Сказание о Беловодьи

СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ
Сказание о Беловодьи
Сказание о Беловодьи считается одним из давних сказаний, дошедших до наших дней с глубокой древности. Этот, так называемый артефакт, пользуется популярностью и поддерживается разными "духовными" учениями. Перед тем как делать логический разбор всем мифам о Беловодьи  и сказать чего же вы господа экуменисты народ дурите?  Существует необходимость показать сам материал, который мы собирается разобрать.

"Сокровенное сказание о Беловодьи"
"Великий князь Владимир Красное Солнышко, желая переменить веру, отправил шесть богатых посольств в чужие земли, чтобы поразузнать, какая вера там, а затем, сличив, полагал выбрать самую лучшую для себя и всего своего народа.
Вскоре после проводов посольств, пришел к великому князю странник, отец Сергий, который в малолетнем возрасте попал с торговыми людьми из Киева в Царьград, на святой горе Афонской был обращен в христианство, воспринял пострижение и, прожив там до тридцатилетнего возраста, вернулся обратно.

Так как мир его не понял и с миром он идти не мог, то определенного места жительства он не захотел иметь. Занимаясь самоуглублением и созерцанием души, он странствовал круглый год по землям великого князя и по соседним, смотрел, как люди живут, помогал каждому в чем мог, поверял достойным свет истины и обращал в христианство. Через каждые три года отец Сергий заходил в Киев и навещал великого князя.

Велика была радость отца Сергия, когда он узнал об отправке посольств и особенно, что одно из них направлено было в Царьград, ибо, по его убеждению, не было веры выше православной. Великий князь тоже порадовался его приходу, но потужил, что тот не пришел раньше, ибо хотел именно его послать во главе посольства в Царьград.

Великий князь поведал также отцу Сергию, что во снах не раз являлся ему старец, указывающий, что еще одно, седьмое, посольство должно быть отправлено, но что он не знает, куда его снаряжать и просил указать, куда посылать таковое.
Отец Сергий, помыслив, ответил, что так как посольство в Царьград отправлено, то он более иных путей не знает и не ведает. Но великий князь стоял на своем и наказал ему в семидневный срок надумать, куда посылать седьмое".

Здесь остановимся пересказывать текст сказания и внесем свои замечания по поводу представленного "Сокровенного сказания". Киевскому князю Владимиру Святославичу не было ни какой необходимости посылать какие-то посольства в поисках подходящей религии. Потому, что княгиня Ольга, бабка князя Владимира была крещена в православии, мать князя Владимира и брат его князь Ярополк были христианами и ему не надо было узнавать то, что он знал с юных лет. А представителей других религий он мог наблюдать в Новгороде.
Сказание о Беловодьи
 И если разобраться, то князю Владимиру не когда было отправлять какие то посольства за религиями. Владимир Святославич — князь новгородский (969—978), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси (988 - 991). Византийскую принцессу же Анну, дочь Феофано и византийского императора Романа II, братья императоры Василий II и Константин VIII пообещали киевскому князю Владимиру Святославовичу отдать в жены при условии, что Владимир окажет им военную помощь и примет христианство.

Говорят, что первые сведения об официальном почитании князя Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. В 1635 году митрополит Киевский Пётр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков. Очень важный момент в том, что князь Владимир жил до раскола христианской церкви (1054), и может почитаться католиками.

Здесь мы можем ответить на вопрос, почему князь Владимир принял веру от "Цезаря", а не от папы из Рима, который формально находился в подчиненном состоянии относительно Константинополя. Зачем Великому князю Киевскому общаться с челядью императора? И здесь мы видим, что история крещения Руси является мифом, который нельзя толковать как историческое событие.
Вернувшись к сказанию продолжим повествование:

"Отец Сергий, желая помочь великому князю, строго постясь, молитвенно просил Всевышнего сниспослать ему откровение, какой ответ давать великому князю.
На седьмую ночь, во сне, явился отцу Сергию настоятель Афонского монастыря, в котором его постригли и напомнил ему о древнем сказании про Беловодье.

Отец Сергий, пробудясь, возблагодарил Господа за дарованное откровение и ясно припомнил слышанное им от настоятеля, в бытность свою в монастыре, следующее.
“В глубокой древности один Византийский царь, ее довольствуясь верой своей и своего народа, собрав мудрецов всей страны, просил их сказать, куда посылать посольства для выбора новой, лучшей веры.

После долгих пересудов один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему, в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный  кто позван.

Царю сказание понравилось, и он снарядил посольство на Восток, во главе с мудрецом. Через 21 лето мудрец вернулся, но только один, все другие, уехавшие с ним, погибли.

Царь с восторгом слушал удивительные рассказы вернувшегося. Все настолько было хорошо и разумно, что он отказался от своей веры и, по совету мудреца, ввел новую. Но не все, что рассказывал мудрец, было понятно: многое казалось невозможным и над ним потешались, полагая, что он говорит складные небылицы”.
Это сказание отец Сергий передал великому князю Владимиру, который настолько воодушевился слышанным, что также решил послать на Восток, в неведомую страну, посольство, во главе которого и поставил отца Сергия.
Сказание о Беловодьи
После многих хлопот посольство было собрано.
Отцу Сергию было дано шестеро, из людей высокого рода в помощники, много знатных воинов и большое число слуг. Всего народу в посольстве было 333 человека.
Как только прошло половодье, посольство тронулось в путь на Восток. Полагалось, что года через три оно возвратится. В первом году приходили известия, через соседние земли, что посольство встречали в его пути на Восток. Затем все замолкло.

Три, семь и двенадцать лет прошли, но о посольстве не было вести. Сперва ожидали его, затем опасались о его судьбе, потом тужили о пропавших, и лет через 28, когда все еще не было вести, начали о нем забывать, и время все покрыло… Через 49 лет после этого из Царьграда, с одним из посольств, прибыл в град Киев старец монах, который, прожив семь лет отшельником и предчувствуя скорость кончины, на исповеди, поведал нижеследующую тайну, которая должна передаваться из уст в уста, как сокровенное сказание. Сказание это станет достоянием народов земли, само по себе, лишь когда для этого срок подойдет и будет наступать новое время.

“Я тот монах отец Сергий, который, 56 лет тому назад, был послан великим князем Владимиром Красное Солнышко, с посольством искать Беловодье.
Первый год мы ехали хорошо. В стычках, при переправах, погибало мало людей и скота. Проехав много разных земель и два моря, на второй год продвигаться стало труднее: люди и скот погибали, дороги стали непроходимы, при расспросах ничего нельзя было узнать. Началось недовольство людей, которые, не видя приближения цели поездки, роптали.

К концу второго года путь проходил по пустыне. Чем дальше ехали, тем больше попадалось на пути костяков людей, коней, верблюдов, ослов и других животных. Доехав до места, которое сплошь было покрыто костями на большом пространстве, люди отказались ехать вперед.

На общем совете решили, что желающие поедут назад, и только два человека согласились ехать со мною дальше вперед.
К концу третьего года пути, сперва один, затем и другой мой спутник занемогли, их нужно было оставить в селеньях.

Во время ухода за последним больным, мне удалось узнать от начальника селенья, что примерно лет тридцать назад, проезжал здесь также искатель Страны Чудес, ехавший на Восток. С ним был караван на верблюдах. Проводник этого каравана еще жив, до него лишь три дня пути. За ним я послал, и он согласился вести меня дальше и сдать дальнейшему проводнику, если его удастся разыскать.

Меняя проводников, я продвигался медленно дальше. Один из следующих мне поведал, что по сказаниям здесь и раньше проезжали желающие найти Заповедную Страну, лежащую на Востоке. Эти сведения радовали меня и я, горячо молясь, просил Господа вести меня дальше.

Еще несколько проводников сменилось, и я напал на такого, который мне рассказал, что ему известно со слов приезжавших с Востока, что где-то там на Востоке, примерно в 70 днях пути, лежит диковинная страна, в высочайших горах, куда многие стремятся, но только редко кто может проникнуть и мало кто возвращается.

Чем дальше я ехал, тем сведений поступало больше. Не могло быть сомнения, что страна, куда я стремился, существует на самом деле. Некоторые называли ее “Страной Запретной”, “Страной Белых Вод и Высоких Гор”, другие ”Страною Светлых Духов”, “Страною Живого Огня”, “Страною Живых Богов”, “Страною Чудес”, или давали еще много различных названий, которые относились все к одной и той же стране.

Наконец, мы доехали до селенья, в котором мне сказали, что Запретная Страна начинается на расстоянии трехдневного пути. До этой границы меня проведут, но дальше не могут вести, ибо проводник погибает, путешественник же, идя дальше один, иногда, не находя дорог, возвращается назад, иногда же, что очень редко, остается и живет там подолгу. Об остальных молва говорит, что они погибают.
Помолившись, с последним проводником я тронулся в путь. Дорога, подымаясь, становилась все уже, местами по ней возможно было только с трудом пройти одному. Высокие горы со снеговыми вершинами окружали нас.
Сказание о Беловодьи
Переспав третью ночь, на рассвете пройдя недалеко, проводник, заявил, что дальше он не может меня провожать.
По различным сказаниям, на расстоянии от 3 до 7 дней пути, держа направление на вершину самой высокой горы, есть селение, но до него доходят лишь редкие. Проводник оставил меня. Шаги возвращающегося затихли…
Восходящее солнце освещало белоснежные вершины гор, и отблеск лучей создавал впечатление, что они в огненном пламени.

Ни души кругом… И я был один с моим Господом, приведшим меня после столь долгого пути сюда. Чувство неописуемого счастья, восторга, неземной радости и в то же время душевного покоя охватили меня. Я лег на тропу головой к самой высокой горе, целовал каменистую почву и, проливая слезы умиления, благодарил без слов, как умел, Господа за Его милости.
Я пошел дальше. Вскоре был перекресток, обе тропы, казалось, одинаково направлялись к самой высокой горе. Я пошел по правой, ибо она шла навстречу бегу солнца.

С молитвою и песней шел я вперед.
В первый день было еще два перекрестка. На втором перекрестке одну из троп переползала змейка, как бы преграждая мне путь, я пошел по второй тропе. На третьем перекрестке, на одной из тропинок лежало три камня: я пошел по свободной.
На второй день был один перекресток, четвертый, где тропа троилась. На одной из тропинок порхала бабочка, я выбрал эту тропу. После полудня путь мой пролегал вдоль горного озера. С восхищением и удивлением я любовался красотой его и легкой зыбью, придающей водам озера, в связи с освещением, удивительную, своеобразную белизну.

На третий день пути лучи восходящего солнца, как и в предыдущие дни, освещали белоснежные покровы самой высокой горы и окружали ее огненным пламенем. Вся душа моя рвалась ввысь и я глядел и не мог досыта налюбоваться красотою. Творя молитву и не спуская глаз, сливаясь душою с пламенем, окружающим гору, мне стало видно, что ожил этот огонь: в его потоках появились, белоснежно сияющие, фигуры ангелов, непрерывно подлетавших красивыми хороводами к горе. Скользя по поверхности ее, они поднимались к вершине, возносились и исчезали в безбрежных небесах.

Солнце поднялось из-за горы и чарующее видение исчезло.
На третий день было три перекрестка…
На пятом перекрестке, вдоль одной из троп сбегал, белопенясь, изумрудный журчащий ручей. Я пошел вдоль него.
К полудню дошел я до шестого перекрестка: он имел три тропы. Одна из них проходила мимо горы, имевшей вид огромного истукана, как бы охраняющего эту тропу. Не задумываясь, я выбрал ее.

Дойдя до седьмого перекрестка, имеющего тоже три тропы, я пошел по той, которая была сильнее освещена лучами солнца.
Я не был одинок, ибо чувствовал и сознавал, что все окружающее меня по своему, по разному, живет и возносит, как умеет, хвалу Предвечному Творцу.
К вечеру я уловил первый звук, летевший мне навстречу. Вскоре, на откосе горы, направо, я увидел жилье, освещенное последними лучами заходящего солнца. К нему я и пошел. Оно было сложено из камня. Возблагодарив Создателя, дающего мне пристанище, я безмятежно уснул.

На рассвете я был разбужен голосами. Предо мною стояло два человека, говорящих на незнакомом мне языке. Но странно, каким-то внутренним чувством, я понимал их и они понимали меня.
Они спросили, имею ли я нужду в пище. Я ответил: имею, но только в духовной.
Я пошел с ними. Они привели меня в селенье, где я и пробыл некоторое время. Со мною много беседовали, и на меня был возложен ряд занятий и работ, выполнение которых давало мне величайшее удовлетворение.

Затем повели меня дальше, сказав, что настал для этого срок.
В новом месте встретили меня, как родного, и вновь, когда наступил срок, повели дальше и дальше…
Я потерял счет времени, ибо не думал о нем. Каждый день приносил мне все новое, удивительно мудрое и чудесное. И казалось мне иногда, что все, что я переживаю и что со мною происходит, диковинный сон наяву, чему я не нахожу объяснений.
Так время текло; наконец, мне сказали, что срок подошел моему возвращению домой, и что путь мой будет лежать чрез Царьград.

Пока ум человеческий не может вместить того, что я там видел и чему научился. Но и для этого познания срок подойдет и в свое время Господь откроет достойнейшим еще несравненно больше, чем мне.
Покидая сей мир, расскажу, что возможно.
Страна Беловодье не сказка, но явь. В сказаниях народов она зовется всюду по-иному.
Сказание о Беловодьи
В дивных обителях там пребывают лучезарные, кроткие, смиренные, долготерпеливые, сострадательные, милосердные и прозорливые Великие Мудрецы  Сотрудники Мира Высшего, в котором Дух Божий живет, как в Храме Своем. Эти Великие Святые Подвижники, соединяющиеся с Господом, и составляют один Дух с Ним, неустанно трудятся, в поте лица своего, совместно со всеми небесными Светлыми Силами, на благо и пользу всех народов земли.

Там Царство Духа Чистого, красоты, чудных огней, возвышенных чарующих тайн, радости, света, любви, своего рода покоя и непостижимых величий…
Много людей отовсюду стремятся в Страну Заповедную, но за каждые сто лет проникает туда лишь семь позванных, из них шесть возвращаются, унося с собою сокровенные знания, развитие новых чувств, сияние души и сердца, как я, и только один остается.

Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них остановлено время.
Что творится в мире, все там известно, все видно, все слышно. Когда дух мой окреп, мне давали возможность, вне тела, бывать на самой высокой горе.., в Царьграде, Киеве, а также знать, видеть и слышать, что пожелаю.

Там точно известно, что православная вера, для великого князя и всего народа нашей страны самая лучшая: нет веры духовнее, величественнее, чище, светлее и красивей ее. Только ей суждено соединить народы нашей страны и быть с ними не делимой.
1000 лет силы ада, с бешеной яростью, будут, бушуя, наступать безустанно и потрясать нашу Русь до основы… Чем страшнее напор, тем сильнее вера спаяет народ воедино  и ничто не заслонит ему путей ко Всевышнему. Силы чистого света, огня неземного низложат врагов. Живые Огни залечат раны счастливой страны.

На развалинах старого возродится Великий Народ, красотою духа богатый. Лучшие избранные понесут Слово Бога Живого по всем странам земли, дадут миру мир, человекам благоволение и откроют Врата Жизни Будущего Века”…
Записано 15/27 июля 1893 года со слов о. Владимира, иеромонаха Вышенской Успенской мужской пустыни, Тамбовской губернии, Шацкого уезда.
В.Г."

И здесь мы видим, что история крещения Руси, после какого то выбора религий князем Владимиром, не поддерживается многими специалистами, которые указывают на те же обстоятельства что и мы. Киевскому князю Владимиру воспитанному в христианской традиции не было ни какой необходимости отправлять какое то посольство в центры других религий. А будучи князем Новгородским Владимир Святославич мог встречаться с представителями разных религий находящихся в торговых отношениях  с Новгородом. Много противоречий. И здесь надо придерживаться позиции академика Лосева, и не принимать содержание мифа в качестве реальных событий.

История появления самого "Сокровенного сказания о Беловодье" запутана и бездоказательна, потому что обретение этого сказания произошло в самом конце XIX века: "12 июля 1893 года я приехал с тремя моими младшими братьями в Выщенскую Успенскую мужскую пустынь, Тамбовской губернии, отстоящей от села Заметчина, где мы жили, примерно в 60 верстах (65 километрах)".
Сказание о Беловодьи
И якобы в этом монастыре автору издания о Беловодье рассказали
древнюю легенду доверенную местному иеромонаху, которую он хранил несколько десятилетий. И далее мы прослеживаем судьбу самого "Сказания о Беловодье" "Протекло незаметно ровно полвека и вскоре исполняется мне 65 лет. 28/15 июля 1943 года я встретил на курорте Чехочинек впервые человека, который в разговоре со мною спросил, не знаю ли я что-либо о Беловодье, о существовании которого он слышал, но несмотря на старания, ни от кого ничего узнать о нем не мог.

Это был известный русский народный поэт и гусляр  Александр Ефимович Котомкин, имя которого, с его согласия, здесь сообщается. 28/15 июля 1943 года. В. Г. Курорт Чехочинек близ правого берега реки Вислы".
И возникают вопросы.
1. В летописи нет ни каких сведений об отправке посольства князем Владимиром в Беловодье. И соответственно возникает предположение о фальсификации этой истории.

2. Александр Ефимович Котомкин, - царский офицер антисоветчик живший во Франции и Германии, похоронен в Гамбурге. Очередной хранитель тайны о Беловодье, услышал эту тайну на Польском курорте в 1943 году во время войны, что у нормального человека вызывает недоумение. В это время Польша была оккупирована Германией, и получается, что "Сокровенное сказание о Беловодье" пришло к нам со стороны врагов.

3. Публикация сказания о Беловодье в эмигрантском журнале  «Оккультизм и Йога», редакция, которого находилась в Парагвае. Участие здесь масонов и аналогии сведений о Беловодье со сведениями о Великом Белом Братстве, которые имеются в эзотерической литературе, так же не способствует правдивости сведений о Беловодье.

И возникают недоумения: "Неужели все сказание о Беловодье  вымысел и никакого посольства на Восток для поисков истинной веры в земле неведомой князь Владимир никогда не отправлял?" И в ответ слышится:"Нет, сказание это не вымысел, не сказка, но следует его понимать не буквально, а иносказательно, стараясь за внешнею канвою найти сокровенный смысл. Ведь сказание так и называется “сокровенным”, тайное в нем несомненно.

Посольство на Восток, в Тибет, к Великому Белому Братству было отправлено, но тайное и совсем не многолюдное. О нем знали лишь ближайшие советники князя и потому о нем не встречается упоминания в летописях и других исторических документах".

И далее идет затейливое мудрование о том, что в соответствии с правилами нумерологии указанные числа посольских посланцев можно читать по другому и это не случайное совладение, а имеет глубокий символический смысл. Когда количество посланных с нескольких сотен сокращается до трех старцев (волхвов).

Говорится, что сокровенное сказание описывает Беловодье как “страну чудес”,
диковинную страну в высочайших горах, и дает в немногих словах более точное и четкое описание Тибета. Где  Беловодье и есть транс-гималайское Братство Посвященных, о котором было известно славянским волхвам.

Однако эзотерические знания требуют правдивой информации, когда логика говорит о том, что Россия познакомилась с Тибетом всего лишь 150-200 лет тому назад, тогда как прежде ничего не было о нем известно. Это мы знаем из работ генералов исследователей Николая Пржевальского и Петра Козлова проводивших свои изыскания в современных Монголии и Китае.
Сказание о Беловодьи
Исследователи информации о Беловодье отмечают, что публикации
“Сокровенного Сказания о Беловодье” было впервые обнародовано в русской газете эмигрантов, выходящей в Сан-Франциско, Калифорнии в апреле 1949 года, и в сборнике “Оккультизма и Йоги”  на пользу ищущих Света, в Парагвае в 1959 г.

Итак мы определили интересантов концепции Беловодья, которые в полной мере являются представителями экуменизма и разными способами направляют внимание общества в сторону Тибета. А это значит, что нас всех дурят самым изощренным способом, призывая к светлому будущему. Я лично отношусь к тем эзотерикам, которые критически относятся ко всей эзотерической информации. И возникает логический вопрос, вы граждане стремящиеся к Свету зачем народ обманываете, пичкая жаждущих знаний людей ложной информацией, когда сами же признаете, что сказание о Беловодье следует понимать не буквально, а иносказательно.

Я, как и многие люди, верил в легенду о Беловодье предполагая каким маршрутом шла экспедиция из Киева в Беловодье, предположительно на Алтай, исключая при этом Индию, Китай, Монголию и Тибет. И меня, как и многих других эзотериков, обманули. История написания легенды о Беловодье говорит о том, что эта легенда была создана в конце IXX века, а не при князе Владимире, как это заявлялось ранее. Сам текст легенды о Беловодье содержит много противоречий, говорящий о том, что не было тысячу лет назад тех знаний, которые есть сейчас. А предложение воспринимать легенду о Беловодье в качестве аллегории, сводит все восприятия этой легенды к ничтожным последствиям.

Разбираясь, каким путем могли идти посланцы Киева в Белогорье, мы могли предполагать, что этот путь шел в сторону Белого моря, которое называли Белым озером. Этот путь был в истории государства Российского и обозначен большой концентрацией раскольников на севере, пока туда не достало "Око государево".
Или этот путь шел через Алтай, где находится горный анклав Белогорье, с горой называемой Белокуриха. Топоним "Белая гора" можно встретить в разных местах, в Чехословакии, в Крыму, на Урале, в Якутии, в Забайкалье и в других местах.

Однако топоним Беловодье говорит о водных объектах, когда река Белая находится на Южном Урале и в Предуралье, протекая по территории Башкортостана. Говоря о Забайкалье, которое было разделено после революции на Бурятию и Забайкальский край, то здесь комплекс связанный с понятием Беловодья. От горы в Эвенкийском районе в Баунтовской котловине по которой течет река Ципа приток реки Витима, в бассейне которой есть река Амалат (в Бурятии), где имеются месторождения нефрита, в том числе ценной разновидности белого нефрита. Там же в бассейне Витима находится и Беловодье, когда местные этносы не уделяют большого внимания на данные события, вписанные в мифологию жителей Забайкалья.

Например, одним из источников бурятского эпоса служат сказания связанные с названием горы Алханай находящейся в Дульдургинском районе Забайкальского края, считающейся одной из святынь буддизма. Как правило у святых мест по мимо религиозного мифа есть светская легенда, здесь присутствует и научная составляющая. К религии мы относимся равнодушно, рассматривая все материалы с научной точки зрения, хотя мой товарищ редактировал карту Алханая. А зная всю достоверную историю о том, как создавалось религиозная основа буддийского комплекса на Алханае и формировалась нужная мифология.

Отдадим предпочтение светской легенде: «Основным среди исторических свидетельств Алханая является легенда о Бальчжин-хатум. Это реальное историческое лицо, рассказ о котором содержится в летописи хоринских бурят.  Хоринские буряты исторически кочевали в основном на восточном побережьи озера Байкала, на о. Ольхон, рекам Хилке, Ингоде. В 1800 году по указу царя часть родов хоринских бурят перешла кочевать в долину рек Ага и Борзя, создав территориальную группу Агинских бурят.
Сказание о Беловодьи
Согласно бурятской летописи, хоринская княжна Бальчжин была отдана замуж за одного монгольского феодала Баобай-хана, и в качестве приданого с ней в его подданство поступили 11 хоринских родов. После того, как мачеха Бальчжин вступила с последним в любовную связь, она возненавидела свою невестку. Эта ненависть отразилась на подданных. В 1595 году в месте с мужем и верными людьми Бальчжин бежала на свою родину в Забайкалье.

По другой версии Бальчжин бежала без мужа, который ее и догонял  со своими воинами, когда она была настигнута преследователями и убита. Часть хоринцев успела скрыться от преследователей, а другая была возвращена в Монголию. Этой легенде созвучна работа ученого Г. М. Василевич, которая убеждена, что эвенки (тунгусы) рода Бекрей входили в состав нганасанского народа. В середине XVII века конная часть Бекрейского рода ушла на охрану русско – манчьжурской границы.

Оставшиеся приняли участие в формировании одиннадцатого рода хоринских бурят – Гучидского и лишь небольшая часть, так же подпавшая под ассимиляцию бурятами сохранила свое национальное самосознание. Ныне потомки этих эвенков проживают в селе «Джилинда».

Агинский вариант этой легенды называет гору Алханай местом убийства Бальчжин. После бегства княжны за ней была организована погоня, которая настигла беглецов на подступах к самой высокой горе Могойтуйского хребта. По легенде, Бальчджин отрезала одну грудь и бросила ее под ноги преследователям, в результате образовалось озеро с молочно – белой водой – Бальзино. Но погоня настигла княжну уже на вершине горы, и там ее убили.

С тех пор предсмертным криком Бальджин – «алханы» (убивают) – именуется гора. Кроме того, озеро Бальзино (от Бальчжин), находящееся у подножия г. Алханай, считается местом погребения тела убитой княжны. А источник, текущий с горы Алханай в долину, является слезами и кровью убитой бурятской княжны. Эта легенда фактически говорит о начале собственной истории Агинских бурят, а гора Алханай – религиозный символ обще племенного единства. Таких легенд несколько.

С принцессой Бальджин связано и другое «убиенное» место, находящееся в пределах поселения и одноименной реки Бальджа берущей свое начало недалеко от истока реки Чикой, с Кумыльского гольца. Виктор Федорович Балабанов в своей книге «В дебрях названий» дает описание нескольких мест с подобным названием: «От бурят-монгольского, балчик – грязь. Речка в бассейне Онона. Бальджикан, Бальджиканский караул, - селение названное по речке, на берегу которой было расположено.

Бальджиканский казачий караул - это крайний пункт на юго-западной границе забайкальского казачества. Все селение состояло из семи дворов, в которых жило, не более 50 душ обоего пола, кроме верховых троп, никаких дорог здесь не существовало.
Сказание о Беловодьи
А. А. Черкасов писал, что у жителей этого селения существовала сказка о том, что их место стало «убиенным», грязным, с тех пор, как здесь «прошел» Христос. «Когда Христос путешествовал по земле, то дошел до их мест, но тут его испугал лесной рябчик своим крутым и шумным «спорхом». Христос плюнул и повелел, чтобы тут, кроме леса и травы, ничего более не произрастало. На «плевке» же Христоса, по незнанию человека, построился Бальджиканский караул, и вот почему жители этого места так бедствуют до настоящего дня».

Сказка об «убиенном» месте, очевидно, возникла потому, что аборигены края рассказывали русским об «убиенной Бальджиниме-хатун», в честь которой якобы и названа речка Бальджа. В легенде рассказывается, что когда Бальджиниму-хатун, убегавшую с людьми одиннадцати хоринских родов, стала настигать погоня, она бросилась в озеро и утонула. Озеро это называется Бальзино площадью водной поверхности 2,6 кв. км. (Дульдургинский район). Здесь мы видим, что с именем бурятской княжны Бальджиниме-хатун увязывается большая территория на которой проводятся геологоразведочные работы и горнодобывающие предприятия.

В большей части рудники Нерчинского горного округа разрабатывали серебро и золото. Золото предполагалась добывать и на Алханае, где находятся золотосодержащие породы, но здесь возникло сопротивление местных жителей строительству золотодобывающего предприятия. К религии, как уже было сказано, мы относимся равнодушно, хотя наши геологи и участвовали в движении по организации национального парка "Алханай", выдирая эту территорию из алчных лап золотодобытчиков.

Здесь надо прояснить ситуацию, которая ни какого божественного вдохновения и влияния на наши души не оказывала. Все дело в том, что золотодобывающие предприятия в буквальном смысле часто уничтожают реки в которых они добывают золото выворачивая всю реку. Например, Балейский район, в котором вся  промышленность ориентирована по золоту, с высоты птичьего полета напоминает лунный ландшафт, где вся земля вывернута наружу.

Предполагаемый вариант добычи золота на Алханае путем выщелачивания, так же уничтожала уникальный ландшафт с наличием минеральных источников. Участие местных геологов в движении по организации национального парка "Алханай", позволило убедить руководство Забайкалья с документами в руках, о нецелесообразности добычи золота на Алханае. Потому, что помимо потери уникальных целебных источников, стоимость работ по рекультивации развороченных тракторами рек и разрабатываемой территории превысит стоимость добытого золота.

Поэтому, как уже сказано, мы отдаем предпочтение светской легенде, которая возникла много раньше религиозного мифа, когда сохранились и развалины дворцов монгольских феодалов (Хирхиринский и Кондуйский дворцы). А в 1800 году по указу царя часть родов хоринских бурят перешла кочевать в долину рек Ага и Борзя, создав территориальную группу Агинских бурят.

Уже говорилось о водосборе реки Витим, в котором упомянуто Беловодье. Здесь же в системе Олекминского нагорья, на северо-западном склоне Хорькового хребта берет начало река Белый Урюм правая составляющая реки Чёрная, притока реки Шилки.
А. А. Черкасов оставивший наиболее красочное описание Забайкалья писал заметки о своей жизни и быте в период работы на рудниках Нерчинского горного округа:"Вспоминая об Урюме, нельзя остановиться и закончить предыдущими главами, не сказав ни слова о главной охоте этого отдаленного уголка Сибири.

Кроме множества глухариных токов, окружающих Урюм, в его окрестностях находились два ключа, несколько омутов по речке и три или четыре озерка, на которых били мы зверей. На первые, т. е. ключи, ходили преимущественно изюбры, а на последние, в особенности озера, – сохатые. Все лежало невдалеке и потому тем более возмущало охотничью душу и не давало ей покоя, когда наступало время охоты, а этот период заключал в себе несколько месяцев. С мая и до октября представлялась возможность побывать и поохотиться на ключах или озерах...

Один из «зверовых ключей» находился от Урюма всего в семи верстах, на р. Аркие, а другой в двадцати пяти... Надо заметить, что дальний ключ был минеральный, углекисло-железистый, – это главное, кажется; но подробного анализа воды при мне сделано не было, а потому я не могу сказать ничего более, как только то, что вода его крайне приятна на вкус и, вероятно, поэтому приманивала к себе в таком большом количестве всех зверей местной фауны.
Сказание о Беловодьи
Ключ этот мы называли просто «кислым».
Таких ключей с минеральной водой в Забайкалье множество и Александр Черкасов подтверждает это в своих записках: "Не доезжая до кислого ключа сажен 300, мы расположились табором на берегу речки, в которую выше этого расстояния бежит знаменитый минеральный ключ, составлявший такую дорогую приманку почти для всех зверей местной фауны.

Долина реки Талой, где находился ключ, покрыта вся редким смешанным и лиственным лесом, с мелкой порослью и большими кустами; местами сплошной лес выделялся особыми группами и составлял разной величины колки, которые резко обозначались по своей густоте, служили притонами зверям и драпировали их лесные прогулки...

Самый родник ключа, «голова», как называют сибиряки, вытекает под большими лиственницами из каменистых плит и валунов, которыми, ниже ключа, сплошь покрыто все пространство, на коем нет почти никакой растительности. Выше же головы родника прилегает сплошной лес, с большими чащеватыми кустами. Вода ключа чиста как хрусталь, но все окружающие его камни и плиты покрыты красноватой ржавчиной, что заметно по всей той поверхности, где только просачивается минеральная вода.

В самой голове родника камни разбросаны, отчего образовались большие лунки, из которых и пьют эту замечательную воду звери... Партионные работы были разбиты в 40 верстах от Бальджиканского караула, на речке Бальдже, которая брала свое начало в юго-восточных отрогах Саянского хребта, впадала в Прямую Бальджу, а эта несла свои воды в р. Онон, но впадала в него в пределах поднебесной империи и своим устьем, следовательно, не принадлежала России.

Вообще весь этот район был самым юго-западным углом Забайкалья и прилегал почти к самой границе китайских северных владений". Сейчас исследовательские работы практически не отличаются от  деятельности горного инженера XVII-XVIII вв. Исследователи живут в тех же рубленных зимовьях, но уже с печами имеющими дымовые трубы. Я объездил все территории на которых расположены золотодобывающие предприятия Забайкалья, передвигаясь на вездеходе, лошадях, пешком с мелкокалиберной винтовкой или гладкоствольным ружьем за плечами.

Лошадь до сих пор остается главным тяглом и средством передвижения в тайге под седлом, для верховой езды или вьючной поклажи. Передвигаясь пешком можно было каждый раз убеждаться в правдивом описании Забайкалья А. А. Черкасовым, когда перед глазами постоянно мелькали стайки рябчиков, с шумом вылетающих из придорожного кустарника. Встречаются и глухари, которых я пытался скрадывать, но ближе ста метров они к себе не подпускают, вот тебе и глухарь, который не слышит только тогда, когда поет.

Охотники об этом знают. Черкасов в своих записках говорит о Бальджиканском карауле находящемся в системе водосбора реки Онон освоения и заселения территорий, которого происходило почти одновременно. Поэтому местное население активно включалось для сбора и дальнейшей продажи прежде всего слюды в местах древнейших разработок Забайкалья.

В журналах XVIII в., описывают добычу драгоценных камней в Нерчинской Даурии и добычу оловянной руды на левом берегу р. Онона около 50 верст от крепости Чиндант. Есть описание месторождения драгоценных камней горы Тутхалтуй в Адун-чилоне, замечание об обилии халцедона(агатов), сердолика в реках Шилке, Ононе, и нахождении угля в берегах рч. Онон-Борзи. Там  же есть описание Ононских оловянных приисков, и упомянуты Агинские медные прииски в 25 верстах от оловянных приисков на реке Ононе между речками Цугол и Соцол.

Как выше сказано основным объяснением названий Бальджи и Бальджикана выступает «грязная местность». Грязи – термин, обозначающий сырые, загрязненные места, которые образуются в результате излияния минеральных источников. И как уже говорилось, такие места посещают звери, где их подстерегают охотники и как правило убивают. Рассматривая эту версию говорящую об убийстве (место где убивают) животных, сюда подтягиваются и легенды об убийстве бурятской принцессы.

Существует другая легенда, которая предположительно старше вышеприведенной. Суть ее в том, что в давние времена на этом месте жило человекоподобное чудовище огромного роста, которое пожирало людей, оказавшихся в этой местности. У этого чудовища имелось ожерелье дарующее волшебное свойство здоровья и бессмертия его обладателю. Появился молодой батыр (богатырь), который решил выкрасть ожерелье для спасения своих умирающих родителей.

Он сумел обмануть чудовище, подсыпав снотворное в его еду. Когда людоед уснул, богатырь выкопал рядом с ним огромную яму. После пробуждения чудовище упало в яму, и богатырь забросал его камнями. С того времени место, где обитало чудовище называется Алханай от «алхана» (чудовище). А место это стало ожерельем, дарующим здоровье и бессмертие».

У буддистов своя версия об Алханае, с которой можно поспорить, и которая проигрывает социальной легенде о Бальжин-хатун. Проигрывает по времени прохождения событий, когда по буддийским же источникам буддизм пришел в Забайкалье в 1859 году, когда молодой лама из Цугольского дацана  Шагдар Намнанай прибыл в Алхану для духовной практики.  Это было время когда у подножия Алханы собирались более 30 шаманов и совершали шаманские ритуалы. «В таких условиях Намнанай лама начал свою практику.

Местные жители построили ему избушку. По устным преданиям Намнанай лама вынудил шаманов покинуть Алхану и поселиться в долине. Что сталось с шаманами, которых против их воли "выселили" с Алханая не говорится, но мы знаем, что монотеизм всегда побеждает язычество. Почему на Алханай пришел лама из Цугольского дацана, в то время когда здесь существует свой Агинский дацан строительство которого  началась в 1811 году.

В 1816 году было закончено строительство Агинского дацана; первым ширээтэ ламой избран Ригдэл Пагбаев. Дацану было дано название «Дэчэн Лхундуп Линг». В начале по архивным документам в нем было лам: «1 комплектный и 41 податных лам». Впоследствии, Агинский дацан становится одним из крупнейших известных монастырей Забайкакалья… В 1881 году йогин Шагдар Намнай установил на вершине Алханы – Обоо и ежегодно совершал обряд почитания хозяев местности «Алханын Обоо тахилга» в буддийских традициях.

Таким образом не считая серьезными притязания индийских йогов на присутствие в Забайкалье, за исключением современных отдельных сект, можно с уверенностью говорить о том, что буддизм пришел в Забайкалье около двухсот лет назад, а до этого самой массовой религией здесь был шаманизм. Писатель Александр Черкасов 1856-62 годах работая горным инженером, в Нерчинском горном округе Забайкалья, совершал поездки по всей территории края. Переезжая из одного горного предприятия в другое проезжая через Читу, проверяя золото добывающие прииски, посещая казачьи караулы он ни чего не говорит о буддийских дацанах.

Он упоминает бурятского ламу как посредника для  встречи с ламой из Монголии, который лечил горных рабочих. И это является косвенным доказательством тому, что тотального буддизма в Забайкалье не наблюдалось, а как замечает другой исследователь Забайкалья Петр Словцов, монгольские ламы заходили в Забайкалье со своим учением.

Около трехсот лет назад здесь начало распространяться христианство, когда казаки буряты жившие вдоль границы, в большинстве своем, были христианами. Хотя по непонятному стремлению некоторых, всех бурят огульно записывают в буддисты, и мы на фоне показанных событий видим что это далеко не так. Но религия, как и духовность нас не интересует, и как часто бывает, разгадка есть в описании самого явления, вот и поищем обстоятельства, которые хотели бы найти все страждущие духовного очищения. И таковое есть, на самом деле.

Это старообрядческие предания в которых Беловодье легендарная страна на востоке от России, где во всей полноте сохранилось «древлеправославное» (дораскольное, «дониконовское») священство, где нет и не может быть антихриста. Легенда сформировалась в конце XVIII — начале XIX века. В Словаре Даля "беловодье" определяется как не заселённая, вольная земля. Это говорит о том, что идеалом тут является территория, на которой русские поселенцы в течение долгого времени находились вне контроля государства.

Присоединение этих территорий к Российской империи обусловило перенесение понятия Беловодья дальше на восток. Рассказы о Беловодье принадлежат к числу легенд об утопических странах или обществах, которые мыслятся как современные носителям традиции и выражают мечту о справедливом общественном устройстве.

Где беспредельная свобода коррелируется с отсутствием контроля со стороны государства. "Страной управляет церковь: «светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти». Люди там не преступают закона: «в тамошних местах татьбы, и воровства, и прочих противных закону не бывает». Беловодье сказочно богато: «злата и серебра несть числа, драгоценнаго камения и бисера драгого весьма много».

Исследователи считали, что особую роль в формировании и распространении легенды сыграли старообрядцы легенда о Беловодье в среде которых была настолько популярна, что привела к возникновению бегунов, одного из "беспоповских" направлений старообрядчества. По мере продвижения правительственных чиновников на восток, быстрее отодвигались в том же направлении и все предполагаемые ориентиры свободоволия духовного возрождения.

О раскольниках и старообрядцах, как социальной страты, более конкретно мы поговорим в другом месте, а пока представим информацию, которую публикуют в СМИ. Говорят, что впервые о Беловодье российскому правительству сообщил алтайский крестьянин Д. М. Бобылёв, который в 1807 году передал в Министерство внутренних дел сообщение, что он побывал «на море Беловодье», где живёт до 500 тысяч душ староверов. У староверов есть церкви, епископы и священники «по старому закону». Эти беловодцы «сами по себе живут, никому дани не платят». Согласно его сообщению, беловодцы изъявили желание вернуться на родину в случае, если им будут даны свобода вероисповедания и право селиться в выбранных ими местах.

Эта информация соотносится с политикой царицы Екатерины II о религиозной терпимости в России, а в 1773 году был издан закон о религиозной терпимости, запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других религий. Все побеги раскольников (поповцы и беспоповцы) с Алтая в 1826—1897 годах в поисках Беловодья уходили в том числе в лесные массивы Восточной Сибири. В конце XIX — начале XX века легенда о Беловодье стала приобретать фольклорный характер.

Это связано с созданием Забайкальского Казачьего Войска, которое преграждало бессистемное передвижение людей на Восток. Поэтому жаждущие свободы люди в 1840-1860-х годах отправились на поиски Беловодья в Китай, а затем получили распространение слухи о другой свободной стране — Белогорье, находящейся в горах Тувы. Исследователи религий востока часто выделяют буддизм из общего  ряда в отдельную философскую школу, как миролюбивое восточное учение.

Хотя буддизм в сути своей так же агрессивен, как и любая другая религия. О чем говорит толкование высших сакральных догматов буддизма о Шамбале. Судя по описаниям, Шамбала со своей столицей Калапой расположена где-то к северу от Индии в неведомом ни кому месте. Можно встретить описание и других районов возможной локализации Шамбалы, где в качестве предполагаемого местоположения Шамбалы часто называют Гималаи.

Эти горы до сих пор привлекают людей какой-то влекущей тайной, на которую намекают многие исследователи. Описания разных экспедиций совершаемых в поисках «Беловодья» «Земли Санникова», «Шамбалы» можно найти в работах Обручева, Войцеховского, Семеновой, Маслова и других авторов. Считается, что верования древних китайцев во многом совпадают с легендами народов Индии, согласно которым обитель людей совершенных – Калапа – расположена на северных склонах Гималаев, в Тибете.

Путешествующий по Тибету Гомбожаб Цэбекович Цыбиков пишет о Шамбале: «Сыном последнего будет 25-й хан Шамбалы Ригдан – дагбо. Во время его царствования, по одним исчислениям на 51 году, а по другим – на 8 году, т.е., по нашему летоисчислению, в 2335 г. по Р.Х., произойдет война между буддистами и лало. Сначала будут побеждать лало, но конечная победа останется за Ригдан – дагбо, который лично примет участие в сражениях. Война Шамбалы – нечто похожее на приход еврейского Мессии и второе пришествие Христа у христиан.

Историк Лев Гумилев, рассказывает о буддийских школах Китая, и ссылается на французских авторов Л.Повель и Ж.Бержье. Которые в статье «Какому богу поклонялся Гитлер» (журнал «Наука и религия», 1966 № 10-11), отметили, что учителя Гитлера – Дитрих Эккардт, Хаусхофер и Альфред Розенберг – почерпнули свою уверенность в том, что «их несут силы мрака» из тибетской легенды, переосмысленной ими для себя.

Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала – центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги – водители народов якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По всей вероятности нацистские мастера оккультизма интересовались одним из тибетских религиозных направлений – «Бон», загадочного и мрачного учения входящего в систему буддизма.

Величественный мираж Шамбалы так и оставался миражом. Не было найдено ни каких вещественных доказательств, свидетельствующих о существовании неизвестной никому страны мудрецов. Не обнаружена не только эта страна, но даже какие-то факты, подтверждающие ее существование. Да и описания ее так расплывчаты, что Шамбала могла быть везде и в тоже время нигде. Даже в трактате Калачакре-тантре нет указаний на то, где расположена эта страна.

Но, неоднократно подчеркивается, что «сколько, ни ищи, не сыщешь». По отношению названия буддийской святыни можно предполагать, что слово Шамбала имеет аналогии в других религиозных системах, как мы видим такие сходства в сравнении религиозных учений. Например, священные пещеры майя Шибальба, - название преисподней у майя, находящейся под землей.

Слово Шамбала созвучно с египетским религиозным комплексом «Абу Симбел» история названия, которого уходит в глубокую древность. По языковым отличиям разных народов звук «С» аналогичен звуку «Ш». Поэтому слово «Симбел» легко можно произнести как «Шамбала», особенно когда у человека нет некоторых зубов. Поэтому выделять Шамбалу, из всего комплекса мировых религий, как наивысшую точку сакрального восприятия мира нет необходимости.

Закончив с Шамбалой вернемся в Забайкалье, где наряду с мифологией "Белогорья", "Беловодья", созвучен "Белый месяц" (Сагаалган). Праздник почитания старших, символ обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. С Белым месяцем иногда связывают Белого Старца, который изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост с длиной белой бородой.

В китайском варианте Старец держит в руках Книгу Судеб, у бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне. Кто то связывает Белого Старца с Дедом Морозом или с Николаем Чудотворчем. С Дедом Морозом связана легенда о его внучке Снегурочки в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки, которая неразлучна с ним и сопровождает его во всех его поездках.

Одна из претенденток на роль Снегурочки, богиня восточнославянской мифологии Мокошь представитель древнерусского Киевского языческого пантеона. Имя Мокоши связывали, как с водой, так и с прядением которое имеет ряд аналогов таких, как скандинавские Норны, греческие мойры, прядущие нити жизни.

Есть исследователи старины, которые считают, что Снегурочка возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы, которую на проводах зимы либо сжигают, либо топят в реке. Другие ассоциируют Снегурочку с демоническим существом и связывают ее с Мораной языческой богини смерти, зимы и ночи. Третьи представляют ее в сомнительной компании Снеговика божественного отца Снегурочки,

В языческих религиях это Исида со своим сыном Гором или Кибела с сыном Аттисом, которые были известны задолго до Рождества Христова. И здесь, же присутствует Ель, отождествляющая «гроб господень». Вообще в Русских народных сказках много сходного с Мистериями Исиды, Кибелы, Адониса. Так же мы знаем, что скандинавская дева Иса, - Искорка (льдинка), это дочь бога Имира состоящего из мороза и инея, а она соответственно снежинка, - Снегурочка.

Этому есть основания, потому что
несколько поколений русских правителей имели скандинавское происхождение, Рюрик, Олег, Игорь, Святослав. Затем еще более ста лет «варяги» занимали ключевые посты в государстве. Для представителей скандинавских народов более близкой по духу была мистерия «Одина», в которой и находятся наиболее подходящие на роли Деда Мороза и Снегурочки персонажи.

Вернувшись к запискам Александра Черкасова, отметим: "Все это невольно приходило на мысль уже потому, что по всей окрестной тайге не встречалось никаких других памятников жившего тут народа, что, напротив, замечается по всей степной окраине обширного Забайкалья в виде намогильных курганов, выкопанных когда-то рвов, постановке каменных столбов и прочее.

Такое совершенное отсутствие проявления какой бы то ни было культуры, сугубым гнетом ложилось мне на душу, точно тисками теснило отзывчивое сердце и не давало никакого отчета подавленной мысли. Поневоле приходила на память и существующая в Сибири легенда, что будто бы жившая в Южном Забайкалье так называемая Чудь, видя неминуемую гибель, ушла в дебри на Север, выкопала громадную могилу, покрыла ее на подставках большими тяжестями, собралась в нее до последнего человека, обрушила на себя смертоносную крышу и бесследно погибла в такой подземной урне от насильственной смерти…".

Описывая завоевание Сибири казаками иркутский историк Словцов акцентирует внимание на разрозненных группах бурят не представляющих единого народа, которых объясачивали разные остроги. С отсутствием общего союза, говорится о глупости шаманства, обольщавшего своими предсказаниями руководство племен. Таким образом мы видим шамана в качестве представителя языческого религиозного культа (1656-1661)...

Однако тот же Петр Словцов отмечает, что казаки у бурят, живших на западе к Иркуту и на востоке к реке Голоусной, помимо бурханов, видели ламу, молельню, служение и курение идолам, отправляемое по шагямонианскому обряду. Можно предположить, что учение Шагямония, это учение Шакьямуни, когда буддизм распространялся в Прибайкалье.

Увидеть же природу Забайкалья мы можем по представлению иркутского историка" "Леса за Байкалом и за Яблонным хребтом одни и те же: сосна, лиственница, ель, кедр, осина, ольха, береза, тальник. Леса мелкие и кустарники также одни и те же: яблонь дикая, боярышник, рябина, крушина, илим под именем карагача, березовый ерник, березовник стланцевый, кедровник стланцевый, золотарник, гороховник, курослепник, кашкара и пр. Собственно за Яблонным хребтом: береза черная, осокорь душистый, слива сибирская, крошечный персик.

За Яблонным хребтом, надобно прибавить, бывают грады, которые льдяными шариками обивают дочиста даже зеленевшие березники, — бывают бури, которые с корнем опрокидывают большие полосы сосновых лесов, — бывают сильные грозы, особенно после долгоденствия.

Раз случилось и нам, при переезде чрез хребет, провести ночь в крайнем беспокойстве, среди беспрестанной молнии и не умолкавшего грома, тогда как дождь лился ливнем. В сентябре за Байкалом стоят дни ясные, веселые, но холод чувствителен". Сам Яблоновый хребет включен в необычный природный процесс, который мы назвали "Колодец". Суть самого процесса в том, что вдоль Яблонового хребта на встречу друг-другу текут реки Ингода и Чита, встречаясь за городом Чита, обтекая расположенное в городе же озеро Кенон.

А на некотором расстоянии находится Яблоновый хребет на вершине которого встречаются два водораздела, откуда вода стекает в три разных моря. Легенды связанной с водоразделом здесь пока не существует за исключением жития местного святого Варлаама Чикойского. Тут процесс легендирования истории связан с разделом религиозного влияния на территории Забайкалья, когда основной местной религией был шаманизм.

Пришедшая сюда религия христианства являясь доминирующей определяла свои приоритеты в организации памятных мест, о которых можно прочитать в житии протопопа Аввакума. Но произошедший раскол православия привел к тому, что основными христианами здесь оказались раскольники, которым пришлось выделить места поклонения.

И противовесом раскольникам здесь оказался отшельник Варлаам организовавший скит, а затем монастырь. Переселяемым в Забайкалье бурятам был выделен участок для организации религиозного центра Алханай. Поэтому все легенды рассказывающие о существовании здесь буддизма в течении тысяч или миллионов лет не состоятельны и могут восприниматься только как легенды не имеющие исторического подтверждения.

Например, есть такая местная легенда, которая повествует о том, что люди пившие мутную воду из реки вытекающей из озера Бальзино объединены в какой-то конгломерат: "Чингиз-хан, в состоянии явного меньшинства, отступил вдоль Халка-гола, в направлении Буир-нора и южного Далай-нора, «близ озера Тон-хо», сообщает китайская летопись Юань-ши. В устье Халха-гола на Буир-норе жило племя Конгиратов, из которого происходила жена Чингиз-хана. Тот обратился к ее родственникам и добился их присоединения.

В состоянии полного численного меньшинства, он был вынужден отступить далеко к северу, со стороны Сибири, брошенной на крайнюю границу монгольской страны, к рубежам современного Забайкалья. Он отступил с горсткой верных людей «к истоку реки Тура, на юге Читы», рядом с маленьким прудом Балджуна, грязную воду которого он вынужден был пить. Он провел на Балджуна лето 1203 г. Его приверженцы, разделив с ним эти горькие часы, «Балджуинцы», были впоследствии блестяще вознаграждены".

Дальше рассматривать эту легенду нет смысла так как она не соотносится ни с одним проверяемым документальным источником. И возникает вопрос зачем пить мутную воду, когда вокруг много разных источников, а не так далеко от озера Бальзино находится пещера "Убиенная", или "Мясник" (Хээтэй), в которой огромное количество льда.

Первым сообщил о пещерах Хээтэй исследователь Сибири И.Г. Гмелин, в 1735 г., когда производил съемку Онон-Борзинской долины в составе Камчатской экспедиции.
Можно сказать, что многие символы и знаки, наименование горных вершин и других природных объектов имеют происхождение от эвенков и якутов, которые транзитом шли в сторону Байкала и дальше по реке Лене. В последствии эти названия были трансформированы к бурятскому языку.

Любой край неповторим, в каждом месте своя природа, свои традиции и быт. Рассматривая исторические особенности сельского поселения «Бальзино» расположенного в Туринской впадине, на берегу горной речки – Гутайки в верховьях р. Тура, около озера Бальзино. В окрестностях села находятся скалы Иерусалим. А озеро по легенде связано с бурятской принцессой, как пример совместного существования нескольких религий.

О происхождении озера народами Бурятии создана красивая легенда о Бальжин-Хатан, у которой отрезали гуди и бросили в озеро, вода от этого стала бело-синей. Этот бело-синий цвет воды в озере вызывает ряд вопросов. Поэтому обратимся к исследованию  экосистемы озера Бальзино Ивановой Ирины Сергеевна:
Озеро Бальзино – крупный водоем, площадью водной
поверхности – 2,6 км2, средняя глубина – 2м. Вода в нем мягкая зеленоватого цвета, имеет слабый вкус и запах.

Из озера вытекает река Тура, на которой построена дамба. Озеро питается водами реки Гутайка. Озеро Бальзино – овальное по форме, расположено в позднемезозойской Бальзинской впадине. Характеризуются на заключительных этапах извержений вулканов и обычно в такой зоне опускания устанавливаются кальдерные озера. В таком озере накапливаются как осадочные, так и вулканогенные осадки за счет материала разрушения бортов и выпадения пепла, бомб и другого материала извержений.

Химический анализ состава воды в озере дал результаты, по которым представлен список по разным химическим элементам, который рассматривать не будем.
Органолептические показатели качества воды показали, что в  толще озера вода имела желтовато-зеленоватый цвет, а на поверхности зеленоватого цвета... Просмотр воды в стакане, на свету установил, что вода была слегка мутная. Характер запаха воды приводить не будем, как и другие биологические индикаторы связанные с Индексом Майера и другими особенностями гидробиологии.

Учитывая обстоятельства, когда влияние на биосферу может быть различным в разные времена, то брать результаты химического анализа воды из озера Бальзино, представленного в работе Ирины Ивановой, мы не будем. Отметив только визуальный осмотр воды, когда фиксируется, что вода мутная и длительный период времени  отмечается необычный цвет воды.

Здесь не исключая наследия вулканического периода, когда Алханай — палеовулкан юрского периода (107—176 млн лет назад), можно предположить ряд других химических взаимодействий. На территории Агинского округа ранее был медный рудник, здесь добывали серебро, золото и другие породы содержащие разные химические элементы. Поэтому зеленый или белый и мутный цвет воды озера Бальзино можно объяснять именно этими особенностями.

Изучив сказание о Беловодье в заключение скажем, считается что наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей "Повесть временных лет". Она создана в Киеве в 1110-1117-х годах (время правления князя Владимира Мономаха). И составила основу большинства более поздних русских летописей. Владимир Святославич — великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси (988 - 991). Жесткие ментальные матрицы описания мира (1110-1117), когда сами матрицы или основы языка потерялись, они создавались через семь поколений русских князей, после Владимира Святославича.

За эти сто лет произошли важные изменения в мире, которые в летописях отсутствуют и происходит естественное извращения событий. Поэтому считать достоверными все летописные источники нельзя, когда мировоззренческих две платформы, религиозной и механико-материалистических (научных)  основах заложенных в 16-17 веках, находятся в противоречии.

Какие выводы здесь можно сделать?

Певоначально легенда о Беловодье была создана старообрядцами во времена религиозного раскола православной церкви. И подразумевала беломорское направление "Белое озеро", куда бежали раскольники. А в XVIII-XIX веках легенда о Беловодье была перехвачена представителями экуменизма, перенаправлена в Тибет, и подавалась вместе с теософией Елены Блаватской, Живой этикой Рерихов.
И в заключение остается только развести руки и задать риторический вопрос, в пустоту, не известно кому, чего же вы господа экуменисты народ дурите?
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50178.
×

По теме Сказание о Беловодьи

Ибн-хаукаль: Сказание о русах

Основным источником сведений о жизни наших предков является рукопись монаха...
Журнал

Сказание о России и трёхглавом змее

Сказки, они не просто сказки, а – наше прошлое, настоящее и будущее. В сказочном...
Журнал

Сказания о царе Давиде

Был Иессей человеком на редкость сильным и мужественным, в сердце своем предан...
Религия

Сказание о Мелхиседеке

Была бесплодна жена Нира Софонима и не родила Ниру наследника. И вот состарилась...
Религия

Мёртвая вода Беловодья

30 января 1920 года учёный-мистик Александр Васильевич Барченко был командирован...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека