Шаманы якутии

В 2008 году на жителей небольшой деревни Бетюнь в Амгинском улусе Республики Саха-Якутия свалилась напасть. Их дома стали уходить под землю, а на поверхность начали один за другим выходить гробы. Сельчане пришли в ужас от нашествия мертвецов и дружно вспомнили о проклятии, которое наложили на Бетюнь шаманы.
Шаманы якутии

ГРОБЫ КАК ГРИБЫ

Жители деревни вспоминают тот год с ужасом. Покойники возникали в самом центре Бетюни! То черепа, то кости, то скелеты. Такого страху все натерпелись, что словами не передать. А случилось все после того, как летом в Якутии наступила небывалая жара. Казалось бы, при чем тут мертвецы? Оказывается, посреди деревни в многолетнемерзлых породах образовались так называемые клинья вечной мерзлоты. При высокой температуре впервые за много лет они принялись таять, земля стала опадать, в ней образовались провалы. Сначала на деревню обрушилась одна беда – в провалы падали дома. А потом на краю провала сошел небольшой сель, и из открывшейся породы начали выпадать гробы. Они летели на дно увеличивающегося прямо на глазах оврага. Гробы бились о землю, раскалывались, из них вываливались человеческие останки. Деревенские собаки грызли кости и разносили черепа по Бетюни. Ближе к осени природа одумалась, и в Якутии ударили привычные морозы. Гробы вмерзли в землю. Зрелище не для слабонервных: прямо из земли торчали черепа с пустыми глазницами. Голливуд с его ужастиками отдыхал.

Экологи били во все колокола: всему виной бездумное использование природных ресурсов Якутии, а именно то, что в советские годы отсюда грузовиками увозили гравий для строительства новой дороги, вот земля и «прохудилась». Надо срочно принимать меры, засыпать провалы землей, укреплять склон оврага, чтобы не «расходился» дальше. В противном случае, твердили специалисты, на всей деревне можно поставить крест, еще одного аномально жаркого лета она не переживет.

У стариков было свое мнение. Жители Бетюни сами виноваты, не следовало тревожить покой древних шаманов, нашедших последний приют на местном кладбище. Они якобы и прокляли деревню и ее обитателей. Зоя Алексеевна Дуранова, известная якутская предсказательница и шаманка, подтвердила эти подозрения и еще больше напугала местных. По ее словам, земля вот-вот обрушится там, где похоронен великий шаман, и когда это случится, его дух выйдет наружу, и тогда мало никому не покажется.

На деревенском сходе бетюнцы решили срочно принимать меры, не дожидаясь милости от властей. Все ледяные линзы засыпали опилками, сверху закидали землей, овраг укрепили и повторно захоронили вышедших на поверхность покойников. Во время похорон пригласили якутских шаманов для специального погребального обряда. От лица всех сельчан шаман попросил у мертвецов прощения и задобрил духов с тем, чтобы они не гневались на живых и вернулись в свой загробный мир.

ДУХ-ЗВЕРЬ

Якуты – особый народ. Вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна так же, как и в старину. Со смертью шамана его сила никуда не девается, его дух-зверь триста лет «дежурит» у его могилы, охраняя его покой. Беспокоить старое шаманское захоронение – значит навлечь проклятие. Тогда дух может натворить столько бед!

Места упокоения шаманов считались священными. Народ саха всегда опасался шаманских могил, старался обходить их стороной. Самую большую опасность могилы представляли для тех, кто не являлся шаману родственником.

Захоронения шаманов в земле стали практиковать относительно недавно -- лишь с ХVII века, что связано с распространением христианства. А до того колдунов хоронили в лесной чаще высоко над землей в специальных деревянных сооружениях – аранас. Место выбирали глухое, вдали от жилья и дорог. По представлениям якутов, лес считался обиталищем духов природы, тут же находилось пограничье между миром живых и миром мертвых. Для сооружения «воздушной» могилы выбирали четыре рядом стоящих дерева и на высоте примерно полутора метров соединяли перекладинами, предварительно отпилив вершины. На помост ставили гроб, укрепляли его деревянными шестами. Часто шесты украшали скульптурами птиц – символом духа шамана и его грядущего возрождения. Для гроба выдалбливали колоду из двух половинок цельного ствола крупной лиственницы. Шаманов хоронили со всеми атрибутами и одеждой, а бубен, разломав, вешали над могилой.
Шаманы якутии
Тело шамана находилось в лесу до тех пор, пока само собой не разрушалось. На это уходило обычно лет сто. Потомки мага тщательно ухаживали за его захоронением – обновляли фигурки птиц, укрепляли помост, приносили угощение. Если могила приходила в негодность, полагалось хоронить шамана заново по всем традициям.

Новое захоронение строили девять девственных юношей, а также приносили в жертву черного жеребца с белой мордой. На его могиле другой шаман проводил обряд камлания. Через сто лет останки шамана следовало снова предать захоронению по всем древним обрядам. А в третий раз его прах предавали земле.

НАРУШИТЬ ПОКОЙ

Мертвый шаман считался таким же сильным, как и живой. К его духу обращались за помощью в трудных ситуациях. Тогда любой человек шел к его могиле с дарами и обращался к нему мысленно. Просьбы были разные – родить здорового ребенка, отвести болезнь от близкого человека, наказать врага. Сила шамана была столь велика, что он мог наслать ураган на обидчика и разорить его жилище, поразить его молнией или лишить ума. Самое страшное для якутов – неуважительное отношение к могиле шамана, забвение. Стоило такому случиться, как шаман напоминал о себе – насылал проклятия, болезни, голод, падеж скота.

Но самое страшное – это беспокойство могилы шамана из праздного любопытства. Всякий якут знает страшную историю о том, как дух обошелся с двумя молодыми парнями, которые ради потехи осквернили его могилу. Компания друзей расположись в лесу недалеко от места захоронения шамана. Один из парней подначил своего друга посреди ночи пойти к могиле и воткнуть в нее якутский нож. Дабы не показаться трусом, парень так и сделал. Он выполнил условия спора и вернулся обратно к палатке. Затем началось светопреставление: поднялся ветер, завыли волки, а потом раздались странные звуки -- пение и удары бубна. Но самое страшное случилось дальше, когда вокруг палатки начал кто-то ходить и бить колотушкой в бубен. Кошмар продолжался до рассвета. Утром молодые люди выбрались из своего укрытия и бросились в соседнюю деревню. Сельчане открыли рты – все парни как один были седые. Вечером того же дня нарушитель спокойствия погребенного шамана умер от остановки сердца, а вскоре за ним последовали и его друзья из-за разных болезней. Ужас был в том, что все они еще вчера были здоровы и крепки.

Вторая история тоже передается в Якутии из уст в уста. Началось все со строительства в одном рабочем поселке взлетно-посадочной полосы. Старики обратились в администрацию с просьбой прекратить стройку или перенести ее в другое место, потому что тут покоится в земле шаман. Власти поселка не вняли советам старейшин. Взлетно-посадочная полоса была построена в срок. Первый же вертолет с деревенскими и их ребятишками рухнул брюхом на землю. К счастью, никто не пострадал. Это был первый сигнал. Увы, к нему не прислушались. Второй раз вертолет в воздухе потерял высоту и упал, частично развалившись. Пострадали все три человека, находившися на борту, один из них серьезно, врачи диагностировали у него перелом ребер, сотрясение мозга. Аэродром закрыли, как оказалось, насовсем. Специальная комиссия установила, что она была построена с нарушениями. А ее строители позже все, включая бригадира, утонули в речке.

Такие рассказы в Якутии не редкость, и это доказывает тот факт, что шаман не утрачивает своей силы и после кончины. Более того, после смерти его связь с космосом усиливается. Именно поэтому даже пожары не приближаются к захоронениям шаманов. Исторический факт: страшные пожары в Вилюйском улусе 1948 года сожгли целые деревни, но обошли могилы великих шаманов стороной.
Источник: Сергей ШАПОВАЛОВ
×

По теме Шаманы якутии

Празднование Нового Года в Якутии

Ысыах (як. Ыһыах) — день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета...
Журнал

Тувинские шаманы

В Туве шаманство распространено сильнее любой религии. В этом отношении страна...
Журнал

Шаманы

В этом суровом краю даже дети охотников навскидку попадают в глаз медведю. Идти...
Журнал

Шаманы Ямала

На Ямале наиболее сильными считаются два шамана — братья Окотэтто из...
Журнал

Шаманы в разных культурах

Шаман - у некоторых народов севера, сохраняющих веру в духов и возможность...
Журнал

Шаманы - первые психологи и терапевты

Шаманизм с давних времен практиковался в культурах разных народов. Исследователи...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы