Индийскую философию трудно свести к определенному учению, потому что сам индуизм как религия сопротивляется отождествлению с любой разработанной доктриной. Это может быть не так уж удивительно, если учесть, что сам термин «индуизм» отсутствовал в традиционной доколониальной индуистской литературе.
С начала христианской эпохи существовало шесть философских течений Индии:
- Ньяйа
- Санкхьяа
- Мимамса
- Веданта
- Вайшешикха
- Йога
Точные даты появления философских течений неизвестны, поскольку письменность в то время в Индии еще не существовала, и исследования первоначально были исключительно устными.
Йога
В йоге уделялось большое внимание физическому развитию человека и дыхательной гимнастике. Основной акцент в йоге делается на практике контроля над удовольствием. Телесные органы и чувства являются центральными моментами в этой системе.
Согласно школе йоги, человек может получить спасение через физические упражнения (асаны) и медитацию – дыхательную гимнастику под названием пранаяма. Система йоги содержит сложные предписания для постепенного обретения физического и ментального контроля, господства над телом и умом до тех пор, пока сознание человека не станет достаточно интенсивным, чтобы позволить ему постигать свое истинное «Я», отличное от его чувств, мыслей и действий. Реализация цели йоги известна как Мокша, Нирвана и самадхи.
Санкхья
Санкхья рассматривается как древнейшая из ортодоксальных философских систем индуизма. Философия подразумевает вселенную как состоящую из двух вечных реальностей: Пуруши и пракрити. Пуруши (душа) многочисленна, сознательна и лишена всех качеств. Она является безмолвным зрителем пракрити (материи или природы), которая состоит из трех гун (предрасположенностей): сатвы, раджаса и тамаса (устойчивости, активности и тупости). Когда равновесие Гун нарушается, разрушается мировой порядок.
Ньяйя
Это школа делала упор на логику и умозаключение. Но Ньяйя – это не просто логика сама по себе. Последователи учения верили, что получение достоверных знаний – единственный способ освободиться от страданий. Поэтому мудрецы прилагали большие усилия, чтобы выявить достоверные источники знаний и отличить их от простых ложных мнений. Согласно школе Ньяи, существует ровно четыре источника знания (праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.
Мимамса
Буквальное значение миманса – это искусство интерпретации и рассуждений. Основная задача течения установить авторитетность Вед. Приверженцы (Мимамсаки) философского направления считали, что человек должен иметь неоспоримое верование в Веды и регулярно приносить жертву или ядж. В соответствии со своим учением последователи уделяли много внимания Дхарме, которую они понимали, как выполнение ведических ритуалов.
Мимамсы признавали учения разных философских направлений, хотя и считали, что они уделяют недостаточное внимание верным действиям. Ученики верили, что другие школы мысли, которые преследовали мокшу (освобождение) в качестве своей конечной цели, не были полностью свободны от эгоизма. Согласно Мимамсе само стремление к освобождению проистекало из эгоистичного желания быть свободным. Только действуя в соответствии с предписаниями Вед, можно достичь спасения, что включает в себя веру в систему варн и ашрамов.
Однако на более позднем этапе школа Мимамса изменила свои взгляды в этом отношении и начала преподавать доктрины Бога и Мукти (свободы). Его последователи выступали за освобождение или бегство от душевых ограничений посредством того, что было известно, как джнана (просветленная деятельность). Хотя Мимамса в наши дни не приобрела большого научного внимания, ее влияние можно почувствовать в жизни каждого практикующего индуса. Все индуистские ритуалы, церемонии и религиозные законы находятся под влиянием Мимамсы.
Веданта
Веданта буквально означает конец Веды. Основным текстом этой философии была Брахмасутра. Согласно философии Веданты, Брахма – это реальность, а все остальное – Майя (нереальное). Если кто-то получает полные знания о себе (Атме), он постигает истину Брахмы и обретает спасение. С философией Веданты наиболее тесно связана теория кармы, утверждающей, что люди страдают по причинам, которые они никак не могут контролировать. И что все испытания человеку предначертаны судьбой.
Вайшешикха
Система была основана мудрецом Канадой и постулирует атомарный плюрализм. С точки зрения этой школы мышления все объекты в физической Вселенной можно свести к определенному числу атомов. Бог рассматривается как фундаментальная сила, которая вызывает сознание в этих атомах. Хотя школа Вайшешикхи развивалась независимо от системы Ньяи, эти два философских течения, в конечном счете, слились из-за их тесной связи метафизических теорий. Однако в своей классической форме учения отличались одним аспектом – Ньяя считала важным четыре источника достоверного знания, Вайшешика же признавала только восприятие и умозаключение как таковые.
Источник: https://nauchforum.ru