Когда я в первый раз увидела рекламу курсов тибетского массажа, то и представить себе не могла, какой большой, глубокий и удивительно интересный пласт знаний скрывается за этим названием. Семинар проводил президент и основатель международного Института Тибетской медицины NMI - доктор Нида Ченагцанг, официально признанный в Тибете перевоплощением известного деятеля XVII века и великого мастера Ригдзина Палдена Таши.
Рассеиваясь на протяжении веков, многие знания тибеткой медицины, в том числе и в области тибетского массажа, были утрачены.
Возможно, именно поэтому на протяжении всей истории тибетского врачевания существовали особые мастера, называемые тертонами, которые были призваны восстанавливать и сохранять эти знания. Тертоны - это люди, отыскивающие и передающие потомкам терма, сокрытые учения. Одним из таких тертонов и является доктор Нида. Его институт занимается изучением, сохранением и преподаванием тибетской медицины (в систему которой входит и тибетский массаж).
На Востоке существуют три главных медицинских направления: китайское, ведическое (Аюрведа) и тибетское. В отличие от многих утерянных древних систем знаний о человеке и его здоровье, эти три дошли до наших дней, во многом сохранив свои традиции. На первый взгляд может показаться, что данные системы врачевания похожи, но при более детальном изучении этих направлений становится очевидным, что есть различия и довольно существенные как в теории, так в практике. Они обусловлены тем, что каждая из медицинских систем связана с одной из трех религиозно-философских концепций, на которых "держится" вся сила и глубина восточной медицины в целом.
Так, условно можно сказать, что китайская медицинская традиция опирается на даосизм, Аюрведа - на ведизм, а тибетская традиция - на буддизм. Начиная изучать восточные оздоровительные практики или непосредственно медицину, многие люди не разделяют эгрегоры этих трех традиций и через некоторое время запутываются в объеме знаний, пытаясь скомпоновать из разных систем нечто общее. Это во многом затрудняет продвижение в изучении, как и попытка путем сравнения определить, какая из традиций лучше. И первое, и второе, и третье направления являются Путем. Поэтому очень важно выбрать одну основную традицию и углубляться в ее изучение. Только так можно понять, что она в действительности собой представляет, а также почувствовать и приобрести силу ее знаний.
Основы тибетской медицины
Для того чтобы практиковать тибетский массаж, необходимо разобраться в фундаментальных принципах тибетской медицины.
На Востоке тело человека принято рассматривать как совокупность пяти элементов. Названия элементов в разных традициях могут меняться, но по сути везде их совокупность представляет некое целое, образованное системой неизменных пяти качеств. Это значит, что традиционно все органические и неорганические вещества рассматриваются как целое, состоящее из комбинации пяти элементов: Пространства, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Согласно тибетской космологии, стадиальность формирования эмбриона человека и нашей планеты в целом схожи.
В космологии процесс Творения описывается так: сначала в Пустоте проявился элемент Воздуха; движение и трение этого элемента способствовали образованию тепла, или элемента Огня; взаимодействие Воздуха и Огня привело к образованию твердого элемента Земли; и в итоге, благодаря взаимодействию этих трех элементов, проявился своеобразный поток, то есть элемент Воды. В физиологии наблюдается следующая стадиальность зарождения и развития плода: функция элемента Воздуха способствует встрече мужского семени и женской яйцеклетки в "пустом" пространстве матки. С этого момента начинается развитие эмбриона. Благодаря встрече двух репродуктивных субстанций, развивается тепло элемента Огня, твердость элемента Земли, и влажность элемента Воды. Таким образом, эмбрион формируется и развивается с помощью энергий пяти элементов.
Пять элементов
Пространство (его второе название Эфир) - это "дом" для всех объектов во Вселенной; поле, из которого все проявляется и в которое все возвращается.
Воздух - это газообразное состояние материи, существование без формы. Воздух жизненно важен для всех живых существ; без него не возможно формирование тела: он присутствует в промежутке между клетками.
Огонь - это трансформация, которая превращает вещество из твердого в жидкое и газообразное, равно как и наоборот; форма без содержания. Огонь регулирует пищеварение, всасывание и усвоение в живых организмах, а также цветение, созревание и гниение растений. Огонь необходим для устранения застойных явлений.
Вода - это жидкое состояние материи, чей характерный атрибут - текучесть; содержание без стабильности. Вода - это жидкость, поддерживающая жизнь; охлаждающий элемент, который сохраняет электрический баланс, питает растения, животных и человека, сберегает окружающую среду.
Земля - это твердое состояние материи, ее главный признак - стабильность, неподвижность, плотность. Земля обеспечивает плотную почву для жизни, дает форму.
В свою очередь Воздух и Эфир формируют ум, Огонь - интеллект, Вода - память. А тело - это совокупность Земли и Воды (для силы и выносливости), Огня (для тепла и трансформации), Воздуха и Эфира (для движения).
Например, если мы хотим изменить что-то в себе, то нужно сначала создать ментальный план изменений (Эфир); затем "внедрить" его в тело, то есть заставить себя действовать согласно этому плану (Воздух); после "расплавить" привычные шаблоны восприятия и поведения на физиологическом уровне (Огонь); и в завершение закрепить претерпевшую изменения форму (Вода и Земля). До тех пор пока мы не осуществим сдвиги в более тяжелых элементах тела, ум, который легко перемещается в Воздухе и Эфире, не в состоянии удерживать нужные ему изменения. Мы можем с легкостью визуализировать перемены, но для их закрепления и претворения в жизнь необходимо задействовать тело.
Пять элементов представляют собой уровень тонких жизненных энергий, циркулирующих в теле. Они составляют сложную энергетическую систему, которая образует три жизненных начала: ветер (Пространство и Ветер), желчь (Пространство и Огонь) и слизь (Вода, Земля и Пространство). Эти Три жизненных начала можно рассматривать как три вида энергии, или как три физиологических процесса. Каждое из Трех жизненных начал имеет несколько характеристик, функций и разные места обитания в теле. Это, в свою очередь, порождает еще пятнадцать различных видов энергий. Когда все пятнадцать уравновешены, можно говорить о хорошем состоянии здоровья; с нарушением этого равновесия возникают болезни и недуги.
Три жизненных начала (ньепы)
Ветер (лунг)
Ветер охватывает физиологические и энергетические процессы, связанные с функциями нервной системы, а также с сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами. Ветер обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств, равновесие между двумя другими ньепами и др. функции (более подробно об этой ньепе мы поговорим чуть позже).
Желчь, или огонь (три)
Желчь связана с глазами, печенью, желчным пузырем, тонким кишечником и функциями сердечно-сосудистой, эндокринной и секреторной систем. Она обеспечивает пищеварение и теплотворную функцию тела. Эта ньепа отвечает за усвоение и обмен питательных веществ.
Слизь, или вода-земля (бадкан)
Слизь отвечает за функционирование пищеварительной и лимфатической систем, в частности желудка, поджелудочной железы, мочевого пузыря и почек; а также за структурное взаимодействие и стабильность органов, обеспечивая целостность тела и его вес. Также обеспечивает увлажненность тела и его защиту от избыточного жара и иссушения. Таким образом, слизь умаляет жар желчи и замедляет перемещение ветра.
В идеале здоровье - это внутренний и внешний баланс. Внутренний баланс включает в себя гармонию 15 "подвидов" энергий, семи составляющих тела (химус, кровь, мышечная, жировая и костная ткани, костный мозг, репродуктивная жидкость) и трех субстанций выделения (пот, кал, моча). Внешний баланс - это эмоциональная уравновешенность (работа с привязанностью, гневом и неведением), погодные условия и смена сезонов, диета и поведение.
Также, говоря о гармоничном состоянии здоровья, учитывают три аспекта: физический, энергетический и ментальный. При диагностике очень важно понять, на каком из уровней происходит нарушение, для того чтобы выстроить эффективное лечение.
Уравновешенность на физическом уровне подразумевает баланс основных пяти элементов (Пространство, Ветер, Вода, Земля, Огонь). Энергетический аспект связан с Тремя жизненными началами и пятнадцатью видами энергий. Ментальный аспект подразумевает тхарму (осознание сокровенного смысла жизни и своего предназначения), благосостояние и счастье. Под благосостоянием подразумевают также и богатство ума; счастье - это истинная цель нашей жизни; тхарма - это способы достижения благосостояния и счастья. Благодаря тхарме можно поддерживать благосостояние и счастье ума. Когда при лечении происходит работа только с физическим телом, то воздействие идет сначала на энергию, потом на ум. Если работать с умом, то воздействие идет на энергию и только потом на физическое тело. Самое важное для здоровья - это равновесие энергий. Воздействуя на энергетический аспект, автоматически запускается работа на физическом и ментальном уровнях.
Лечение любых болезней включает в себя четыре основных составляющие: предписание диеты, поведения, лекарств и проведение различных видов наружных процедур. В данной работе нас в большей степени интересует последний из аспектов лечения, а именно тибетский массаж, который называется "Ку Нье".
Массаж Ку Нье - это целая объемная система внешней терапии, которую условно можно разделить на два уровня: профилактический массаж для более или менее здоровых людей (его могут делать обычные массажисты) и лечебный массаж, который делают квалифицированные врачи или массажисты, прошедшие дополнительное обучение.Тибетский массаж
Само слово "Ку Нье" переводится с тибетского так: "Ку" - нанесение кремов и мазей, "Нье" - непосредственно массаж.
Итак, Ку Нье состоит из нескольких частей. Первая часть связана с нанесением масла на все тело начиная от макушки, включая кожу головы и заканчивая пальцами ног. Это необходимо для того, чтобы открылись поры кожи и тело начало равномерно расслабляться. Далее в зависимости от состояния пациента следует работа с мышцами, сухожилиями, суставами, позвоночником, а также точками и каналами. И заключительная часть - это снятие масла при помощи гороховой или ячменной муки. Масло с тела снимается для того чтобы токсины, которые выделились через поры в течение массажа, не начали через некоторое время впитываться обратно.
Также в массаж, или, вернее было бы сказать, в терапию, включаются различные виды прогреваний: например, прижигание мокса и работа с горячими недрагоценными камнями (в соответствии с разделением болезней в тибетской медицине на "горячие" и "холодные" используются лечение горячими и холодными камнями). Проводится работа и драгоценными камнями (которые сами по себе имеют "холодную" или "горячую" природу), массаж ракушками, банками из меди, серебра, стекла, камня, бамбука и глины; простукивания палочкой, горячие и холодные компрессы; лечение рогом и золотой иглой. А также работа с энергетическими центрами и внутренней защитной энергий Ла, которая находится в теле и циркулирует в соответствии с лунным циклом. Для сохранения этой энергии во время массажа необходимо повязывать красные (цвет защиты) шерстяныеТибетский массаж ниточки на безымянные пальцы рук и ног.
Масло для массажа выбирается в зависимости от типологии человека, то есть от того, какая из энергий в данный момент преобладает у пациента. Так, например, для людей типа ветра наиболее подходящим является кунжутное масло (в чистом виде или с добавлением молотого мускатного ореха). Для людей типа желчи показано сандаловое масло или оливковое с добавлением шафрана. Для людей типа слизи подходит кунжутное или оливковое с добавлением имбиря. Также используют масло Ги, специально приготовленные масла холодной или горячей природы, различные мази на основе жира или костей какого-нибудь животного.
Тибетский массаж в основном направлен на лечение и гармонизацию энергии ветра. В тибетской традиции она является основной, потому что напрямую связана с сознанием. Доктор Нида во время лекции по основам тибетского массажа приводил интересное сравнение: сознание и энергию ветра (лунг) он соотносил с безногим всадником на слепом коне. Ведь сама по себе энергия лунг лишена ясности, света, она, как слепой конь, ничего не видит, но стремительно мчится. А у всадника есть ясность и способность воспринимать, но нет возможности двигаться. Однако если всадник сядет верхом на слепую лошадь, то появится усилие.
В энергии лунг принято выделять два вида: тонкую и грубую энергии. Тонкий уровень связан с нашим умом, а грубый - с физическим телом. Разбалансировка этих видов энергии активизирует либо горячие каналы желчи, либо холодные каналы слизи.
Как уже упоминалось, каналами ветра в теле являются центральная и периферическая нервная системы. Центральная нервная система в тибетской системе врачевания называется канал "ветра, поддерживающий жизнь" . Она связывает все основные органы и части тела. Существуют нервные каналы, связывающие кожу, подкожный слой и мышцы с центральной нервной системой. Когда в каком-либо органе, например в толстой кишке, возникает патология, то нервы, связывающие орган со спинным мозгом, посылают соответствующий импульс в 15-й позвонок (по классической европейской системе это 2-й поясничный).
Спинной мозг в ответ на раздражитель посылает импульс к поверхности тела. Поскольку кожа является органом ветра по своей природе, она регистрирует состояние внутренних органов, в частности толстой кишки, на своей поверхности. Ткани толстой кишки и кожи на 15-м позвонке высыхают, грубеют и слегка обесцвечиваются. Каждая из 20 точек на позвоночном столбе связана с определенным органом. На основе ощущений в области живота и позвоночника, а также поверхности кожи вокруг них, можно получить информацию о природе заболевания данного органа. Но использование этой процедуры для диагностики лучше сочетать со стандартной медицинской диагностикой. Это необходимо для полного излечения и выздоровления пациента.
Воздействие на определенные области на поверхности тела дает возможность стимулировать спинной мозг и нервы. Благодаря научным экспериментам стало известно, что такого рода стимуляции повышают сенсорную и моторную функции органов, влияют на кровеносные сосуды и капилляры, способствуют изменениям в секреции гормонов. Следовательно, стимулируя определенную часть поверхности тела, связанную с соответствующим органом, можно скорректировать или устранить патологию данного органа.
В целом тибетский массаж можно считать уникальной оздоровительной системой, позволяющей восстанавливать энергетический баланс тонких энергий человека, воздействуя непосредственно на первопричину заболевания или недомогания.
Возможно, именно поэтому на протяжении всей истории тибетского врачевания существовали особые мастера, называемые тертонами, которые были призваны восстанавливать и сохранять эти знания. Тертоны - это люди, отыскивающие и передающие потомкам терма, сокрытые учения. Одним из таких тертонов и является доктор Нида. Его институт занимается изучением, сохранением и преподаванием тибетской медицины (в систему которой входит и тибетский массаж).
На Востоке существуют три главных медицинских направления: китайское, ведическое (Аюрведа) и тибетское. В отличие от многих утерянных древних систем знаний о человеке и его здоровье, эти три дошли до наших дней, во многом сохранив свои традиции. На первый взгляд может показаться, что данные системы врачевания похожи, но при более детальном изучении этих направлений становится очевидным, что есть различия и довольно существенные как в теории, так в практике. Они обусловлены тем, что каждая из медицинских систем связана с одной из трех религиозно-философских концепций, на которых "держится" вся сила и глубина восточной медицины в целом.
Так, условно можно сказать, что китайская медицинская традиция опирается на даосизм, Аюрведа - на ведизм, а тибетская традиция - на буддизм. Начиная изучать восточные оздоровительные практики или непосредственно медицину, многие люди не разделяют эгрегоры этих трех традиций и через некоторое время запутываются в объеме знаний, пытаясь скомпоновать из разных систем нечто общее. Это во многом затрудняет продвижение в изучении, как и попытка путем сравнения определить, какая из традиций лучше. И первое, и второе, и третье направления являются Путем. Поэтому очень важно выбрать одну основную традицию и углубляться в ее изучение. Только так можно понять, что она в действительности собой представляет, а также почувствовать и приобрести силу ее знаний.
Основы тибетской медицины
Для того чтобы практиковать тибетский массаж, необходимо разобраться в фундаментальных принципах тибетской медицины.
На Востоке тело человека принято рассматривать как совокупность пяти элементов. Названия элементов в разных традициях могут меняться, но по сути везде их совокупность представляет некое целое, образованное системой неизменных пяти качеств. Это значит, что традиционно все органические и неорганические вещества рассматриваются как целое, состоящее из комбинации пяти элементов: Пространства, Воздуха, Огня, Воды и Земли. Согласно тибетской космологии, стадиальность формирования эмбриона человека и нашей планеты в целом схожи.
В космологии процесс Творения описывается так: сначала в Пустоте проявился элемент Воздуха; движение и трение этого элемента способствовали образованию тепла, или элемента Огня; взаимодействие Воздуха и Огня привело к образованию твердого элемента Земли; и в итоге, благодаря взаимодействию этих трех элементов, проявился своеобразный поток, то есть элемент Воды. В физиологии наблюдается следующая стадиальность зарождения и развития плода: функция элемента Воздуха способствует встрече мужского семени и женской яйцеклетки в "пустом" пространстве матки. С этого момента начинается развитие эмбриона. Благодаря встрече двух репродуктивных субстанций, развивается тепло элемента Огня, твердость элемента Земли, и влажность элемента Воды. Таким образом, эмбрион формируется и развивается с помощью энергий пяти элементов.
Пять элементов
Пространство (его второе название Эфир) - это "дом" для всех объектов во Вселенной; поле, из которого все проявляется и в которое все возвращается.
Воздух - это газообразное состояние материи, существование без формы. Воздух жизненно важен для всех живых существ; без него не возможно формирование тела: он присутствует в промежутке между клетками.
Огонь - это трансформация, которая превращает вещество из твердого в жидкое и газообразное, равно как и наоборот; форма без содержания. Огонь регулирует пищеварение, всасывание и усвоение в живых организмах, а также цветение, созревание и гниение растений. Огонь необходим для устранения застойных явлений.
Вода - это жидкое состояние материи, чей характерный атрибут - текучесть; содержание без стабильности. Вода - это жидкость, поддерживающая жизнь; охлаждающий элемент, который сохраняет электрический баланс, питает растения, животных и человека, сберегает окружающую среду.
Земля - это твердое состояние материи, ее главный признак - стабильность, неподвижность, плотность. Земля обеспечивает плотную почву для жизни, дает форму.
В свою очередь Воздух и Эфир формируют ум, Огонь - интеллект, Вода - память. А тело - это совокупность Земли и Воды (для силы и выносливости), Огня (для тепла и трансформации), Воздуха и Эфира (для движения).
Например, если мы хотим изменить что-то в себе, то нужно сначала создать ментальный план изменений (Эфир); затем "внедрить" его в тело, то есть заставить себя действовать согласно этому плану (Воздух); после "расплавить" привычные шаблоны восприятия и поведения на физиологическом уровне (Огонь); и в завершение закрепить претерпевшую изменения форму (Вода и Земля). До тех пор пока мы не осуществим сдвиги в более тяжелых элементах тела, ум, который легко перемещается в Воздухе и Эфире, не в состоянии удерживать нужные ему изменения. Мы можем с легкостью визуализировать перемены, но для их закрепления и претворения в жизнь необходимо задействовать тело.
Пять элементов представляют собой уровень тонких жизненных энергий, циркулирующих в теле. Они составляют сложную энергетическую систему, которая образует три жизненных начала: ветер (Пространство и Ветер), желчь (Пространство и Огонь) и слизь (Вода, Земля и Пространство). Эти Три жизненных начала можно рассматривать как три вида энергии, или как три физиологических процесса. Каждое из Трех жизненных начал имеет несколько характеристик, функций и разные места обитания в теле. Это, в свою очередь, порождает еще пятнадцать различных видов энергий. Когда все пятнадцать уравновешены, можно говорить о хорошем состоянии здоровья; с нарушением этого равновесия возникают болезни и недуги.
Три жизненных начала (ньепы)
Ветер (лунг)
Ветер охватывает физиологические и энергетические процессы, связанные с функциями нервной системы, а также с сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами. Ветер обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств, равновесие между двумя другими ньепами и др. функции (более подробно об этой ньепе мы поговорим чуть позже).
Желчь, или огонь (три)
Желчь связана с глазами, печенью, желчным пузырем, тонким кишечником и функциями сердечно-сосудистой, эндокринной и секреторной систем. Она обеспечивает пищеварение и теплотворную функцию тела. Эта ньепа отвечает за усвоение и обмен питательных веществ.
Слизь, или вода-земля (бадкан)
Слизь отвечает за функционирование пищеварительной и лимфатической систем, в частности желудка, поджелудочной железы, мочевого пузыря и почек; а также за структурное взаимодействие и стабильность органов, обеспечивая целостность тела и его вес. Также обеспечивает увлажненность тела и его защиту от избыточного жара и иссушения. Таким образом, слизь умаляет жар желчи и замедляет перемещение ветра.
В идеале здоровье - это внутренний и внешний баланс. Внутренний баланс включает в себя гармонию 15 "подвидов" энергий, семи составляющих тела (химус, кровь, мышечная, жировая и костная ткани, костный мозг, репродуктивная жидкость) и трех субстанций выделения (пот, кал, моча). Внешний баланс - это эмоциональная уравновешенность (работа с привязанностью, гневом и неведением), погодные условия и смена сезонов, диета и поведение.
Также, говоря о гармоничном состоянии здоровья, учитывают три аспекта: физический, энергетический и ментальный. При диагностике очень важно понять, на каком из уровней происходит нарушение, для того чтобы выстроить эффективное лечение.
Уравновешенность на физическом уровне подразумевает баланс основных пяти элементов (Пространство, Ветер, Вода, Земля, Огонь). Энергетический аспект связан с Тремя жизненными началами и пятнадцатью видами энергий. Ментальный аспект подразумевает тхарму (осознание сокровенного смысла жизни и своего предназначения), благосостояние и счастье. Под благосостоянием подразумевают также и богатство ума; счастье - это истинная цель нашей жизни; тхарма - это способы достижения благосостояния и счастья. Благодаря тхарме можно поддерживать благосостояние и счастье ума. Когда при лечении происходит работа только с физическим телом, то воздействие идет сначала на энергию, потом на ум. Если работать с умом, то воздействие идет на энергию и только потом на физическое тело. Самое важное для здоровья - это равновесие энергий. Воздействуя на энергетический аспект, автоматически запускается работа на физическом и ментальном уровнях.
Лечение любых болезней включает в себя четыре основных составляющие: предписание диеты, поведения, лекарств и проведение различных видов наружных процедур. В данной работе нас в большей степени интересует последний из аспектов лечения, а именно тибетский массаж, который называется "Ку Нье".
Массаж Ку Нье - это целая объемная система внешней терапии, которую условно можно разделить на два уровня: профилактический массаж для более или менее здоровых людей (его могут делать обычные массажисты) и лечебный массаж, который делают квалифицированные врачи или массажисты, прошедшие дополнительное обучение.Тибетский массаж
Само слово "Ку Нье" переводится с тибетского так: "Ку" - нанесение кремов и мазей, "Нье" - непосредственно массаж.
Итак, Ку Нье состоит из нескольких частей. Первая часть связана с нанесением масла на все тело начиная от макушки, включая кожу головы и заканчивая пальцами ног. Это необходимо для того, чтобы открылись поры кожи и тело начало равномерно расслабляться. Далее в зависимости от состояния пациента следует работа с мышцами, сухожилиями, суставами, позвоночником, а также точками и каналами. И заключительная часть - это снятие масла при помощи гороховой или ячменной муки. Масло с тела снимается для того чтобы токсины, которые выделились через поры в течение массажа, не начали через некоторое время впитываться обратно.
Также в массаж, или, вернее было бы сказать, в терапию, включаются различные виды прогреваний: например, прижигание мокса и работа с горячими недрагоценными камнями (в соответствии с разделением болезней в тибетской медицине на "горячие" и "холодные" используются лечение горячими и холодными камнями). Проводится работа и драгоценными камнями (которые сами по себе имеют "холодную" или "горячую" природу), массаж ракушками, банками из меди, серебра, стекла, камня, бамбука и глины; простукивания палочкой, горячие и холодные компрессы; лечение рогом и золотой иглой. А также работа с энергетическими центрами и внутренней защитной энергий Ла, которая находится в теле и циркулирует в соответствии с лунным циклом. Для сохранения этой энергии во время массажа необходимо повязывать красные (цвет защиты) шерстяныеТибетский массаж ниточки на безымянные пальцы рук и ног.
Масло для массажа выбирается в зависимости от типологии человека, то есть от того, какая из энергий в данный момент преобладает у пациента. Так, например, для людей типа ветра наиболее подходящим является кунжутное масло (в чистом виде или с добавлением молотого мускатного ореха). Для людей типа желчи показано сандаловое масло или оливковое с добавлением шафрана. Для людей типа слизи подходит кунжутное или оливковое с добавлением имбиря. Также используют масло Ги, специально приготовленные масла холодной или горячей природы, различные мази на основе жира или костей какого-нибудь животного.
Тибетский массаж в основном направлен на лечение и гармонизацию энергии ветра. В тибетской традиции она является основной, потому что напрямую связана с сознанием. Доктор Нида во время лекции по основам тибетского массажа приводил интересное сравнение: сознание и энергию ветра (лунг) он соотносил с безногим всадником на слепом коне. Ведь сама по себе энергия лунг лишена ясности, света, она, как слепой конь, ничего не видит, но стремительно мчится. А у всадника есть ясность и способность воспринимать, но нет возможности двигаться. Однако если всадник сядет верхом на слепую лошадь, то появится усилие.
В энергии лунг принято выделять два вида: тонкую и грубую энергии. Тонкий уровень связан с нашим умом, а грубый - с физическим телом. Разбалансировка этих видов энергии активизирует либо горячие каналы желчи, либо холодные каналы слизи.
Как уже упоминалось, каналами ветра в теле являются центральная и периферическая нервная системы. Центральная нервная система в тибетской системе врачевания называется канал "ветра, поддерживающий жизнь" . Она связывает все основные органы и части тела. Существуют нервные каналы, связывающие кожу, подкожный слой и мышцы с центральной нервной системой. Когда в каком-либо органе, например в толстой кишке, возникает патология, то нервы, связывающие орган со спинным мозгом, посылают соответствующий импульс в 15-й позвонок (по классической европейской системе это 2-й поясничный).
Спинной мозг в ответ на раздражитель посылает импульс к поверхности тела. Поскольку кожа является органом ветра по своей природе, она регистрирует состояние внутренних органов, в частности толстой кишки, на своей поверхности. Ткани толстой кишки и кожи на 15-м позвонке высыхают, грубеют и слегка обесцвечиваются. Каждая из 20 точек на позвоночном столбе связана с определенным органом. На основе ощущений в области живота и позвоночника, а также поверхности кожи вокруг них, можно получить информацию о природе заболевания данного органа. Но использование этой процедуры для диагностики лучше сочетать со стандартной медицинской диагностикой. Это необходимо для полного излечения и выздоровления пациента.
Воздействие на определенные области на поверхности тела дает возможность стимулировать спинной мозг и нервы. Благодаря научным экспериментам стало известно, что такого рода стимуляции повышают сенсорную и моторную функции органов, влияют на кровеносные сосуды и капилляры, способствуют изменениям в секреции гормонов. Следовательно, стимулируя определенную часть поверхности тела, связанную с соответствующим органом, можно скорректировать или устранить патологию данного органа.
В целом тибетский массаж можно считать уникальной оздоровительной системой, позволяющей восстанавливать энергетический баланс тонких энергий человека, воздействуя непосредственно на первопричину заболевания или недомогания.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Секреты тибетского массажа