Великий самообман
Я наблюдал за людьми, разговаривающими по телефону. Конкретно, за их лицами. Выражения и мимика на них менялись так же точно, как если бы живой человек был в тот момент перед ними. Люди смеялись, хмурились, что-то с чувством рассказывали, сердились так, как если бы их собеседник находился здесь же, напротив. Я вглядывался во взоры говоривших и понимал, что они, будто «видят» того, с кем говорят. Что это – массовый психоз, помешательство? Ведь на самом деле, перед людьми в тот момент никого не было! Только голос в трубке. Но опишите мне голос! Что такое голос, как не звук, улавливаемый слуховым аппаратом? Разве голос можно описать так же, как березку или любой другой предмет материального мира, как нас с вами, разве голос – это весь человек? Если я могу пощупать, понюхать, увидеть вещь, обойти ее кругом, чтобы убедиться в ее реальности, то разве могу я, то же самое проделать с голосом? И, тем не менее, когда мы слышим голос, звук самолета или перестук колес поезда, то уже «знаем», что, в одном случае, летит самолет, а в другом, мчится поезд. На самом деле, ни самолета, ни поезда может и не быть в то мгновение перед нашими глазами, но мы помним, как они выглядят, какой звук издают. Более того, может, в небе летит совсем не такой самолет, какой мы себе представляем. Но мы помним звук, мысленно помним его образ – образ звука - и никто не убедит нас в том, что это по небу мчится поезд, а не летит самолет! Вообще, небо, – великий самообман! Это, как телевизор, - в нем одни призраки. Когда мы смотрим фильмы с участием актеров, которые давно умерли, то отчего-то не воспринимаем их мертвыми: на экране они живые, двигаются, разговаривают, - подобное подобному радуется, - нами они воспринимаются, как живые! И очень сильно удивляемся, когда нам говорят, что они уже умерли- точно так же ведут себя бывшие смертные, являясь в наших сновидениях. В таком случае вполне ясно, что во сне удивление по поводу смерти выказывает не мертвец, который видится, а мы сами, наше сознание вводит самое себя в заблуждение, в самообман. Странно, такое рациональное в одном - в реальности, в другом - в сновидении сознание само радо самообмануться! Очень это странное поведение, во всяком случае, нелогичное.
Большинство из нас никогда не будут ни на Луне, ни на Марсе, ни на Венере или Юпитере. Мы признаем их существование только потому, что нам говорят о них специалисты. Но смотря на Луну в небе, мы говорим: « Вот Луна!», допуская, тем самым, ее существование, наличие. Я веду здесь речь не о научных основаниях присутствия последних, а говорю о психологизме, сознающем себя. В другой раз мы говорим: «Вот Солнце!», хотя сами даже представить не можем, как оно реально выглядит: на Солнце, как на смерть, во все глаза не взглянешь, - это народная мудрость. Сами мы определяем Солнце всего-навсего по нескольким признакам: оно ярко светит, излучает тепло, встает на востоке, садится на западе и т.п. И это общее представление о звезде по имени «Солнце» значительно беднее того, которое имеют специалисты по Солнцу, - притом даже, если они соберутся нам все это рассказать, то мы все равно ничего не поймем и останемся при воспоминании, которое имеем. Что ж, исследователю допускается говорить на непонятном языке. При этом никто и никогда, включая всех специалистов мира, не держал в руках ни кусочка солнечной породы. Мы говорим, вот метеориты и астероиды, эти остывшие куски разваливающихся мировых солнц, - реально, мы даже не можем утверждать, было ли всегда, то Солнце, которое теперь нам светит! Кто нам сказал, что в небе та же реальность, в какой находимся мы сами? Если она, как наша, то это еще не говорит о том, что такая же. Уже самая безвоздушность делает ее другой! Небо - великий самообман! Но скажите мне, разве возможно при этом жить без неба? Ведь, само по себе, оно нас не обманывает. Небо не виновато в том, что своим взглядом, своим ощущением присутствия мы не можем осознать его так же, как себя. Мы смотрим в небо и видим в нем одни призраки планет, о которых, на самом деле, реально мало, что знаем. И при этом спорим о том, что было первым - яйцо или курица, - имея ввиду, конечно, в большей степени материальное. О большинстве предметов материального мира мы знаем, лишь, понаслышке, но зато защищаем их так, будто вот-вот вчера держали их в своих руках.
Опишите мне ветер! Он, то есть, то его нет. Как материальное в нашем представлении может, то быть, то не быть? В доме, в квартире нет никакого ветра! Так, может, на самом деле, его и вовсе нет? Но мы выходим на улицу, открываем окно и ощущаем свежесть, нежное прикосновение чего-то теплого или холодного, видим поднимаемую над землей пыль, склонившиеся под действием того, чего мы не можем предметно установить, деревья и говорим: « Вот это ветер!». А опишите мне тепло. Оно круглое или квадратное, какую форму имеет? Или тепло не имеет формы, а только содержание? Когда мы говорим тепло или морозно, то о каком реальном предмете идет речь? Себя предметно мы можем выделить, а тепло и холод никак? Следовательно, в материальном мире существуют вещи, которые могут не иметь формы, но только содержание? Это, как дым из трубы - чем дальше ввысь, тем незаметнее. В таком случае даже, если представить невообразимое - поставить себя на место тепла или холода, - то мы так же не смогли бы выделить живого в природе, ибо, о живом имели бы только часть представления. Так, может, на самом деле, в нашей реальности вовсе нет ни тепла, ни холода, ибо, они только наполовину принадлежат предметам материального мира и тогда нам следует вести речь о другом, ином, отнюдь, нематериальном мире? А что такое свет? Он какой?
Многие предметы окружающего мира мы не можем реально оценить и описать, зато спорим о них так, будто знаем их во всех деталях. Тот же звук может быть, а может и не быть. А когда его нет, он что, перестает существовать? Или все же звук есть всегда? Умеете ли вы слушать тишину? Тишина это что - поток мыслей в моей голове? А имеют ли свой звук, свой голос мысли, когда они звучат в моей голове?
Итак, мы существуем в мире, называемом нами материальным, в котором вещи могут быть, а могут и не быть! Но в нашем представлении их небытие вовсе не значит пропадания. Они «существуют» каждая в своем месте и «вызываются» в реальность, как своими собственными, так и окружающего мира свойствами. Здесь мало, что от нас зависит, во всем остальном мы можем только самообманываться! В этом и состоит великий самообман, который помогает выжить…
Я наблюдал за людьми, разговаривающими по телефону. Конкретно, за их лицами. Выражения и мимика на них менялись так же точно, как если бы живой человек был в тот момент перед ними. Люди смеялись, хмурились, что-то с чувством рассказывали, сердились так, как если бы их собеседник находился здесь же, напротив. Я вглядывался во взоры говоривших и понимал, что они, будто «видят» того, с кем говорят. Что это – массовый психоз, помешательство? Ведь на самом деле, перед людьми в тот момент никого не было! Только голос в трубке. Но опишите мне голос! Что такое голос, как не звук, улавливаемый слуховым аппаратом? Разве голос можно описать так же, как березку или любой другой предмет материального мира, как нас с вами, разве голос – это весь человек? Если я могу пощупать, понюхать, увидеть вещь, обойти ее кругом, чтобы убедиться в ее реальности, то разве могу я, то же самое проделать с голосом? И, тем не менее, когда мы слышим голос, звук самолета или перестук колес поезда, то уже «знаем», что, в одном случае, летит самолет, а в другом, мчится поезд. На самом деле, ни самолета, ни поезда может и не быть в то мгновение перед нашими глазами, но мы помним, как они выглядят, какой звук издают. Более того, может, в небе летит совсем не такой самолет, какой мы себе представляем. Но мы помним звук, мысленно помним его образ – образ звука - и никто не убедит нас в том, что это по небу мчится поезд, а не летит самолет! Вообще, небо, – великий самообман! Это, как телевизор, - в нем одни призраки. Когда мы смотрим фильмы с участием актеров, которые давно умерли, то отчего-то не воспринимаем их мертвыми: на экране они живые, двигаются, разговаривают, - подобное подобному радуется, - нами они воспринимаются, как живые! И очень сильно удивляемся, когда нам говорят, что они уже умерли- точно так же ведут себя бывшие смертные, являясь в наших сновидениях. В таком случае вполне ясно, что во сне удивление по поводу смерти выказывает не мертвец, который видится, а мы сами, наше сознание вводит самое себя в заблуждение, в самообман. Странно, такое рациональное в одном - в реальности, в другом - в сновидении сознание само радо самообмануться! Очень это странное поведение, во всяком случае, нелогичное.
Большинство из нас никогда не будут ни на Луне, ни на Марсе, ни на Венере или Юпитере. Мы признаем их существование только потому, что нам говорят о них специалисты. Но смотря на Луну в небе, мы говорим: « Вот Луна!», допуская, тем самым, ее существование, наличие. Я веду здесь речь не о научных основаниях присутствия последних, а говорю о психологизме, сознающем себя. В другой раз мы говорим: «Вот Солнце!», хотя сами даже представить не можем, как оно реально выглядит: на Солнце, как на смерть, во все глаза не взглянешь, - это народная мудрость. Сами мы определяем Солнце всего-навсего по нескольким признакам: оно ярко светит, излучает тепло, встает на востоке, садится на западе и т.п. И это общее представление о звезде по имени «Солнце» значительно беднее того, которое имеют специалисты по Солнцу, - притом даже, если они соберутся нам все это рассказать, то мы все равно ничего не поймем и останемся при воспоминании, которое имеем. Что ж, исследователю допускается говорить на непонятном языке. При этом никто и никогда, включая всех специалистов мира, не держал в руках ни кусочка солнечной породы. Мы говорим, вот метеориты и астероиды, эти остывшие куски разваливающихся мировых солнц, - реально, мы даже не можем утверждать, было ли всегда, то Солнце, которое теперь нам светит! Кто нам сказал, что в небе та же реальность, в какой находимся мы сами? Если она, как наша, то это еще не говорит о том, что такая же. Уже самая безвоздушность делает ее другой! Небо - великий самообман! Но скажите мне, разве возможно при этом жить без неба? Ведь, само по себе, оно нас не обманывает. Небо не виновато в том, что своим взглядом, своим ощущением присутствия мы не можем осознать его так же, как себя. Мы смотрим в небо и видим в нем одни призраки планет, о которых, на самом деле, реально мало, что знаем. И при этом спорим о том, что было первым - яйцо или курица, - имея ввиду, конечно, в большей степени материальное. О большинстве предметов материального мира мы знаем, лишь, понаслышке, но зато защищаем их так, будто вот-вот вчера держали их в своих руках.
Опишите мне ветер! Он, то есть, то его нет. Как материальное в нашем представлении может, то быть, то не быть? В доме, в квартире нет никакого ветра! Так, может, на самом деле, его и вовсе нет? Но мы выходим на улицу, открываем окно и ощущаем свежесть, нежное прикосновение чего-то теплого или холодного, видим поднимаемую над землей пыль, склонившиеся под действием того, чего мы не можем предметно установить, деревья и говорим: « Вот это ветер!». А опишите мне тепло. Оно круглое или квадратное, какую форму имеет? Или тепло не имеет формы, а только содержание? Когда мы говорим тепло или морозно, то о каком реальном предмете идет речь? Себя предметно мы можем выделить, а тепло и холод никак? Следовательно, в материальном мире существуют вещи, которые могут не иметь формы, но только содержание? Это, как дым из трубы - чем дальше ввысь, тем незаметнее. В таком случае даже, если представить невообразимое - поставить себя на место тепла или холода, - то мы так же не смогли бы выделить живого в природе, ибо, о живом имели бы только часть представления. Так, может, на самом деле, в нашей реальности вовсе нет ни тепла, ни холода, ибо, они только наполовину принадлежат предметам материального мира и тогда нам следует вести речь о другом, ином, отнюдь, нематериальном мире? А что такое свет? Он какой?
Многие предметы окружающего мира мы не можем реально оценить и описать, зато спорим о них так, будто знаем их во всех деталях. Тот же звук может быть, а может и не быть. А когда его нет, он что, перестает существовать? Или все же звук есть всегда? Умеете ли вы слушать тишину? Тишина это что - поток мыслей в моей голове? А имеют ли свой звук, свой голос мысли, когда они звучат в моей голове?
Итак, мы существуем в мире, называемом нами материальным, в котором вещи могут быть, а могут и не быть! Но в нашем представлении их небытие вовсе не значит пропадания. Они «существуют» каждая в своем месте и «вызываются» в реальность, как своими собственными, так и окружающего мира свойствами. Здесь мало, что от нас зависит, во всем остальном мы можем только самообманываться! В этом и состоит великий самообман, который помогает выжить…
Обсуждения Великий самообман