Колобок, колобок — куда ты катишься?
Вспомним еще раз пресловутого Колобка, приключения которого как только ни толковали на разных уровнях видения мира. А попробуем взглянуть еще и так: Колобок — метафора попытки пойти своим путем при абсолютно неподготовленном сознании и полном отсутствии знания законов реальности.
Вспомним еще раз пресловутого Колобка, приключения которого как только ни толковали на разных уровнях видения мира. А попробуем взглянуть еще и так: Колобок — метафора попытки пойти своим путем при абсолютно неподготовленном сознании и полном отсутствии знания законов реальности.
Старик и старуха – старые души: на них может закончиться род, а значение Рода в древнерусском язычестве было очень высоко. Кстати, поскребыш — это последний ребенок в семье, куда часто Род вкладывает все свои наработки. Поэтому у младшеньких больше шансов выпрыгнуть за пределы родовых границ и традиций и попробовать новый способ жизни на Земле. Род приветствует это и отпускает вылупившегося птенца на свободу, но что дальше? Новый мир вне традиционных ценностей, которые служат защитой и оберегом, чреват многими опасностями для молодой души, но взялся за гуж, не говори, что не дюж!
И вот наш веселый Колобок смело двинулся в неизвестность. И сталкивается со всеми прелестями свободы! Ну да, нахальный еще юноша! Многие таковыми и всю жизнь остаются. Но в эзотерике есть такой закон – человеку трижды дается шанс понять суть того, на что он замахнулся. Не прошел испытание свободой (причем, не он это решает, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать»*), пеняй на себя — значит, не удалось использовать шанс на построение собственной модели реальности.
Колобку кажется, что все у него победоносно получается. Один за другим он проходит в себе (сказки – часто метафора того, что происходит в нас самих) три уровня своей формирующейся личности, три уровня эго, олицетворяемых зайцем (трусость), волком (злоба, агрессивность, свирепость и т. п.), медведем (сила и власть). Но обратите внимание: он не побеждает, не трансформирует эти качества в себе с тем, дабы расширить свое сознание, что необходимо для новых отношений с миром, а просто убегает от них. Поэтому неизбежно приходит к своей изначальной предопределенности быть съеденным. «Раз от дедушки ушел, от бабушки ушел» и на себя, глупого да неопытного, только и надеешься, вряд ли твой путь будет далек.
Все наши попытки вырваться из предопределенности без соответствующего на то статуса, пресекаются свыше, так как можно напортачить и себе, и миру.
И для этого, разумеется, появляется Лиса. Это трикстер, Локи**– божество, появляющееся в случае, когда «товарищ не понимает…»… Вообще все новые действия воспринимаются как «злые» для мира, так как совершение какого-либо действия впервые является необычным, противоречащим установленному порядку вещей. Поэтому «трикстерное» действие совершается с каждым, кто претендует на новую модель отношений с реальностью. Стандартная сфера трикстера – это разрушение. Он разрушает то, что не соответствует заявленному.
Трикстер, трюкач любит появляться в образе Лисы.
"Приняв участие в создании мира, посмеявшись над незадачливыми представителями рода человеческого, подставив себя под насмешки и выступив в роли благодетеля, трикстер ушел, не уходя. На Земле остались его «меньшие братья», в которых его природа неизменна. Издревле лисица считалась у славян символом хитрости, коварства – т. е. имела главные качества трюкача. Нередко ее проделки настолько безупречно переворачивают действительный мир, отраженный в сказке, что смело можно говорить о создании «теневой реальности», помогающей высмеять осознать человеческую глупость".
С.П.Баева
Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Колобка она хитро ловит на тщеславии и наивности — типичных чертах несформировавшегося подросткового уровня сознания.
Но восхитимся мудростью наших предков. И обратим внимание, как часто в жизни и в политике встречаются подобные ситуации.
"Функции сказок заключаются не только в поэтической переработке реальности, но и в выявлении, а точнее в демонстрации, причинно-следственных связей, некоего алгоритма действий, который в той или иной мере присущ жизни (имеется в виду отражение глубинных человеческих побуждений (хаоса, бессознательного), о которых писали и Юнг, и Фрейд и др."
В.А.Бахтина
И вот наш веселый Колобок смело двинулся в неизвестность. И сталкивается со всеми прелестями свободы! Ну да, нахальный еще юноша! Многие таковыми и всю жизнь остаются. Но в эзотерике есть такой закон – человеку трижды дается шанс понять суть того, на что он замахнулся. Не прошел испытание свободой (причем, не он это решает, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать»*), пеняй на себя — значит, не удалось использовать шанс на построение собственной модели реальности.
Колобку кажется, что все у него победоносно получается. Один за другим он проходит в себе (сказки – часто метафора того, что происходит в нас самих) три уровня своей формирующейся личности, три уровня эго, олицетворяемых зайцем (трусость), волком (злоба, агрессивность, свирепость и т. п.), медведем (сила и власть). Но обратите внимание: он не побеждает, не трансформирует эти качества в себе с тем, дабы расширить свое сознание, что необходимо для новых отношений с миром, а просто убегает от них. Поэтому неизбежно приходит к своей изначальной предопределенности быть съеденным. «Раз от дедушки ушел, от бабушки ушел» и на себя, глупого да неопытного, только и надеешься, вряд ли твой путь будет далек.
Все наши попытки вырваться из предопределенности без соответствующего на то статуса, пресекаются свыше, так как можно напортачить и себе, и миру.
И для этого, разумеется, появляется Лиса. Это трикстер, Локи**– божество, появляющееся в случае, когда «товарищ не понимает…»… Вообще все новые действия воспринимаются как «злые» для мира, так как совершение какого-либо действия впервые является необычным, противоречащим установленному порядку вещей. Поэтому «трикстерное» действие совершается с каждым, кто претендует на новую модель отношений с реальностью. Стандартная сфера трикстера – это разрушение. Он разрушает то, что не соответствует заявленному.
Трикстер, трюкач любит появляться в образе Лисы.
"Приняв участие в создании мира, посмеявшись над незадачливыми представителями рода человеческого, подставив себя под насмешки и выступив в роли благодетеля, трикстер ушел, не уходя. На Земле остались его «меньшие братья», в которых его природа неизменна. Издревле лисица считалась у славян символом хитрости, коварства – т. е. имела главные качества трюкача. Нередко ее проделки настолько безупречно переворачивают действительный мир, отраженный в сказке, что смело можно говорить о создании «теневой реальности», помогающей высмеять осознать человеческую глупость".
С.П.Баева
Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Колобка она хитро ловит на тщеславии и наивности — типичных чертах несформировавшегося подросткового уровня сознания.
Но восхитимся мудростью наших предков. И обратим внимание, как часто в жизни и в политике встречаются подобные ситуации.
"Функции сказок заключаются не только в поэтической переработке реальности, но и в выявлении, а точнее в демонстрации, причинно-следственных связей, некоего алгоритма действий, который в той или иной мере присущ жизни (имеется в виду отражение глубинных человеческих побуждений (хаоса, бессознательного), о которых писали и Юнг, и Фрейд и др."
В.А.Бахтина
Источник: Фортуната
Обсуждения Сказка о Колобке. Эзотерическая интерпретация