Празднование Нового Года в Якутии

Ысыах (як. Ыһыах) — день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами — зимой, и еще по древней традиции — летом. Якутия — крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня — в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, — говорит она. — И единственная возможность встретиться всем родом — это здесь».

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу «Олонхо» – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).

Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).

– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий?

– Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного наследия.
×

По теме Празднование Нового Года в Якутии

Празднование Нового года

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом...
Журнал

Празднование Нового Года

Собственные, уникальные традиции празднования Нового Года есть в каждой стране...
Журнал

Празднование нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее...
Журнал

Празднование Нового Года

1 января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном...
Журнал

Празднование Старого Нового года

После распада СССР, кроме России, старый Новый год продолжают отмечать также в...
Журнал

Шаманы якутии

В 2008 году на жителей небольшой деревни Бетюнь в Амгинском улусе Республики...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека