Там, где Бретань соприкасается с Нормандией, ровно 1000 лет назад, в 1016 году, епископ Жюнкен построил замок, среди владельцев которого был и загадочный граф де Комбург, погибший не то в битве при Мальплаке, не то еще раньше, в XV веке. Со временем эта крепость стала родовым гнездом семьи Шатобриан - древнего, но обедневшего и угасавшего бретонского рода. «Моя кровь на знамени Франции» – таков был девиз на родовом гербе Шатобриан.
Один из членов этой славной семьи, знаменитый роялист и основатель французского романтизма Франсуа-Рене де Шатобриан провел в Комбурге свои детские годы. В «Замогильных записках», изданных уже после его смерти, Франсуа поведал читателям легенды и предания Комбурга, услышанные им здесь от родни и прислуги.
СТОН И ВОЙ
У каждой башни этого замка были свои легенды, отмеченные уже в названиях: башня Мавра, башня Крестоносца, башня Сивиллы, башня Кота – в этой последней, на самом верху, куда ведет крутая винтовая лестница, есть комната, где и жил маленький Франсуа-Рене. В «Замогильных записках» Шатобриан описывает, как лунный свет проникал в эту комнату сквозь ромбовидные окна, окутывая кровать. Но множество сов, летавших вокруг башни, заслоняли лунный свет своими крыльями, тени от которых создавали на занавесках движущиеся узоры. В непогоду за окнами слышались стоны ветра, иногда внезапно, с силой сотрясавшего дверь в комнату, при этом из подземелья башни раздавался вой. Затем все это стихало, но вскоре повторялось вновь. А теперь ненадолго оставим комнату, где в одиночестве коротал ночи маленький Франсуа, чтобы обрисовать атмосферу, царившую в замке и его предместьях.
БАШНЯ КОТА
Иногда целый год порог Комбурга не переступала нога гостя, лишь изредка маркиз де Монлуэ и граф Гуайон-Бофор, направляясь на заседание Бретонского парламента, просили ночлега в Комбурге. Мрачный замок у «тихого озера», крики сов по ночам и вересковые пустоши вокруг – не удивительно, вспоминает Шатобриан, что «разговоры о призраках занимали у моей матери и сестры все время перед сном. Особый ужас на них наводила старинная легенда, рассказанная слугами – о графе де Комбурге, умершем около 300 лет назад. Искалеченный в битве, граф имел только одну ногу, вторая была деревянной. После смерти графа обитатели замка не раз видели его гуляющим среди деревьев заброшенного парка у крепости. Или же он поднимался по винтовой лестнице, ведущей на вершину башни. А иногда его деревянная нога выходила на прогулки сама, без хозяина – при этом ее сопровождал черный кот». Эту пару – деревянную ногу и черного кота – чаще видели в той башне, где жил маленький Франсуа. Хотя мать и сестра ночевали в помещениях, далеко отстоящих от башни Кота, легенда наводила на них такой ужас, что они не ложились в постель до тех пор, пока Франсуа ни осматривал их спален. Они просили его заглядывать под кровати, в камин, за двери, обходить соседние лестницы и коридоры, и лишь после всего этого «укладывались в постель, умирая от страха».
Сам же Франсуа отправлялся спать в башню Кота, где дверь сотрясали порывы ветра. Или же это кто-то хотел вломиться в нее… быть может, граф с жуткой деревянной ногой? Лишь в этой наполненной страхами комнате Франсуа-Рене понял, что такое быть настоящим мужчиной.
Как же он не спятил там, в башне, этот почти ребенок? Почему отец подыскал ему такую спальню?!
Это было продуманной и запланированной частью воспитания мужчины в семье Шатобрианов. «Неужто шевалье боялся?» – спрашивал отец по утрам, если видел следы страха на лице сына. После этих слов юный Франсуа, устыдившись полуночных страхов, «готов был ночевать рядом хоть с покойником». Ближе к ночи его настроение вновь менялось… Но он научился побеждать свои страхи - во многом благодаря матери, которая говорила: «Дитя мое, на все воля Божья; тебе нечего бояться злых духов, покуда ты чтишь Господа».
МАГНЕТИЧЕСКАЯ ЛЮСИЛЬ
Особого упоминания заслуживает сестра Франсуа – красавица Люсиль. Именно Люсиль, послушав его рассуждения, посоветовала брату начать писать. Она в полной мере была воплощением того романтизма, символом которого в литературе стал ее брат. Люсиль была прекрасно сложена. Ее красивое лицо в обрамлении длинных черных волос выражало мечтательность, страдание, отрешенность. «Я заставал ее грезящей наяву – писал Шатобриан. – Позой своей и печальной красой она походила на Ангела смерти (Шатобриан воспринимал смерть как нечто прекрасное, но с пугающей маской – Авт.). В предвечерний час Люсиль любила читать в одиночестве. Для этого она отправлялась на перекресток дорог, отмеченный каменным крестом». И далее, в «Замогильных записках»: «Благодаря сосредоточению духа сестра моя впадала в необычайные состояния – ночью она видела пророческие сны, днем, казалось, читала в книге будущего. Если Люсиль не спалось, она шла в главную башню и садилась на ступеньки перед настенными часами, ставила на пол лампу и не сводила глаз с циферблата. Когда в полночь грозное слияние стрелок возвещало час смуты и преступлений, Люсиль слышала звуки, открывавшие ей чью-то далекую кончину. За несколько дней до 10 августа она вместе с другими сестрами, жившими в Париже, неподалеку от Кармелитского монастыря, бросила взгляд в зеркало и вскрикнула: «Я видела, как входит смерть!»
Напомним, что 10 августа 1792 года во Франции свергли королевскую власть. В ту пору многие аристократы стали на голову короче. Дворян убивали в тюрьмах, в одну из которых превратили и Кармелитский монастырь, близ которого тогда жила Люсиль вместе с сестрами.
Есть мнение, что люди, наделенные паранормальными способностями, могут уже одним присутствием своим провоцировать явления полтергейста – всевозможные стуки, голоса и т. д. Собственно, постукивание деревянной ноги вполне вписывается в это явление. Так может, это впечатлительная Люсиль со своим романтическим магнетизмом спровоцировала материализацию легенды? Ведь не зря же еще римляне говорили: Fortis imaginatio generat casum - «Сильное воображение порождает событие». Похоже, что нет, и для получения адреналина у жителей замка были куда более веские, материальные основания, чем страхи магнетичной Люсиль.
АРТЕФАКТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В 1876 году в старинном замке Комбург начали работать реставраторы. В каменной кладке XVIII века они нашли мумию черного кота. Находка, конечно, повлияла на их воображение, но похоже, дело тут было не только в их фантазии. После этого случая реставраторов всякий раз, когда день клонился к закату, стали навещать похожие ощущения – будто кто-то наблюдает за их работой, а иногда на винтовой лестнице, уводящей вверх, слышались шаги… Впрочем, призрак графа никак себя не обозначил, а вот нога опять стала прогуливаться в башне Кота и, как говорят, не одна. Кстати, мумию кота в замке и сегодня показывают туристам. С деревянной ногой дело обстоит сложнее – увидеть ее сегодня нельзя: в отличие от мумии кота, ногу так и не нашли. А вот услышать…
Ученые-историки утверждают, что замурованная в стене черная кошка – один из магических ритуалов далекой эпохи, так что мумия может быть и не связана с легендой, это просто артефакт обычной магической практики, оставшейся в прошлом. Однако же, говорят, после таких реплик, особенно брошенных на публику в стенах замка, Комбург оживляется и ОНИ выходят на прогулку - почти каждую ночь…
Источник: Сергей КОРШУНОВ
Обсуждения Страхи Комбурга