1. ПУТЬ ГЕНИЯ
К.Э.Циолковский (1857-1935) - русский и советский философ, школьный учитель, основоположник теоретической космонавтики. Так довольно скромно ныне говорят справочники. В советское время было ярче: гениальный самоучка, провозвестник космической эры, гордость русской и советской науки. Стране очень нужны были свои герои. К.Э.Циолковский, принявший Советскую власть и не сбежавший за границу, заслуженно подходил на роль героя.
О К.Э.Циолковском снимали фильмы: "Человек с планеты Земля" (1959 г.), "Взлет" (1979 г.), "Удивительные миры Циолковского" (2011 г.). При его активном участии создавался фильм "Космический рейс" (1935 г.). В его честь детей называли Константинами и Эдуардами, чтобы через поколение получались Константины Эдуардовичи. Однако, уже в советское время было известно, что львиная доля творчества великого ученого упорно замалчивается. Почему?
Но и после 1991 г. наплыва к К.Э.Циолковскому не случилось. Фильм 2011 года "Удивительные миры Циолковского" опять идет по накатанным рельсам. В самом его начале зритель подначивается, мол, в СССР не обращали внимание на то, что ученый считал у себя главным. Но далее о собственно удивительных мирах К.Э.Циолковского нет ни слова. Причем самое удивительное и тоже замолчанное, это то, что великий гуманист намеревался уничтожить океаны и животных на Земле.
Даже через 20 лет после распада СССР советская практика искажения истины продолжила торжествовать. В фильме специально создается иллюзия, что секреты раскрыты, и вопрос исчерпан. И это при тотальном замалчивании самих секретов! Пусть и дальше горячие поклонники великого мыслителя, не читавшие его трудов, думают, что К.Э.Циолковский собирался сделать другие планеты такими же цветущими, как наша Земля. Зачем им знать, что он подробно распланировал, как заморозить Землю по образцу Марса?
Судя по имеющейся литературе, никто до сих пор так и не решился обратить внимание публики на уничтожение земной природы, задуманное и тщательно рассчитанное великим гуманистом, а также на запланированное им уничтожение собратьев по разуму на других планетах. И вообще, войны, по его мнению, приведут людей к благосостоянию и к истине.
В фильме 2011 года лишь немного сведений из астрономии, примитивных даже для уровня современной школы. А в основном сто раз пересказанная прилизанная биография ученого, в которой он предстает гениальным, но очень простым своим человеком. А свой хороший человек не может предложить ничего плохого...
Только недавно энтузиасты откопали и выставили в Интернете множество трудов великого мыслителя. Их можно найти по запросу: "Космическая философия К.Э.Циолковского". Внутри название подлиннее: "Наиболее полное собрание сочинений философского характера К.Э.Циолковского".
Разработчики пишут: "На данном сайте опубликовано более 210 работ К.Э.Циолковского философского характера, часть из которых публикуется впервые. Мы, команда данного Проекта, уверены в том, что Личность К.Э.Циолковского достойна того, чтобы результаты исследований и плоды размышлений этого великого ученого и мыслителя были доступны всем желающим абсолютно бесплатно".
Причем на указанном сайте приведены фотокопии рукописей или машинописей К.Э.Циолковского, проверенных и отредактированных автором. Так что ныне вместо домыслов можно оперировать надежными документами. В Интернете также нетрудно найти ряд серьезных статей о космизме К.Э.Циолковского и подробную биографию ученого без приукрашиваний.
Нет смысла пересказывать здесь огромный материал. Но стоит выделить ключевые моменты, а также полезные тем, кто подобно К.Э.Циолковскому предпочитает вариться в собственном соку, игнорируя подавляющее большинство знаний, накопленных человечеством. Поэтому не только о К.Э.Циолковском эта статья. Наверняка, в ней узнают себя многие наши современники.
Путь великого ученого в науку и в науке не был легким. В 1873 г. К.Э.Циолковский был отчислен с третьего курса гимназии и после уже никогда не учился в учебных заведениях, а занимался исключительно сам. Увы, это сказалось.
На свою первую научную работу "Теория газов" (1881 г.) К.Э.Циолковский получил пренеприятное известие от Д.И.Менделеева, что эта теория открыта 25 лет назад, естественно, другими людьми.
Неудачи долго преследовали великого мыслителя. Вторую работу вообще не допустили к опубликованию. Третью после долгих передряг постигла та же участь. Ему так и не дали денег на его любимые проекты дирижаблей. А его философию вообще замолчали, но именно ее К.Э.Циолковский считал главным делом своей жизни. И действительно, как формально по объему, так по разнообразию и размаху замыслов философия великого ученого не идет ни в какое сравнение с его хоть и очень нужными, но скупыми техническими формулами.
Кроме Д.И.Менделеева с научными трудами К.Э.Циолковского ознакомились Н.Е.Жуковский, А.Г.Столетов и другие специалисты. В то время почти сплошь неграмотная Россия очень нуждалась в образованных талантливых людях. И это прекрасно понимали передовые ученые, которые работали не для карьеры, а для державы, для русского народа.
Наука - это вообще не то место, где можно сильно разбогатеть. В нее идут увлеченные люди, которые вкалывают даже тогда, когда им ничего не платят, а только ругают. Поэтому сомнителен заговор против К.Э.Циолковского. Хотя всегда труден путь идей, опередивших свое время. А полеты в космос тогда выглядели совершенно неактуальными.
Однако, по воспоминаниям А.Л.Чижевского, ученика и преданного друга великого мыслителя, К.Э.Циолковский был противоположного мнения:
"Моим именем пренебрегали, оно могло скомпрометировать, следовательно... Да здравствует заговор молчания! Так проходили годы, десятилетия примерно с начала 90-х годов прошлого столетия".
В частности, замолчали "о моих работах при описании конструкции аэродинамической трубы и опытов с ней".
Поступки корифеев науки К.Э.Циолковский квалифицировал как разбой.
Правда, самого А.Л.Чижевского не раз обвиняли в выдумывании высказываний К.Э.Циолковского. Во всяком случае, далеко не каждый может подобно Чижевскому на долгие годы запомнить слово в слово длинные монологи, которые произносились отнюдь не под запись. Дай Бог рядовым гражданам запомнить хотя бы несколько ключевых слов, да и те переврут до полной неузнаваемости. Кроме того, в приватных беседах, а тем более, в своих мыслях, не предназначенных для общественности, мы часто бываем излишне категоричны.
Сейчас трудно установить, кто первым додумался до аэродинамической трубы. Когда надобность в чем-то созрела, то схожие мысли приходят в головы сразу многих людей, но не все торопятся застолбить свой приоритет, часто считая идею столь очевидной и естественной, что неприлично о ней кричать. Закричал один К.Э.Циолковский, да и то лишь по свидетельству А.Л.Чижевского. Между тем, не счесть случаев, когда великий мыслитель заново открывал давно открытое.
Согласно справочникам, в 1897 г. К.Э.Циолковский имел лишь прототип аэродинамической трубы, а первые в мире аэродинамические трубы были построены гораздо раньше: в 1871 г. Ф.Г.Уэнхемом и русским военным инженером В.А.Пашкевичем, когда великому мыслителю было 14 лет. А идеи трубы, несомненно, родились еще раньше ее создания.
Так что на первый взгляд судьба К.Э.Циолковского - это еще один пример того, как долго, иногда через многие поколения, шли лучшие умы к величайшим открытиям, добывая все по крупицам через горы ошибок и сомнений. И это не их вина, что по пути производится куча брака. Знания о мире не даются как подарок, а добываются упорным трудом.
В.В.Маяковский выразился так:
"Поэзия - та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".
И это даже тогда, когда живешь в гуще событий, и найдется куча желающих что-то подправить или подсказать. Но еще труднее, когда находишься вдали от ведущих центров культуры и всё стараешься делать сам, как пытался К.Э.Циолковский.
С научной точки зрения все новые знания созревают в человеческой голове путем перебора и отсеивания вариантов. Причем львиная доля работы производится подсознанием и остается за кадром, поэтому людям нередко кажется, что их извне одарили умными мыслями.
Чем шире знания человека, тем больше есть из чего строить комбинации и выбирать. Важно также умение подходить к своим выводам критически. Иначе получится бесполезный поток слов, как у болтливых кумушек.
Но с глубокой древности, по крайней мере, с Платона, в ходу версия, что источник знаний находится вовне, в неком информационном поле, у Господа или других потусторонних сил. Именно эту версию исповедовал К.Э.Циолковский, хотя в технических вопросах от книг не отказывался. Поэтому в данной статье рассматривается и эта версия. Она многое объясняет в работе великого ученого и в свою очередь она сама проходит обстоятельную проверку на примере использования ее великим мыслителем.
Когда дело касалось только физики, то философский подход К.Э.Циолковского не бросался в глаза. Никто не застрахован от неудач, и их можно было объяснить многими причинами. Но как философ К.Э.Циолковский предстал совсем другим человеком, избранником высших космических сил. А вера в свою гениальность и непогрешимость сыграла злую шутку и испортила жизнь очень многим талантливым людям...
Что же такого крамольного оказалось в философии великого гуманиста?
2. ВЫСШАЯ ИСТИНА
Из множества работ К.Э.Циолковского выделяется одна под многообещающим названием "Высшая истина" (1932 г.). В первоначальном варианте она даже называлась "Абсолютная истина". Статья написана в год 75-летия великого ученого. Он награжден орденом Трудового Красного знамени, и у всех в стране на слуху. Так что в данной статье перед нами выступает зрелый ученый в конце своей жизни, когда пришло время подводить итоги и выделить из своего творчества самое ценное, самое нужное людям, самое надежное и убедительное. Статья великого ученого, как по названию, так и по сути, несомненно, является квинтэссенцией философии К.Э.Циолковского и дает неизгладимое впечатление обо всем его учении.
На самом деле удивительна каждая статья и чуть ли не каждое утверждение великого ученого. Но анализ их, наверное, занял бы целые тома. Так что приходится ограничиться очень немногим.
Что же это за высшая истина, которая открылась великому ученому? А вот она:
"наше желание, одинаковое у всех людей, состоящее в том, чтобы каждому чувствующему существу было всегда хорошо - есть несомненная или высшая истина".
И рецепт счастья:
"Это очень просто: надо, чтобы кругом сознательных и действующих существ не было никакого зла, никакого горя. А для этого не надо рождать несознательных, несчастных, глупых и калек. А пока они есть, не причинять им никакого зла, только запретим размножаться. Их поколения вымрут в радости. Вся сознательная вселенная должна держаться этого правила. Я должен внушать его другим..."
Вот так! Очень просто! Никаких карлов-марксов с необъятными "капиталами", никакой классовой борьбы. Вообще, никакой истории. Убрать всех несчастных - и останутся только счастливые! Многим гражданам нравятся простые рецепты, поскольку более сложные они не переваривают. А то, что благими намерениями вымощена дорога в ад, - это не сразу заметно.
Главное, что "желание, одинаковое у всех людей", якобы, уже есть, причем это несомненная истина. Единогласно! Строем. Ни шага влево, ни шага вправо. Осталось только простенько и быстренько реализовать это желание. Даже если эксплуататоры, угнетатели, тираны, мошенники, убийцы и просто эгоисты не догадываются о своем эпохальном желании и поступают наперекор ему, то все равно оно есть согласно высшей истине. Как говорится, не верь глазам своим. А верь в высшую истину!
Со всеобщим осчастливливанием К.Э.Циолковский опять-таки не был первым, но, по-видимому, не знал или не хотел знать, что еще в 1920 г. в Москве в Институте Экспериментальной Биологии был организован отдел евгеники, где проповедовались гораздо более гуманные и научные методы. Главным идеологом стал руководитель института Н.Кольцов, который в 1923 г. выпустил программный труд под впечатляющим названием "Улучшение человеческой породы".
Сама евгеника - учение о селекции применительно к человеку - как наука родилась в 1863 г. в Англии благодаря трудам двоюродного брата Ч.Дарвина - Френсиса Гальтона (1822-1911). Новую науку охотно поддерживали многие выдающиеся личности, не сомневаясь, что уж их-то она не обидит. Некоторые идеи евгеники были в ходу гораздо раньше, задолго до Рождества Христова. Вклад К.Э.Циолковского в литературе о евгенике не упоминается.
Конечно, К.Э.Циолковский и его предшественники не догадывались, что схожие идеи возьмут на вооружение нацисты.
Но мы уже знаем, во что это вылилось.
Советским идеологам этого было достаточно, чтобы навсегда похоронить философию К.Э.Циолковского. Но дело было далеко не только в этом...
Впрочем, без имевших место последствий и без видения великим мыслителем в войнах пути к истине его антиисторический подход очевиден. Но в нынешние времена, по-видимому, не всем, поскольку чуть ли не каждый энтузиаст старается выдать свое простенькое решение чуть ли не всех мировых проблем. Поэтому стоит разобрать "высшую истину" К.Э.Циолковского.
Интересно, кто и как будет отделять сознательных граждан от несознательных? Кто крестится слева направо, те считают несознательными тех, крестится справа налево. А те в свою очередь наоборот. Но наверняка в разряд несознательных автоматически попали бы все те, кто не принял философию К.Э.Циолковского.
Любой народ не сомневается в правильности своего цвета кожи, разреза глаз, своих традиций и своего уклада жизни, выстраданного веками. Например, первые европейцы, оказавшиеся в Японии, показались аборигенам весьма уродливыми.
Да и позже японцы считали европейцев варварами и презирали их за нечистоплотность, грубые манеры и употребление в пищу мяса. Нетрудно представить, какое всеобщее счастье попытались бы соорудить японцы, если бы руководствовались идеями К.Э.Циолковского.
Следующий совет К.Э.Циолковского:
"не надо рождать несознательных, несчастных, глупых и калек".
Будто кто-то до зачатия может знать, что дети родятся несознательными. Ладно, в наше время иногда еще можно заранее определить, что родится калека. Но как можно знать, что человек станет несчастным? Для этого надо сначала родиться и немало пожить.
Причем каждый может по-своему понимать счастье. По одной из версий счастье невозможно без борьбы, без постоянного напряжения сил, без трудностей и неудач. А если всё есть и незачем напрягать мозги, то это быстро отупляет и надоедает.
Конечно, здоровый крепкий организм радует глаз. Но ведь не для рытья канав нужны люди. Всегда очень ценится интеллект. Люди с физическими недостатками могут немало преуспеть в науке и искусстве. Например, С.Хокинг был полностью парализован, но оставил мощный след в науке.
Вообще, сознательность и хорошее здоровье - это слишком мало для всеобщего счастья. (И в других статьях К.Э.Циолковский не забывает о науке и технике, суля им большое будущее.) Чтобы управлять обществом, надо много знать и уметь. Иначе какой-нибудь растяпа-руководитель всё развалит, и экономика пойдет вразнос. А когда нечего кушать, то о счастье можно не мечтать, быстро все перегрызутся, как уже не раз бывало в истории даже по менее значительным поводам.
Далее: "только запретим размножаться". Всего-то навсего! Мелочь? Нет, не мелочь для тех, кому запретят. Если запретят целым народам, то это утрата самобытной культуры. Им ничего не останется, как стоять насмерть за свои права, поскольку хуже от этого уже не будет. Да и отдельный человек не обрадуется ущемлению своих прав и невозможности передать свое дело родному сыну. Кстати, у калек и несчастных людей дети рождаются ничуть не хуже, чем у счастливых. Потеря руки или ноги никак не передается потомству, но согласно К.Э.Циолковскому даже в этом случае надо запретить размножение.
Без тени сомнения великий мыслитель заодно всё решил и за всю Вселенную, не поинтересовавшись ее мнением или хотя бы мнением более подкованных философов и не заглянув в учебник истории. Пришел, увидел, победил. Мол, Вселенная "должна", и точка! Обязаны вымирать в радости! А если не захотят радостно, то что делать? Принудительно накачать наркотиками?
Если бы даже удалось создать описанный К.Э.Циолковским идеал, то далее без насилия поддерживать его невозможно. Как бы ни старались всех уравнять, обязательно найдутся те, кто равнее других. Расслоение общества неизбежно. Всё это уже не раз проходили. Люди не идеальны, и всегда найдутся те, кто захочет хорошо пожить за чужой счет. Относительно небольшое количество мерзавцев может быстро подорвать веру в справедливость и в законность навязанного общественного устройства.
А как быть тем, кто оказался несчастлив от неразделенной любви, от неудач в работе, от того, что сгорел его дом, погибли или умерли дорогие люди? Всё равно обязаны быть счастливыми, иначе можно остаться без потомства. Если на голову упал кирпич, то надо радоваться, а то, пожалуй, донесут в компетентные органы, и последуют оргвыводы, гораздо более неприятные, нежели собственно упавший кирпич. Причем этим выводам опять-таки надо радоваться.
Надежнее всегда будет выходить на улицу с улыбкой до ушей, а то мало ли чего заподозрят. Даже если потом оправдают, то сколько времени уйдет на разбирательство! И на всем его протяжении надо постоянно быть начеку, чтобы не испортить всё дело малейшим своим неудовольствием.
Понятно, что всякие поползновения против властей могут трактоваться только как неудовольствие и отсутствие счастья у протестующего. Значит, надо немедленно вразумлять или изолировать всех недовольных, чтобы они другим не портили нервы и не лишали других счастья.
Но все эти нюансы, как и многочисленные попытки в прошлом построения идеального общества, - остались вне внимания К.Э.Циолковского. Да и зачем учиться на ошибках предшественников, когда знаешь очень простое решение?
Например:
"Отчего происходят войны? Оттого же, отчего происходит и борьба между отдельными лицами. От заблуждения". ("Жизнь человечества", 1930 г.)
Никаких классов и социальных интересов, никакой борьбы за ресурсы и место под солнцем, никакой истории. Никакой разницы между соперничеством стран и парой поругавшихся соседок!
Поэтому неудивительно, что рецептом против войн у великого мыслителя оказались... войны!
"Итак, войны, естественным путем приведут людей к единению, к благосостоянию, к знанию и к истине". (Там же.)
Впрочем, в статье "Какое правительство я считаю лучшим" от 1934 г. К.Э.Циолковский не ограничился одном словом, а выдал аж 17 требований, в основном касающихся благочестивости. Однако, среди них не оказалось главного, из-за чего вообще создается правительство: компетентность в экономике, политике и в управлении страной.
Зачем вообще знать историю и другие философии, когда своя философия льется рекой прямо из космоса от высших сил, сметая на своем пути все человеческие проблемы и открывая двери к всеобщему счастью? Тут главное: успевай записывать! А проверять некогда и незачем, поскольку высшие силы не могут ошибаться.
"Благодеяния истинного гения вечны, они никогда не исчезают, а сыплются непрерывным потоком, как из рога изобилия". ("Гений среди людей", 1918 г.)
Ясно, что при роге изобилия (причем прямо на дому!) у великого мыслителя не было желания наниматься в конструкторское бюро и протирать там штаны ради расчета какого-нибудь крыла, как приходилось многим талантливым, но не гениальным людям. С рогом совсем не тот размах!
Проблема, якобы, лишь в том, что глупое человечество не способно понять гения.
"Жены, семья, братья, родственники всего менее верят в своего гениального члена".
"Земляки и товарищи гения в отношении понимания относятся к нему, как и родственники, недостает только любви и снисхождения (родственного пристрастия) да прибавляется зависть и недоброжелательство".
"Чем больше проходит времени, тем обширней воображаемый мир гения, тем больше растет его отчуждение от человечества... Гения никто не понимает".
"Еще печальнее отношения гения к специалистам". (Там же).
"Человек по природе неблагодарное, жестокое и ограниченное существо, что видно из его отношений к домашним животным. Человек подобен бактерии, которая убивает и доброе, и злое без различия. Исключение представляют только немногие мудрые". ("Жизнь человечества", 1930 г.)
Понятно, что к себе, к мудрому, претензий никаких.
И понятно, что деление людей на два сорта не понравилось тем, кого великий гуманист зачислил во 2-й сорт. А это практически всё население. По их мнению великий ученый ничем не подтвердил свои контакты с потусторонними силами, зато отдалился от людей и, так сказать, оторвался от коллектива. Поэтому неудивительно замеченное самим гением его "отчуждение от человечества".
Поставив себя выше всех, гений не сумел толком сформулировать даже свою высшую истину о повальном желании всеобщего счастья, где просматривается лишь горячее желание автора выдать желаемое за действительное при отсутствии попыток обосновать свою истину. Этой истине прямо противоречит его же характеристика человека: "неблагодарное, жестокое и ограниченное существо".
Вот где можно было сто раз подумать и всё проверить. Но нет! Как высшие силы продиктовали высшую истину, так и записано. Нельзя же их ослушаться! Великому ученому не указ Л.Н.Толстой, который до сотни раз переписывал свои произведения, оттачивая каждое слово, чтобы оно наиболее полно отражало авторский замысел, а также не вызывало посторонних ассоциаций и недоуменных вопросов.
И дело тут не в одиночном случае, а в систематическом подходе великого мыслителя. Повествовательно-бездоказательный стиль очень подходит для фантастических романов, и в них длинные обоснования всё испортили бы. Но в науке, коей считается и философия, требования больше.
Впрочем, послушание перед высшими силами не помогло.
"Но как может быть так сурова первопричина к гениям?" - с горечью взывает великий мыслитель. ("Гений среди людей", 1918 г.)
На этот каверзный вопрос, в отличие от массы других, К.Э.Циолковский почему-то не получил ответа из космоса и предполагает лишь следующее:
"Может быть, неизвестная будущая судьба, которая ожидала погибших, объяснила бы нам их безвременную смерть, как благой поступок причины (космоса)". (Там же.)
Ну, конечно, космические силы убивают только из самых благих намерений, хоть и неизвестно каких!
Вот так, якобы, при чистом материализме К.Э.Циолковского, высшие космические силы вольготно чувствуют себя на Земле, вовсю заправляют человеческими судьбами и особенно судьбой великого мыслителя, подкидывая гению пакости чуть ли не на каждом шагу. Чем же он заслужил такую немилость?
"Есть ли высшие силы, есть ли первопричина всех вещей и явлений? Конечно, последняя не может не быть, и она-то распоряжается судьбою мира и, в частности, земного человечества". (Там же.)
"Конечно", очевидно! Так поведали сами высшие силы, и других доказательств К.Э.Циолковскому не требуется.
Очень странно, что высшие силы нередко дают разным людям разные и несовместимые теории (а по большому счету, сколько людей, столько и мнений). Тут уж точно глупому человечеству остается только рот разевать.
И уж совсем К.Э.Циолковский не задается другим каверзным вопросом: в чем собственно состоит гениальность гения, если она сводится к почтальонской роли подставлять мешок под рог изобилия и аккуратно записывать откровения свыше? Вообще, удивительно было бы, если обычный почтальон был в курсе доставляемой им корреспонденции и усиленно вразумлял адресатов.
3. ПЛАНЫ ПЕРЕУСТРОЙСТВА ВСЕЛЕННОЙ
Еще несколько уточнений пути к всеобщему счастью из других работ.
"Необходимо уничтожить страдания в океанах (иначе не будет полного счастья). Это проще всего достигнуть, заслонив их от солнечного света. Тогда погибнут низшие существа, а за ними и все хищники". ("Будущее Земли", 1927 г.)
Опять очень просто и даже "проще всего"! Однако, с такими идеями лучше не соваться к гринписовцам, которые насмерть стояли за каждого кита. А то, пожалуй, не поймут коллегу-гуманиста.
В общем, рыбный день согласно К.Э.Циолковскому отменяется раз и навсегда, на все грядущие века. Не пожалел великий гуманист также дельфинов с китами, всех морских млекопитающих, пингвинов и всех птиц, кормящихся рыбой, явно отойдя от своей несомненной и высшей истины, что каждому чувствующему существу всегда должно быть хорошо.
Как нет человека - нет проблемы, так и нет рыбы - нет проблем у этой рыбы, и ей уже хорошо, аналогично "окончательному решению еврейского вопроса". Причем переходу на вегетарианство все граждане обязаны будут радоваться, иначе можно самим попасть под программу ликвидации.
Впрочем, мясные дни великий гуманист тоже отменил, поскольку предполагал уничтожить животных на Земле, включая домашних:
"Только растения, бактерии, насекомые имеют право на рождение, насколько человеку они не вредны". ("Идеальный строй жизни", 1917 г.)
В общем, прощайте милые кошечки, собачки, лошадки, хрюшки, попугайчики. Пение птичек в лесах отменяется. Впрочем, и сами леса тоже.
Великого гуманиста не волновало, что на других планетах, где он повсюду тоже намеревался навести порядок, местные животные могут эволюционировать до разумных, и там когда-нибудь расцветет самобытная культура не хуже земной, а может быть, даже лучше. Всё равно всех уничтожить!
"Отставшие планеты, где неудачные и слабые проявления самозарождения (примерно: бактерии, моллюски, редкое самоистребляющее себя население) ликвидируются". ("Блуждание атомов").
Так что внеземных собратьев по разуму туда же! Чтобы не мучились.
Я лично не замечал, чтобы наши коты и собачки, обласканные хозяевами, испытывали страдания. Да и лесная живность вроде не жаловалась. Конечно, лошадь заводят не для сюсюканий, а чтобы пахать на ней. Но без хорошего ухода за лошадью много от нее не получишь. А человек не будет страдать, если вместо лошади ему придется пахать на себе? Тысячи лет в Европе лошадь была единственным видом сухопутного транспорта. А людей не жалко, если бы им всегда приходилось ходить пешком и самим впрягаться в повозку или таскать все грузы на себе?
Не будет большим преувеличением сказать, что лошадь создавала европейскую культуру. Без нее был бы совсем другой темп жизни и развития цивилизации. Вот был бы сюрприз, если бы американские индейцы приплыли и принялись колонизовать Старый Свет!
Наиболее острые страдания, как и великие радости, доступны только человеку, поскольку он может раз за разом переживать в себе свое прошлое и вероятное будущее. Он испытывает предощущение счастья, которое нередко считают собственно счастьем. Или уволили человека с работы, в текущий момент его благосостояние не изменилось, но ожидание неприятностей уже разбивает человека напрочь. А животные не догадываются о своем будущем, о старении и смерти, не переживают прежние обиды. Но согласно К.Э.Циолковскому именно животным сильно нехорошо.
"Ужасает меня образ домашних животных, которых так мучает человек и которые так мучают друг друга. Форма зайца также для меня противна, как и форма тигра или волка". ("Вместо злорадства - ликвидация несовершенного и эгоистическое сострадание или Земная нравственность", 1934 г.)
Так что согласно К.Э.Циолковскому надо ликвидировать всех - и конец их мучениям! Понятно, что мнение зайцев и тигров при этом не учитывается. Впрочем, как и мнение всего человечества.
А вот результат:
"Животных высших уже нет: ни диких, ни домашних - совесть человека спокойна". ("Будущее Земли и человека. Технический и научный прогресс будущего", 1915 г.)
По крайней мере, один такой человек со спокойной совестью точно был: сам К.Э.Циолковский.
Так что желательно отличать безмерную любовь к человечеству от дел, которые собираются творить со спокойной совестью под флагом этой любви. Неудивительно, что планы великого мыслителя вызывали у современников попутно недоверие ко всем остальным результатам великого мыслителя, даже к обоснованным. Было о чем поволноваться родственникам, землякам и товарищам гения, на которых сетует великий ученый.
Если совесть человека спокойна, то взывать больше не к чему. Никакие аргументы и перевоспитывания тут не помогут. Возможно, это поняли люди, окружавшие великого ученого, и просто перестали его беспокоить.
Ныне считают, что поворот даже пары рек может быть катастрофичен. Но тогда К.Э.Циолковского не слишком пугало, что покрыв сплошь все океаны плотами и прекратив испарение воды, можно превратить всю Землю в одну гигантскую пустыню:
"Мы можем совершенно уничтожить тучи, облака и всякие водяные осадки. В таком случае реки и озера иссякнут и материки будут везде сухи". ("Будущее Земли", 1927 г.)
Моряков, наверное, отправят на пенсию, корабли - на металлолом. Отдых на море, конечно, отменяется. На озерах и реках тоже. Пусть любители морских путешествий катаются на поезде. Или на верблюде по пустыне. Ах, да! Верблюдов же изведут. Так что лучше пешочком и дышать свежим воздухом, если в нем вообще останется кислород. Воду в Москву, по-видимому, придется гнать по трубам из Белого моря и опреснять. Еще можно будет стоять с посудой на выходах канализационных коллекторов и эту водичку очищать.
Но великий преобразователь Вселенной уверен в другом: "пустыни заселятся и будут давать необычайные урожаи" (там же).
Правда, великий ученый вскользь одной фразой упоминает о каналах между плотами:
"Между ними оставляются промежутки или каналы для судоходства". ("Будущее Земли и человечества", 1928 г.)
Это озадачивает еще больше, поскольку на корню подрывает идею истребления живности в океанах. Наверняка, вся морская живность, если ее не потравить цианистым калием, ринется в эти каналы и будет там кишмя кишеть, а затем гибнуть отнюдь не в радости, которую постулировал великий гуманист в своей высшей истине. Но все равно часть обитателей моря выживет соответственно площади каналов и, несомненно, станет страдать от малопригодных условий для существования.
Плоты отменили бы штормы, но не отменят ураганные ветры, цунами, морские приливы и течения, которые быстро заторосят плоты, как торосят льды в Ледовитом океане. Сжатие льдов ломает металлические корабли, как щепки. Ветровая нагрузка, незначительная на каждом квадратном метре, увеличится в миллионы раз на просторах в десятки тысяч километров и разорвет любые крепления. Для сравнения: потоки магмы под земной корой запросто рвут и сминают литосферные плиты толщиной в несколько десятков километров. Но если магма сама закупоривает трещины, то вода не станет ремонтировать разнесенные ею плоты.
Разумеется, великий мыслитель иного мнения: "никакие бури не повредят плотам". ("Будущее Земли", 1927 г.)
Это у него "расчет показывает".
Но сам расчет в статье отсутствует, а также нет ссылок, где его можно было бы найти. И это для такого гигантского сооружения, подобного которому еще не было в истории, и по сравнению с которым Великая Китайская стена и египетские пирамиды покажутся мелкими песчинками!
Поэтому возникают сомнения не только в существовании такого расчета, но вообще в возможности спроектировать и рассчитать надежную конструкцию. Если даже бывает складно на бумаге, то реальность потом нередко опровергает самые убедительные расчеты. Например, опыт строительства мостов насчитывает тысячи лет, но и поныне продолжают рушиться мосты. И регулярно падают еще более тщательно спроектированные самолеты.
Великий ученый даже не намекнул, из чего он собирается строить плоты. В других статьях для наземных сооружений он назвал металл, стекло, камень, дерево, ткань. Про пластик он не догадывался. Но ведь изнашиваются любые материалы. Устает даже металл. А соленая вода разъедает практически всё. Тут не поможет даже золотое покрытие, так как оно быстро протрется на стыках плотов из-за неизбежных колебаний этих плотов. Не надо быть инженером, чтобы замечать, как регулярно выходят из строя трубы, подающие воду в наши жилища. Значит, более надежных материалов либо нет вовсе, либо они безумно дороги, так что дешевле каждый год перекапывать весь город и ставить транспорт раком.
Впрочем, разработка деталей не входила в планы К.Э.Циолковского. Главное: дать общие руководящие указания.
"В громадной картине, которую я даю, не может быть места подробностям". ("Будущее Земли и человечества", 1928 г.)
Но есть одна важная деталь, сулящая изобилие пищи:
"Так что плот составляет как бы одну громадную оранжерею" (там же).
Поэтому К.Э.Циолковского уже не беспокоит такая мелочь, что ледники Гренландии и Антарктиды сползут и примутся поднимать уровень океанов. Сегодня наиболее шустрые ледники движутся со скоростью 15 километров в год. Когда они лишатся подпитки осадками, то просто иссякнут, а вода окажется в океанах.
Но у великого мыслителя прямо противоположная версия, что ледники на полюсах вырастут, и в них уйдет океанская вода.
"От тяжести льдов полярных стран места эти опустятся, а дно океанов поднимется. Оно обнаружится от ухода воды, и плоты окажутся ненужными"! ("Будущее Земли",1927 г. В рукописи именно "обнаружится", хотя просится слово "обнажится".)
Вот так! Строили-строили, и плоты уже не нужны.
По расчетам ученых, Земля не раз испытывала полное оледенение, не говоря уже о множестве менее масштабных. Так что следы ледников остались в тропиках и на всей суше. Ледники охотно располагались на экваторе и не торопились на полюса. Но повсюду они упорно сползали с высоких мест в низкие. Объем воды на Земле составляет полтора миллиарда кубических километров, что в 300 раз больше, чем на Марсе. Поэтому льду у нас затруднительно разместиться на полюсах и оголить остальную поверхность планеты, как распланировал великий ученый. Но гений наверняка не растерялся бы и предложил, как всегда, "очень простое" решение, например: перекачать лишнюю воду в космос.
А вот что останется от нашей атмосферы:
"Но когда океаны и их испарение исчезнут, холод полярных стран усилится и атмосфера там неизбежно отвердеет. Останется только ее часть, т.е. разреженный воздух". (Там же.)
Ура! Уже не надо лететь на Марс, великий ученый создаст его на Земле.
"Все же полной пустоты, т.е. безгазного и безопорного пространства над Землей не будет. Будет нечто вроде состояния Марса". (Там же.)
У нас сейчас какой-нибудь озоновой дырой обеспокоены. А по К.Э.Циолковскому долой атмосферу, и никаких дыр не будет! Жаль. Ведь без озонового слоя опасное ультрафиолетовое излучение быстро погубит жизнь на Земле. А без атмосферы космическая пыль не будет сгорать, и даже мелкие песчинки, летящие с космической скоростью, изрешетят наши земные постройки.
Так что на столь радикально улучшенной планете Земля придется жить под землей с полностью автономным жизнеобеспечением, как на космическом корабле в путешествии к далеким звездам.
"Жизнь человека и растений сделается возможной только в герметически закрытом пространстве, с искусственно регулируемой температурой и с определенным составом газообразной среды". (Там же.)
Правда, тут же К.Э.Циолковский успокаивает: "Всё это случится не сразу, а в течение тысячи лет, так что человек успеет приспособиться..." (там же).
Очень порадовал великий мыслитель: все успеют приспособиться к жизни под землей в бочках! Пусть там выращивают капусту и цветочки в оранжереях и с умилением смотрят фильмы о прошлом своей планеты. Впрочем, фильмы лучше запретить, а то у кого-нибудь может родиться крамольная мысль, что раньше-то лучше было.
Вообще, надо вычеркнуть для поселенцев всю историю, как вычеркнул ее для себя великий мыслитель. Зачем портить людям настроение рассказами о войнах и зверствах? Вдруг кто-нибудь тоже озвереет? Лучше начинать обучение подрастающего поколения с чистого листа, где есть только прекрасное настоящее с лежанием на искусственной траве под приятным светом ламп. И люди, как невинные растения, будут принимать в себя этот живительный свет.
Главное, что все будут счастливы. А кто посмеет быть несчастным, тех быстренько выявят как вредителей и врагов народа, примут меры и повыдергивают их, как сорняки, из искусственной травки и из под лампочек, чтобы эти отщепенцы не портили своим понурым видом картину всеобщего благоденствия.
Наконец, мощный заключительный аккорд в деле преобразования Вселенной:
"И Землю, и другие планеты придется привести к порядку, чтобы они не были источником мучения для атомов, живущих в несовершенных существах". ("Будущее Земли и человечества", 1928 г.)
Отличный порядок! Атомы превыше всего! Вот где собака зарыта.
Для К.Э.Циолковского счастье атома - это главная цель существования Вселенной, ради которой необходимо провести коренное переустройство планет и Вселенной. Для счастья атомов даже людей не жалко, а не только рыбу в океанах. Главное, "придется"! Дескать, никуда не денетесь. И чтобы никто не увильнул и не вздумал ослушаться несомненной истины!
Любопытно, что квантовая физика, начавшая свое победное шествие с 1900 г., прошла мимо великого мыслителя. Иначе он вполне мог поставить во главу угла счастье не атомов, а элементарных частиц. Даже в 1932 г. он все еще уверен:
"Наука приходит к тому, что все вещества состоят из атомов водорода. Итак, вселенная состоит из этих атомов". ("Космос есть животное", 1932 г.)
4. МОНИЗМ
Согласно К.Э.Циолковскому, атомы сознательны и одушевлены. По-научному это называется пантеизм и гилозоизм: обожествление природы и одушевление материи. И здесь великий мыслитель оказался далеко не первым. Подобные религиозные взгляды уходят корнями в доисторические времена. А сам термин "пантеизм" ввел английский математик и философ Джозеф Рафсон в 1697 г. По сути идеи пантеизма выражали еще Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан. Теорию гилозоизма развивали представители ионийской (милетской) школы, а термин введен в XVII веке Ралфом Кедвортом.
Согласно К.Э.Циолковскому "термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы гораздо отзывчивее человека". ("Монизм вселенной", 1924 г.)
Но сам К.Э.Циолковский называл свое учение "монизм".
"Вселенная состоит из единой сущности, которую я называю материей. Это есть единство, или монизм". ("Моя философия", 1932 г.)
Как ни странно, великий ученый считал себя материалистом и одновременно панпсихистом, ставя читателей в тупик откровенными противоречиями.
"Я - чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи". ("Монизм вселенной", 1924 г.)
"Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной". (Там же.)
Но материализм обычно предполагает материалистический взгляд на историю, который у К.Э.Циолковского начисто отсутствует, а всё будущее должно твориться только по его указаниям. Не говоря уже о том, что материализм несовместим с верой в Бога. Но у великого мыслителя совместим.
Вообще, в философии монизм - это воззрение (точнее, класс разнообразных воззрений), сводящее разнообразие объектов к единому началу. Монизм противопоставляют дуализму и плюрализму. Обычно его отличает внутренняя последовательность, но только не у К.Э.Циолковского.
Монизмом, как его принято понимать в философии, у К.Э.Циолковского и не пахнет. Конечные цели преобразования человечества и Вселенной определяются у великого ученого интересами потусторонних сил, и сам он живет под их диктовку. Но, как это обычно бывает у верующих, одними молитвами не обойтись, поэтому К.Э.Циолковский использует известные ему научные сведения на пути к идеалистическим целям. Таким образом, философия ученого дуалистична, а вовсе не монизм.
Но и каждая половинка имеет свои трудно совместимые начала. По ряду высказываний К.Э.Циолковского можно предположить, что главным началом его идеалистического мира являются чувственные атомы, которые подобно собаке ничего не говорят, но все понимают. Эту молчаливость атомов компенсирует другое начало: очень разговорчивые высшие силы, которые просвещают гениев на Земле, в частности, самого К.Э.Циолковского.
Но есть еще третье начало: первопричина. Однако, это не некогда сработавшая в прошлом сила, а актуальный персонаж наряду с высшими силами. О ней есть отдельная статья "Первопричина" (1918 г.), где первопричине приписываются удивительные свойства: безначальность во времени, нетленность, вездесущность, могущество, жизнечувствительность, духовность, единство и простота, бесконечная сложность, воля и др. Чем не Бог?
Но нет! Есть еще Бог собственной персоной:
"Бог есть причина всех явлений: причина вещества и всех его законов". (Бог милосерд", 1915 г.)
Но и Бога великому мыслителю показалось мало!
"Итак, мы должны признать существование множества богов разных рангов". ("Есть ли бог. 2-й вариант", 1932 г.)
В зависимости от ситуации К.Э.Циолковский пользуется теми силами из перечисленных, которые удобнее или подвернулись под руку, чтобы залатать неясные места своих в построениях, претендующих на материалистические. Но в большинстве текстов нет прямых упоминаний потусторонних сил, и с ходу можно подумать, что пишет материалист.
Например, в огромной статье "Жизнь человечества" (1930 г.) К.Э.Циолковский поднимает следующие важные практические темы: войны, капитал, свобода промышленности, кредит, наследование, касты, классы, сословия, непротивление, революции, свобода слова. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что материализм великого ученого полностью игнорирует научные данные того времени и исчерпывается в основном житейскими мудростями, которыми обычно полон каждый практичный человек.
Рецепты, неплохо действующие в семье и в деревне, распространяются на мир в целом, где они дают катастрофические сбои. Свои личные желания, ощущения, представления выдаются за весь объективный мир. Особенно ярко это проявилось в "высшей истине" ученого. Таким образом, материализм К.Э.Циолковского - это смесь стихийного материализма и субъективного идеализма.
А далее комплект из объективного идеализма, субъективизма и стихийного материализма дает соответствующие неожиданные всходы.
Так, безмерное желание счастья удивительным образом сочетается с планами тотального уничтожения земной природы. Ликвидации животных у К.Э.Циолковского одновременно рядом со статьей под ярким названием "Космос есть животное" (1932 г.), которая начинается со слов: "Качественно космос ничем не отличается от животного". К счастью, ученый не собирается уничтожать космос.
В 1932 г. наряду с "Высшей истиной" великий ученый написал статью "Условная истина", в связи с которой, вероятно, изменил первоначальное название "Абсолютная истина" на "Высшая истина". И вот почему:
"Настоящей (абсолютной) истины нет, потому что она основывается на полном познании космоса. Но такого полного познания нет и никогда не будет...Значит, истина может быть только условная, временная и переменная."
"Навязанная истина нарушит мир, возбудит несогласие и недовольство. Итак, условная высшая истина есть та, которая вырабатывается деревней, потом селом, уездом, городом, округом, нацией и, наконец, выборным от всех наций. Как я могу выдавать свои убеждения за истину и на основании их насиловать, если эта истина не утверждена всем миром".
Но, оказывается, может! Даже деревню великий мыслитель не подключил к выработке своих радикальных проектов перестройки Вселенной и не согласовал их даже с ближайшими родственниками.
Лишь к 75 годам великий ученый неожиданно прозрел, что не бывает абсолютной истины. Но уже поздно. Всю жизнь он сплошь выдавал откровения высших сил, не терпящие возражений.
Парадоксально и то, что будучи школьным учителем и теоретиком ракетного движения, К.Э.Циолковский был в курсе технических вопросов, а также имел представление о точности и строгости рассуждений. Однако, в философии перед нами предстает совсем другой человек, хотя оперирует теми же словами из физики.
Так что уж совсем озадачивает его откровение про начала:
"Для своих рассуждений мы имеем три начала, или три элемента: время, пространство и силу. Все остальное вытекает из них - даже чувствительность. Эти три понятия свойственны только высшему разуму и есть его результаты (т.е. устройство мозга)." ("Монизм Вселенной", 1924 г.)
Автор в своей капитальной работе дает немало объяснений, но они озадачивают еще больше. Критика этого сочинения есть в Интернете.
Слова в теоретизированиях вроде бы известные и русские, но судя по их комбинациям, общепринятого смысла в них нет. К сожалению, высшие силы, кого бы они ни выбрали в качестве своих адресатов, упорно избегают давать точные определения, а также ссылки на земные справочники и вообще информацию, которую легко проверить и установить таким образом компетентность источника. Впрочем, полное отсутствие определений используемых терминов - это уже верный признак некомпетентности.
Высшие силы фатально не способны посетить библиотеки и заглянуть в справочники, хотя лезть в чужие мозги для них не составляет труда. Представление о научных терминах и вообще о человеческой науке у них, как правило, нулевое. В результате даже самый добросовестный и начитанный получатель может в откровениях понимать одно, когда высшие силы имели в виду совсем другое, а что именно - это остается невыясненным.
А в таком понятии, как счастье, не особо помогут даже наука и справочники. Но это не мешает К.Э.Циолковскому давать решительные рецепты осчастливливания человечества.
Конечно, каждый адресат имеет свой комплекс впечатлений для любого термина, навеянных как прежними сеансами связи, так и земной литературой. Но даже сам получатель не считает нужным разобраться в этом комплексе и опираться на него для дальнейших выводов, поскольку вся ответственность перекладывается на высшие силы, считающиеся источником знаний. Дескать, за что купил - за то и продаю.
Посторонним людям тем более нереально выделить из откровений хоть какую-то рациональную аргументацию. Бесполезно о чем-либо спрашивать просветленного, так как в ответ последуют лишь новые откровения, еще менее понятные, нежели предыдущие. Разрешить споры могли бы высшие силы, но для рядовых граждан и даже для серьезных ученых они упорно молчат, а если где-то приоткрывают свои секреты, то каждый раз по-разному. Естественно, гению остается лишь с сожалением взирать на неразумное человечество, которому, так сказать, не дано. И взаимопонимание остается на нуле.
Редчайший случай, когда в работе "Ум и страсти" великий мыслитель решился дать определение:
"Под словом "ощущение" я буду тут подразумевать степень приятности какого-либо впечатления независимо от его формы".
Т.е. ощущение по К.Э.Циолковскому - это число.
"Ощущение можно отнести к величинам. Действительно, как все величины, оно может быть положительным, отрицательным и нулевым".
Неудивительно, что тут же у великого мыслителя фигурирует "высшая степень положительного ощущения", т.е. степень степени, масло масляное. Далее К.Э.Циолковский в огромной статье с удовольствием складывает свои величины, благо числа нейтральны и им все равно.
По-научному же ощущение - это психический процесс. Всякий процесс многообразен и имеет разные характеристики, а не исчерпывается одной численной величиной. Удовлетворение жажды и полового влечения никак не заменяют друг друга. Вливанием ведра воды можно сделать сумму показателей положительной, но не человека счастливым. Так что суммирование тут - чистая фикция. И если другие люди не додумались складывать землекопов с лопатами, то это не значит, что они безнадежно тупы.
Наука давно сказала тут свое слово, не признав потусторонние силы. А для граждан признание или непризнание откровений свыше - это уже исключительно вопрос веры. У кого-то магические сочетания слов вызывают радостное чувство прикосновения к высшей истине. К счастью, всё дело обычно исчерпывается получением приятных эмоций в домашней обстановке, и на баррикады люди не лезут. Кто-то видит только увлекательное чтиво и горит справедливым возмущением, когда это чтиво запрещают или скрывают.
Другие граждане и специалисты все-таки делают выводы по немногим кажущимся им понятными местам религиозных текстов. И нередко в красивой обертке из всеобщей любви они явственно видят религиозную нетерпимость, насилие над личностью, а то и пропаганду разрушения всего нашего земного дома.
Непросто возражать учениям, провозглашающим всеобщее счастье и любовь, так как можно быстро угодить во враги народа. Но кому-то надо это делать, если любовь сочетается с классическим: "Смерть неверным!"
Многие планы К.Э.Циолковского хорошо пошли бы под маркой научной фантастики. Но если они представлены как наука и претендуют на реализацию, то к ним совсем другие требования.
Так что в наше время специалисты квалифицируют космизм К.Э.Циолковского как чисто религиозное учение. Примечательно, что религиозные деятели тоже отреклись от великого мыслителя. Нелишне отметить, что нынешние священнослужители - это широко образованные люди, далеко не ограничивающиеся Божественными посланиями, а хорошо проштудировавшие обширную литературу. Они умеют найти подход к каждому обратившему к ним за помощью и не сетуют на глупость всего человечества. Вот что написано на сайте православного центра Ставрос:
"Таким образом, Циолковский, провозгласив приоритет научных исследований в познании природы и отказавшись от христианских монотеистических представлений, перешел на позиции пантеизма и гилозоизма, основываясь на своих фантазиях и размышлениях, не подтвержденных ни научными исследованиями, ни религиозным опытом".
Повторю, что не только о К.Э.Циолковском здесь речь, но и о важности научного подхода, об умении обосновывать свои выводы и рецепты, а не просто заявлять, что "поколения вымрут в радости", - лишь потому, что так нравится проповеднику, или некто поведал свыше. Если из исходной догмы повалили нелепые выводы и катастрофические последствия, то самое время проверить свои аксиомы, а не оставаться их рабом на всю жизнь. Аккуратность, точность, образование нужны всем, особенно тем людям, которые уже зарекомендовали себя с лучшей стороны и к которым прислушиваются.
А отсутствие систематического образования приводит к столь же систематическим и удручающим провалам в работе. Не случайно в учебных заведениях тщательно разрабатываются программы обучения. Стоит пропустить одно занятие - и уже перестаешь дальше что-либо понимать. Даже маленький пробел в знаниях сто раз аукнется и потом всю жизнь может регулярно ставить человека в неловкое положение. Что уж говорить, когда пропущены огромные области знаний! Еще хуже, когда человек не догадывается о своем незнании и выдает сплошной брак. Да и как иначе, если ему не с чем сравнить свое творчество?
Так что учитесь, господа, прежде чем учить других! Только на основе опыта очень многих людей находятся лучшие решения.
5. ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО СТОЛЕТИЯ
Теперь, по-видимому, ясно, что учение К.Э.Циолковского не представляло опасности для советского общества и мира в целом. Например, вряд ли кто-то стал бы красть и в тайне разрабатывать идею покрытия океанов плотами. По крайней мере, начало строительства было бы моментально всеми замечено.
Евгенические идеи К.Э.Циолковского и без него самого оказались полностью дискредитированы. По мнению советского генетика М.Гершензона (1906-1998) "сейчас евгеника - это прошлое, причем сильно запятнанное".
Прошедшее столетие также показало, что никто не извлек выгоды от ублажения атомов. А реальная польза от них - атомная энергия - была извлечена другими людьми и совсем другими методами, которых К.Э.Циолковский не углядел. Эта энергия подчиняется четким физическим законам и никак не зависит от чувств и желаний самих атомов. Гелий образуется из водорода совершенно одинаково, как на Солнце, так и из полученного из земной воды, независимо от того, побывала или нет эта вода в живых организмах.
Также не сказывается по-разному на чувства граждан вода, откуда бы она ни была извлечена: хоть из рек, хоть из глубоких скважин, хоть опреснением морской воды, хоть синтезом из водорода и кислорода.
Возможно, атомы хранят в себе больше информации о своей истории, нежели пока известно ученым. Но за редкими и спорными случаями ясновидения поведение людей и развитие социальных процессов определяются достаточно известными и вполне материальными причинами.
Действительно, на нас влияют и вспышки на Солнце, и магнитные бури, и скачки атмосферного давления, но никакой суд и никакой здравомыслящий человек не примет эти факторы, а также высшие космические силы в качестве оправдания преступлений и вообще неблаговидных поступков. Независимо ото всяких атомов у человека есть голова, чтобы осознавать свои действия и отвечать за них. Поэтому крайне сомнительно, что даже самые ярые антисоветчики могли бы воспользоваться учением К.Э.Циолковского об атомах.
Зато предположения "о непрерывно расширяющейся вселенной" великий мыслитель назвал нелепыми ("Библия и научные тенденции Запада", 1935 г.), хотя сегодня они считаются доказанными. Не понравилась ему и теория относительности А.Эйнштейна, хотя знания ее он не показал.
В своей работе "Когда погаснет Солнце" (1933 г.) великий ученый и высшие силы с ним не догадываются о ядерном синтезе, хотя теория А.Эддингтона (1882-1944) о синтезе водорода в гелий была опубликована в 1926 г., а гипотезы имелись и раньше.
К.Э.Циолковский не мог знать о молекулах ДНК и склонялся к земному происхождению жизни ("Зарождение жизни на Земле", 1922 г., "Самозарождение", 1929 г.). Позже генетики нанесли по этой версии сокрушительный удар.
В наше время дети и взрослые с удовольствием смотрят мультфильмы про зайца и волка. Они явно не пошли по стопам великого гуманиста, который приходил в ужас от формы зайца или волка, как и других животных, коих мечтал стереть с лица Земли и всей Вселенной.
Сегодня фантасты и не только они строят планы, как разогреть Марс, вернуть ему атмосферу и океаны, сделать похожим на Землю. И не заикаются о том, чтобы, наоборот, лишить океанов и заморозить Землю, как усиленно предлагал великий гуманист.
Также вряд ли на Западе могли воспользоваться представлениями К.Э.Циолковского о космических полетах, например, его идеями из фильма "Космический рейс" (1935 г.), где сборы в полет ничем не отличаются от сборов на поезд, и посторонним лицам не составляет труда полетать зайцами. А может быть, в США как раз воспользовались, поэтому у них космонавты прямо перед полетом участвуют в шумных публичных застольях, а после, якобы, полета шагают цветущие и веселые, как после курорта, а не тяжелейшей работы в экстремальных условиях. В отличие от этого, у наших настоящих космонавтов была строжайшая предполетная подготовка, а после полета здоровенных тренированных мужиков выносили на носилках.
Еще любимым детищем К.Э.Циолковского были дирижабли, точнее, их проекты. Однако, эра дирижаблей закатилась уже в 1937 г. в связи с гибелью дирижабля "Гинденбург" всего лишь через два года после смерти ученого. Было немало других громких катастроф. Как ни странно, в итоге оказались правы бюрократы и цвет науки того времени, которые не дали денег К.Э.Циолковскому на разработку его проектов. И без научного образования было очевидно, что неповоротливые дорогостоящие аппараты будут сильно зависимы от ветра и погодных условий, а также уязвимы от атак противника и диверсий. Когда авиация еще не набрала силу, тогда о дирижаблях можно было спорить. Но потом она быстро превзошла дирижабли, главное, в скорости. А время - это деньги!
Чисто философские построения К.Э.Циолковского не могли быть взяты на вооружение, даже если бы были широко опубликованы в свое время. Не появилось ничего похожего и после. Причина, по-видимому, в невнятности одних идей и в противоречивости остальных. К сожалению, словарь для перевода остался у высших космических сил, и сегодня не ясно, что они хотели сказать великому мыслителю.
Только К.Э.Циолковский, искренне веруя в Бога и всю жизнь старательно внимая высшим силам, мог без тени сомнения заявлять, что он чистейший материалист. Это так же парадоксально, как от имени Бога заявлять, что Бога нет. Из той же серии статья великого мыслителя об отсутствии абсолютных истин, когда сам ученый всю жизнь вещал исключительно абсолютными непререкаемые истинами, не интересуясь чужим мнением. Еще из той же серии называть свое учение "монизмом", когда монизма там нет и в помине, а есть откровенный дуализм. И это далеко не все, а только по самым верхам. Далее противоречия, как лавина, нарастают и распространяются повсюду, не сдерживаемые критическим мышлением.
Всё это так же удивительно, как если бы какой-нибудь батюшка в церкви убеждал верующих, что он чистейший материалист.
За исключением сведений из астрономии и техники, материализма как науки в философии К.Э.Циолковского нет. Понятия и методы материализма полностью игнорируются. Диалектика отсутствует. А других объективных методов пока никто не придумал.
Однако, привлекательной религии тоже не получилось. Уж слишком запутанное учение великого мыслителя, для религии слишком много в нем сведений из техники. А верующим желательно попроще, но чтобы, как в Библии, на каждом шагу были глубокомысленные поучения. Не удивительно, что корабль великого мыслителя не пристал ни к науке, ни к церкви.
Еще стандартное желание просветленных: одним махом подняться сразу над всеми, и над наукой, и над религиями. Но как показывает практика, от этого все равно получается только очередная религия, причем неудачная, поскольку она игнорирует опыт других религий, в частности, по привлечению верующих. По-видимому, с такой вновь образованной религией и выступил К.Э.Циолковский, вдохновленный вниманием высших сил и понадеявшийся на них.
Тут снова можно вспомнить горький риторический вопрос великого ученого:
"Но как может быть так сурова первопричина к гениям?"
Оказывается, может! На то ее воля и могущество, постулированные великим мыслителем. Возможно, что высшие силы специально выдают противоречивые сведения, чтобы никто не смог ими воспользоваться. Нет пользы, зато нет и зла!
Так что К.Э.Циолковский отнюдь не был диссидентом, он не хотел и не мог ничем навредить советскому строю. Многое он опубликовал в брошюрах за свой счет, сам же их распространял. Его труды не сжигали, а сберегли, пронеся через долгие десятилетия, когда у страны было немало других забот. Его не переубеждали и не перевоспитывали. Наоборот, сам К.Э.Циолковский считал своим долгом и очень старался вразумить все человечество.
Цензура тут, скорее, огородила великого ученого от нападок, которые, несомненно, последовали бы со стороны других ученых и простых граждан, если бы планы К.Э.Циолковского, особенно по разрушению земной природы, стали достоянием общественности и предметом широких обсуждений. В то время вполне могли найтись прихлебатели, которые помешаны на поиске врагов народа и которые потребовали бы пресечь деятельность великого мыслителя, и философские вопросы быстро превратились бы в политические. Так, его ученик А.Л.Чижевский (1897-1964) был снят с должностей по обвинению в научной неграмотности и некомпетентности, провел 8 лет в лагерях, еще 4 года на поселении, лишь посмертно он был полностью реабилитирован. О научной компетентности А.Л.Чижевского сегодня можно судить по идеям К.Э.Циолковского, которые тот полностью поддержал.
Но своих величайших героев и символов страны надо беречь, чтобы никто не засомневался, что они герои. И власти, как бы то ни было, справились с этой задачей.
Сегодня пришли другие герои и другие посредственности. Теперь другие проблемы, другой строй, другая страна. Нет больше советской власти, которой хотя бы гипотетически могла навредить правда об учении К.Э.Циолковского.
Всё, что могли, и К.Э.Циолковский, и СССР уже сделали и ушли в историю. Обсуждение работ ученого стало делом историков.
Рядовых читателей сегодня трудно заинтересовать, потому что в трудах К.Э.Циолковского надо долго копаться и иметь философское, а желательно и техническое образование, чтобы что-то понять по существу.
А если по верхам, то вроде призывает ученый к всеобщему счастью. Ну, и слава Богу! Кто же против? Значит, хороший человек, а хороший дурного не посоветует. Другие призывают к всеобщей любви, или давайте, ребята, жить дружно. Каждая религия предлагает свои рецепты счастья. Гораздо проще считать всех правыми, чем копаться в этих теориях. Быстренько вдохновились красивыми лозунгами и сразу духовно выросли. А если начать ковыряться и замечать глупости, то духовно можно и не вырасти.
И вот наряду со множеством других учений теперь стало общедоступно творчество К.Э.Циолковского. Увы, последовали лишь немногие отклики специалистов, которые большей частью трудно отнести как критическим, так и к хвалебным. Между прочим, критика отнюдь не чужда философии, а, наоборот, является ее движущей силой. Только на основе сопоставления разных точек зрения можно разобраться и оценить разные подходы. Именно на отрицании, развитии и поиске просчетов у предшественников взросли многие великие философии.
Сегодня не власть, а сама жизнь расставляет приоритеты. Если люди не кинулись закрывать все океаны плотами и ублажать атомы, значит, эти идеи, как минимум, не обоснованы. А по большому счету они напрочь расходятся с научными данными. Можно ругать ученых, но как бы то ни было, именно наука дала компьютеры, Интернет, сотовые телефоны и многие другие блага, без которых существование уже не мыслимо. А философия К.Э.Циолковского пока ничего не дала.
Люди сегодня грамотные, а не такие, которые в 20-х годах XX века уже в зрелом возрасте впервые обучались читать и писать. Даже не разбираясь особо в науке, можно сильно засомневаться в том, что необходимо уничтожить всю живность в океанах и вообще упрятать океаны под почву. Зато трудозатраты и убытки сегодня хорошо умеют считать.
Несколько лет ушло на строительство всего-то одного моста через неглубокий и не слишком широкий пролив, и еще неизвестно, когда накопятся средства для другого подобного строительства. При таких темпах покрытие всех океанов может занять даже не тысячи, а миллионы лет. Но уже через сто лет половина плотов может прийти в негодность. По крайней мере, морские суда по сто лет не живут. Так что убытки от преобразований, предложенных К.Э.Циолковским, налицо. А выгоду, возможно, предстоит ждать миллионы лет. За это время многое может случиться. За гораздо меньшие сроки землетрясения, цунами, извержения вулканов и другие бедствия уничтожали целые города и не оставляли следов от целых цивилизаций.
Но раз Советская власть не уничтожила труды К.Э.Циолковского, значит, осознавала, что документы все равно когда-нибудь всплывут. И вот они, наконец, всплыли. Их выставили на всеобщее обозрение отнюдь не противники, а горячие поклонники великого ученого. И не их вина, что в документах оказалось не совсем то, что ожидали. Но такова историческая правда. Теперь любой желающий может к ней прикоснуться, сам все досконально изучить и составить свое мнение.
А на правде всегда есть чему поучиться. Документальная правда, какой бы она ни была, лучше чем полное забвение великих людей, которые некогда творили мир и закладывали основы мира сегодняшнего. Если что-то они делали не так, то важно разобраться в этом, чтобы не наступать снова на те же грабли.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-49186.
Обсуждения Трагедия космизма К.Э.Циолковского
Он мировед, приписан к сану мироедов,
Наградой был ему лишь чин.
Асессором коллежским паритетом,
В ракетах числил он почин.
Это же касается и Эйнштейна. Всё относительно и относится в отношении носителей временного пространства в безначальной бесконечности и неограниченной вечности в переносном смысле сносно.