Основным источником сведений о жизни наших предков является рукопись монаха Нестора – Повесть временных лет. Для этого Нестор, живший в XI веке, использовал славянские летописные своды. Но он не подозревал, что сведения о жизни славян существуют не только в них.
В X веке о жизни иноземных современников люди часто ничего не знали. Но были в те далёкие времена и смельчаки, которые, преодолев тысячи миль, могли не только рассказать, но и написать все, что видели своими глазами. Таким был, например, багдадский торговец Ибн-Хаукаль , отправившиеся в путешествие ради денег, а вернувшиеся с богатым грузом знаний.
Путь арабского купца
История умалчивает о точной дате рождения Ибн-Хаукаля. Правда, существует версия, что он родился в 923 году. Но даже место его рождения вызывает у историков споры - Насибин ( Месопотамия) или Багдад. Последний в те времена, хоть и является столицей Арабского ( багдадского) халифата, был неспокойным городом , ибо династия Абасидов переживала упадок, и в каждой квартале были свои негласные правители.
Багдадские торговцы, к числу которых принадлежала семья Ибн-Хаукаля также переживали кризис. Некогда богатая купеческая династия терпела убытки вследствие беспорядков и экономической нестабильности и в Багдаде, и в халифате в целом. В таких обстоятельствах наследник династии Ибн-Хаукаль принял для себя решение отправиться по торговым делам по землям халифата. На тот момент империя хоть и была похожа на лоскутное одеяло, но всё-таки это был знакомый исламский мир. Стоит упомянуть, что Аббасиды некогда правили территорией от современной Испании до Афганистана, включая всю Северную Африку . Так что путь Ибн-Хаукало предстоял неблизкий.
Но не только тяга к богатству поддерживала молодого торговца в его стремлении отправиться в путь. Ещё в детстве получив хорошее образование , он познакомился с трудами арабских авторов – Аль-Джейхани, Ибн-Хордадбеха и Кудами , в которых описывались дальние земли . Желание увидеть их своими глазами, а самое главное – людей их населяющих , стало для багдадского юноши не менее веской причиной для путешествия.
В мае 943 года, в священной для мусульман месяц Рамадан, Ибн-Хаукаль со слугами выехал из Багдада. Тогда он ещё не подозревал, что впереди его ждут долгие 30 лет странствий и путешествий по огромной территории. Поначалу он действительно занимался только торговыми делами. Но через несколько лет, в 953 году Ибн-Хаукаль отправился на восток, где в долине Инда встретил другого ученого араба – Абу-Исаха аль – Фараси. Последний показал ему свой труд «Книга климатов» и географические карты к ней. Все они были созданы под впечатлением от увиденных Аль-Истахри стран и в краю Впоследствии Ибн-Хаукаль , взяв за образец его книгу, написав свой труд об удивительных землях, народных и обычаях.
В его книге «Китаб аль месалик» есть немало удивительных описаний. Так, помимо прочих, им были даны характеристики городам, поселения и рекам на территории Средней Азии. В частности, это были Исфиджаб, Тараз, Сауран. Расположенные на территории Южного Казахстана. Ибн-Хаукаль подробно описал Каспийское и Аральское моря, реки Итиль ( Волга) и Сырдарья. На счастье историков, путешественник снабдил своё творение географическими картами «Сурат аль ард» ( «Лик земли), наглядно воззрения географов того времени.
Хазарские беженцы
За 30 лет странствий Ибн-Хаукаль побывал в разных странах Азии, Африки и Европы. Так, в мусульманской Испании и на Сицилии путешественник увидел население, которое он посчитал нецивилизованным и варварскими . В Африке он дошёл до точки, лежащей южнее экватора, посетил Византию, Кавказ и Южный Прикаспий.
Последний регион замечателен тем, что прибыв сюда в конце 60-х годов X века, то есть через 20 лет после начала своего путешествия, Ибн-Хаукаль встретил здесь толпы беженцев. Все они были жителями некогда процветавшего Хазарского каганата. Они рассказали об ужасе, который пришёл в их жизнь с севера. И имя ему было – князь Киевский Святослав Игорович.
«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар, - писал Нестор в повести временных лет. – Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом, и сошли биться, и в битве одолел Святослав хазар, столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касолов»
Именно поход киевского князя Святослава Игоревича положил начало концу Хазарского каганта. Спасаясь от северных варваров, хазары пытались найти убежище в имеперии Саманидов, в Джурджане – древней Гиркании, на территории Южного Прикаспия. Там-то их и встретил
Ибн-Хаукаль.
Ибн-Хаукаль описал поход Святослава Игоровича со слов разных людей и, соеденив их воедино , получил нижний маршрут похода русов. С его точки зрения, он выглядел так: Волжская булгария, Хазран, Итиль, Семендер, Дербент. По землям северокавказского Каганта , по словам Ибн-Хаукаля , русы прошли , как всепожирающее племя. Учитывая, что киевские тогда исповедовали язычество , то особому истреблению подвергались мечети, церкви, и синагоги. Там где побывали дружинники Святослава Игоревича, как поэтично пишет араб, «если что и осталось – так только лист на лозе».
Варварские обычаи
Несомненно , большой интерес представляют характеристики и сведения о славянах, данные в книге Ибн- Хаукаля : «Русы состоят из трех племён , их которых одно ближе к булгару а царь его находится в городе, называемое Куябой ( Киев), который есть больше Булгара. Другое племя выше первого, оно называется Славия ( Новгород), а царь её …… Ещё колено же называется Артания, а царь находится в Арте ( предположительно Ростов Великий).
Путь арабского купца
История умалчивает о точной дате рождения Ибн-Хаукаля. Правда, существует версия, что он родился в 923 году. Но даже место его рождения вызывает у историков споры - Насибин ( Месопотамия) или Багдад. Последний в те времена, хоть и является столицей Арабского ( багдадского) халифата, был неспокойным городом , ибо династия Абасидов переживала упадок, и в каждой квартале были свои негласные правители.
Багдадские торговцы, к числу которых принадлежала семья Ибн-Хаукаля также переживали кризис. Некогда богатая купеческая династия терпела убытки вследствие беспорядков и экономической нестабильности и в Багдаде, и в халифате в целом. В таких обстоятельствах наследник династии Ибн-Хаукаль принял для себя решение отправиться по торговым делам по землям халифата. На тот момент империя хоть и была похожа на лоскутное одеяло, но всё-таки это был знакомый исламский мир. Стоит упомянуть, что Аббасиды некогда правили территорией от современной Испании до Афганистана, включая всю Северную Африку . Так что путь Ибн-Хаукало предстоял неблизкий.
Но не только тяга к богатству поддерживала молодого торговца в его стремлении отправиться в путь. Ещё в детстве получив хорошее образование , он познакомился с трудами арабских авторов – Аль-Джейхани, Ибн-Хордадбеха и Кудами , в которых описывались дальние земли . Желание увидеть их своими глазами, а самое главное – людей их населяющих , стало для багдадского юноши не менее веской причиной для путешествия.
В мае 943 года, в священной для мусульман месяц Рамадан, Ибн-Хаукаль со слугами выехал из Багдада. Тогда он ещё не подозревал, что впереди его ждут долгие 30 лет странствий и путешествий по огромной территории. Поначалу он действительно занимался только торговыми делами. Но через несколько лет, в 953 году Ибн-Хаукаль отправился на восток, где в долине Инда встретил другого ученого араба – Абу-Исаха аль – Фараси. Последний показал ему свой труд «Книга климатов» и географические карты к ней. Все они были созданы под впечатлением от увиденных Аль-Истахри стран и в краю Впоследствии Ибн-Хаукаль , взяв за образец его книгу, написав свой труд об удивительных землях, народных и обычаях.
В его книге «Китаб аль месалик» есть немало удивительных описаний. Так, помимо прочих, им были даны характеристики городам, поселения и рекам на территории Средней Азии. В частности, это были Исфиджаб, Тараз, Сауран. Расположенные на территории Южного Казахстана. Ибн-Хаукаль подробно описал Каспийское и Аральское моря, реки Итиль ( Волга) и Сырдарья. На счастье историков, путешественник снабдил своё творение географическими картами «Сурат аль ард» ( «Лик земли), наглядно воззрения географов того времени.
Хазарские беженцы
За 30 лет странствий Ибн-Хаукаль побывал в разных странах Азии, Африки и Европы. Так, в мусульманской Испании и на Сицилии путешественник увидел население, которое он посчитал нецивилизованным и варварскими . В Африке он дошёл до точки, лежащей южнее экватора, посетил Византию, Кавказ и Южный Прикаспий.
Последний регион замечателен тем, что прибыв сюда в конце 60-х годов X века, то есть через 20 лет после начала своего путешествия, Ибн-Хаукаль встретил здесь толпы беженцев. Все они были жителями некогда процветавшего Хазарского каганата. Они рассказали об ужасе, который пришёл в их жизнь с севера. И имя ему было – князь Киевский Святослав Игорович.
«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар, - писал Нестор в повести временных лет. – Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом, и сошли биться, и в битве одолел Святослав хазар, столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касолов»
Именно поход киевского князя Святослава Игоревича положил начало концу Хазарского каганта. Спасаясь от северных варваров, хазары пытались найти убежище в имеперии Саманидов, в Джурджане – древней Гиркании, на территории Южного Прикаспия. Там-то их и встретил
Ибн-Хаукаль.
Ибн-Хаукаль описал поход Святослава Игоровича со слов разных людей и, соеденив их воедино , получил нижний маршрут похода русов. С его точки зрения, он выглядел так: Волжская булгария, Хазран, Итиль, Семендер, Дербент. По землям северокавказского Каганта , по словам Ибн-Хаукаля , русы прошли , как всепожирающее племя. Учитывая, что киевские тогда исповедовали язычество , то особому истреблению подвергались мечети, церкви, и синагоги. Там где побывали дружинники Святослава Игоревича, как поэтично пишет араб, «если что и осталось – так только лист на лозе».
Варварские обычаи
Несомненно , большой интерес представляют характеристики и сведения о славянах, данные в книге Ибн- Хаукаля : «Русы состоят из трех племён , их которых одно ближе к булгару а царь его находится в городе, называемое Куябой ( Киев), который есть больше Булгара. Другое племя выше первого, оно называется Славия ( Новгород), а царь её …… Ещё колено же называется Артания, а царь находится в Арте ( предположительно Ростов Великий).
Обсуждения Ибн-хаукаль: Сказание о русах