Бравурных сообщений об успехах человекоподобных роботов - сегодня хоть отбавляй. Однако, всех их перевешивает, на мой взгляд, всего-то одна неудача. А именно: когда для ликвидации аварии на Фукусиме стали набирать добровольцев.
Не больно заумная работа: ковыряться в завалах. По крайней мере, много не испортишь, раз уже и так все испорчено. Но в насквозь прокомпьютеризированной стране не нашлось ни одного механизма, способного заменить человека на самой примитивной работе.
Немало встречается сообщений об умных протезах, откликающихся на движение человеческой мысли. И слава Богу, если кого-то они спасли от неподвижности. Однако, едва ли при этом можно говорить об эквивалентной компенсации. Инвалид - он и есть инвалид. Все, кто напичкан трубками или лекарствами, вынуждены не столько жить, сколько выживать, ежедневно и ежеминутно испытывая боли и неудобства.
И еще есть "мелкое" неудобство: лекарства и протезы безумно дороги. Чтобы на них зарабатывать, сначала надо быть здоровым, а не инвалидом.
Хотя в будущем ожидается, что искусственные органы даже расширят возможности человеческого организма, но пока этого нет.
Неудивительно поэтому, что идея расстаться с прежним телом и переселиться в похожий механизм - не вызывает массового восторга.
Рядовому человеку трудно оценить, насколько верны сообщения ученых в деле разработки роботов. Но если убедительные доказательства не мелькают перед глазами, то подсознательно закрепляется недоверие.
Так можно объяснить, почему не пользуется успехом идея аватара от Движения "Россия-2045".
Перспектива того, что улицы постепенно заполнят роботы с мозгами стариков, - сомнительна по разным причинам. Во-первых, зачем, собственно, куда-то таскаться, давиться в транспорте или занимать своим автомобилем место на улице? Уж, наверное, не для того, чтобы взять на работе в руки лопату. Значит, наиболее вероятно, что придется сидеть за компьютером. Но за таким же компьютером можно сидеть дома.
Идея человекоподобных роботов противоречива тем, что когда таковые роботы действительно станут способны выполнять нужные манипуляции и физические работы, то физический труд практически исчезнет. Для переносов и перевозок вполне достаточно гораздо более простых и дешевых машин, которым незачем прилаживать человеческие руки и придавать человеческий облик.
Другая причина связана с невозможностью, да и с ненадобностью копировать в искусственном теле все прежние ощущения. Уж слишком хлопотно воспроизвести, например, блаженство от лежания на песочке на пляже у моря. По крайней мере, трудно представить, что сегодня кто-нибудь станет греть на солнышке и ласкать свой протез.
Если уж создавать искусственные тела, то совсем не для того, чтобы они снова толкались на пляже или в метро, лакали пиво, предавались обжорству и возрождали все прежние бытовые проблемы.
Наоборот, смысл может быть, прежде всего, в преодолении социальных проблем, которые порождало стандартное биологическое строение.
Если к человеческому мозгу удастся подвести новые надежные каналы связи, то слишком это мелко будет загружать их только сигналами от пары искусственных глаз или пары рук, приляпанных к мозгу. Подключать стоит знания всего человечества, ощущения не одного робота, а всех существующих роботов и всех сохранившихся к тому времени мозгов.
Никакое бегание аватара само по себе не даст его хозяину столько информации и ощущений, сколько прикосновение к коллективному разуму человечества, которое можно осуществлять, например, по радио. Однако, не плохи будут и провода, раз каждому мозгу не понадобится носиться по планете. А зачем, собственно, носиться? Вся информация и так рядом, практически уже в самом мозге. Потрогать собственной рукой, скажем, египетские пирамиды? Но зачем? Гораздо более полные сведения дадут приборы, а для воспроизведения приятных ощущений, наверняка, найдется немало средств, действующих прямо на дому.
Тем более, вычислительной технике и искусственным мозгам, если таковые появятся и станут конкурировать с людьми, - незачем носиться по планете в виде роботов. Им не нужны роскошные отели и яхты, изысканная еда, вообще незачем расталкивать друг друга в борьбе за место под солнцем.
Таким образом, если бы появилась возможность делать искусственные устройства, не уступающие по своим возможностям человеческому телу, то меньше всего при этом надо вновь штамповать эти тела, а имеет смысл идти гораздо дальше, чтобы освободиться ото всех тех многочисленных ограничений, которые налагает биологическая оболочка, а также избавиться от не менее многочисленных социальных проблем, вызванных животными потребностями.
Значит, вместо общества роботов, которое в принципе возможно, но не нужно, планету займет, скорее всего, единый разум или очень тесное переплетение разумов, и главным будет движение мысли, а не движение поездов, самолетов или автомобилей. Внешнему наблюдателю, наверное, покажется, что жизнь вообще замерла. Но она лишь уйдет с шумного уровня перемещения вещей на электронный уровень, возможно, даже в микромир. Предметы макромира по-прежнему останутся подвластны земному разуму, но эта власть будет действовать изнутри, а не через ненужные уже гигантские сооружения и механизмы, и не через перекраивание и крушение земной природы, развернутое для удовлетворения отживших животных потребностей. Н.В.Невесенко
Не больно заумная работа: ковыряться в завалах. По крайней мере, много не испортишь, раз уже и так все испорчено. Но в насквозь прокомпьютеризированной стране не нашлось ни одного механизма, способного заменить человека на самой примитивной работе.
Немало встречается сообщений об умных протезах, откликающихся на движение человеческой мысли. И слава Богу, если кого-то они спасли от неподвижности. Однако, едва ли при этом можно говорить об эквивалентной компенсации. Инвалид - он и есть инвалид. Все, кто напичкан трубками или лекарствами, вынуждены не столько жить, сколько выживать, ежедневно и ежеминутно испытывая боли и неудобства.
И еще есть "мелкое" неудобство: лекарства и протезы безумно дороги. Чтобы на них зарабатывать, сначала надо быть здоровым, а не инвалидом.
Хотя в будущем ожидается, что искусственные органы даже расширят возможности человеческого организма, но пока этого нет.
Неудивительно поэтому, что идея расстаться с прежним телом и переселиться в похожий механизм - не вызывает массового восторга.
Рядовому человеку трудно оценить, насколько верны сообщения ученых в деле разработки роботов. Но если убедительные доказательства не мелькают перед глазами, то подсознательно закрепляется недоверие.
Так можно объяснить, почему не пользуется успехом идея аватара от Движения "Россия-2045".
Перспектива того, что улицы постепенно заполнят роботы с мозгами стариков, - сомнительна по разным причинам. Во-первых, зачем, собственно, куда-то таскаться, давиться в транспорте или занимать своим автомобилем место на улице? Уж, наверное, не для того, чтобы взять на работе в руки лопату. Значит, наиболее вероятно, что придется сидеть за компьютером. Но за таким же компьютером можно сидеть дома.
Идея человекоподобных роботов противоречива тем, что когда таковые роботы действительно станут способны выполнять нужные манипуляции и физические работы, то физический труд практически исчезнет. Для переносов и перевозок вполне достаточно гораздо более простых и дешевых машин, которым незачем прилаживать человеческие руки и придавать человеческий облик.
Другая причина связана с невозможностью, да и с ненадобностью копировать в искусственном теле все прежние ощущения. Уж слишком хлопотно воспроизвести, например, блаженство от лежания на песочке на пляже у моря. По крайней мере, трудно представить, что сегодня кто-нибудь станет греть на солнышке и ласкать свой протез.
Если уж создавать искусственные тела, то совсем не для того, чтобы они снова толкались на пляже или в метро, лакали пиво, предавались обжорству и возрождали все прежние бытовые проблемы.
Наоборот, смысл может быть, прежде всего, в преодолении социальных проблем, которые порождало стандартное биологическое строение.
Если к человеческому мозгу удастся подвести новые надежные каналы связи, то слишком это мелко будет загружать их только сигналами от пары искусственных глаз или пары рук, приляпанных к мозгу. Подключать стоит знания всего человечества, ощущения не одного робота, а всех существующих роботов и всех сохранившихся к тому времени мозгов.
Никакое бегание аватара само по себе не даст его хозяину столько информации и ощущений, сколько прикосновение к коллективному разуму человечества, которое можно осуществлять, например, по радио. Однако, не плохи будут и провода, раз каждому мозгу не понадобится носиться по планете. А зачем, собственно, носиться? Вся информация и так рядом, практически уже в самом мозге. Потрогать собственной рукой, скажем, египетские пирамиды? Но зачем? Гораздо более полные сведения дадут приборы, а для воспроизведения приятных ощущений, наверняка, найдется немало средств, действующих прямо на дому.
Тем более, вычислительной технике и искусственным мозгам, если таковые появятся и станут конкурировать с людьми, - незачем носиться по планете в виде роботов. Им не нужны роскошные отели и яхты, изысканная еда, вообще незачем расталкивать друг друга в борьбе за место под солнцем.
Таким образом, если бы появилась возможность делать искусственные устройства, не уступающие по своим возможностям человеческому телу, то меньше всего при этом надо вновь штамповать эти тела, а имеет смысл идти гораздо дальше, чтобы освободиться ото всех тех многочисленных ограничений, которые налагает биологическая оболочка, а также избавиться от не менее многочисленных социальных проблем, вызванных животными потребностями.
Значит, вместо общества роботов, которое в принципе возможно, но не нужно, планету займет, скорее всего, единый разум или очень тесное переплетение разумов, и главным будет движение мысли, а не движение поездов, самолетов или автомобилей. Внешнему наблюдателю, наверное, покажется, что жизнь вообще замерла. Но она лишь уйдет с шумного уровня перемещения вещей на электронный уровень, возможно, даже в микромир. Предметы макромира по-прежнему останутся подвластны земному разуму, но эта власть будет действовать изнутри, а не через ненужные уже гигантские сооружения и механизмы, и не через перекраивание и крушение земной природы, развернутое для удовлетворения отживших животных потребностей. Н.В.Невесенко
Обсуждения Нужно ли человеку искусственное тело?
Д.Копперфильд одно время завораживал умы. Даже среди научных сотрудников я слышал, мол, "ему дано". А потом простые ребята разгадали почти все его фокусы.
Это адский прогресс!
А вот идейная сторона произведения представляется мне отрицательной. Наслушавшись подобных откровений от наркоманов, гибнут миллионы молодых людей. У моего товарища от наркотиков погибли все его дети (двое). Другой не выдержал сам. Еще один с сыном-алкоголиком охарактеризовал свое житье так: сказать "плохо" - значит, ничего не сказать. И это среди очень образованных и обеспеченных людей. Так что многие порвали бы Кувшинова на куски за его сладкую пропаганду.
Тем не менее, Вы убедили меня в содержательности и в сказочной привлекательности жизни душ, точнее, фантастических картин Кувшинова. Действительно, очень сладко! Осталась "мелочь": проверить, что сказка совпадает с былью. Для этого сам автор сообщает о простом известном эксперименте. Достаточно, чтобы повитавшая душа знала потом о событиях после своего отделения от тела (например, что в этот момент экспериментатор написал где-то число). Но вот этого как раз нет! Понятно, что тогда не было бы романа, если бы автор не заменил известные результаты экспериментов на вымышленные.
Конечно, одна душа может представить, что общается с другими душами. Но другие души этого не подтверждают, у них свои картины, в которых общее - только то, что они видели в реальном мире. Таким образом, нет главного: объективного общего (из чего бы оно ни состояло, хоть голой информации). Нет развития и накопления информации по мере поступления душ. Каждой душе в лучшем случае придется вариться только в своем воображении. Кувшинову и другим писателям, наверняка, будет нескучно. А вот рядовая душа сможет придумать не больше, чем в одиночной камере.
Конечно, можно опять ругать неправильных ученых. Но опыты ставили верующие и убежденные сторонники витания душ. К удивлению одного такого хирурга его пациенты, побывавшие в состоянии клинической смерти и уверявшие о своем летании под потолком, не заметили специально нарисованной доктором аршинной буквы на верхней части светильника, которую не было видно снизу, но которую с потолка мог не заметить только слепой.
Любой подобной улики с лихвой хватило бы для того, чтобы засадить преступника за решетку. Но хочется верить душам. Не преступники ведь! Никакого злого умысла! Честно рассказывают то, что видели. Или то, что померещилось, сфабриковано своим мозгом. Я тоже сфабриковал массу сказок и фантастических сюжетов и счастлив повитать в облаках вместе со своими вымышленными героями. Но множество видимых только мною разнообразных и противоречащих друг другу сюжетов я отличаю от того единственного сюжета, который видится в жизни большинством людей.
Если бы в состоянии сна, гипноза, наркоза, опьянения и т.п. душа летала, то спецслужбы никак не прошли бы мимо такого явления, и давно оказались бы бесполезны все грифы секретности со всеми сейфами. А усилиями душ журналистов все грязное белье и все скелеты из шкафов давно были бы выставлены на всеобщее обозрение.
Значит, случаи ясновидения имеют более сложную природу, до сих пор невыясненную. И их редкость не позволяет особо на них рассчитывать. Изредка случаются даже ливни в пустыне, но никто не станет садить там рис в расчете, что весь год в пустыне станут лить дожди. Поэтому не хотелось бы строить свои планы и идеалы в расчете на редкую случайность.
Творческие увлеченные личности и так могут мысленно витать в любых придуманных ими пространствах, ничуть не менее прекрасных, чем астрал Кувшинова. Возможно, что ангелам будет доступно еще больше, чем людям. Но сейчас это не очевидно. Потому, наверное, многие предпочитают синицу в руках, нежели побыстрее отправиться на тот свет.
Еще я замечаю, что с возрастом люди меняются, духовно растут (или наоборот), а значит, меняются и души. Обычно в старости человек постепенно утрачивает свои способности к мышлению, меняет и упрощает свои оценки, а многое просто перестает замечать, скатываясь чуть ли не к слабоумию. Какая тогда после него останется душа? Такая же выжившая из ума?
Или восстановят душу, которая была, скажем, в 20-летнем возрасте? Но это будет совсем другая душа, которой давно нет.
Возможности воображения меняются от состояния здоровья и настроения. В пике формы писатель шпарит так, что не может остановиться. Но болезни и старость меняют форму... Герои не придумываются, сюжеты скучнеют. Гнать брак просто не хочется. Связь тела и продуктивности мысли - налицо. Поэтому для меня было бы очень странно, если немощь и деградировавшую душу вдруг растащило на творчество.
Алексей, Вы наверняка сможете предложить свои варианты ответов на затронутые здесь вопросы. Пожалуйста, расскажите, что видите Вы, в чем поддерживаете Кувшинова, а в чем - нет.
А пока замечу, что я нигде не настаивал на кибергизации и вообще не употреблял этого слова. Вполне достаточно держать в порядке чисто биологические механизмы, например, обеспечивать своевременное деление клеток и замену вышедших из строя. Совершенно не обязательно наращивать память, дай Бог задействовать то, что есть.
Другое дело, что конкуренция в капиталистическом обществе может толкнуть на гораздо более решительные и рискованные действия.
Когда прочитаю книгу, то продолжу эту тему.
Спасибо, Алексей, и за пояснения про старение души. Это интересный и важный вопрос: почему "все надоедает"?
Один вариант ответа: "все уже в принципе знаешь".
Но можно ли знать все, хотя бы в принципе? Сведения об окружающем мире нарастают, как снежный ком. Вся жизнь меняется. Разве можно точно знать, что будет завтра? Жизнь интересна уже тем, что она полна неожиданностей. Пусть не эпохальных. Но у кого-то родился внук, у которого зацвели цветы - все это новое для каждого человека и потому радостное.
Мне представляется, что усталость накапливается не от знания, а, наоборот, от незнания, от безысходности, от исчерпания своих возможностей, от непонимания и неспособности ориентироваться в мире.
А когда спорится любое дело, то усталости от жизни нет.
Поэтому вместо того, чтобы обрезать неудачнику все оставшиеся его скромные возможности, - есть другой путь: развивать эти возможности. Если будут побеждены болезни и механизмы старения, усилены умственные и физические способности, то это все равно что вновь вдохнуть в человека огонь.
А вот интересная ли жизнь у ангелов? Я не знаю. Если Вы знаете, то опишите, пожалуйста.
Вы назвали "отдых". Но в человеческом понимании отдых нужен для того, чтобы приняться за новую работу. А для чего нужен отдых, если кроме отдыха ничего нет и не будет?
Мне представляется, что не стоит пугаться машинного творчества. Точнее, оно - не конкурент. Не завидуют же кулинары автоматам, которые шлепают ровные пирожки со всеми нужными точно рассчитанными вложениями. И картины старых мастеров стоят баснословно дорого (и продолжают дорожать) по сравнению с копеечным творчеством принтеров и т.п.
Человеческое творчество ценно не своей логической безукоризненностью, а, скорее, отклонениями от нее. И в каждом таком отклонении обнаруживается тайный смысл, неповторимые настроения художника, все его личные беды и терзания.
А вот смогут ли ангелы творить? Какие свои муки они будут отражать, если у них нет мук?
Правда, я не совсем понимаю, в чем она состоит.
Судя по настрою многих людей, они очень стремятся не стареть душой.
Вот названия известных песен:
"Не стареют душой ветераны",
"Никогда не старейте душой".
Так что желательно услышать от Вас, в чем, собственно, проблема. А проблем действительно много! Большинство из них, наверное, даже не раскрылось. Поэтому забегать сейчас вперед с их решением было бы неверно.
Но в порядке философствования, вероятно, можно делать некоторые предположения.
Мне представляется, что хоть и далеко не сразу, но со временем все неприятные и неинтересные работы будут переложены на плечи машин. Так что никакого обязательного вкалывания не понадобится. Останутся творческие профессии: инженер, ученый, поэт, писатель, художник... Т.е. такие, где хлебом не корми - не оторвать увлеченного человека.
Да и сейчас многие творцы страшатся не столько самой смерти, сколько потери своего любимого дела, которому отдавали все силы и помыслы.
Еще я предполагаю, что в справедливом обществе будут учтены интересы людей, которым надоела материальная система координат. В конце концов, что это же это за общество, если оно идет наперекор желаниям своих членов! Если будет возможность культурно переходить в другие системы координат, то почему бы ее не использовать организованно и цивилизованно!
Важно, чтобы никого не заставляли, а был выбор.
Автономное производство в автономном мире расплодившихся автономичучек с экстенсивно-интенсивным экономическим ростом, вызванным автономными инвестициями добра и зла, что позволило вырастить прогрессивное население в геометрической прогрессии, и поднять его на недосягаемую гибридную высоту автономной морали и никаких налоговых льгот при очередном грехопадении.
Кто-то же наплодил кварков, темную материю и т.п. Кислород в атмосфере создали живые существа...
Главное, чтобы блошиное потомство не кусалось, а производило что-то полезное.
Наверняка ведь Создатель не занимался специально каждым атомом, а запустил автономное производство. Тут важно начать и знать, что с чем соединить.
У НАНА родителей ДАЙ,ДАЙ дети, которым всегда мало и главное, что при совокуплении с блохами этих детей может за раз родится больше чем население Китая.
А там свобода! Демократия! И средства, наверняка, найдутся.
А если и дети пойдут, да не один или два а табуном...
А остальные будут проявлять толерантность.
Я в том же ключе. Если бы только лобызаться, а если поменяется секс ориетация, то что будет, что будет, представить страшно.
Вы уж извините, но я не могу не сьюморничать. Нанатехнологи изобретут нанамозги и нанажизнь переместится в микромир. Будем жить в сообществе с молекулами, блохами и прочими микроживностями.