Проекты справедливого общественного устройства так же стары как само общество. Часто за образец выдвигают древнегреческие демократии, хотя едва ли десятая часть населения обладала там правом голоса. Рабство, процветавшее даже в XIX веке, так же трудно было изъять из представлений об идеальном обществе. Оно есть даже в "Утопии" (1516 г.) Т.Мора.
На модели XIX-XX веков оказало большое влияние развитие техники и науки, когда по некоторым мнениям человечество безнадежно отошло от духовного пути развития.
А вот "Город Солнца" (1602 г.) Т.Кампанеллы в некотором роде занимает удобное историческое место для осознания духовности и справедливости. Но столь ли удобно и продуктивно это место?
Если Т.Мор видит корни зла в частной собственности, то Т.Кампанелла - в людских пороках, в частности, в эгоизме. Впрочем, Кампанелла - тоже противник частной собственности, причем одним из средств борьбы с ней он видит ликвидацию института семьи. Но оба они в поддержании порядка придают большое значение государству. Так что нелишне напомнить о роли государства в "1984" Дж. Оруэлла.
Таким образом, лучшие гуманисты прошлого не отказывают государству в праве карать граждан за неправильное поведение. Конечно, есть и альтернативные варианты, в частности, по Л.Н.Толстому. Формально можно представить, что все граждане общества победят в себе эгоизм. Но даже самые отъявленные утописты не решились строить свои модели на такой фантастике.
Пропагандируя идею всеобщего равенства, Кампанелла тем не менее ставит во главе государства духовную аристократию. Как ни крути, получается что "одни равнее других".
Хотя в городе Солнца трудятся все, но автор отчетливо понимает, что далеко не все могут одинаково эффективно выполнять одну и ту же работу. Так, должность у гражданина определяется расположением звезд в момент рождения.
По мнению Т.Кампанеллы четырехчасового труда вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей общества. Даже сегодня в век автоматизации и компьютерной техники кажется фантастикой 4-часовой рабочий день. Правда, тут все зависит от потребностей. На этот счет у Кампанеллы имеется правило, которое наверняка свалит с ног всех современных гуманистов:
"подвергаются смертной казни те, которые из желания быть красивой начали бы румянить лицо или стали бы носить обувь на высоких каблуках".
Вот так! Ни много, ни мало, а смертная казнь. Понятно, если ходить в рубище, то много средств на гардероб не понадобится. Дескать, растите духовно, а не обкладывайтесь барахлом.
Примечательна в городе Солнца следующая должность: "главный начальник деторождения". Она мне сразу напомнила кабесотчицу из "Москва 2042" В.Войновича.
В общем, весь этот казарменный коммунизм не вызывает сегодня почтения. Сейчас трудно представить, как можно духовно расти в нищете. Ведь большинство искусств и занятий - весьма дорого. Даже чтобы просто поездить по миру, нужен транспорт, корабли. На телеге далеко не уедешь. Кроме того, одной эпидемии чумы достаточно, чтобы похоронить идиллию раз и навсегда.
При всей важности поиска моделей справедливого общества нельзя не видеть, что провалы в этом направлении скорее всего не случайны. Хотя в каком-то замкнутом пространстве город Солнца и ему подобные, наверняка, могли бы существовать неопределенно долго, но в том-то и дело, что ничего изолированного в мире нет.
Есть другие народы, которые живут по иным правилам, и при столкновении культур весьма трудно выжить нищенскому образу жизни.
Есть внешние природные силы, которые долго могут не напоминать о себе, но в один черный день могут снести дома и посевы, а то и весь людской мирок. Может быть, 4 часов достаточно для поддержания жизни в неизменных благоприятных природных условиях, но на случай стихийных бедствия надо иметь запас, и никто толком не скажет какой.
Цивилизация обязательно должна расти, развиваться и наращивать свою мощь быстрее, чем в среднем подкрадываются природные катастрофы. А это трудно сделать без интенсивного развития науки и техники, хотя и они в свою очередь порождают новые проблемы.
Другой путь - обращаться к религии, к Богу. Но Бог не отменяет разрушительных землетрясений, засух, цунами. Конечно, можно считать все это наказанием за неверный путь. Но ведь природные катастрофы случались и в глубокой древности, а вероятно, и задолго до появления человека.
Если за тысячи лет мы не дождались царствия Божия на Земле, то так можно прождать еще миллионы лет. Впрочем, никому не запрещается ждать. Н.В.Невесенко
На модели XIX-XX веков оказало большое влияние развитие техники и науки, когда по некоторым мнениям человечество безнадежно отошло от духовного пути развития.
А вот "Город Солнца" (1602 г.) Т.Кампанеллы в некотором роде занимает удобное историческое место для осознания духовности и справедливости. Но столь ли удобно и продуктивно это место?
Если Т.Мор видит корни зла в частной собственности, то Т.Кампанелла - в людских пороках, в частности, в эгоизме. Впрочем, Кампанелла - тоже противник частной собственности, причем одним из средств борьбы с ней он видит ликвидацию института семьи. Но оба они в поддержании порядка придают большое значение государству. Так что нелишне напомнить о роли государства в "1984" Дж. Оруэлла.
Таким образом, лучшие гуманисты прошлого не отказывают государству в праве карать граждан за неправильное поведение. Конечно, есть и альтернативные варианты, в частности, по Л.Н.Толстому. Формально можно представить, что все граждане общества победят в себе эгоизм. Но даже самые отъявленные утописты не решились строить свои модели на такой фантастике.
Пропагандируя идею всеобщего равенства, Кампанелла тем не менее ставит во главе государства духовную аристократию. Как ни крути, получается что "одни равнее других".
Хотя в городе Солнца трудятся все, но автор отчетливо понимает, что далеко не все могут одинаково эффективно выполнять одну и ту же работу. Так, должность у гражданина определяется расположением звезд в момент рождения.
По мнению Т.Кампанеллы четырехчасового труда вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей общества. Даже сегодня в век автоматизации и компьютерной техники кажется фантастикой 4-часовой рабочий день. Правда, тут все зависит от потребностей. На этот счет у Кампанеллы имеется правило, которое наверняка свалит с ног всех современных гуманистов:
"подвергаются смертной казни те, которые из желания быть красивой начали бы румянить лицо или стали бы носить обувь на высоких каблуках".
Вот так! Ни много, ни мало, а смертная казнь. Понятно, если ходить в рубище, то много средств на гардероб не понадобится. Дескать, растите духовно, а не обкладывайтесь барахлом.
Примечательна в городе Солнца следующая должность: "главный начальник деторождения". Она мне сразу напомнила кабесотчицу из "Москва 2042" В.Войновича.
В общем, весь этот казарменный коммунизм не вызывает сегодня почтения. Сейчас трудно представить, как можно духовно расти в нищете. Ведь большинство искусств и занятий - весьма дорого. Даже чтобы просто поездить по миру, нужен транспорт, корабли. На телеге далеко не уедешь. Кроме того, одной эпидемии чумы достаточно, чтобы похоронить идиллию раз и навсегда.
При всей важности поиска моделей справедливого общества нельзя не видеть, что провалы в этом направлении скорее всего не случайны. Хотя в каком-то замкнутом пространстве город Солнца и ему подобные, наверняка, могли бы существовать неопределенно долго, но в том-то и дело, что ничего изолированного в мире нет.
Есть другие народы, которые живут по иным правилам, и при столкновении культур весьма трудно выжить нищенскому образу жизни.
Есть внешние природные силы, которые долго могут не напоминать о себе, но в один черный день могут снести дома и посевы, а то и весь людской мирок. Может быть, 4 часов достаточно для поддержания жизни в неизменных благоприятных природных условиях, но на случай стихийных бедствия надо иметь запас, и никто толком не скажет какой.
Цивилизация обязательно должна расти, развиваться и наращивать свою мощь быстрее, чем в среднем подкрадываются природные катастрофы. А это трудно сделать без интенсивного развития науки и техники, хотя и они в свою очередь порождают новые проблемы.
Другой путь - обращаться к религии, к Богу. Но Бог не отменяет разрушительных землетрясений, засух, цунами. Конечно, можно считать все это наказанием за неверный путь. Но ведь природные катастрофы случались и в глубокой древности, а вероятно, и задолго до появления человека.
Если за тысячи лет мы не дождались царствия Божия на Земле, то так можно прождать еще миллионы лет. Впрочем, никому не запрещается ждать. Н.В.Невесенко
Обсуждения Т.Кампанелла и справедливое общество
Это жителям северных широт по смене времен года нетрудно вести исчисление лет. Для южан издревле использовались календари основанные на месячном цикле.
В тех документах, где явственно фигурирует привычный нам год, насколько мне известно, возраст чуть свыше 100 лет встречается крайне редко. Не знаю, доверяете ли Вы научным исследованиям, но согласно ним 120 лет - это предельный возраст для человека. В большинстве клеток заложены специальные счетчики (теломеры), которые ограничивают количество делений клетки. Так что никакие идеальные условия жизни пока не отменяют неумолимую программу старения.
В живой природе также не зафиксировано случаев, когда стандартное время жизни особей какого-либо вида резко изменялось.
При этом я не отрицаю, что дух может развиваться разными темпами. Однако и тут есть ограничения. Так что младенцы не становятся духовно развитыми личностями. Дети - они и есть дети. Наоборот, в прошлые эпохи взрослели быстрее. А сейчас и в 20 лет нередко остаются детьми.
Впрочем, если Вы предоставите информацию о жизни в 700-800 лет, то посетители сайта, наверняка, будут благодарны. Николай
Я даже не сомневаюсь, что первобытные люди прекрасно чувствовали природу, по легкому дуновению ветра или слабому запаху моментально оценивали обстановку и наверняка владели способностями, которые мы наблюдаем у некоторых животных. Да и люди по мимике, жестам, глазам угадывали в товарище больше и быстрее, нежели мы сейчас можем выразить словами.
К сожалению, в прошлые времена не было статистики ВОЗ. По одной версии многих болезней не было в далеком прошлом. Однако раскопки все чаще говорят, что большинство знакомых нам заболеваний стары как мир. Есть они и у животных. Только животные обычно не доживают до преклонных лет, как не доживали и люди далекого прошлого.
Как ни странно, о множестве болезней человечество узнало именно потому, что научилось эффективно бороться с некоторыми из них.
Поэтому трудно судить о распространенности психических заболеваниях в прошлом, раз они не оставили явных следов археологам. Все же мне представляется, что древний человек, становившийся к 20-25 годам стариком и умиравший в 30, вряд ли находился в благодушном расположении духа. Уж слишком много опасностей тогда подстерегало, надо было быть в постоянном напряжении, стрессе. Так что отсутствие там психических заболеваний сомнительно. Возможно, исследователи когда-то еще разберутся с этим вопросом. Николай
Собственно, глупо было бы считать, что мир состоит только из того, что мы видим. Уж сколько было неожиданных открытий даже на физическом уровне. А духовный, скорее всего, намного богаче. Поэтому при явно религиозном оттенке модель Д.Андреева - это отличная основа для развития наших представлений о мире, как религиозных, так и научных.
Я не собирался делать обзор утопий, а задавался вопросом о наиболее чистых их истоках, которые, как обычно считают, позже были загрязнены. На деле же получается, что истоки, мягко говоря, не блещут, слишком примитивны и полны насилия над личностью, хотя все делается под флагом религии и всеобщей любви. В этом плане труды Д.Андреева можно считать огромным шагом вперед. Как бы то ни было, но именно во времена машинной цивилизации появляются гораздо более разработанные и гуманные модели общества.
Возможно, я и коллеги еще обратятся к творчеству Д.Андреева. Даже при всем неприятии науки или религии любые взгляды требуют некоего складного изложения. А если есть систематическое изложение, то это уже религия или наука. Иначе свои взгляды невозможно донести до других. Николай
Может быть, следовало бы включить в этот краткий перечень рассматриваемых Вами утопий модель Даниила Андреева, где цивилизация и религия уже гармонично согласованы?