У нас есть очень полезное свойство, однако которое иметь поздно хуже, чем никогда, - стыд. Запоздалое раскаяние утраченные шансы к жизни не вернет. Очень важно - успеть достаточно полно устыдиться с детства. Мера нужна и для этого состояния - хорошо, если эта назидательная потребность не обременит к старости, ведь и без понуканий душа зрелого человека уже должна быть прозревшей, дабы не сокрушаться жалостью, аки реквиемом по себе. Не открыв взор долу, и неба не видать! Социальная психология-то уж должна обращаться за опытом церкви в вопросах очищения и эмоциональной поддержки неустойчивой психики подростков, хотя бы на примерах становления почитаемых ею и обществом душ - не обязательно св. мучеников, но и популярных личностей разных вероисповеданий. Инструментарий покаяния, как душевного соучастия, требует и научного рассмотрения, и профессионального подхода в деле воспитания именно юных. Если разумные доводы - как печалился, например, Анатоль Франс - еще никого не убеждали, то нашему содружеству поможет не вера, то хотя бы взаимное доверие, которое правда тоже надо заслужить... Высшее в себе естественно желать и возносить, как частицу всевышнего, и благодарить, и просить просветления, покаяния, помощи прежде кого-либо, ибо Оно в нас персональное и именное, а ведет ко всеобщему и соборному. Неведомо по каким поводам, но сия ступень очевидности усечена из нашего духовного воспитания, и требует зачина нового. А, без получения опыта обретения себя в духе собственном, и души близких за печатями, и мир заветный не спознать, и свою вечности не предложить. Душа, в которую не вложился, даже своя, увы, неведомой и остается. (Думаю, некоторый пафос здесь вполне оправдан, тон естественен и стиль понятен.) И у отдельной личности, и для жанра и даже вида искусства значение любого авторского произведения характеризует лишь срез или момент конкретного периода в творчестве. Но, как через траекторию изменений всех работ проступает панорама открытия мира каждым художником, так и просторы разрабатываемых всеми старателями направлений в искусстве приумножают соборной мир воодушевления. Перекатываясь во времени, сами собой трансформируются авангардные и модернистские течения в русле их прикладных значений и применения, с претензией созвучий если ни в чьей-то, то, хотя бы, в душе созидателя. Одиозные и эпатажные формы претерпевают достойные изменения, наполняясь уместным содержанием, а вымысел замещается на безыскусную реальность, по которой выравниваются и дух, и буква постижения все того же грациозного мира. Красота самой реальности безусловно превосходит все мыслимые потуги воображений, в которых так нуждается блуждающий ум. Инструментарий всех видов творчества ему в помощь, как и само многогранное искусство - становлению человечества. Поскольку обитель муз есть храм души и центр жизни известного меньшинства, то и все науки, и технические уловки - ей в помощь на том Олимпе. Сады Эдема, оказываются там же, и наполнены ароматами задушевности. Аки пчелки, собираем всю жизнь нектар с полей возвышенного. Этика духа, воплощенная в искусстве, способствуя становлению ума, - да сохранит, если ни весь мир человеков, то хотя бы толику от недостижимого. Не красота спасет мир, но мир - красоту, только бы они, боги нашего торжества, подружились с нами! Мечтать полезно, но поздно! Например, Гойя своими полотнами с «порожденными химерами» вслед за страшилками средневековья выпустил и своего джина уродства из «бутылки» воспаленного сознания. Образные метафоры в искусстве должны быть тщательно цензурированы, - именно здесь «лучше переспать, чем недоесть», ибо тиражированные, они массово оседают в представлениях других, повреждая и их нервные структуры патологическими связями. И Дали, и Пикассо не избежали сей участи, так еще сами приумножили вред. Вообще, для всех и каждого древнее табу: даже случайный вид уродливого - приобщает и уродует! Для критиков напомню, - естественное не безобразно тем, что жизнеспособно. Шовинистические, милитаристские идеи — те же искусственно обезображенные образы, и несут смерть не только лишь на ментальном уровне, но и в злобе дня. Неловко напоминать, что и детский пистолетик в руках ребенка шлет пули не только во взрослую жизнь, но и в досель невинное сердечко. Забвение табу допускают и верования, где джихад, где "святое" воинство из ложных побуждений низвергают духовные достоинства своих носителей на мирской уровень распрей и впадают в состояние разносчиков гибели... Героический пафос батальных сцен, представленный словом, на полотне, в скульптуре или музыке, созидает те же красноречивые коварства и угрозы. Прекрасную альтернативу убийствам мы увидим в состязаниях у многих животных, если захотим. Спорт же совращен корыстным профессионализмом, что говорить о войнах, - скромность победителей никогда не украшала, - времена бесстыдные, бездуховные никуда и не уходили. Кровь несмываема и с души Понтия Пилата, руки которого условно чисты. Римский дух язычника императора Траяна вероятно ликует над водруженной на колонне триумфатора статуей св. Петра, ибо апостолу до врат рая уже не дотянуться, благодаря благочестивому папе из Ватикана, между прочим. Все это было бы смешно, но скорее обидно... Метод борьбы с такой напастью один — полное забвение. Увы, из культурной ткани цивилизации пряди не вытравить, но знать свои метастазы осознавания уже небесполезно. Наш доморощенный прагматик Никита Хрущев, будучи убежденным профаном на выставке авангардистов, по сути ангельски прав с державным указом «...выметайтесь из страны!», хотя адресаты его гнева вполне невинны - усмешка истории. Как тут не вспомнить и разгневанного торгашами Христа в храме. Кстати, запрет изображения людей в культовых украшениях мечетей оберегает взоры верующих в должной мере... Если достоинства есть продолжение в нужную сторону наших слабостей, то зерна силы можно не искать - их посев везде, как начало отсчета. Витязь на распутье - знаковая фигура: - ищу то, не зная что, но ищу! Оказывается, до поры не важно, «что-где-как?», суть в том - «когда!» Познай, сделай, возлюби, исцели и, наконец, спаси себя сам - все это, без исключения, дисциплины, которыми заповедано настойчиво и целеустремленно заниматься с детства, и чему не в состоянии помешать, отнимая драгоценное время, никакие препятствия вроде «общеобразовательной» школы. Сложно учить того, кто сам не пробудился к подобному устремлению в своем сознании, но, в своем предназначении - к Счастью - мы для того и созданы. Парадокс видится в том, что все учения напрасны, а великие Учителя, как на паперти - с виду нищие - взывают к нам с протянутой рукой. Слава Им! Но, наш «грех» только нами же и отрабатывается, как первородный, - нам во славу. Отрабатывается ли? - вопрос и долга, и совести.
Да осуди себя сам! — вот знак нового времени и очередной выбор человечества.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-48017.
Обсуждения Жизнь, которую мы выбираем