Когда люди думают о боевом топоре, в голову обычно приходит нечто огромное, чем может пользоваться только великан, орк или тролль. Но на самом деле, у этого оружия долгая история применения, и развивалось оно очень постепенно.
Если брать интересующее нас европейское раннее средневековье, наиболее распространенные тогда легкие топоры франциски со временем перестали быть только оружием ближнего боя и стали использоваться для метания. Но они вышли из употребления еще до наступления эпохи викингов.
Обычные боевые топоры постфранкской эпохи имели древко, длиною 50-60 сантиметров, были довольно легкими, быстрыми, хорошо сбалансированными, а сфера их применения включала как суровую рубку лицом к лицу, так и подобие фехтования с кучей сложных и хитрых приемов. Режущая кромка вначале составляла около 10 сантиметров, но имела тенденцию со временем расширяться.
Затем появилось то, что у нас называют скандинавский боевой топор, а в западных странах предпочитают именовать датским топором викинга. Это была штука с древком около полутора метров и куда более тщательно продуманным дизайном клинка. Его режущая часть была узка в основании, но сильно расширялась к лезвию, что помогало уменьшить общий вес, немного повысить скорость применения и общую пробивную силу.
Специальная закругленная форма была придумана не зря – таким способом викинг мог оттянуть на себя щит противника, а затем выступающим острым концом атаковать его в голову. Скандинавский двуручный топор обеспечивал большую дальность, чем все мечи того периода, обладал запредельной проникающей способностью, но был медленнее любого клинка.
Впрочем, его достоинства это компенсировали. С его помощью можно было довольно успешно отбиваться от всадников – это продемонстрировали англосаксонские воины, которые оборонялись против Вильгельма Нормандского в битве при Гастингсе.
Это было оружие не вчерашних крестьян, которые решили пойти в набег с каким-нибудь удачливым предводителем викингов. Оно использовалось профессионалами – хускарлами конунгов, варяжской гвардией Византии, дружинами королей Англии и русских князей и прочей военной элитой, вира за которых составляла пару горстей серебра.
Скандинавы предпочитали свои топоры любому другому оружию, и вот почему.
Меч являлся довольно дорогой и статусной штукой, всегда был привезен из-за границы (чаще всего – от франков), богато украшался и обычно носил какое-нибудь пафосное и глупое имя – Эскалибур, Верный клятве или Вдовий плач. Обладать им мог конунг, ярл, высокопоставленный дружинник и другие представители сливок тогдашнего общества. Человек, который вчера вкалывал на поле, мог получить такую штуку только после череды успешных походов, но он бы предпочел построить дом, купить корову и найти себе женщину.
С другой стороны, сделать боевой топор мог даже не очень искусный в металлургии собственный соотечественник, для этой цели требовалось не так много железа, топорище всегда было можно заменить на более длинное, а владеть таким оружием умел любой скандинавский мужик. Благо, топор был вещью универсальной и использовался повседневно.
Кроме того, боевой топор был гибридом колющего оружия, рубящего оружия и крюка, и при правильном применении обеспечивал его владельцу поражение врага, позволяя самому оставаться в относительной безопасности. Любой парень, который решил атаковать викинга мечом, едва ли бы смог подойти к нему достаточно близко. Учитывая, что в большинстве сражений эпохи викингов использовалось построение стена щитов, преимущество было на стороне людей с длинным оружием.
Источник: https://zen.yandex.ru