Копперфильд, Гудини, Кио – иллюзионисты, о которых знают все. В меньшей степени известны Акопян, Ури Геллер, Вольф Мессинг. А вот имя Жана-Эжена Робер-Удена мало кому знакомо. А ведь как оно гремело в свою эпоху! Но мы не собираемся писать о Робер-Удене подобие биографического очерка. Мы расскажем о нем неизвестные факты, но, как истинные иллюзионисты, не станем раскрывать карты прежде времени.
ПРЕДВИДЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА
Впрочем, без года и места рождения не обойтись, дабы обрисовать исторический фон событий – 1805-й, Франция, Блуа. Сын скромного часовщика с детства увлекался точной механикой, которая во многом и определила его выбор. Робер открыл собственную часовую мастерскую, попутно создавая автоматические игрушки - поющих птиц, кукол, игравших на рояле, мальчика-акробата, крутившего тройное сальто. Частенько мы нажимаем на кнопку электрического звонка, не подозревая, что изобрел его он, Робер-Уден. А на французской промышленной выставке 1839 года он демонстрировал часы, сделанные из цельного куска хрусталя, без всякого видимого механизма. На универсальной парижской выставке 1844 года Робер-Уден показал автомат, названный им «рисовальщик и писец».
Король Луи-Филипп, остановившись перед ним, стал задавать вопросы, на них тут же получал написанные или нарисованные автоматом ответы. Он наградил изобретателя золотой медалью. Позже, когда Робер-Уден стал профессиональным фокусником, он выступил перед графом д`Экалопье и архиепископом Аффре. Вот как описывает один из эпизодов этого выступления сам иллюзионист. «После тщательного осмотра большого конверта, запечатанного со всех сторон, я вручил его архиепископу и попросил держать у себя. Затем дал лист бумаги и попросил написать на нем что-либо втайне от окружающих. Бумагу я разорвал и сжег. Затем я попросил архиепископа открыть конверт. В нем был другой, потом третий, целая дюжина. В последнем лежала та самая, «сожженная» записка архиепископа: «Я не пророк, но предсказываю, что Вы достигнете блестящих успехов».
Что да, то да! И теперь ведущие иллюзионисты Европы и Америки совершают паломничества к могиле «великого учителя», как они называют Робер-Удена, в Блуа. Добившись успеха, Робер-Уден в возрасте пятидесяти лет отошел от артистической деятельности и возвратился в родной город, надеясь целиком отдаться любимым занятиям – электротехнике и механике. Но не тут-то было…
ЗАМЫСЕЛ ИМПЕРАТОРА
Середина XIX столетия была эпохой расширения европейского влияния. Англия укрепила позиции в Индии, Голландия в Южной Африке. Франция обратила внимание на Камбоджу, Мексику, на западный берег Красного моря. Но вот с Алжиром у французов не ладилось. В этой богатой стране хозяйничал некий Абдель Кадир – авантюрист, ловкий демагог, сопротивлявшийся влиянию лягушатников. И то сказать – отдавать кому-то богатства? Банды налетчиков Абделя Кадира, опиравшиеся на мелких местных феодалов и монахов, наносили немногочисленным французским гарнизонам ощутимый ущерб. С невероятной жестокостью сообщники Кадира расправлялись с каждым европейцем, кто имел несчастье попасться им в руки. Положение казалось безвыходным, пока… Пока император Наполеон III не вспомнил о Жане-Эжене Робер-Удене. Вот тут-то иллюзионист и превратился в дипломата.
ТРИУМФ ЧАРОДЕЯ
Робер-Удену передали личную просьбу императора – поехать в Алжир и так поразить местное население волшебством, чтобы алжирцы и думать забыли о набегах и расправах!
Робер-Уден был озадачен. Он отлично понимал: это риск. Но его позвала Франция, и он не счел возможным отказаться. «Права она или не права, это моя страна…» Он выучил несколько арабских фраз, прочел немного о суевериях алжирцев и выехал в сопровождении ассистента Тибо, свободно владевшего арабским.
Представления начались в сентябре 1856 года в театре Алжира. Зал был переполнен. Иллюзионист начал с довольно простенького трюка. Он спросил, есть ли в зале кто-нибудь, в совершенстве знающий стихи Абделя Кадира. Откликнулся седой монах-марабут. Тогда Робер-Уден взял со стола книгу и попросил старика на память повторить, что написано на той или иной странице. Старик возразил, что этого никто не может сделать. «А я могу», - сказал фокусник. И смог! На самом деле, нужные тексты подсказывал из-за кулис ассистент.
Потом Робер-Уден встал на железный лист, из-под его ног вырвалось пламя, дым окутал его фигуру и тут же развеялся, а невозмутимый артист, как ни в чем ни бывало, стоял перед зрителями. Один из них выхватил пистолет и прицелился в «шайтана». «Э, погоди! - воскликнул Робер-Уден. - Вот пара отличных дуэльных пистолетов. Выбери любой, заряжай при всех и пометь как-нибудь пулю». Араб сделал на пуле насечку. «Теперь стреляй в меня», - распорядился фокусник. Раздался выстрел. Улыбающийся Робер-Уден вынул пулю изо рта. Ту самую, помеченную.
Затем он опускал руки в «расплавленное олово» и даже умывался им, пил «кипящую» воду и поджигал ее, прикладывал к щеке раскаленный железный прут, превращал яичницу из десятка яиц в одно громадное яйцо… В заключение продемонстрировал «говорящую собаку из Франции», которая сообщила на чистом арабском, что нет в мире волшебников более могущественных, нежели французы. Надо ли уточнять, что за собаку вещал ассистент.
Это было уже слишком. В зале поднялась паника. Давя друг друга, высокопоставленные и простые зрители рвались к дверям. После этого скандального дебюта за Робер-Уденом закрепилась слава «шайтана с кастрюлей (цилиндром) на голове». Алжирцы, встречая его, поспешно прикрывали лицо бурнусом, боясь «дурного глаза». На жизнь «чародея» было совершено несколько покушений, но он храбро отправился вглубь страны, в горы Кабилии. Без зрителей он не оставался - любопытство населения оказалось сильнее страха.
В чем же заключалась суть замысла? Дело в том, что в ближайшее окружение Абделя Кадира также входили местные маги и жрецы. Их задачей было поддерживать магическими средствами репутацию «гениального сверхчеловека» и вербовать новых сторонников. Но факирское трюкачество их по сравнению с искусством французского гостя выглядело детской забавой. Правда, они выступали перед публикой вполне доброжелательной, трепетавшей, но не особенно удивлявшейся при виде чудес, лишь подтверждавших всевластие «вождя». А Робер-Уден бесстрашно представал перед аудиторией, заранее ненавидевшей его, и побеждал! Конечно, он демонстрировал и куда более впечатляющие трюки, нежели в дебюте, секреты многих и сейчас не разгаданы. Таким образом Робер-Уден заставлял местное население сомневаться в выдающихся способностях Абделя Кадира. Маг на пенсии
После завершения алжирских гастролей француз вернулся на родину с триумфом. Ему удалось выполнить свой долг, а от гонорара он отказался. Несмотря на его успех, французам порой приходилось полагаться на силу оружия. Но Робер-Уден и не претендовал на роль всепобеждающего героя-одиночки. Он считал, что лишь сделал то, что должен был сделать.
Жан-Эжен Робер-Уден поселился в уединенном домике в Сен-Жерве, возле Блуа, написал мемуары и несколько пособий по иллюзионному искусству. Свой дом он превратил в настоящий технический шедевр. Сами собой распахивались двери, загорались надписи «Добро пожаловать», причудливые автоматы приветствовали гостей в саду, для переправы через пруд служило механическое кресло… Но Робер-Уден занимался техникой не только ради развлечения. Он стал автором ряда изобретений в области офтальмологии, некоторые из созданных им приборов до сих пор применяются врачами при исследовании глаз. Умер великий иллюзионист в 1871 году. О чем он часто думал в последние годы, никому не известно, но наверняка вспоминал с улыбкой и о том, как одной только магией обвел вокруг пальца множество недругов его родины.
Источник: Андрей БЫСТРОВ
Обсуждения Фокусы дипломатии