Никакая необходимость не заставляет идти идущего, хотя, когда он идет, это необходимо.
Боэций.
Боэций был философом раннего средневековья. Его приговорили к смерти по ложному обвинению в заговоре. Ожидая казни, он написал книгу – «De consolation philosophiae», «Утешение философией», в которой старался утешить самого себя в последние дни жизни.
Боэций.
Боэций был философом раннего средневековья. Его приговорили к смерти по ложному обвинению в заговоре. Ожидая казни, он написал книгу – «De consolation philosophiae», «Утешение философией», в которой старался утешить самого себя в последние дни жизни.
По одним сведениям, Боэция зарубили мечом, по другим – забили насмерть дубинками. Есть также версия, что он был задушен, так что глаза его вылезли из орбит, а череп лопнул.
Если бы философия могла дать хоть некое подобие неуязвимости от бед жизни, то все непременно сделались бы философами. Или, по крайней мере, философов было бы больше, чем верующих. Но это не так. Религия, разумеется, имеет здесь очевидное преимущество. Она ищет и даёт утешение, а философия ищет истину. Во всяком случае, честная философия, которая, в силу своей честности, не приукрашивает, а отвергает жизнь. Науки также ищут истины, но это истины второго порядка, которые помогают не думать о трагизме жизни. Но лишь до поры до времени. В самом деле, какое нам дело до того, что молекулы состоят из атомов, когда мы начинаем сами распадаться на атомы?
Единственное утешение, которое способна дать честная философия, заключается в том, что любое трагическое событие в жизни, включая и прекращение самой жизни, ожидаемо. Оно, возможно, не сумеет нас сильно удивить. И не более того. Да и то… Сложно структурированная иллюзия бытия, подобно пыточного дела мастеру, удивительно хитра на выдумки.
Что касается духовной жизни в целом, то она крепко привязана к биологической. И в то же время относительно самостоятельна. Что означает относительная самостоятельность духовности? Она, в частности, подразумевает способность силою духа преодолевать физические страдания. Это в том случае, когда истязаемый руководствуется какой-нибудь сверхценной иллюзией (достоинство, величие духа), которая помогает терпеть и не показывать врагам, что страдаешь. И не сообщать под пыткой то, что мучители желают узнать.
Но, когда в качестве основного палача фигурирует сама иллюзия бытия, которая ничего не желает от нас узнать, можно сколько угодно делать хорошую мину при плохой игре, но это никому не нужно, и никого не впечатлит, ибо нет ни актеров, ни зрителей. Нет никого. Никакая необходимость не заставляет ничто порождать иллюзию нечто, хотя, когда это происходит, это необходимо. Ничто беспричинно, предельно хаотично и слепо.
Если бы философия могла дать хоть некое подобие неуязвимости от бед жизни, то все непременно сделались бы философами. Или, по крайней мере, философов было бы больше, чем верующих. Но это не так. Религия, разумеется, имеет здесь очевидное преимущество. Она ищет и даёт утешение, а философия ищет истину. Во всяком случае, честная философия, которая, в силу своей честности, не приукрашивает, а отвергает жизнь. Науки также ищут истины, но это истины второго порядка, которые помогают не думать о трагизме жизни. Но лишь до поры до времени. В самом деле, какое нам дело до того, что молекулы состоят из атомов, когда мы начинаем сами распадаться на атомы?
Единственное утешение, которое способна дать честная философия, заключается в том, что любое трагическое событие в жизни, включая и прекращение самой жизни, ожидаемо. Оно, возможно, не сумеет нас сильно удивить. И не более того. Да и то… Сложно структурированная иллюзия бытия, подобно пыточного дела мастеру, удивительно хитра на выдумки.
Что касается духовной жизни в целом, то она крепко привязана к биологической. И в то же время относительно самостоятельна. Что означает относительная самостоятельность духовности? Она, в частности, подразумевает способность силою духа преодолевать физические страдания. Это в том случае, когда истязаемый руководствуется какой-нибудь сверхценной иллюзией (достоинство, величие духа), которая помогает терпеть и не показывать врагам, что страдаешь. И не сообщать под пыткой то, что мучители желают узнать.
Но, когда в качестве основного палача фигурирует сама иллюзия бытия, которая ничего не желает от нас узнать, можно сколько угодно делать хорошую мину при плохой игре, но это никому не нужно, и никого не впечатлит, ибо нет ни актеров, ни зрителей. Нет никого. Никакая необходимость не заставляет ничто порождать иллюзию нечто, хотя, когда это происходит, это необходимо. Ничто беспричинно, предельно хаотично и слепо.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-46566.
Обсуждения Утешение философией
Эта статья Вадима Валентиновича Филатова единственная на этом сайте статья непосредственно философская и является выражением мировоззрения, называемого в современной философии - Философия небытия или ещё - Философия несуществования.
Вадим, судя по отношению к нему других профессиональных философов и их высказываниям, тоже развивающих эту тему, относится к крайне пессимистическому направлению в этой философии.
Есть и оптимисты в этой философии. Одним из них, например, является Н. М. Солодухо. Что же он пишет? Возьмём к примеру его, Солодухо, статью в журнале Вестник Казанского технологического университета, выпуск №3/2010, "Этические принципы философии небытия" и читаем:
--- "Автор, (т. е. В.Н. Солодухо), анализирует сущность философии небытия и противопоставляет пессиместической этике нигилизма этику оптимизма философии небытия.
Современный философ Вадим Филатов недавно издал книгу под говорящим за себя названием "Книга небытия (Только для мёртвых)" у которой был интересный предшественник - "Книга несуществования".
В. Филатов ставит действительно серьёзный философский вопрос, для чего жить человеку и человечеству, если смерть неизбежна? - это извечно философский вопрос. Но вот ответ, который даёт на него автор, делает эту книгу весьма элитарной, накладывает на неё гриф , "Только для профессионалов", но не [для] широкой публики; [поэтому] неподготовленный читатель может сделать для себя опрометчивые выводы.
Вадим Филатов скептически относится к радостям повседневного проявления бытия; ... (не привожу далее текст о Розанове, т. к. считаю несущественным).
Филатов призывает убить Общечеловека, который ему не нравится потому что "для него характерна паталогическая привязанность к жизни, которая является первым симптомом старения - и человека и общества (стр.21). Общечеловек для него олицетворяет "простых людей", потуги которых обеспечить безопасность всего, лишь отодвигают окончательный крах, а их жизнь - "это путь, в конце которого маячит радостное предчувствие окончательной катастрофы", растворяющей их гротескные суетливые страдания (стр. 21).
Эту радость "предчувствия окончательной катастрофы" разделяют с Филатовым, вообще говоря, единицы ... (далее у Солодухи, в качестве примера, идёт какая-то фигня о каком-то Азсакре Заратустре, человеке явно неадекватном, наст. ф. и. которого, Андрей Елисеев из Магнитогорска)". ---
Почему "единицы"-то (?), а философия буддизма (не религия, а именно философия, где за основу учения взято всечеловеческое страдание), например ???
Далее Солодухо пишет:
--- "Надо подчеркнуть, что нигилизм нигилизму - рознь, философия небытия так же неоднородна, как и философия бытия. Как в рядах представителей философии бытия мы можем обнаружить сторонников "Танатоса", "погребальщиков" жизни и "похоронщиков" посюстороннего бытия, так и в лагере философии небытия мы можем найти бытийных оптимистов наряду с пессимистами". ---
А далее Солодухо приводит "принципы этической концепции, позволяющей жить полной жизнью, радоваться каждому дню и целеполагать продление индивидуального и коллективного бытия - как можно дольше".
Привести здесь эти "принципы" я не в состоянии, их 25.
Резюме же, которое Солодухо назвал в своей статье как "Вместо резюме", тоже приводить не буду, так как опять же, много, и я сам это "резюме вместо резюме" не разделяю, т. к . считаю, что - всё же, Бытиё есть иллюзия.
P. S. Вообще-то в статье Н. М. Солодухо очень эффектно логически изложено - "предположение - Что было бы, если бы не было бытия?".
Статью Н.М. Солодухо можно найти в интернете, набрав ф. и. о. автора и название статьи, "Этические принципы философии небытия".
--- " Ребята!!! БУДЕМ ЖИ-И-ИТЬ!!!" ---
Band ODESSA - Всё уже когда-то было