Поэтому мы остановимся лишь на некоторых основополагающих аспектах, которые демонстрируют современность и своевременность этого учения.
Если рассматривать Аюрведу вне философского антуража и архидревнего контекста, то она означает не что иное, как учение о здоровом образе жизни — "наука жизни". Аюрведа говорит о том, что продолжительность и качество жизни зависят от того, что представляет собой человек, что он ест, как себя ведет и какие усилия предпринимает на пути совершенствования своего тела, ума и духа.
Аюрведа предлагает целый спектр методов и приемов, которые помогали бы успешно продвигаться по этому пути. Все врачи — специалисты в области аюрведических знаний утверждают, что их знания преемственно проистекают от первого учителя Чараки Самхиты, который написал письменные руководства по Аюрведе.
Получив эти знания из уст провидцев, которые наградили его способностью раздавать всем людям амриту, нектар бессмертия, — Чарака придал им книжный формат, явившись первым автором аюрведических трудов. С него и началась земная цепочка преемственности в обучении следующих поколений врачей.
НЕТИПИЧНЫЕ ТИПЫ
Любое лечение назначается аюрведическим врачом обязательно с учетом пракрити — конституции пациента. Согласно Аюрведе, все люди делятся на определенные типы. Например, к чистому типу Питта относятся мускулистые рыжеволосые люди, как правило, подверженные раздражительности и даже агрессии.
Тип Капха — грузные люди с толстой кожей, медлительные, сонливые, стремящиеся к накапливанию материальных благ. А Ватта — это, наоборот, худые люди с сухими волосами, хрустящими суставами, склонные к тревоге и страху. Словом, существует целый набор признаков — не только конституциональных, но и внутренних, психологических, — по которым можно отнести человека к тому или иному типу.
Есть масса формальных методик, и достаточно заполнить анкету, чтобы понять, носителем каких качеств является человек. Но это не значит, что Аюрведа жестко и регламентированно подразделяет людей всего на три типа.
Есть смешанные, так называемые дуальные типы, к тому же внутри каждого типа присутствуют различия по степени выраженности благости, страсти или невежества. Для каждого типа рекомендуется определенная диета, определенные упражнения, способы очищения и омоложения, соответствующий набор специй, трав и препаратов .
Искусство аюрведических докторов сводится к тому, чтобы правильно определить методы лечения и оздоровления для каждого конкретного человека, выработать рекомендации по образу жизни, предложить травы и специи, масла и виды массажа, гармонизирующие ум и эмоции, цвета и драгоценные камни , упражнения по йоге и медитации. Потому что то, что хорошо для Ватты, совсем не годится для Питты или Капхи.
ЛОЖНОЕ ЭГО
Все аюрведические методики — комплексные. Например, очень интересная методика Панчакармы предполагает обязательное наличие пяти компонентов: очищающие клизмы, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание.
Панчакарме предшествует недельный цикл манипуляций, включающий лечение маслом снаружи и изнутри, пропаривание в специальных камерах. Обязательна практика медитации, без которой ход мыслительной деятельности человека не будет направлен в нужное русло.
Согласно Аюрведе, большинство наших проблем возникает от того, что наш мозг слишком разболтан и очень легко впадает в зависимость от ложного эго, формирующего набор неправильных привычек, за которые наступает воздаяние. И задача аюрведического врача — подсказать, какая привычка и какое свойство личности приводит к тому или иному заболеванию.
Если это доносится в доступной форме до сознания пациента и он начинает работать конкретно над своими проблемами, то, как следствие, болезнь отступает, а иногда результатом такого комплексного лечения является и общее омоложение организма.
Легенды Аюрведы рассказывают о случаях, когда люди, достигшие определенной просветленности, уходили от суеты мира и возвращались в него совершенно помолодевшими; у них даже заново отрастали утерянные зубы и волосы. Они вновь вступали в брак, рожали детей и тем самым демонстрировали реальную силу аюрведических знаний.
О правдивости подобных легенд судить, конечно, трудно, но многие поистине чудодейственные приемы и методы Аюрведы сегодня широко известны и доступны. И часто людят ездят в Индию не для того, чтобы любоваться красотами Тадж-Махала или загорать на пляжах Гоа, а для того, чтобы получать первоисточники аюрведических знаний в Кералле — центре аюрведической медицины.
Эта провинция Индии славится тем, что тратит много усилий на образование молодежи, а в школах дети помимо изучения иностранных языков в обязательном порядке познают искусство Аюрведы. Там живет очень высокоорганизованная каста людей, которые занимаются тем, что несут традиционные знания миру. Именно из Кералла выходят самые известные специалисты Аюрведы.
СОВРЕМЕННАЯ АДАПТАЦИЯ
У многих возникает вопрос: насколько рецепты, изобретенные тысячи лет назад в Индии, приемлемы для современной европейской цивилизации? Сейчас ведется большая научная работа, подтверждающая догадку древних докторов о процессах старения в организме человека, которые приводят к тем или иным заболеваниям.
Проводятся исследования в области онкологии и аллергологии, изучаются механизмы управления аллергическими реакциями и стимулирования иммунитета. Исследования доказывают, что древняя наука, идя во многом интуитивным путем, приходила к тем же самым выводам. Современные ученые с европейским образованием используют знания Аюрведы, адаптируя их к современным условиям. К примеру, создают растительные препараты более эффективными способами — скажем, используется не трава в чистом виде, а различные выжимки и экстракты из нее.
На основе древних знаний разрабатывают высокотехнологичные методики получения препаратов и лекарственных средств. Поэтому нельзя обвинить Аюрведу в том, что это косная, старая, не поддающаяся никакой трансформации наука. Напротив, она представляет собой динамичное, живое учение, и рост числа врачей, практикующих эти знания, говорит о том, что они и дальше будут развиваться и трансформироваться в соответствии с требованиями современной цивилизации.
Однако, если изучать Аюрведу внимательно, то очевидно, что большая часть ее рекомендаций и рецептов вовсе не нуждается ни в какой адаптации. Например, Аюрведа не просто допускает, а приветствует употребление в пищу продуктов местного произрастания — совсем не обязательно приучать себя к экзотическим продуктам, которые растут только в Индии.
Достаточно понять суть предложений по набору продуктов и способам приготовления пищи (состав пищи, температура, режим питания и так далее), чтобы получать плоды оздоровления. Пища должна быть лекарством, а лекарство — пищей. И если наш северный климат предполагает большую затрату калорий для поддержания активности организма, то наша пища, разумеется, должна быть более калорийной, чем в теплых странах. Словом, можно исповедовать аюрведические знания, не погрешив против истины, абсолютно в любых климатических, социальных и других условиях.
Если рассматривать Аюрведу вне философского антуража и архидревнего контекста, то она означает не что иное, как учение о здоровом образе жизни — "наука жизни". Аюрведа говорит о том, что продолжительность и качество жизни зависят от того, что представляет собой человек, что он ест, как себя ведет и какие усилия предпринимает на пути совершенствования своего тела, ума и духа.
Аюрведа предлагает целый спектр методов и приемов, которые помогали бы успешно продвигаться по этому пути. Все врачи — специалисты в области аюрведических знаний утверждают, что их знания преемственно проистекают от первого учителя Чараки Самхиты, который написал письменные руководства по Аюрведе.
Получив эти знания из уст провидцев, которые наградили его способностью раздавать всем людям амриту, нектар бессмертия, — Чарака придал им книжный формат, явившись первым автором аюрведических трудов. С него и началась земная цепочка преемственности в обучении следующих поколений врачей.
НЕТИПИЧНЫЕ ТИПЫ
Любое лечение назначается аюрведическим врачом обязательно с учетом пракрити — конституции пациента. Согласно Аюрведе, все люди делятся на определенные типы. Например, к чистому типу Питта относятся мускулистые рыжеволосые люди, как правило, подверженные раздражительности и даже агрессии.
Тип Капха — грузные люди с толстой кожей, медлительные, сонливые, стремящиеся к накапливанию материальных благ. А Ватта — это, наоборот, худые люди с сухими волосами, хрустящими суставами, склонные к тревоге и страху. Словом, существует целый набор признаков — не только конституциональных, но и внутренних, психологических, — по которым можно отнести человека к тому или иному типу.
Есть масса формальных методик, и достаточно заполнить анкету, чтобы понять, носителем каких качеств является человек. Но это не значит, что Аюрведа жестко и регламентированно подразделяет людей всего на три типа.
Есть смешанные, так называемые дуальные типы, к тому же внутри каждого типа присутствуют различия по степени выраженности благости, страсти или невежества. Для каждого типа рекомендуется определенная диета, определенные упражнения, способы очищения и омоложения, соответствующий набор специй, трав и препаратов .
Искусство аюрведических докторов сводится к тому, чтобы правильно определить методы лечения и оздоровления для каждого конкретного человека, выработать рекомендации по образу жизни, предложить травы и специи, масла и виды массажа, гармонизирующие ум и эмоции, цвета и драгоценные камни , упражнения по йоге и медитации. Потому что то, что хорошо для Ватты, совсем не годится для Питты или Капхи.
ЛОЖНОЕ ЭГО
Все аюрведические методики — комплексные. Например, очень интересная методика Панчакармы предполагает обязательное наличие пяти компонентов: очищающие клизмы, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание.
Панчакарме предшествует недельный цикл манипуляций, включающий лечение маслом снаружи и изнутри, пропаривание в специальных камерах. Обязательна практика медитации, без которой ход мыслительной деятельности человека не будет направлен в нужное русло.
Согласно Аюрведе, большинство наших проблем возникает от того, что наш мозг слишком разболтан и очень легко впадает в зависимость от ложного эго, формирующего набор неправильных привычек, за которые наступает воздаяние. И задача аюрведического врача — подсказать, какая привычка и какое свойство личности приводит к тому или иному заболеванию.
Если это доносится в доступной форме до сознания пациента и он начинает работать конкретно над своими проблемами, то, как следствие, болезнь отступает, а иногда результатом такого комплексного лечения является и общее омоложение организма.
Легенды Аюрведы рассказывают о случаях, когда люди, достигшие определенной просветленности, уходили от суеты мира и возвращались в него совершенно помолодевшими; у них даже заново отрастали утерянные зубы и волосы. Они вновь вступали в брак, рожали детей и тем самым демонстрировали реальную силу аюрведических знаний.
О правдивости подобных легенд судить, конечно, трудно, но многие поистине чудодейственные приемы и методы Аюрведы сегодня широко известны и доступны. И часто людят ездят в Индию не для того, чтобы любоваться красотами Тадж-Махала или загорать на пляжах Гоа, а для того, чтобы получать первоисточники аюрведических знаний в Кералле — центре аюрведической медицины.
Эта провинция Индии славится тем, что тратит много усилий на образование молодежи, а в школах дети помимо изучения иностранных языков в обязательном порядке познают искусство Аюрведы. Там живет очень высокоорганизованная каста людей, которые занимаются тем, что несут традиционные знания миру. Именно из Кералла выходят самые известные специалисты Аюрведы.
СОВРЕМЕННАЯ АДАПТАЦИЯ
У многих возникает вопрос: насколько рецепты, изобретенные тысячи лет назад в Индии, приемлемы для современной европейской цивилизации? Сейчас ведется большая научная работа, подтверждающая догадку древних докторов о процессах старения в организме человека, которые приводят к тем или иным заболеваниям.
Проводятся исследования в области онкологии и аллергологии, изучаются механизмы управления аллергическими реакциями и стимулирования иммунитета. Исследования доказывают, что древняя наука, идя во многом интуитивным путем, приходила к тем же самым выводам. Современные ученые с европейским образованием используют знания Аюрведы, адаптируя их к современным условиям. К примеру, создают растительные препараты более эффективными способами — скажем, используется не трава в чистом виде, а различные выжимки и экстракты из нее.
На основе древних знаний разрабатывают высокотехнологичные методики получения препаратов и лекарственных средств. Поэтому нельзя обвинить Аюрведу в том, что это косная, старая, не поддающаяся никакой трансформации наука. Напротив, она представляет собой динамичное, живое учение, и рост числа врачей, практикующих эти знания, говорит о том, что они и дальше будут развиваться и трансформироваться в соответствии с требованиями современной цивилизации.
Однако, если изучать Аюрведу внимательно, то очевидно, что большая часть ее рекомендаций и рецептов вовсе не нуждается ни в какой адаптации. Например, Аюрведа не просто допускает, а приветствует употребление в пищу продуктов местного произрастания — совсем не обязательно приучать себя к экзотическим продуктам, которые растут только в Индии.
Достаточно понять суть предложений по набору продуктов и способам приготовления пищи (состав пищи, температура, режим питания и так далее), чтобы получать плоды оздоровления. Пища должна быть лекарством, а лекарство — пищей. И если наш северный климат предполагает большую затрату калорий для поддержания активности организма, то наша пища, разумеется, должна быть более калорийной, чем в теплых странах. Словом, можно исповедовать аюрведические знания, не погрешив против истины, абсолютно в любых климатических, социальных и других условиях.
Обсуждения Аюрведа - древняя медицина современному человеку