Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!
Наиболее глубокое произведение мировой литературы, "Книга Екклесиаста", обычно датируется исследователями третьим веком до нашей эры. Эта книга, чудом попавшая в библейский канон, является насквозь нигилистической и пессимистической. Известно, что включение данного произведения в Танах, вызвало серьезные возражения у иудейских богословов. О нем прямо говорилось, что оно содержит еретические воззрения. И не случайно: в "Книге Екклесиаста" фактически отрицается бессмертие души (люди приравниваются к скотам). Больше того, человеку здесь вынесен окончательный приговор, и приговор этот объявляется с позиций и в пользу Ничто; нигилизм полностью торжествует. Знаменитое "суета сует" это ни что иное, как зримое присутствие Ничто в повседневной жизни.
С другой стороны, книга приписывается самому царю Соломону. Хотя имя его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Екклесиаста, называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского». Исключить из Танаха крайне сомнительный текст такого выдающегося автора иудейские богословы не решились, но, возможно, подвергли его позднему дописыванию и редактированию. Во-первых, к поздним вставкам можно отнести присутствующую в книге характеристику автора, а также другие высказывания, призывающие покоряться Богу: "Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека". Но как может существовать Бог, сотворивший такой непотребный мир? К поздним вставкам можно также отнести утверждения, прямо противоречащие предыдущим, например, относительно веселья: "И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем". Странным в устах царя Соломона звучит и совет не ругать царей и богачей, потому что подобная банальность очень сильно противоречит сугубой мудрости, которую автор демонстрирует на протяжении большей части своего текста: "Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою".
В остальном же екклесиастовский нигилизм удивительно честен и беспощаден к любым придуманным культурой погремушкам, служащим основаниями бессмысленного бытия. Он последовательно уничтожает эти основания, начиная от самых фундаментальных и заканчивая вполне второстепенными. Для начала автор разрушает сказку о бессмертии души и вечной жизни:
"Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния. В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".
Многие люди, в первую очередь женщины, убеждены в том, что смысл жизни состоит в её продлении посредством размножения. А вот что думает об этом Екклесиаст:
"Чего еще искала душа моя, и я не нашёл? — Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл. Но нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы.
И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета! Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась добром, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком.
И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем".
Отсюда вытекает закономерное неприятие автором веселья: "О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. День смерти — лучше дня рождения".
Богатство и власть, служащие предметом желчной зависти рабов, в действительности также абсолютно лишены всякого смысла. Равно как и семейные ценности. Обратите внимание, как автор мимоходом упоминает домочадцев между слугами и служанками с одной стороны и крупным и мелким скотом с другой:
"Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!"
Какие ёщё погремушки служат фетишами, привязывающими людей к бессмысленной жизни? Известность и слава?
"Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после, потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым".
Вообще, все религии возникли, в первую очередь, как средство преодоления страха смерти. Не случайно в Св. Писании говорится, что, когда Адам и Ева сорвали плод с древа познания и обрели не свойственный животным разум, то сразу же были изгнаны из рая. Это был рай животного неведения о бессмысленности жизни и неизбежности смерти. "И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем", — говорит об этом Екклесиаст. Второе предназначение религий, тесно связанное с первым, заключается в делегировании справедливости в вечную жизнь, поскольку в реальности её категорически нет: "Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда". Согласно Екклесиасту, миром правит не справедливость, а случай: "И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их".
Действительно, всё определяет случай. Законы физики в известном нам виде — это всего лишь случайность, коррелирующая с особенностями нашего существования. Тело и мозг состоят из миллиардов взаимодействующих клеток, связи между которыми изменяются настолько мгновенно и непредсказуемо, что сознающий разум (как функция этих же клеток), оказывается не способен контролировать ультрадинамичное разнообразие и пытается втиснуть его в придуманные причинно - следственные связи. Человечество возникло как продукт случайной мутации, так же как каждый отдельный индивид суть результат случайной игры сперматозоидов. Самим своим существованием мы обязаны не сверхъестественному интеллекту, а воле случая, будучи одним из миллионов живых существ, обитающих в биосфере Земли, которая, в свою очередь, представляет собой невидимую пылинку, вращающуюся в одной из двух триллионов галактик, затерянных в бесконечности Небытия. Именно поэтому представляется невежественной самоуверенностью воображать, будто всё это существует для нас, равно как и попытки перенести присущее нам сознание на вселенную, которая исчезнет также внезапно, как, должно быть, возникла. В данном контексте ответ на вопрос, почему существует нечто, а не Ничто, может быть достаточно прост: это ненадолго. Ещё один ответ заключается в том, что Ничто не стабильно. Чтобы возникло нечто из ничего, было достаточно крошечной асимметрии, когда вещества в самом начале вселенной оказалось больше, чем антивещества, что явилось случайным стечением первоначальных обстоятельств. Что касается изначального ничего (Абсолютного Ничто, как средневековое апофатическое богословие именовало Бога), то оно было всегда и будет существовать вечно.
И, поскольку всё в мире подвержено случаю, то совершенно случайно венцом философских рассуждений Екклесиаста выступают его потрясающие своей нигилистической устремленностью в Небытие слова:"И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!"
Нет никакого смысла и непостижимой тайны. Духи и Боги не жаждут наших раболепных телодвижений. Единственное, что нам остаётся — это здравая самооценка в духе Екклесиаста.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-48241.
Обсуждения Чеканные формулы чёрного пессимизма
Нижайше прошу ответить на мою глупую просьбу к Вашему ВЫСОЧАЙШЕМУ Величеству:
--- В чём тогда по Вашему, "невероятные и ложные аргументы", конкретно у Вадима ??? ---
......................
Ещё раз (и "много, много, много раз") повторяю. Вадим преподаватель в ВУЗе, доцент. Сдавал доцентуру, которая и даёт право преподавать в ВУЗе, тем более философию. См.: хотя бы "Доцент --Википедия", а ещё лучше "Постановление Правительства РФ , О порядке присвоения учётных званий".
"Купить коня ", т.е. звание Доцента весьма трудно и практически невозможно им пользоваться, слишком велика конкуренция в аттестационной комиссии.
Почему Ваше "ёрничанье", ограничивается представлением о персонаже по КЛИЧКЕ "Доцент" из известного фильма ??? С этим что, тоже "ни чего не поделать" ???
Опять же!
О ВЕЛИЧАЙШИЙ, если ёрничанье это черта характера и с ним НИЧЕГО не поделать, то, с точки зрения того же ёрничанья, получается, что ёрничанье есть НИЧЕГО (НИЧТО).
Тогда Вы, согласно индийской идеалистической философии, крайне СЧАСТЛИВЫЙ человек, абсолютно свободный, освободившийся от "Сансары", растворившийся в Ишваре (Ишвара -- Господь, повелитель. Верховный повелитель всего, Бог).
Либо сам БОГ.
Ведь "Растворившийся в Боге", становится Им.
Следовательно, мы что (?!), в Вашем лице, имеем в собеседниках самого БОГА ???!!!
Вы так ёрничаете или взаправду непоколебимо уверены в этом (в своём величии и превосходстве) ???
Почему Вы употребили именно слово "купил"???
Может быть Вы ошиблись, не купил, а приобрёл???
Вадим профессиональный философ, и тем более преподаватель (учитель) философии. То есть он, как определяли таковых греки - Софист (мудрец, по нашему).
Вы же сами, УВАЖАЕМЫЙ, не знаете чёткого ответа, где НАХОДИТСЯ Небытие (Ничто) (?) СРЕДИ Бытия или наоборот, Бытие находится СРЕДИ Небытия??? Ведь так же, ибо САМИ пишете: --- "... Хотя может и наоборот, Бытие находится среди НЕБЫТИЯ".---
Странно, употребляете слово" может", а в конце предложения знака вопроса не ставите. Т. е. Вы насмехаетесь (смеётесь, потешаетесь, ёрничаете), не зная? Сами не зная? Не зная над чем?
Так над КЕМ же Вы тогда насмехаетесь-то ??? (???)
Извините, Уважаемый Владимир, но Вам "Судьба-Природа" в этой жизни дала великолепный ШАНС, это понять.
Ведь Вы живёте в Крыму, где такие прекрасные НОЧИ (!!!) и где ранее жили греки, создатели европейской философии в лице, например, Демокрита, даже и возможно прародители Ваши (см. Демокрит). Ведь фраза Вадима, над которой Вы ёрничаете, это высказывание Демокрита.
Посмотрите, "посозерцайте" Ночное Небо, ведь там Бытие (в виде звёзд) бытует внутри Пространства Небытия.
НЕ "среди", а именно ВНУТРИ.
Нет и нет и делов то нет.
И тогда понимаешь
ВСЕ ЕСТЬ!
Впрочем, возможно я и предвзят в оценке (так сказать имею "априорное" суждение), так как генетически являюсь (по мужской) линии цыганом (из "руска рома").
--- "И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё - суета и томление духа!" (Екклесиаст).
"Нет никакого смысла и непостижимой тайны. ... . Единственное, что нам остаётся - это здравая самооценка в духе Екклесиаста" (Вадим Филатов <vadim88>). ---