По меркам Вселенной, в просторах которой разбросаны бесчисленные миры, планета Земля предстаёт пылинкой, а человеческая жизнь с её минутными заботами и тревогами кажется лишённой смысла. Но для нас, людей, именно эти заботы составляют важную часть жизни, побуждают нас к движению и развитию.
Мудрецы древности глубоко размышляли над смыслом человеческой жизни и её движущими мотивами. Они знали о необходимости сосредоточенности на Вечном, но понимали, как важна для человека его скоротечная жизнь с преходящими заботами и радостями.
Так, для придания упорядоченности человеческой жизни были установлены четыре цели, который человек должен осуществить в своей жизни. Мы должны помнить о важности каждой из них, но продвигаться последовательно от осуществления первой цели к осуществлению конечной. По мере выполнения своих целей мы должны прийти к осознанию своего истинного предназначения – возвращения к Истоку, к Вечному.
Первая цель в жизни – артха. Слово «артха» в переводе с санскрита – «польза, богатство». Таким образом, артха – это достижение материальной стабильности, поиск своего места под солнцем. Человек приобретает то, ради чего упорно трудится, но бережно относится к матери-Земле и всему сущему.
Вторая цель, которую надо постараться достичь в жизни – кама. «Кама» переводится как «желание». Человек не подавляет свои хорошие желания, но и не потворствует плохим, вредным для него и других. Эта способность отличает человека от животного. Человек красиво одевается, но при этом не гонится за каждым новым куском ткани; он удовлетворяет свои телесные потребности, но не теряет из-за них голову. Таким образом, человек избавляется от невидимого бремени невыполненных мечтаний и желаний, осуществляя их, и переходит на следующий этап, к следующей цели в жизни.
Следующая цель – дхарма. Удовлетворяя свои потребности и желания, человек не даёт им опутать себя. На этом этапе он понимает важность духовного совершенствования. Выполняя духовные практики, личностно и духовно совершенствуясь, он всё больше приближается к своему истинному «я», всё больше понимает себя – и переходит к следующей цели.
«Мокша» – это «освобождение». Найдя своё место в мире, испытав наслаждение и добросовестно выполнив свой долг перед людьми и Богом, человек осознаёт, что душа его все ещё желает чего-то большего – того, что смогло бы дать полное счастье и удовлетворение. Сильное желание найти подлинное счастье – это на самом деле стремление вернуться к Истокам, домой, к Богу, соединить свою душу с Душой Бога. Переломный момент – когда это желание достигает своего пика, после этого человек быстро приходит к Богу. Он выходит за пределы оков своего эго и освобождается. Происходит полное соединение атмы – души, с Параматмой – Высшей Душой.
Разочарование, которое возникает при осознании того, что удовлетворение физических и материальных потребностей все равно оставляет душу одинокой, – главный двигатель нашего духовного поиска.
Шри Пракаш Джи
Так, для придания упорядоченности человеческой жизни были установлены четыре цели, который человек должен осуществить в своей жизни. Мы должны помнить о важности каждой из них, но продвигаться последовательно от осуществления первой цели к осуществлению конечной. По мере выполнения своих целей мы должны прийти к осознанию своего истинного предназначения – возвращения к Истоку, к Вечному.
Первая цель в жизни – артха. Слово «артха» в переводе с санскрита – «польза, богатство». Таким образом, артха – это достижение материальной стабильности, поиск своего места под солнцем. Человек приобретает то, ради чего упорно трудится, но бережно относится к матери-Земле и всему сущему.
Вторая цель, которую надо постараться достичь в жизни – кама. «Кама» переводится как «желание». Человек не подавляет свои хорошие желания, но и не потворствует плохим, вредным для него и других. Эта способность отличает человека от животного. Человек красиво одевается, но при этом не гонится за каждым новым куском ткани; он удовлетворяет свои телесные потребности, но не теряет из-за них голову. Таким образом, человек избавляется от невидимого бремени невыполненных мечтаний и желаний, осуществляя их, и переходит на следующий этап, к следующей цели в жизни.
Следующая цель – дхарма. Удовлетворяя свои потребности и желания, человек не даёт им опутать себя. На этом этапе он понимает важность духовного совершенствования. Выполняя духовные практики, личностно и духовно совершенствуясь, он всё больше приближается к своему истинному «я», всё больше понимает себя – и переходит к следующей цели.
«Мокша» – это «освобождение». Найдя своё место в мире, испытав наслаждение и добросовестно выполнив свой долг перед людьми и Богом, человек осознаёт, что душа его все ещё желает чего-то большего – того, что смогло бы дать полное счастье и удовлетворение. Сильное желание найти подлинное счастье – это на самом деле стремление вернуться к Истокам, домой, к Богу, соединить свою душу с Душой Бога. Переломный момент – когда это желание достигает своего пика, после этого человек быстро приходит к Богу. Он выходит за пределы оков своего эго и освобождается. Происходит полное соединение атмы – души, с Параматмой – Высшей Душой.
Разочарование, которое возникает при осознании того, что удовлетворение физических и материальных потребностей все равно оставляет душу одинокой, – главный двигатель нашего духовного поиска.
Шри Пракаш Джи
Обсуждения Четыре цели в жизни