«О, Венеция, сказочный город! Ты для радости в мире живешь». Слова этой песни хорошо знакомы любителям советского кино – впервые они прозвучали в фильме «Труффальдино из Бергамо».
Действительно, Венеция – самый прекрасный город на земле. Город романтики. Город на воде. Город каналов и непередаваемой атмосферы. А еще город львов.
КАМЕННЫЕ СТРАЖИ
Когда попадаешь в Венецию, диву даешься, сколько в городе львов - гранитных, мраморных, бронзовых. Они – всюду. На колоннах, решетках, соборах, фонтанах, фасадах домов. На морском флаге Итальянской Республики. Львы сидят, стоят, читают, рычат, львы с крыльями и без них, с поднятыми лапами, с нимбами и флагами, в профиль и анфас. Золотые львы украшают улицы города во время проведения международного кинофестиваля. Величественные и страшные, спокойные и задумчивые, сердитые и грозные – они встречают тебя на каждом шагу. От их мудрых всевидящих глаз никуда не скрыться. А над всем львиным зверинцем парит главный венецианский лев, венчающий собой одну из двух гранитных колонн, стоящих на Пьяцетте — небольшой площади, примыкающей к площади Сан-Марко и выходящей на канал Сан-Марко. Этот крылатый зверь занимает высшую ступень в своеобразной табели о рангах по праву старшинства: он считается главным символом города. В 828 году из захваченной сарацинами Александрии по инициативе дожа Джустиниано Партечипацио были тайно вывезены венецианскими купцами останки евангелиста Марка и доставлены в Венецию. Там апостола настолько почитали, что со временем он «сместил» с поста патрона города святого Теодора и вместе со своим вечным спутником львом стал единственным покровителем Венеции.
СМЕКАЛКА И ЛОВКОСТЬ РУК
Любопытна как история льва на колонне Святого Марка, так и самой колонны. В 1099 году Венеция помогла Константинополю в войне с финикийцами – отправила флот, благодаря чему византийцы одержали убедительную победу. В знак благодарности союзники прислали в 1125 году морем три гигантские монолитные колонны из гранита. Но вот незадача – одна из колонн во время разгрузки корабля рухнула в воду. Ее пытались отыскать, но безрезультатно – дно венецианской лагуны илистое. Колонна не иголка, ее искали даже в наше время, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Так у венецианцев осталось две колонны. Их осторожно снесли на берег и оставили там до лучших времен.
Колонны были такими тяжелыми, что венецианцы не представляли, что с ними делать дальше. Каждая весила около ста тонн. Подарки так и лежали на берегу залива, пока в 1196 году инженер и архитектор Николо Баратьери не решился установить их на главной площади города. Архитектор долго думал, как поднять многотонные колонны, пока его не осенило – с помощью «мокрой веревки», трюка, хорошо знакомого всем морякам того времени. Фокус заключается в следующем: сухие пеньковые канаты при поливе водой сильно сокращаются. Так Баратьери удалось осуществить, казалось, неосуществимую задачу. Две колонны встали на самом выгодном месте и украсили собой городской пейзаж. Власти были страшно довольны архитектором и позволили ему в качестве платы за труды поставить между колоннами столики для азартных игр и получать с них прибыль. Деньги текли в его карманы рекой, и мастер изобразил на своем фамильном гербе три игральные кости.
Со временем это популярное у горожан место власти приспособили для проведения публичных казней. Между колоннами устанавливали виселицы или постамент, на котором преступникам отрубали головы. Осужденного поворачивали лицом к циферблату Часовой башни, чтобы он видел, как ходики отбивают последние минуты его жизни. Здесь, в частности, закончил свои дни Филиппо Календарио – архитектор, скульптор и предполагаемый строитель Дворца дожей. В 1355 году его и других заговорщиков против венецианских властей повесили на одной из колонн. С той поры суеверные горожане старались никогда не проходить между двумя колоннами.
КИТАЙСКИЙ СЛЕД
Происхождение колонн – загадка. Некоторые полагают, что их родиной была Византия, но большинство приписывает им сирийское происхождение. Восточная колонна посвящена Святому Марку, западная – святому Теодору. Кому принадлежит идея водрузить на восточную колонну льва – тайна за семью печатями. Но еще более туманным долгое время было происхождение самого хищника. На этот счет у историков существовало множество версий. Самая незатейливая – льва в XIII веке отлили безымянные венецианские мастера. Самая правдоподобная – когда-то это была химера, украшавшая собой один из персидских, ассирийских, сасанидских или византийских храмов, которой венецианцы приделали крылья и поставили на колонну. Самая экзотическая – царь зверей родом из Китая. Действительно, в древности мало кто в мире мог себе позволить отлить такую скульптуру, а вот китайцы в искусстве их изготовления добились больших высот. Но в таком случае возникает закономерный вопрос: каким образом тяжелая громадина перекочевала из Поднебесной в Венецию? Одно дело – привезти скульптуру по морю, а совсем другое – притащить по суше. Ведь где Китай, а где – Венеция!
ЖАДНОСТЬ НАПОЛЕОНА
Впервые венецианцы упомянули о крылатом льве в документах за 1293 год. Царь зверей украшал город несколько веков и горя не знал, пока на европейской сцене не появился Наполеон Бонапарт. Венецианский дож пытался договориться с французским императором, желая сохранить город. Однако завоеватель не испытывал никакого пиетета перед главой республики. Когда захватчик появился в Венеции в 1797 году, то первым делом низложил последнего дожа, а затем приказал снять с колонны и отвезти в Париж символ города – крылатого льва. Древняя, некогда могущественная Венецианская республика, царившая в течение многих столетий на Средиземноморье, бесславно прекратила свое существование.
Пока Наполеон хозяйничал в Европе, лев украшал площадь перед Домом Инвалидов в Париже. А когда великий полководец пал, пришел черед вернуть реликвию на место. Это решение было вынесено на Венском конгрессе 1815 года – тайной конференции, участники которой пытались восстановить монархии, разрушенные действиями Наполеона, определить новые границы государств и вернуть на родину похищенные французами ценности. Пришлось французам снимать льва с пьедестала, упаковывать и везти обратно. Однако лев не смог пережить путешествие домой. Скульптура при перевозке разбилась на 84 куска. Описать печаль, которая охватила венецианцев, трудно. Потерять сокровище второй раз, да так глупо и нелепо! И тогда нашелся архитектор «золотые руки» Бартоломео Феррари, который собрал все осколки и переплавил их в печи.
Собрать скульптуру в прежнем виде, правда, не было возможности, мастер просто слепил ее из фрагментов бронзы, свинца и латуни, вместо скреп использовал болты. Одну из лап пришлось даже залить цементом. В итоге от подлинника осталось немного – голова, грива, задняя левая лапа, правая ляжка. К сожалению, даже после такого кардинального «лечения» крылатый лев остался инвалидом – он полностью потерял зрение. Раньше глаза льва украшали два великолепных красных карбункула – разновидностей граната. Но французы не пожелали отдавать драгоценные камни. Более того, венецианцы так и не узнали правды, кто именно присвоил «глаза» их любимца.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
В 1995 году скульптура хищника отправилась в реставрационные мастерские Сан-Грегорио. Изваяние взвесили (лев потянул на 2,8 тонны), разобрали по кускам, и каждый подвергли радиоуглеродному анализу. Исследования показали, что лев был создан в V веке до нашей эры. Версия о том, что он китайского происхождения, отошла на второй план. Ученые предположили, что скульптуру отлили ассирийцы в городе Тарсе, что стоял на реке Тарсусе (в античности Кидн) недалеко от ее впадения в Средиземное море. В древности Тарс являлся столицей Киликии, которая была построена по приказу ассирийского царя. Одно время город был резиденцией киликийских царей, в нем процветали ремесла, изделия, выполненные местными умельцами, ценились очень высоко. Постепенно город утратил свое значение, потерял былое могущество. Дело довершили крестоносцы, которые в XI-XII веках разграбили древний город. Скорее всего, именно «освободители Иерусалима» и вывезли льва на Апеннины, где он получил постоянную прописку.
Источник: Любовь ДЬЯКОВА
Обсуждения Приключения крылатого льва