Сейчас, когда вы видите в руках малыша свистульку, наверное, недовольно морщитесь, в ожидании неприятного звука. А меж тем предмет сей заслуживает глубокого уважения: в засушливые лета, когда земля раскалялась до глубоких трещин, прибегали наши предки к помощи этого примитивного артефакта.
Немного корявый и раскрашенный по-детски просто, этот обожжённый в русской печи комок глины с вложенной в него душой мастера мог, по мнению древних славян, творить чудеса: вызывать дождь и менять направление ветра.
Ритуальные свистульки, как утверждают археологи, люди стали изготавливать еще в 8 веке до нашей эры. Самые первые из них трудно было даже идентифицировать: просто комочки глины со странными отверстиями. Гончарные произведения поздних времен имели уже форму птички – более подходящую для завихрений воздуха внутри глиняного комочка, которые и заставляют его «петь». Изготавливали свистульку повсеместно на Руси. Однако только в образе пернатых помощников древний талисман не остался – разошелся он по городам и весям в разных ипостасях: смешных круглых барашков, фантасмагоричных коней о трех ногах, быках и оленях с ветвистыми рогами и даже вырос в совершенно самостоятельный уникальный симбиоз человека и животного или птицы. Во всех народных гончарных промыслах сохранилась традиция лепить свистульку в виде птицы Сирин (женщина в кокошнике с телом птицы) и Полкана: мужчины в традиционно русском кафтане с бородой и с телом коня.
Магическое значение свистульки было велико. Это сейчас она известна нам всего лишь как младенческая забава, да и то скорее историческая, отжившая, нежеле современная. В старые времена помимо прибегания к помощи этого талисману во время засухи, каждую весну проводили обрядовый праздник: «свистопляска», в котором свистулька была главным действующим лицом. Чествовали молодое народившееся солнце мелодичным свистом да народными забавами. Именно от этого действа ведет свою историю знаменитая дымковская игрушка, которая зародилась как промысел, обслуживающий «свистопляску». Это и немудрено. Свист, что рождается в недрах этого незамысловатого русского сувенира, сделанного вручную и по всем правилам, согласно поверьям, обладает поистине волшебными свойствами – он «работает» в том же звуковом диапазоне, что и звуки, издаваемые ветром, поэтому тот и прилетает на зов «младшего брата». Кроме того этого тонкого свиста боятся все злые сила, что посягают на человеческое жилище. Недаром в старину свистеть в петушков до барашков поручали младенцам для потехи – чем чаще неразумный наследник дует в глиняный комочек: тем сильнее обережные силы дома.
Ритуальные свистульки, как утверждают археологи, люди стали изготавливать еще в 8 веке до нашей эры. Самые первые из них трудно было даже идентифицировать: просто комочки глины со странными отверстиями. Гончарные произведения поздних времен имели уже форму птички – более подходящую для завихрений воздуха внутри глиняного комочка, которые и заставляют его «петь». Изготавливали свистульку повсеместно на Руси. Однако только в образе пернатых помощников древний талисман не остался – разошелся он по городам и весям в разных ипостасях: смешных круглых барашков, фантасмагоричных коней о трех ногах, быках и оленях с ветвистыми рогами и даже вырос в совершенно самостоятельный уникальный симбиоз человека и животного или птицы. Во всех народных гончарных промыслах сохранилась традиция лепить свистульку в виде птицы Сирин (женщина в кокошнике с телом птицы) и Полкана: мужчины в традиционно русском кафтане с бородой и с телом коня.
Магическое значение свистульки было велико. Это сейчас она известна нам всего лишь как младенческая забава, да и то скорее историческая, отжившая, нежеле современная. В старые времена помимо прибегания к помощи этого талисману во время засухи, каждую весну проводили обрядовый праздник: «свистопляска», в котором свистулька была главным действующим лицом. Чествовали молодое народившееся солнце мелодичным свистом да народными забавами. Именно от этого действа ведет свою историю знаменитая дымковская игрушка, которая зародилась как промысел, обслуживающий «свистопляску». Это и немудрено. Свист, что рождается в недрах этого незамысловатого русского сувенира, сделанного вручную и по всем правилам, согласно поверьям, обладает поистине волшебными свойствами – он «работает» в том же звуковом диапазоне, что и звуки, издаваемые ветром, поэтому тот и прилетает на зов «младшего брата». Кроме того этого тонкого свиста боятся все злые сила, что посягают на человеческое жилище. Недаром в старину свистеть в петушков до барашков поручали младенцам для потехи – чем чаще неразумный наследник дует в глиняный комочек: тем сильнее обережные силы дома.
Источник: Green
Обсуждения Почему свистит свистулька