, великие и наиболее успешные люди проходили через горы ошибок, неудач, потрясений. Нередки самоубийства признанных талантов.
Какая тут к черту непрерывность! Непрерывны самодовольные болваны, которых ничем не сдвинуть с места.
Было бы неуважительно ограничиться критикой Плутарха, не предложив ничего взамен. Поэтому несколько соображений. Наверняка, единого критерия быть не может. Если в весьма широких кругах духовность измеряется количеством выученных стихов из Корана, то спорить тут бесполезно, как и с любой религией. Потом этот знаток стихов возьмет автомат и со спокойной совестью пойдет в кафе расстреливать посетителей.
Но есть объективные знания, которые одинаковы для всех и на которых строится цивилизация. Да, принято ругать науку за средства уничтожения. Но кто критикует? Тот, кто в тепле и уюте вольготно развалился на диване перед компьютером и ничуть не стесняется пользоваться всеми благами цивилизации.
Такие не вспоминают, что к началу XX века в большинстве европейских городов не было даже канализации, улицы утопали в конском навозе, нечистоты вываливались прямо из окон на головы прохожих, а о приближении к городу легко было догадаться по исходящей из него вони.
Поэтому хотя научные знания не являются панацеей, но они сближают людей всего мира в отличие даже от самых любвеобильных религий, которые неизменно оборачиваются лозунгом: смерть неверным!
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50598.
Обсуждения Признаки Плутарха
И Вас ждёт такая же участь, так что полезнее не возмущаться по этому поводу.
А то Вы не пьёте "вина знаний"?
По-моему, верх неуважения к тексту - это лишить его автора и всяких ответственных за него. Как человек без роду и племени. Или с амнезией: ни хрена о себе не помнит.
Я уж не говорю о наплевательском отношении к подлинному автору, которого опустили в неизвестность, лишили всяких прав и могут коверкать как угодно.
Например, любовь, доведенная до религиозного фанатизма, становится ядом и источником губительных войн.
Мне с ним не по пути, и нет с ним ничего общего.
//..в 11-м прямо сказано: "Когда ты не нуждаешься в том, чтобы люди тебя слушали и хвалили".
Это более соответствует позиции наркомана или алкоголика, которому уже на всё плевать, лишь бы добыть выпивку или очередную дозу.//
Верно, плевать на всё и всех, на похвалу и хулу, точно так же как любому исследователю, чтобы добыть очередную "дозу" нового знания, в первую очередь, себе, точнее, о себе.
//Да, принято ругать науку за средства уничтожения. Но кто критикует? Тот, кто в тепле и уюте вольготно развалился на диване перед компьютером и ничуть не стесняется пользоваться всеми благами цивилизации.//
Аналогично: да, принято ругать философию и религию за непонятные теории и символические высказывания. Но кто критикует? Кому лень почитать и пошевелить мозгами, потому что с детства научен (учёный) осуждать всё и вся, и постоянно требовать от окружающих внимания к своей персоне за любое "хрю".
//Поэтому хотя научные знания не являются панацеей, но они сближают людей всего мира в отличие даже от самых любвеобильных религий, которые неизменно оборачиваются лозунгом: смерть неверным!//
Давно научно доказано, что призыв "смерть неверным!" и понятия "священной войны - джихад" относятся исключительно к событиям внутреннего мира человека, как трансформация (смерть) и война с неверными представлениями.
Давно научно доказано, что именно сила любви, она же приятия, притяжения, сближает и связывает всё, от частиц атомов до галактик. И что именно сила любви является панацеей.
Это просто Вы, видимо, ещё не сблизились с теми учёными, кто открыл и пишет об этом.)