О целебной силе музыки знали еще в Древнем Китае. Сегодня в одной из московских клиник игрой на духовых инструментах лечат у детей астму. В терапевтических целях можно слушать и японскую флейту сякухати.
1,8 сяку
1,8 сяку
Сякухати попала в Японию из Китая, в период Нара (710–784 гг.). «Сякухати», или по-китайски «чи-ба», переводится как «1,8 сяку» и означает стандартную длину флейты (54,5 см). Первоначально она имела 6 отверстий (пять впереди и одно позади). Позже, в XIV–XVI веках инструмент принял современный вид с пятью отверстиями для пальцев. Сейчас известно около 20 разновидностей сякухати.
Волшебная флейта
По преданию, на звуки сякухати принца Сётаку Тайси (548–622 гг.), первого комментатора к буддийским сутрам, спускались потанцевать небесные феи. Эта реликтовая флейта до сих пор хранится в Токийском национальном музее. Другой легендарный персонаж в этой истории – поэт и философ XV века Муромати Иккю Содзюн. Он считал, что шум закипающей воды во время чаепития не менее важен, чем шелест, в который превращается дыхание во время игры на волшебной флейте. Как говорил Джон Кейдж, «и в шипении жарящейся яичницы можно услышать музыку миров».
Монах соломенной циновки
Вскоре сякухати стала атрибутом странствующих из милостыни комосо – «монахов соломенной циновки». Их меланхолическая музыка напоминала о бренности всего сущего, поэтому прозвище монахов стали записывать по-иному: «ко» – пустота, «мо» – иллюзия, «со» – монах. По легенде, запрет носить с собой оружие (многие комосо были в прошлом самураями) побудил монахов делать флейту из толстой корневой части бамбука, и в опасных ситуациях она вполне могла служить дубинкой.
Время колокольчиков
В XVII веке среди комосо выделилась группа самураев Фукэ-сю, которая придерживалась дзэнской традиции секты Риндзай. Свою родословную секта вела от китайского монаха Пухуа (по-янонски «Фукэ»), просветлевшего от звука своего ручного колокольчика. Этот звук сумел повторить на своей полой флейте монах Чжан Бо, назвав его Кётаку, «Колокольчик Пустоты». Научить этим звукам было невозможно – мелодия могла переходить только от сердца к сердцу, и, наконец, в XIII веке она случайно дошла до сердца японского монаха Какусина Хатто Дзэндзи. Его ученику Китику приснились еще две мелодии, обладающие духовной сущностью. Вместе они составили костяк канонического репертуара Хонкъёку («Главные мелодии»).
Дуй-дуй-дуй
Все исполняемое монахами на сякухати – часть дзэнской практики суйдзэн («суй» – «дуть, играть на духовом инструменте»). Частое повторение одного и того же звука имитирует звучание колокольчика. Игра допускает три правильные статичные позы, в которых тело принимает уравновешенное положение. Из-за ограниченности движений во время игры возникло выражение «три года трясти подбородком» – столько лет требуется, чтобы производимый звук был похож на звучание сякухати.
В миру
Корпус сольных пьес для сякухати – Хонкъёку – сложился к XVIII веку благодаря монаху Куросаве Кинко, который их собирал по всем монастырям. В честь него назвали одну из основных школ игры на сякухати – Кинко. Одновременно началась светская жизнь флейты: вытеснив смычковый инструмент кокю, она стала обязательным участником в ансамбле санкъёку («сан» – «три»): на цитре кото, лютне сямисэне и укороченной сякухати (около 40 см) исполнялась средневековая придворная музыка Гагаку. В конце XIX века при реставрации династии Мэйдзи секта Фукэ была запрещена, и ее члены стали светскими музыкантами. Тогда же окончательно оформились наиболее известные школы игры на сякухати: Кинко, Мэйан, Тодзан.
Джон Кейдж и все-все-все
В XX веке сякухати стала своей для практически всех музыкальных видах и жанрах – от японской классической и народной до авангарда и джаза. За пределами Японии она стала особенно популярна в США, а также в Германии, России, Австралии. Полюбилась сякухати и авангарду: одна из пьес Джона Кейджа под названием «Риандзи» навеяна не только знаменитым киотским Садом Камней, но и гипнотическими звуками сякухати.
Волшебная флейта
По преданию, на звуки сякухати принца Сётаку Тайси (548–622 гг.), первого комментатора к буддийским сутрам, спускались потанцевать небесные феи. Эта реликтовая флейта до сих пор хранится в Токийском национальном музее. Другой легендарный персонаж в этой истории – поэт и философ XV века Муромати Иккю Содзюн. Он считал, что шум закипающей воды во время чаепития не менее важен, чем шелест, в который превращается дыхание во время игры на волшебной флейте. Как говорил Джон Кейдж, «и в шипении жарящейся яичницы можно услышать музыку миров».
Монах соломенной циновки
Вскоре сякухати стала атрибутом странствующих из милостыни комосо – «монахов соломенной циновки». Их меланхолическая музыка напоминала о бренности всего сущего, поэтому прозвище монахов стали записывать по-иному: «ко» – пустота, «мо» – иллюзия, «со» – монах. По легенде, запрет носить с собой оружие (многие комосо были в прошлом самураями) побудил монахов делать флейту из толстой корневой части бамбука, и в опасных ситуациях она вполне могла служить дубинкой.
Время колокольчиков
В XVII веке среди комосо выделилась группа самураев Фукэ-сю, которая придерживалась дзэнской традиции секты Риндзай. Свою родословную секта вела от китайского монаха Пухуа (по-янонски «Фукэ»), просветлевшего от звука своего ручного колокольчика. Этот звук сумел повторить на своей полой флейте монах Чжан Бо, назвав его Кётаку, «Колокольчик Пустоты». Научить этим звукам было невозможно – мелодия могла переходить только от сердца к сердцу, и, наконец, в XIII веке она случайно дошла до сердца японского монаха Какусина Хатто Дзэндзи. Его ученику Китику приснились еще две мелодии, обладающие духовной сущностью. Вместе они составили костяк канонического репертуара Хонкъёку («Главные мелодии»).
Дуй-дуй-дуй
Все исполняемое монахами на сякухати – часть дзэнской практики суйдзэн («суй» – «дуть, играть на духовом инструменте»). Частое повторение одного и того же звука имитирует звучание колокольчика. Игра допускает три правильные статичные позы, в которых тело принимает уравновешенное положение. Из-за ограниченности движений во время игры возникло выражение «три года трясти подбородком» – столько лет требуется, чтобы производимый звук был похож на звучание сякухати.
В миру
Корпус сольных пьес для сякухати – Хонкъёку – сложился к XVIII веку благодаря монаху Куросаве Кинко, который их собирал по всем монастырям. В честь него назвали одну из основных школ игры на сякухати – Кинко. Одновременно началась светская жизнь флейты: вытеснив смычковый инструмент кокю, она стала обязательным участником в ансамбле санкъёку («сан» – «три»): на цитре кото, лютне сямисэне и укороченной сякухати (около 40 см) исполнялась средневековая придворная музыка Гагаку. В конце XIX века при реставрации династии Мэйдзи секта Фукэ была запрещена, и ее члены стали светскими музыкантами. Тогда же окончательно оформились наиболее известные школы игры на сякухати: Кинко, Мэйан, Тодзан.
Джон Кейдж и все-все-все
В XX веке сякухати стала своей для практически всех музыкальных видах и жанрах – от японской классической и народной до авангарда и джаза. За пределами Японии она стала особенно популярна в США, а также в Германии, России, Австралии. Полюбилась сякухати и авангарду: одна из пьес Джона Кейджа под названием «Риандзи» навеяна не только знаменитым киотским Садом Камней, но и гипнотическими звуками сякухати.
Обсуждения Флейта сякухати