Если предположительно человеческий разум может рождать живые органические со-единения, то и эти соединения должны быть подобны разнообразию биологической материи.
Собрались два человека вместе и затеяли какое либо мероприятие. - Есть простейшее живое органическое формирование. Здесь присутствует взаимный интерес (углерод), какие-либо достоверные сведения о предмете интереса (кислород), соответствующие эмоции (водород). На основе знаний и житейского опыта в процессе интеллектуальных «химических реакций» стали образовываться всевозможные углеводороды. В головах партнеров начали рождаться идеи, строиться планы, обдумываться формы и методы достижения поставленной цели и решения вытекающих задач, заключаться договоры. Возникают химические связи, образуются структуры молекул, появляются своеобразные функции. Есть интерес - есть кампания, значит, есть жизнь коллективного организма.
В другом случае, к этой компании присоединились еще люди, связи начинают разрастаться, крепнуть (появляется взаимные обязательства и ответственность), структура усложняется, функции развиваются. Формируется корпоративный организм.
Если разнообразные организованные группы людей, корпоративные и прочие коллективные формы объединений соединяются в одно целое, то создаются общественные соединения, как высокоорганизованные организмы. В этих организмах имеются соответствующие органы и системы, так же как и в биологических организмах.
Социологическая наука имеет истолкование общества как живого организма, оформленное в труде английского мыслителя 19 века Герберта Спенсера в «Синтетической философии» и озаглавленного «Наведения социологии». На вопрос «Что такое общество?» он отвечает:
«§ 212. Общество – некоторая сущность, образованная из разрозненных единиц, которая имеет неизменную группировку в занимаемой ими площади этой сущности – агрегата.
§ 213. Свойства общества сходны со свойствами живого тела, значит отношения между частями общества аналогичны отношениям между частями живого тела».
Далее он приводит следующие доводы в доказательство своей гипотезы:
«II Общество как организм.
§ 214. Первая черта общества как организма – это его непрерывный рост.
§ 215. Если общество растет, то его части становятся несходными между собой, что обнаруживает усложнение строения.
§ 216. С прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается и прогрессивная дифференциация социальных отправлений.
§ 217. Социальные отправления приводят к взаимопомощи и к взаимной зависимости частей социального агрегата, который основан на том же принципе, что и индивидуальный организм. Социальный организм и индивидуальный организм одинаковы в «физиологическом разделении труда».
§ 218. Человеческое общество составлено из человеческих существ как организм.
§ 219. Жизнь целого не похожа на жизнь единиц, составляющих его. Жизнь целого более продолжительна, чем жизнь его единиц. Жизнь агрегата может быть немедленно уничтожена (вследствие катастрофы) без немедленного уничтожения всех его составных единиц.
§ 220. Наряду со сходствами существуют и несходства. Части животного образуют целое, а части общества образуют неконкретное (дискретное). Животные единицы тесно соединены между собой, а живые единицы свободны, несоприкасаемы друг с другом и более или менее рассеяны.
§ 221. Социальный агрегат является живым при помощи эмоционального и интеллектуального языка, который устанавливает взаимозависимость частей.
§ 222. Основные различия между организмами состоят в том, что в одном сознание сконцентрировано в небольшой части агрегата, в другом оно распространено по всему агрегату. Социального сенсорциума ума не существует потому, что благосостояние агрегата не может быть целью его единиц, благосостояние обеспечивается этими единицами для самих себя.
III Рост общества.
§ 224. Общества подобно живым телам начинаются в формах зародышей.
§ 225. Величина этих агрегатов разнообразна, как и классы на которые они делятся.
§ 226. Величина этих агрегатов возрастает в первом случае – путем простого размножения единиц; во втором – путем соединения групп в большие группы, а затем больших групп в еще большие группы и т.д.
§ 227. Общественный рост аналогично эволюционирует с двух сторон: интеграция осуществляется за счет увеличения общей массы, и увеличения связанности этой массы вследствие сближения частей.
IV Социальные строения.
§ 228. У обществ возрастание массы сопровождается возрастанием строения путем перехода от малых групп к большим и от простых к сложным. Социальные агрегаты как и живые существа для увеличения размера не обходятся без увеличения сложности взаимодействующих частей.
§ 230. Дифференциация осуществляется от более общего к более частному. Сначала возникают простые и широкие различия частей, затем в этих частях возникают еще части, которые тоже делятся и т.д. Превращение однородного в разнородное характерно для эволюции индивидуальных и социальных организмов.
§ 231. Внутреннее устройство органов животных и обществ основано на одном и том же принципе. Любому органу необходима доставка питания, удаление продуктов и регулирование деятельности.
§ 232. У животных низших типов не существует органов, кроме тех простых единиц, которые еще не соединены в органы. В промышленных строениях общества это индивидуальное натуральное хозяйствование (1 стадия). Тесно сплоченные группы клеточек – это семейные формы хозяйствования, монополизирующие какое-нибудь производство (2 стадия). На третьей стадии происходит переход от домашнего производства к фабричному.
§ 233. Существует контраст между первоначальным способом развития и поздним. Приобретенные изменения в результате эволюции в развитых обществах и организмах проявляется теперь автоматически.
V Общественные отправления.
§ 235. По мере прогресса эволюции взаимосвязи отправлений индивидуальных и социальных организмов становятся теснее. Разделение простых организмов заставляет их жить самостоятельно. Но высокоорганизованным агрегатам разделение грозит увечьем или гибелью.
§ 236. Единицы, образующую какую-нибудь часть организма, ограничиваются каким-нибудь видом деятельности. В социальных организмах тоже существует своя специализация.
§ 237. С прогрессом организации происходит сужение специализации, что приводит к более совершенному исполнению своих функций. Таким образом, возрастает общая сумма деятельности жизни социальной и индивидуальной».
По моему мнению, Герберт Спенсер остановился в своих доводах на том, что он ошибочно представлял единицы общества. В параграфе 220 он единицы живого организма – клетки принимал за индивидуумов – людей, которые свободны в пространстве и несоприкасаемы друг с другом. Это противоречие остановило развитие его гипотезы, поскольку количество единиц живого организма несравненно больше единиц – индивидуумов в обществе. Здесь единицей социального организма необходимо считать не человека в отдельности, а те социальные роли, которые каждый индивидуум носит в себе во множестве, исполняя те или иные функции в обществе. В одном индивиде таких функций может быть большое количество.
Роли, носителем которых является человек, разнообразны. Один человек одновременно может исполнять семейные функции, поскольку он родитель своих детей, и ребенок своих родителей; гражданские, как гражданин и патриот своей Родины; служебные, как сотрудник организации; наконец у него могут быть различные увлечения и хобби, где он выступает рыбаком или охотников, спортсменом или путешественником, музыкантом или живописцем и т.д. Все, что в человеке заложено посредством воспитания, образования и пр., в дальнейшем является основой для тех функций, исполняя которые, он может приносить пользу или вред для различных общественных формирований и государства в целом.
Современное государственное устройство представляет собой сложный высокоорганизованный организм, в котором есть структура государственного устройства, различные системы управления, распределения, социальные и иные институты, функциональные органы, в высшей степени развита специализация. В то же время в любом государственном образовании имеется свое гражданское общество, в котором находится все, что является разрозненным, т.е. не повинующимся строгому государственному соподчинению. Это различные независимо существующие друг от друга общественные формирования, группы и индивидуумы, которые в той или иной степени способствуют упрочению государственности, либо являются вредоносными и опасными для него.
Как и в любом животном организме, в котором имеются определенные культуры, параллельно существующие в нем (микрофлора желудочно-кишечного тракта, колонии полезных и болезнетворных микроорганизмов, насекомых и пр. паразитов), так и в общественном организме люди являются носителями функций, сходных с действием бактерий, микробов, всевозможных других паразитирующих представителей флоры и фауны. Есть так же и очень опасные вирусы, поражающие умы людей и ведущие к болезням общества, а то и к гибели государственного режима.
Что касается тесного расположения единиц - клеток в животном организме, то единицы общественного организма также тесно взаимодействуют, исходя из своей нематериальной природы. Аналогии в пространственных расположениях единиц животного и общественного организмов нужно искать в других проявлениях, где будут установлены такие физические явления, как движение, расстояния, направление, скорость, масса объектов интеллектуального проявления.
Собрались два человека вместе и затеяли какое либо мероприятие. - Есть простейшее живое органическое формирование. Здесь присутствует взаимный интерес (углерод), какие-либо достоверные сведения о предмете интереса (кислород), соответствующие эмоции (водород). На основе знаний и житейского опыта в процессе интеллектуальных «химических реакций» стали образовываться всевозможные углеводороды. В головах партнеров начали рождаться идеи, строиться планы, обдумываться формы и методы достижения поставленной цели и решения вытекающих задач, заключаться договоры. Возникают химические связи, образуются структуры молекул, появляются своеобразные функции. Есть интерес - есть кампания, значит, есть жизнь коллективного организма.
В другом случае, к этой компании присоединились еще люди, связи начинают разрастаться, крепнуть (появляется взаимные обязательства и ответственность), структура усложняется, функции развиваются. Формируется корпоративный организм.
Если разнообразные организованные группы людей, корпоративные и прочие коллективные формы объединений соединяются в одно целое, то создаются общественные соединения, как высокоорганизованные организмы. В этих организмах имеются соответствующие органы и системы, так же как и в биологических организмах.
Социологическая наука имеет истолкование общества как живого организма, оформленное в труде английского мыслителя 19 века Герберта Спенсера в «Синтетической философии» и озаглавленного «Наведения социологии». На вопрос «Что такое общество?» он отвечает:
«§ 212. Общество – некоторая сущность, образованная из разрозненных единиц, которая имеет неизменную группировку в занимаемой ими площади этой сущности – агрегата.
§ 213. Свойства общества сходны со свойствами живого тела, значит отношения между частями общества аналогичны отношениям между частями живого тела».
Далее он приводит следующие доводы в доказательство своей гипотезы:
«II Общество как организм.
§ 214. Первая черта общества как организма – это его непрерывный рост.
§ 215. Если общество растет, то его части становятся несходными между собой, что обнаруживает усложнение строения.
§ 216. С прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается и прогрессивная дифференциация социальных отправлений.
§ 217. Социальные отправления приводят к взаимопомощи и к взаимной зависимости частей социального агрегата, который основан на том же принципе, что и индивидуальный организм. Социальный организм и индивидуальный организм одинаковы в «физиологическом разделении труда».
§ 218. Человеческое общество составлено из человеческих существ как организм.
§ 219. Жизнь целого не похожа на жизнь единиц, составляющих его. Жизнь целого более продолжительна, чем жизнь его единиц. Жизнь агрегата может быть немедленно уничтожена (вследствие катастрофы) без немедленного уничтожения всех его составных единиц.
§ 220. Наряду со сходствами существуют и несходства. Части животного образуют целое, а части общества образуют неконкретное (дискретное). Животные единицы тесно соединены между собой, а живые единицы свободны, несоприкасаемы друг с другом и более или менее рассеяны.
§ 221. Социальный агрегат является живым при помощи эмоционального и интеллектуального языка, который устанавливает взаимозависимость частей.
§ 222. Основные различия между организмами состоят в том, что в одном сознание сконцентрировано в небольшой части агрегата, в другом оно распространено по всему агрегату. Социального сенсорциума ума не существует потому, что благосостояние агрегата не может быть целью его единиц, благосостояние обеспечивается этими единицами для самих себя.
III Рост общества.
§ 224. Общества подобно живым телам начинаются в формах зародышей.
§ 225. Величина этих агрегатов разнообразна, как и классы на которые они делятся.
§ 226. Величина этих агрегатов возрастает в первом случае – путем простого размножения единиц; во втором – путем соединения групп в большие группы, а затем больших групп в еще большие группы и т.д.
§ 227. Общественный рост аналогично эволюционирует с двух сторон: интеграция осуществляется за счет увеличения общей массы, и увеличения связанности этой массы вследствие сближения частей.
IV Социальные строения.
§ 228. У обществ возрастание массы сопровождается возрастанием строения путем перехода от малых групп к большим и от простых к сложным. Социальные агрегаты как и живые существа для увеличения размера не обходятся без увеличения сложности взаимодействующих частей.
§ 230. Дифференциация осуществляется от более общего к более частному. Сначала возникают простые и широкие различия частей, затем в этих частях возникают еще части, которые тоже делятся и т.д. Превращение однородного в разнородное характерно для эволюции индивидуальных и социальных организмов.
§ 231. Внутреннее устройство органов животных и обществ основано на одном и том же принципе. Любому органу необходима доставка питания, удаление продуктов и регулирование деятельности.
§ 232. У животных низших типов не существует органов, кроме тех простых единиц, которые еще не соединены в органы. В промышленных строениях общества это индивидуальное натуральное хозяйствование (1 стадия). Тесно сплоченные группы клеточек – это семейные формы хозяйствования, монополизирующие какое-нибудь производство (2 стадия). На третьей стадии происходит переход от домашнего производства к фабричному.
§ 233. Существует контраст между первоначальным способом развития и поздним. Приобретенные изменения в результате эволюции в развитых обществах и организмах проявляется теперь автоматически.
V Общественные отправления.
§ 235. По мере прогресса эволюции взаимосвязи отправлений индивидуальных и социальных организмов становятся теснее. Разделение простых организмов заставляет их жить самостоятельно. Но высокоорганизованным агрегатам разделение грозит увечьем или гибелью.
§ 236. Единицы, образующую какую-нибудь часть организма, ограничиваются каким-нибудь видом деятельности. В социальных организмах тоже существует своя специализация.
§ 237. С прогрессом организации происходит сужение специализации, что приводит к более совершенному исполнению своих функций. Таким образом, возрастает общая сумма деятельности жизни социальной и индивидуальной».
По моему мнению, Герберт Спенсер остановился в своих доводах на том, что он ошибочно представлял единицы общества. В параграфе 220 он единицы живого организма – клетки принимал за индивидуумов – людей, которые свободны в пространстве и несоприкасаемы друг с другом. Это противоречие остановило развитие его гипотезы, поскольку количество единиц живого организма несравненно больше единиц – индивидуумов в обществе. Здесь единицей социального организма необходимо считать не человека в отдельности, а те социальные роли, которые каждый индивидуум носит в себе во множестве, исполняя те или иные функции в обществе. В одном индивиде таких функций может быть большое количество.
Роли, носителем которых является человек, разнообразны. Один человек одновременно может исполнять семейные функции, поскольку он родитель своих детей, и ребенок своих родителей; гражданские, как гражданин и патриот своей Родины; служебные, как сотрудник организации; наконец у него могут быть различные увлечения и хобби, где он выступает рыбаком или охотников, спортсменом или путешественником, музыкантом или живописцем и т.д. Все, что в человеке заложено посредством воспитания, образования и пр., в дальнейшем является основой для тех функций, исполняя которые, он может приносить пользу или вред для различных общественных формирований и государства в целом.
Современное государственное устройство представляет собой сложный высокоорганизованный организм, в котором есть структура государственного устройства, различные системы управления, распределения, социальные и иные институты, функциональные органы, в высшей степени развита специализация. В то же время в любом государственном образовании имеется свое гражданское общество, в котором находится все, что является разрозненным, т.е. не повинующимся строгому государственному соподчинению. Это различные независимо существующие друг от друга общественные формирования, группы и индивидуумы, которые в той или иной степени способствуют упрочению государственности, либо являются вредоносными и опасными для него.
Как и в любом животном организме, в котором имеются определенные культуры, параллельно существующие в нем (микрофлора желудочно-кишечного тракта, колонии полезных и болезнетворных микроорганизмов, насекомых и пр. паразитов), так и в общественном организме люди являются носителями функций, сходных с действием бактерий, микробов, всевозможных других паразитирующих представителей флоры и фауны. Есть так же и очень опасные вирусы, поражающие умы людей и ведущие к болезням общества, а то и к гибели государственного режима.
Что касается тесного расположения единиц - клеток в животном организме, то единицы общественного организма также тесно взаимодействуют, исходя из своей нематериальной природы. Аналогии в пространственных расположениях единиц животного и общественного организмов нужно искать в других проявлениях, где будут установлены такие физические явления, как движение, расстояния, направление, скорость, масса объектов интеллектуального проявления.
Обсуждения 3. Интеллектуальные формы жизни