Во время рассвета древнегреческой философии на другом конце земного шара зародилось другое мировоззрение. В отличие от светских западных учений философия Древнего Востока тесно переплеталась с местными религиозными традициями: буддизмом, индуизмом, конфуцианством и даосизмом. Не будучи изолированными, многие философские течения зарождались в небольших районах Азии и быстро становились популярными за тысячи миль вокруг. И хотя основы восточной философии больше относились к религии, древние мыслители внесли существенный вклад в развитие логики, метафизики, этики и эпистемологии.
Первые философские мысли зародились в Древнем Китае примерно в 7 веке до н.э. во времена династии Западный Чжоу и в последующие периоды после ее падения, когда процветали «Сто школ размышлений». Научное сообщество той поры составляли ученые, которые путешествовали по стране, принимали участие в решении государственных вопросов по управлению, ведению мирных переговоров и урегулированию военных конфликтов.
В Книге Хань указывается 10 важных философских течений:
- Конфуцианство, которое учит, что человеческие существа обучаемы, улучшаемы и совершенствуются благодаря личностному росту, включая самосоздание. Основная задача конфуцианства – воспитать в каждом человеке добродетель и довести до нравственного самосовершенствования. Конфуцианство полагает, что люди обязаны отказываться от материальных благ ради сохранения важнейших моральных ценностей рен и йи.
- Легизм – учение, предполагающее, что титулы каждому человеку нужно раздавать не по рождению, а по заслугам. Ученики школы изучали методы администрирования, особенно отмечая объединение роскоши и властвования самодержца.
- Даосизм – философское течение, подчеркивающее 3 драгоценности Дао: сочувствие, умеренность, покорность. В то же время даосская мысль сосредотачивается на единении в природе человека с космосом и достижении гармонии со всей Вселенной.
- Моизм отстаивал концепцию общей любви: Мо цзы, основатель учения, полагал, что «все имеют равные права», и человек обязан объединиться с природой, участвуя в практике всеобщей любви. Философско-методологическую дисциплину философа можно рассмотреть, как подобие материалистического эмпиризма. Мо цзы считал, что знания человека должны опираться на восприятие зрения и слуха вместо логических размышлений.
- Натурализм опирался на Инь-Янь и 5 элементов – огонь, воду, воздух, землю и эфир. Основал философское направление Цзоу Янь.
- Аграризм – учение, относящееся к утопическому аграрному коммунизму и эгалитаризму. Последователи течения считали, что китайское общество спасет физический труд на полях, где должны работать все, начиная от крестьян и заканчивая правителями.
- Логика сосредотачивалась на определениях, формах и интеллектуальных законах, которые можно формализовать логическим языком. Здесь можно провести параллель с софизмом и диалектикой Древней Греции. Самый знаменитый логик – Гонсун Лунцзы.
- Школа дипломатии основное внимание сосредотачивала на практических вопросах без моральных принципов. Выпускники становились прославленными ораторами и дипломатами.
- Разная школа соединила в себе учения нескольких направлений. Например, Лю Бувей собрал мудрецов из нескольких философских течений, которые совместно создали трактат «Люши Чуньцю». Течение постаралось соединить преимущества разных учений и устранить недочеты.
- Школа второстепенных разговоров, не являлась отдельным учением, а объединила в себе мысли простых людей.
Хотя направления течений и отличались, гуманизм был главным атрибутом китайской философии. Роль людей и их место в обществе всегда были в центре внимания китайских мыслителей. Практические, моральные и политические проблемы были одобрены по сравнению с метафизическими спекуляциями, поскольку китайская философия имела тенденцию заниматься мирскими делами.
Вместо того чтобы выражать свои мысли в логической и систематической прозе, китайские мыслители были более поэтичными. Тексты по китайской философии часто наполнены афоризмами, аллюзиями и притчами. Общая тенденция состоит в том, чтобы наводить на размышления: чем больше выражение точно сформулировано, тем меньше вариантов для трактовки. Поэтому изречения и труды китайских философов часто расплывчаты так, что их значение каждый может понять по-своему.
Источник: Ермакова Юлия Сергеевна